Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

7
2
Материал опубликован 30 August в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами при обучении являются:

Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:

а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;

б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух, земля, огонь, лес, водоем, и т.д.

Формировать представление о растительном и животном мире:

а) интерес к объектам живой природы;

б) представлениях о конкретных группах и субъектах растительного и животного мира;

в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

Формировать временные представления:

а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на жизнь человека;

б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;

г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Программа адресована обучающимся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


2. Общая характеристика учебного предмета

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учатся устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий природный мир» представлен в предметной области «Окружающий мир» в 5 классе по 1 часу в неделю. Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием и составляет 34 часа в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Возможные предметные результаты:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Представления об объектах неживой природы.

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Интерес к объектам живой природы.

Представления о животном и растительном мире.

Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

3) Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Представления о течении времени.

Базовые учебные действия:

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

- Спокойное пребывание в новой среде

- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта

- Принятие контакта, инициированного взрослым

- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса

- Планирование учебного дня

- Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности

действий)

- Следование расписанию дня

Формирование учебного поведения:

- Поддержание правильной позы

- Выполнение речевых инструкций

- Принятие помощи взрослого

- Использование по назначению учебных материалов

- Выполнение простых действий с картинками

- Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

- Соотнесение одинаковых изображений (по образцу)

- Выполнение простых действий с предметами и изображениями

- Соотнесения предмета с соответствующим изображением

- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

- Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

- Выполнение задания полностью (от начала до конца)

- Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)

- Выполнение задания с заданными качественными параметрами

- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами:

Раздел 1. «Растительный мир»

Раздел 2. «Животный мир»

Раздел 3. «Временные представления»

Раздел 4. «Объекты природы»

Растительный мир

Расширять знания учащихся о растительном мире на примере леса, кустарников, трав. Взаимосвязь растений с окружающей средой, многообразие растений. Учащиеся знакомится с хвойными деревьями, отличительными особенностями; учатся называть их, объединять в группы, получают представления о значении деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными деревьями, отличительными особенностями; учатся называть их, объединять в группы. Получают представления о значении деревьев в природе и жизни человека. Учащиеся знакомится с лиственным деревом – береза, с хвойным - сосна. Составление описательного рассказа по существенным признакам. Знакомство с травянистыми растениями, их строением, местом произрастания; учатся узнавать дикорастущие травы, пряные травянистые растения, за которыми ухаживает человек, по внешнему виду, запаху, учится различать и называть их; определять место, где они растут (в огороде на грядке). Знакомятся со значением трав в жизни человека. Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различие их с уличными. Их названия. Условия необходимые для роста. Цветы на школьном окне. Различие комнатных растений между собой. Знакомство с комнатным растением – герань. Строение, уход, значение. Бережное, гуманное отношение к растениям. Ягодные кустарники. Смородина, шиповник. Знакомятся со значением ягод в жизни человека, со способами переработки. Знакомство с зерновыми культурами, их строением, учатся различать по внешнему виду, называть их; знакомится с местом, где растут зерновые культуры. Получают представление о значении зерновых культур в жизни человека; уважении к труду хлебороба, уважительному отношению к хлебу. Пшеница.

Животный мир

Дикие животные. Уточнение и расширение знаний о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, звуках, которые издают, их питании и передвижении. Значение диких животных в жизни человека. Отрабатывается навык в назывании диких животных, объединения в группу по месту обитания, знакомятся со значением животных в жизни человека. Знакомство с диким животным – белка. Учащиеся узнают внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям. Учатся составлять описательный рассказ о животном. Знакомство с диким животным холодного пояса – белый медведь, жаркого – лев. Учащиеся узнают внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям. Учатся составлять описательный рассказ о животном. Домашние животные. Уточнение и расширение знаний о домашних животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, звуках, которые издают домашние животные, их питании и передвижении. Значение в жизни человека. Коза. Птицы. Учащиеся знакомятся с птицами, особенностями их внешнего вида, звуками, которые издают птицы, чем питаются, как передвигаются. Учатся называть их, объединять в группу по месту обитания, знакомятся со значением птиц в жизни человека. Учащиеся получают представление о строении птицы, его отличии от других представителей животного мира. Зимующие птицы (снегирь, синица) и перелѐтные птицы (грач), водоплавающие птицы (дикая утка, лебедь). Забота человека о птицах. Охрана птиц. Рыбы. Учащиеся знакомятся с рыбами, особенностями их внешнего вида, их питанием, местом обитания. Окунь. Получают представление о строении рыбы, его отличии от других представителей животного мира. Насекомые. Бабочка. Стрекоза. Учащиеся получают представление о строении насекомого на примере муравья, его отличии от других представителей животного мира. Узнают о его обитании, питании.

