Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марьяновская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМС Зам. директора по УВР Руководитель учреждения
_______ О.А.Клименко ________ Л.Н.Сидоренко _________ С.И.Табала
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка», 1 класс
МБОУ «Марьяновская СОШ 1"
Никитина Светлана Александровна
учитель начальных классов , первая квалификационная категория
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, программы «Музыка» для 1-4 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90. [6] с.), имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1-а класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 25 часов классно-урочной деятельности. Остальные 8 часов, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника Рабочая программа начального общего образования по музыке разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения начального общего образования.* Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель массового музыкального образования и воспитания – становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой;
- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
- научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности.
Характерная тенденция, стандартов второго поколения – усиление общекультурной направленности общего образования, универсализация и интеграция знаний. Интегративность обуславливает формирование результатов образования. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян. Балалайка);
- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот,темпов( быстро- медленно) динамики (громко- тихо)
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Раздел2. СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно—эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
.Раздел 3.Тематическое планирование
тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА,,,» (33 ч.)
(I четветрь)
№ п/п |
№ урока |
Тема урока |
Дата |
||
план |
факт |
||||
1 |
1 |
«Нас в школу приглашают задорные звонки». (урок-экскурсия) |
|||
2 |
2
|
«Музыка, музыка всюду нам слышна». (урок-путешествие) |
|||
3 |
3 |
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». ( урок-прогулка) |
|||
4 |
4 |
Краски осени. (урок-виртуальное путешествие) |
|||
5 |
5 |
«Что ты рано в гости, осень к нам пришла». (урок-игра) |
|||
6 |
6 |
«Что ты рано в гости, осень к нам пришла в Сибирь(урок-прогулка) Н.Р.К. |
|||
7 |
7 |
Музыкальное эхо. (урок-загадка) |
|||
8 |
8 |
«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться». (урок-концерт) |
|||
9 |
9 |
||||
10 |
1 |
«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать». |
|||
11 |
2 |
Ноги сами в пляс пустились. |
|||
12 |
3 |
Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов. |
|||
13 |
4 |
Марш деревянных солдатиков. |
|||
14 |
5 |
«Детский альбом» П.И. Чайковского. |
|||
15 |
6 |
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. |
|||
16 |
7 |
«Новый год! Новый год! Закружился хоровод». |
|||
17 |
1 |
Зимние игры. |
|||
18 |
2 |
Зимние игры в Сибири. Н.Р.К. |
|||
19 |
3 |
«Водят ноты хоровод». |
|||
20 |
4 |
«Кто-кто в теремочке живёт?» |
|||
21 |
5 |
Весёлый праздник Масленица. |
|||
22 |
6 |
Весёлый праздник Масленица в Сибири Н.Р.К. |
|||
23 |
7 |
Где живут ноты? |
|||
24 |
8 |
Весенний вальс. |
|||
25 |
9 |
Природа просыпается. |
|||
26 |
10 |
В детском музыкальном театре. |
|||
27 |
1 |
Мелодии и краски весны. |
|||
28 |
2 |
Мелодии дня. |
|||
29 |
3 |
Музыкальные инструменты. Тембры-краски. |
|||
30 |
4 |
Легко ли стать музыкальным исполнителем? |
|||
31 |
5 |
На концерте. |
|||
32 |
6 |
«Но на свете почему-то торжествует доброта» (музыка в мультфильмах) |
|||
33 |
7 |
«Давайте сочиним оперу». |