Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для учащихся 5–9 классов
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней
муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан
Согласовано Заместитель директора по УВР _____ / _/ «___» _________ 20__г. |
Утверждаю Директор МОБУ ООШ с. Удельно-Дуваней _____ /Л. А. Гайниева/ Приказ №______ «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка»
для учащихся 5-9 классов
Срок реализации данной программы 2017 -2018 учебный год
разработана на основе Программы «Музыка». 5-9 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений 6-е из М.: Дрофа, 2012г.
Авторы программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Составитель: Переведенцева Мария Викторовна
2017 год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В области личностных результатов:
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
знание имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную парию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
6 КЛАСС
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств — ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
7 КЛАСС
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совмесной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
8 КЛАСС
В области личностных результатов:
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
сформированность навыков вокально-хоровой деятельности — умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
9 КЛАСС
В области личностных результатов:
формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческомразвитии современного социума;
общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
В области предметных результатов:
постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
2. Содержание учебного предмета, курса
5 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз Истоки.
Искусство открывает мир.
Искусства различны, тема едина.
Слово и музыка
Два великих начала искусства.
«Стань музыкою, слово!»
Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня — верный спутник человека.
Мир русской песни.
Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки.
Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки.
Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца.
«Русские сезоны в Париже».
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова.
Музыкальные сюжеты в литературе.
Образы живописи в музыке Живописность искусства.
«Музыка — сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов.
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов- импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок.
Сказочные герои в музыке.
Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи.
«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». Подводим итоги.
6 КЛАСС (35ч)
Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?
Музыка души.
«Тысяча миров» музыки
Наш вечный спутник.
Искусство и фантазия.
Искусство — память человечества.
В чем сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Волшебная сила музыки.
Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм
«Вначале был ритм».
О чем рассказывает музыкальный ритм.
Диалог метра и ритма.
От адажио к престо.
Мелодия
«Мелодия-душа музыки».
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония
Что такое гармония в музыке.
Два начала гармонии.
Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония
Мир образов полифонической музыки.
Философия фуги.
Фактура
Какой бывает музыкальная фактура.
Пространство фактуры.
Тембры
Тембры — музыкальные краски.
Соло и тутти.
Динамика
Громкость и тишина в музыке.
Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки По законам красоты.
Подводим итоги (обсуждение с учителем).
7 КЛАСС (35ч)
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр «Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации.
Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.
8 КЛАСС (35 ч)
Тема года: «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
Музыка «старая» и «новая» (вместо введения).
Настоящая музыка не бывает старой.
О традиции в музыке
Живая сила традиции.
Вечные темы в музыке
Сказочно-мифологические темы
Искусство начинается с мифа.
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
«Благословляю вас, леса…».
Мир человеческих чувств Образы радости в музыке.
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
«Слезы людские, о слезы людские…»
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Два пушкинских образа в музыке.
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта».
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
В поисках истины и красоты Мир духовной музыки.
Колокольный звон на Руси.
Рождественская звезда.
От Рождества до Крещения.
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня.
О современности в музыке Как мы понимаем современность.
Вечные сюжеты.
Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка). Лирические страницы советской музыки.
9 КЛАСС (34 Ч)
Тема года: «МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
О понятии «современная музыка» (вместо введения). Почему меняется музыка.
Как меняется музыка.
О неизменном в музыке.
Музыкальная среда.
Какая музыка нам нужна.
«Новая» жизнь «старой» музыки.
Современное композиторское творчество.
Виды музыки в современном мире.
Человек в музыке
«Искусство — это твой собственный голос».
Музыка и музицирование.
О любительской музыке.
Авторская песня.
Герой авторской пенсии.
Рок-музыка.
Герой рок-песни.
О разности вкусов.
Новые музыкальные взаимодействия
О музыке «легкой» и «серьезной»: история.
О музыке «легкой» и «серьезной»: современность. Стилевые взаимодействия.
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Зачем мы ходим на концерт.