Временные представления

Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Календарь, ориентировка в календаре.

Объекты неживой природы

Представления о том, что планета Земля – это огромный шар, учащиеся знакомятся с экватором, двумя полюсами Земли – северным и южным. Обращается внимание на особенности изображения воды и суши: зелѐный — равнины, коричневый — горы, голубой – вода. Учатся находить моря (океаны) и материки. Задание «Найди изображение Земли». Педагог предлагает найти изображение Земли и обвести его или отметить любым другим способом. Количество изображений и размер может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Представления о том, что планета Земля – это огромный шар, а глобус – модель Земли. В процессе изучения темы необходимо познакомить учащихся с настоящим глобусом. Задание «Найди глобус Земли на картинках». Представления о небесных телах (планеты, звезды, луна, кометы и др.), Солнце как одной из звезд, Земле – планете, на которой мы живем, знакомство с названиями планет. Учащиеся знакомятся с достижениями в исследовании Космоса: первый полет человека в космос, запуск спутников, лунохода; с космонавтами. Представления о воздухе, учащиеся знакомятся со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, без цвета, запаха). Учащиеся получают представления о значении воздуха в природе и жизни человека: воздухом дышат животные, птицы, человек; воздух необходим для жизни растений. Внимание обращается на движение воздуха в природе (ветер, ураган). Загрязнение воздуха. Значения проветривания помещений. Получают представления о небе и земле. Целесообразно начать изучение темы со знакомства с объектами в реальных условиях. Обратить внимание на прогулке, что земля – это то, что находится внизу (под ногами), а небо – это то, что находится наверху (над нами). Учащимся предлагается определить, где находится небо и земля на предложенных картинках. Для учащихся, владеющих глобальным чтением, можно использовать таблички, на которых написано: земля, небо. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно предложить назвать, показать или положить табличку с надписью на указанный педагогом объект. Получают представления о небе и земле, знакомятся с месторасположением земли и неба, объектами, которые находятся на земле и небе (на земле – трава, животные, деревья, дома, человек; на небе – солнце, звезды, луна, облака). Рекомендуется использовать картинки, на которых видно разделение земля/небо. Выполнение дидактических заданий на соотнесение объектов и их местоположения. Учащиеся знакомятся с различными формами земной поверхности: гора, равнина, овраг; учатся различать и называть их. Задания на определение вида земной поверхности, на нахождение одинаковых форм земной поверхности. Знакомятся со значением равнин в природе и жизни человека (живут животные, находятся полезные ископаемые и т.п.)., знакомятся со значением гор в природе и жизни человека (живут животные, находятся полезные ископаемые и т.п.). Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Наименование раздела

Количество часов

раздела



1

Растительный мир

8

2

Животный мир

11

3

Объекты неживой природы

5

4

Временные представления

10

Итого

34


п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Растительный мир

1.

Строение дерева. Хвойные и лиственные деревья.

Узнавание \различение частей дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.

работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние дерева, его частей,

работа с разрезной картинкой

работа с сюжетными картинками: нахождение дерева, ответы на вопросы учителя

работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметной картинкой

интерактивная игра

работа по индивидуальной карточке

2

Деревья: ива, липа.

Закрепить понятие «деревья», «лиственные деревья», отрабатывать умения узнавать, находить и показывать иву, липу.

работа с карточками:

- упражнения на узнавание деревьев

- упражнения на знание (различение), нахождение деревьев

- упражнения на знание (узнавание) ивы, липы

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

3

Хвойные деревья: кедр, лиственница.

Закрепить понятие «деревья», «хвойные деревья», отрабатывать умения узнавать, находить и показывать кедр, лиственницу.

работа с карточками:

- упражнения на узнавание деревьев

- упражнения на знание (различение), нахождение деревьев

- упражнения на знание (узнавание) кедр, лиственницы

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

4.

Строение кустарника. Кустарник: шиповник, сирень

Узнавание, различение внешнего строения кустарника. Закрепить понятие «кустарники», отрабатывать умения узнавать и различать шиповник, сирень.

работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние кустарника, его строения,

работа с разрезной картинкой

работа с сюжетными картинками: нахождение дерева, ответы на вопросы учителя

работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметной картинкой

интерактивная игра

работа по индивидуальной карточке

5.

Лесные ягоды: костяника, земляника, малина.

Закрепить понятие «лесные ягоды», отрабатывать умения узнавать и различать землянику, костянику, малину.