Музыкальная сцена сегодня.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
№ |
Наименование темы |
Всего |
1. |
Музыка рассказывает обо всём |
1 |
2. |
Древний союз |
3 |
«Музыка и литература» |
||
3. |
Слово и музыка |
3 |
4. |
Песня + заключительный урок-викторина |
4 |
5. |
Романс |
2 |
6. |
Хоровая музыка |
2 |
7. |
Вокально-хоровая музыка (заключительный урок) |
1 |
8. |
Опера |
2 |
9. |
Балет |
2 |
10. |
Музыка звучит в литературе |
2 |
«Музыка и изобразительное искусство» |
||
11. |
Образы живописи в музыке |
2 |
12. |
Музыкальный портрет |
1 |
13. |
Пейзаж в музыке |
2 |
14. |
«Музыкальная живопись» сказок и былин |
3 |
15. |
Музыка в произведениях изобразительного искусства |
3 |
16. |
Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» |
2 |
Всего часов |
35 |
6 класс
№ |
Наименование темы, раздела |
Всего часов |
1 |
В чём сила музыки? Музыка души |
1 |
2 |
Тысяча миров музыки |
7 |
3 |
Заключительный урок |
1 |
4 |
Как создаётся музыкальное произведение |
1 |
5 |
Ритм |
6 |
6 |
Мелодия |
3 |
7. |
Гармония |
4 |
8. |
Полифония |
2 |
9. |
Фактура |
2 |
10. |
Тембры |
2 |
11. |
Динамика |
2 |
12. |
Чудесная тайна музыки (заключительный урок-концерт) |
4 |
Всего часов |
35 |
7 класс
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
1 |
Содержание и форма в музыке |
5 |
2 |
Каким бывает музыкальное содержание |
4 |
3 |
Музыкальный образ |
3 |
4 |
О чем рассказывает музыкальный жанр |
4 |
Формы в музыке |
1 |
|
5 |
Что такое музыкальная форма |
2 |
6 |
Виды музыкальных форм |
8 |
7 |
Музыкальная драматургия |
7 |
8 |
Формула красоты (заключительный урок) |
1 |
Всего часов |
35 |
8 класс
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
1. |
Традиция и современность в музыке |
3 |
2. |
Сказочно-мифологические темы |
4 |
3. |
Мир человеческих чувств |
7 |
4. |
В поисках истины и красоты |
4 |
Всего часов |
18 |
9 класс
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
1. |
Музыка как часть духовной культуры человека. Что такое «Музыка сегодня»? |
5 |
2. |
Человек в музыке |
7 |
3. |
Новые музыкальные взаимодействия |
5 |
Календарно-тематическое планирование уроков музыки с 5 по 9 классы.
5 класс
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Примечание |
|||
I четверть ( 8ч ) Тема года: Музыка и другие виды искусства (35 часов) Тема первого полугодия – «Музыка и литература» (16ч): Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально ценностном, заинтересованном отношении к музыке. формирование духовно-нравственных оснований. развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. умение формулировать собственное мнение и позицию. проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Предметные: Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы Знать понятие «песни без слов». Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач, проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. |
|||||||
1. |
06.09 |
Музыка рассказывает обо всем. Вводный |
* |
||||
Древний союз-3ч |
|||||||
2. |
13.09 |
Истоки. |
|||||
3. |
21.09 |
Искусство открывает мир. |
|||||
4. |
28.09 |
Искусства различны, тема едина. |
* |
||||
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. СЛОВО И МУЗЫКА-4ч |
|||||||
5. |
05.10 |
Два великих начала искусства. |
|||||
6. |
12.10 |
«Стань музыкою, слово». |
|||||
7. |
19.10 |
Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека. |
|||||
8. |
26.10 |
Обобщение урока по теме «Слово и музыка». |
|||||
II четверть ( 8 ч ) Песня-2ч |
|||||||
9. |
09.11 |
Песня — верный спутник человека .Мир русской песни. |
|||||
10. |
16.11 |
Песни народов мира. |
* |
||||
Романсы-2ч |
|||||||
11. |
23.11 |
Романса трепетные звуки. |
|||||
12. |
30.11 |
Мир человеческих чувств. |
|||||
ХОРОВАЯ МУЗЫКА-4ч |
|||||||
13. |
07.12 |
Народная хоровая музыка. |
|||||
14. |
14.12 |
Что может изображать хоровая музыка? |
|||||
15. |
21.12 |
Обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка». |
|||||
16. |
28.12 |
Обобщение по теме полугодия «Музыка и литература» |
|||||
III четверть ( 10ч ) Тема второго полугодия: Музыка и изобразительное искусство» (19 ч) Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения; формирование целостной картины мира. совершенствование художественного вкуса. будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предметные: Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Коммуникативные: высказывать свое мнение; принимать различные точки зрения; научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. |