работа с карточками:

- упражнения на узнавание ягод

- упражнения на знание (различение), нахождение лесных ягод

- упражнения на знание (узнавание) земляники, костяники, малины

- упражнения на узнавание и выделение лишней ягоды

работа с теневыми картинками

пиктограммы

интерактивное оборудование

6

Лес. Растения леса.

Закрепить понятие «лес», отрабатывать умения узнавать и различать растения леса.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятиях «лес», «растения леса»

- упражнения на знание (различение), нахождение растений леса

- упражнения на знание (узнавание) растений леса

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

7.


Грибы. Строение гриба. Грибы: белый гриб, лисичка, мухомор.

Закрепить понятие «грибы», отрабатывать умения узнавать и различать грибы. Закрепить понятие «грибы», «съедобные и несъедобные грибы», отрабатывать умения узнавать и различать белый гриб, лисичка, мухомор.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «грибы»

- упражнения на знание (различение), нахождение грибов среди растений

- упражнения на знание (узнавание) грибов, частей грибов

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Временные представления

8

Время года – осень (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень).

Закрепить понятие «осень», отрабатывать умения узнавать время года – осень.

работа с карточками:

- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времени года - осени

- упражнения на знание (узнавание) осени

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

9

Время года – осень (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень). Основные признаки осени.

Закрепить понятие «осень», отрабатывать умения узнавать время года – осень.

работа с карточками:

- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времени года - осени

- упражнения на знание (узнавание) осени

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

10

Сутки. Определение частей суток по расположению солнца.

Отрабатывать умение называть последовательно части суток, различать деятельность людей в разные части суток. Формировать умение определять части суток по расположению солнца.

работа с сюжетными картинками: называние частей суток, деятельности людей в разные части суток

работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с картинкой презентация к уроку

работа по индивидуальной карточке

Работа с сюжетными картинками: определение частей суток


11

Неделя. Рабочие и выходные дни.

Формировать умение последовательно называть дни недели, различать их по видам деятельности. Учить различать рабочие и выходные дни.

Работа с сюжетными картинками: называние дней недели, деятельности учащихся в разные дни недели

презентация к уроку

работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с картинкой

работа с напечатанными словами: соотнесение слова с картинкой

работа по индивидуальной карточке

Животный мир

12-13


Домашние животные. Уход за домашними животными. Детеныши домашних животных.

Закрепить понятие «домашние животные», отрабатывать умения узнавать и различать домашних животных; формировать правила ухода за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «домашние животные»

- упражнения на знание (различение), нахождение домашних животных

- упражнения в отработке правил ухода за домашними животными

- упражнения на понимание представлений о понятии «домашние животные», «детеныши животных»

работа с теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

14-15


Домашние птицы. Уход за домашними птицами. Детеныши домашних птиц.

Закрепить понятие «домашние птицы», отрабатывать умения узнавать и различать домашних птиц; формировать правила ухода за домашними птицами. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц.

работа с карточками: - упражнения на понимание представлений о понятии «домашние птицы»

- упражнения на знание (различение), нахождение домашних птиц

- упражнения в отработке правил ухода за домашними птицами

- упражнения на понимание представлений о понятии «домашние птицы», «детеныши птиц», «птенец»

работа с теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Временные представления

16

Время года – зима (начало зимы, середина зимы, конец зимы). Основные признаки зимы.

Закрепить понятие «зима», отрабатывать умения узнавать время года – зима. Отрабатывать умения узнавать основные признаки зимы. (снегопад, мороз, метель, водоёмы замёрзли)

- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времени года - зима

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Животный мир

1.

7.

Дикие животные. Внешний вид. Образ жизни.

Закрепить понятие «дикие животные», отрабатывать умения узнавать и различать диких животных; формировать представления об их образе жизни.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «дикие животные»

- упражнения на знание (различение), нахождение диких животных

работа с теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

18.

Дикие животные «жарких» стран: лев, зебра.

Формировать умение различать диких животных «жарких стран», отрабатывать умения узнавать и различать льва, зебру.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «дикие животные жарких стран»

- упражнения на знание (различение), нахождение диких животных

- упражнения на знание (узнавание) льва, зебры

работа теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

19

Дикие животные «жарких» стран: обезьяна, бегемот.

Формировать умение различать диких животных «жарких стран», отрабатывать умения узнавать и различать обезьяну, бегемота.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «дикие животные жарких стран»

- упражнения на знание (различение), нахождение диких животных

- упражнения на знание (узнавание) обезьяны, бегемота

работа теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

20

Дикие животные «жарких» стран: крокодил, носорог.