|||||||
Опера-2ч |
|||||||
17. |
18.01 |
Самый значительный жанр вокальной музыки – опера. |
* |
||||
18. |
25.01 |
Из чего состоит опера. |
|||||
Балет -2ч |
|||||||
19. |
01.02 |
Единство музыки и танца. |
|||||
20. |
08.02 |
«Русские сезоны» в Париже. |
|||||
МУЗЫКА ЗВУЧИТ В ЛИТЕРАТУРЕ-2ч |
|||||||
21. |
15.02 |
Музыкальность слова. |
|||||
22. |
22.02 |
Музыкальные сюжеты в литературе. |
|||||
ОБРАЗЫ ЖИВОПИСИ В МУЗЫКЕ-4ч |
|||||||
23. |
01.03 |
Живописность искусства. |
|||||
24. |
07.03 |
«Музыка – сестра живописи». |
* |
||||
25. |
15.03 |
Может ли музыка выразить характер человека? |
|||||
26. |
22.03 |
Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Музыка и изобразительное искусство» Урок-концерт. |
|||||
IV четверть ( 9ч ) |
|||||||
ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ-2ч |
|||||||
27. |
05.04 |
Образы природы в творчестве музыкантов. |
|||||
28. |
12.04 |
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. |
|||||
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» СКАЗОК И БЫЛИН-4ч |
|||||||
29. |
19.04 |
Волшебная красочность музыкальных сказок. |
* |
||||
30. |
26.04 |
Сказочные герои в музыке |
|||||
31. |
03.05 |
Тема богатырей в музыке. |
|||||
32. |
10.05 |
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». |
* |
||||
33. |
17.05 |
Контрольная работа (тест) по теме года: «Музыка и другие виды искусства». |
|||||
34. |
24.05 |
Обобщение по теме года: «Музыка и другие виды искусства». |
|||||
35 |
31.05 |
«Льется музыка, музыка, музыка…» ( обобщение темы года) Урок-концерт |
* - региональный компонент.
6 класс
№ урока |
Дата |
Тема раздела, тема урока |
Примечание |
||
I четверть ( 8 ч ) Тема года: «В чем сила музыки» (35 часов) Раздел 1.Тысяча миров музыки.-8ч Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения; формирование целостной картины мира. совершенствование художественного вкуса; будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предметные: Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; Воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; Проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности; Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности; Знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом; Коммуникативные: Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Регулятивные Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове. Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров |
|||||
1. |
06.09 |
"Музыка души". Вводный |
|||
Тысяча миров в музыке-7ч |
|||||
2. |
12.09 |
Наш вечный Спутник. |
* |
||
3. |
19.09 |
Искусство и фантазия. |
|||
4. |
26.09 |
Искусство – память человечества. |
|||
5. |
3.10 |
Какой бывает музыка. Классификация музыки. |
|||
6. |
11.10 |
Волшебная сила музыки. |
* |
||
7. |
18.10 |
Музыка объединяет людей. |
|||
8. |
25.10 |
Систематизация и обобщение полученных знаний по теме «В чем сила музыки». |
|||
II четверть ( 8 ч ) |
|||||
Раздел 2. Как создается музыкальное произведение-27ч |
|||||
9. |
01.11 |
Единство музыкального произведения |
|||
Ритм -4ч |
|||||
10. |
08.11 |
Вначале был ритм. Определение ритма в музыке. |
|||
11. |
15.11 |
О чем рассказывает музыкальный ритм. |
* |
||
12. |
22.11 |
Диалог метра и ритма. |
|||
13. |
29.11 |
От адажио к престо. Определение темпа в музыке. |
|||
Мелодия -3ч |
|||||
14. |
6.12 |
Мелодия-душа музыки.. |
|||
15. |
13.12 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость». |
|||
16. |
20.12 |
Мелодия "угадывает" нас самих. Направление мелодии. Обобщение и систематизация полученных знаний по теме « В чем сила музыки» |
|||
III четверть ( 10 ч ) |
|||||
Гармония -4ч |
|||||
17. |
27.12 |
Что такое гармония в музыке? Значение гармонических сочетаний в музыке. |
|||
18. |
17.01 |
Два начала гармонии. |
* |
||
19. |
24.01 |
Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Роль гармонии в создания образов музыки. |
|||
20. |
31.01 |
Красочность музыкальной гармонии. |
|||
Полифония-2часа |
|||||
21. |
07.02 |
Мир образов полифонической музыки. |
|||
22. |
14.02 |
Философия фуги. Роль фуги в создании образов. |
* |
||
Фактура -2ч |
|||||
23. |
21.02 |
Какой бывает музыкальная фактура. |
|||
24. |
28.02 |
Пространство фактуры. |
* |
||
Тембры -3ч |
|||||
25. |
07.03 |
Тембры – музыкальные краски. |
|||
26. |
14.03 |
Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Гармония».Контрольная работа. |
|||
IV четверть ( 9 ч ) |
|||||
27. |
21.03 |
Соло – тутти. Тембровые особенности подбора инструментов в оркестрах |
|||
Динамика -2ч |
|||||
28. |
4.04 |
Громкость и тишина в музыке. Определение динамики, ее роль в музыкальном произведении. |
* |
||
29. |
11.04 |
Тонкая палитра оттенков. Латинское обозначение динамических оттенков. |
|||
Чудесная тайна музыки-6ч |
|||||
30. |
18.04 |
По законам красоты. Значение духовной музыки. |
|||
31. |
25.04 |
Гармония красоты и правды в жизни и музыке. |
* |
||
32. |
2.05 |
Никто не забыт, ничто не забыто! (Песни о Вов в честь памяти погибших). |
|||
33. |
16.05 |
В чем сила музыки. Контрольная работа |
|||
34. |
23.05. |
Обобщение и систематизация знаний по теме года «В чем сила музыки». |
|||
35 |
30.05 |
Урок-концерт по теме года «В чем сила музыки». |
* - региональный компонент.
7 класс
№ урока |
Дата |
Тема раздела, тема урока |
Примечание |
||||
I четверть ( 8 ч ) Тема года: «Содержание и форма в музыке» (35 часов) Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; формирование духовно-нравственных оснований. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Предметные: Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности., умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке; понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове. Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров. Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. |
|||||||
1. |
05.09 |
О единстве содержания и формы в художественном произведении. Вводный |
|||||
СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ. КАКИМ БЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ-7ч |
|||||||
2. |
12.09 |
Музыку трудно объяснить словами. |
|||||
3. |
20.09 |
В чем состоит сущность, музыкального содержания |
|||||
4. |
29.09 |
Музыка, которую можно объяснить словами. |
|||||
5. |
06.10 |
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. |
|||||
6. |
13.10 |
«Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада». |
* |
||||
7. |
20.10 |
Когда музыка не нуждается в словах. |
* |
||||
8. |
27.10 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки» |
|||||
II четверть ( 8 ч ) |
|||||||
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ-3ч |
|||||||
9. |
10.11 |
Лирические образы в музыке. |
|||||
10. |
17.11 |
Драматические образы в музыке. |
* |
||||
11. |
24.11 |
Эпические образы в музыке. |
|||||
О ЧЕМ «РАССКАЗЫВАЕТ» МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР-5ч |
|||||||
12. |
01.12 |
«Память жанра». Определение замысла произведения через средства музыкальной выразительности. |
|||||
13. |
08.12 |
Такие разные песни. |
|||||
14. |
15.12 |
Такие разные танцы. |
* |
||||
15. |
22.12 |
Такие разные марши. |
|||||
16. |
29.12 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Такие разные песни, танцы, марши» |
|||||
III четверть ( 10ч ) |
|||||||
Форма в музыке-10ч |
|||||||
17. |
19.01 |
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. |
|||||
18. |
26.01 |
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание». |
* |
||||
19. |
02.02 |
«Художественная форма – это ставшее зримым содержание».От целого к деталям. |
|||||
20. |
09.02 |
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми |
|||||
21. |
16.02 |
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). |
|||||
22. |
23.02 |
Два напева в романсеМ. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). |
|||||
23. |
02.03 |
Ночная серенада Пушкина — Глинки: трехчастная форма |
* |
||||
24. |
9.03 |
Многомерность образа в форме рондо. |
|||||
25. |
16.03 |
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). |
|||||
26. |
23.03 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Образы ВОВ» |
|||||
IV четверть (9ч ) Музыкальная драматургия-7ч |
|||||||
27. |
06.04 |
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии |
|||||
28. |
13.04 |
Музыкальный порыв. |
|||||
29. |
20.04 |
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии |
* |
||||
30. |
27.04 |
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». |
|||||
31. |
04.05 |
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. |
* |
||||
32. |
11.05 |
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Углубление. |
|||||
33. |
18.05 |
Формула красоты |
|||||
34. |
25.05 |