Формировать умение различать диких животных «жарких стран», отрабатывать умения узнавать и различать крокодила, носорога.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «дикие животные жарких стран»

- упражнения на знание (различение), нахождение диких животных

- упражнения на знание (узнавание) крокодила, носорога

работа теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

21.

Среда обитания животных «жарких» стран. Питание животных.

Закрепить понятия «дикие животные жарких стран»,

отрабатывать умения узнавать и различать диких животных; формировать представления о питании животных.



работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «дикие животные жарких стран»

- упражнения на знание (различение), нахождение диких животных

- упражнения на знание (узнавание) диких животных

работа теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

22

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл.

Закрепить понятия «насекомые», отрабатывать умения узнавать и различать насекомых, формировать представления о разведении и использовании человеком пчёл.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «насекомые»

- упражнения на знание (различение), нахождение насекомых

- упражнения на знание (узнавание) полезных насекомых

работа с теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

23.

Насекомые «вредители».(Вред людям, растениям)

Закрепить понятия «насекомые вредители», отрабатывать умения узнавать и различать насекомых «вредителей», формировать представления о вреде насекомых «вредителей».

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятии «насекомые»

- упражнения на знание (различение), нахождение насекомых

- упражнения на знание (узнавание) насекомых «вредителей»

работа с теневыми картинками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Растительный мир

24

Комнатные растения: герань, фикус.

Закрепить понятие «комнатные растения», отрабатывать умения узнавать и различать герань, фикус.

- упражнения на понимание представлений о понятии «комнатные растения»

- упражнения на знание (узнавание) герани, фикуса

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

работа по индивидуальной карточке

Временные представления

25

Время года - весна (начало весны, середина весны, конец весны).

Закрепить понятие «весна», отрабатывать умения узнавать время года – весна.

- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времени года - весна

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

26

Основные признаки весны.

Закрепить понятие «весна», отрабатывать умения узнавать основные признаки весны (солнце светит ярче, сосульки, тает снег, проталины, распускаются почки).

работа с карточками:

- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времени года – весны, признаков зимы

- упражнения на знание (узнавание) признаков весны

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

27

Обобщающий урок по разделам «Животный мир», «Растительный мир», «Временные представления».

Проверить уровень знаний по изученным темам.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятиях «дикие животные жарких стран», «насекомые», «неделя», «времена года»

- упражнения на узнавание и различение диких животных, насекомых, времён года

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Объекты неживой природы

28

Небесные тела: планета, звезда. Изображение планеты.

Формировать представления о планете, звезде,

отрабатывать умение узнавать и различать изображение планеты.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятиях «планета», «звезда»

- упражнения на различение, нахождение небесных тел

- упражнения на знание (узнавание) планеты, звезды

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

29

Формы поверхности Земли: равнины.

Формировать представления о форме поверхности Земли равнине.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятиях «планета Земля», «равнина»

- упражнения на различение, нахождение небесных тел

- упражнения на знание (узнавание) формы поверхности равнине

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

30

Формы поверхности Земли:

низменности.

Формировать представления о форме поверхности Земли низменности.

работа с карточками:

- упражнения на понимание представлений о понятиях «планета Земля», «низменность»

- упражнения на различение, нахождение равнины, низменности

- упражнения на знание (узнавание) формы поверхности низменности

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

31

Формы поверхности Земли: холмы, горы.

Формировать представления о форме поверхности Земли холмах, горах.

- упражнения на понимание представлений о понятиях «планета Земля», «холмы и горы»

- упражнения на различение, нахождение формы поверхностей Земли

- упражнения на знание (узнавание) формы поверхности: холмы, горы

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

32.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни, перегной.

Формировать представления о понятии «почва», «состав почвы», умение узнавать и различать состав почвы.

- упражнения на понимание представлений о понятиях «почва», «состав почвы»

- упражнения на различение, нахождение почвы

- упражнения на знание (узнавание) почвы, состава почвы

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Временные представления

33


Время года – лето. Основные признаки лета.

Закрепить понятие «лето», отрабатывать умения узнавать время года – лето (начало лета, середина лета, конец лета). Закрепить понятие «лето», отрабатывать умения узнавать основные признаки лета (жарко, зелёные растения, солнце греет, дождь, цветут травы, цветы).

- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времени года - лето

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

34


Времена года: зима, весна, лето, осень. Различение по основным признакам.

Закрепить понятие «времена года», отрабатывать умения узнавать и различать времена года. Проверить уровень знаний по изученным темам.