Обобщение и систематизация знаний по теме года «Содержание и форма в музыке». Контрольная работа |
|||||
35 |
31.05 |
Урок-концерт по теме «Содержание и форма в музыке» |
* - региональный компонент
8 класс
№ урока |
Дата |
Тема года, тема урока |
Примечание |
||||
Тема полугодия «Традиции и современность в музыке» (18 часов) Личностные:- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.. Предметные:- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета. Регулятивные:- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах Коммуникативные:- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. I четверть ( 4 ) |
|||||||
1. |
15.09 |
Музыка «старая» и «новая». Вводный. |
|||||
2. |
29.09 |
Настоящая музыка не бывает «старой». |
* |
||||
О традиции в музыке-1ч |
|||||||
3. |
13.10 |
Живая сила традиции. |
|||||
Вечные темы в музыке-15часов Сказочно-мифологические темы-4ч |
|||||||
4. |
27.10 |
Искусство начинается с мифа. |
|||||
II четверть ( 4ч ) |
|||||||
5. |
10.11 |
Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». |
|||||
6. |
24.11 |
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. |
* |
||||
7. |
08.12 |
«Благословляю вас, Бессмертный романс П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса...» (слова А. Толстого) |
|||||
Мир человеческих чувств-7ч |
|||||||
8. |
22.12 |
Образы радости в музыке. |
|||||
III четверть ( 5 ч ) |
|||||||
9. |
19.01 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость...» |
|||||
10. |
02.02 |
«Слезы людские, о слезы людские...» |
|||||
11. |
16.02 |
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. |
|||||
12. |
02.03 |
Два пушкинских образа в музыке |
|||||
13. |
16.03 |
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» Тест |
|||||
I V четверть ( 5 ч ) |
|||||||
14. |
06.04 |
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» |
* |
||||
В поисках истины и красоты-4ч |
|||||||
15. |
20.04 |
Колокольный звон на Руси |
|||||
16. |
04.05 |
«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) |
* |
||||
17. |
18.05 |
Контрольная работа (тест) по теме «Традиции и современность в музыке». |
|||||
18. |
31.05 |
Обобщение по теме полугодия «Традиции и современность в музыке». Урок-концерт. |
* - региональный компонент
9 класс
№ урока |
Дата |
Тема раздела, тема урока |
Примечание |
||
Тема полугодия «Музыка как часть духовной культуры человека» (17 часов) Личностные:- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; - понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.. Предметные:- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; - применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета. Регулятивные:- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; - совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; - саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; - развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах Коммуникативные:- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; - инициирование взаимодействия в группе, коллективе; - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; - самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов. |
|||||
I четверть ( 4 ч ) |
|||||
Что такое музыка сегодня?-5ч |
|||||
1. |
15.09 |
О понятии «современная музыка»Вводный |
|||
2. |
29.09 |
Почему меняется музыка |
* |
||
3. |
13.10 |
Какая музыка нам нужна |
* |
||
4. |
27.10 |
Современное композиторское творчество |
|||
II четверть ( 4 ч ) |
|||||
5. |
10.11 |
Виды музыки в современном мире |
|||
Человек в музыке-7ч |
|||||
6. |
24.11 |
«Искусство — это твой собственный голос» |
|||
7. |
08.12 |
Музыка и музицирование |
|||
8. |
22.12 |
Авторская песня |
|||
III четверть ( 5 ч ) |
|||||
9. |
26.01 |
Герой авторской песни |
|||
10. |
09.02 |
Рок-музыка |
|||
11. |
23.02 |
Герой рок-песни |
|||
12. |
09.03 |
О разности вкусов |
|||
Новые музыкальные взаимодействия-5ч |
|||||
13. |
23.03 |
О музыке «легкой» и «серьезной»: история |
|||
IV четверть – (4ч) |
|||||
14. |
13.04 |
О музыке «легкой» и «серьезной»: современность |
|||
15. |
27.04 |
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Зачем мы ходим на концерт |
* |
||
16. |
11.05 |
Музыкальная сцена сегодня. Контрольная работа (тест) по теме «Музыка как часть духовной культуры человека» |
|||
17. |
25.05 |
Музыка — целый мир Обобщение по теме полугодия «Музыка как часть духовной культуры человека» Урок-концерт. |
* |
* - региональный компонент.