- упражнения на узнавание и различение времён года

- упражнения на знание (различение), нахождение времён года

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

- упражнения на понимание представлений о понятиях «небесные тела», «форма поверхности Земли», «почва», «времена года»

- упражнения на узнавание и различение небесных тел, форм поверхности Земли, почвы, времён года



Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1) Дидактический материал:

-изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

2) Материалы и оборудование:

-объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

-наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

-муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио - и видеоматериалы.

3) Маллер А.Р.,Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжѐлой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.

4)Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004 г. -354 с.

5)Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребѐнок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

6)Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально -бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествия в мир окружающих предметов.. - М. :Владос, 2004. - 48 с. 7)Т.М.Лиф
















Приложение 1


Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Назначение КИМ

Основной целью итоговой мониторинговой работы в 5 классе является оценка результативности обучения, уровня усвоения системы опорных знаний, умений и определение достижения планируемых результатов по предмету «Окружающий природный мир», а также сформированности некоторых учебных действий – адекватного восприятия учебной задачи, умения контролировать свои действия, находить правильный ответ.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Намеченный в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализованный в материалах Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) компетентностный подход отразился и в содержании КИМ по предмету «Окружающий природный мир».

Выполнение учащимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить уровень их подготовки, достигнутого к определенному периоду обучения, которое обеспечивает возможность дальнейшего успешного продолжения обучения.

Структура КИМ. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности

Итоговая мониторинговая работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковые по структуре, но отличаются сложностью, способами и методами выполнения заданий в зависимости от степени нарушений развития учащихся. Задания проверочной работы составлены на материале следующих разделов содержания: «Растительный мир», «Временные представления», «Животный мир», «Объекты неживой природы».

Тестовая работа включает 8 заданий на практические действия. В Таблице 1 представлено распределение заданий по блокам содержания предмета «Окружающий природный мир».


Распределение заданий КИМ по содержанию


п/п

Раздел содержания предмета

Задание

Количество заданий

1.

«Растительный мир».

Узнавание и называние растений. Узнавание и различение растений

2

2.

«Временные представления».

Узнавание и называние времён года, их последовательность.

2

3.

«Животный мир».

Узнавание и различение животных. Узнавание и различение животных «жарких и холодных» стран.

2

4.

«Объекты неживой природы».

Узнавание, различение и называние небесных тел, форм земной поверхности.

2

Оценка качества усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР программы по предмету «Окружающий природный мир» осуществляется на основе анализа результатов учебных умений учащихся по баллам.

Результаты анализа:

0 баллов — не проявляет данное умение;

1 балл — демонстрирует умение с помощью учителя;

2 балла — допускает ошибки при демонстрации умений;

3 балла — демонстрирует умение самостоятельно.

Подсчёт процента усвоения учебного материала ведётся по формуле:

Сумма баллов по предмету * 100%

Максимальное количество баллов

Данные заносятся в Таблицу 2.


Таблица 2

Параметры


Ф.И. учащихся

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Баллы

% усвоения










Время выполнения варианта КИМ индивидуально, в зависимости от возможностей и способностей каждого учащегося.

КИМ I вариант.

Задание 1. Узнавание и называние деревьев (ива, липа); кустарников (сирень, шиповник). Узнавание и различение деревьев и кустарников.

Инструкция. Назови растения на рисунке. Найди кустарники и обведи их синим цветом, деревья – зеленым. Соедини веточки с растениями.

t1756536033aa.jpgt1756536033ab.jpg


t1756536033ac.jpgt1756536033ad.png
















Инструкция. Назови растения на рисунке. Найди ягоды и обведи их красным цветом, грибы – зеленым, растения синим. Раскрась растения.

t1756536033ae.jpg

t1756536033af.jpgt1756536033ag.jpg

t1756536033ah.jpgt1756536033ai.jpgt1756536033aj.jpgt1756536033ak.png






t1756536033al.jpg

t1756536033am.gif

t1756536033an.jpg

t1756536033ao.jpg



II вариант.

Задание 1. Узнавание и называние деревьев (ива, липа); кустарников (сирень, шиповник). Узнавание и различение деревьев и кустарников.

Инструкция. Назови растения на рисунке. Найди кустарники и обведи их синим цветом, деревья – зеленым.

t1756536033ap.jpg

Иt1756536033aq.jpgt1756536033ar.pngt1756536033as.jpg нструкция. Назови растения на рисунке. Найди ягоды и обведи их красным цветом, грибы – зеленым, растения синим.


t1756536033at.jpgt1756536033au.jpgt1756536033av.jpg

t1756536033aw.png













t1756536033ax.jpg


t1756536033ay.jpg


t1756536033az.jpg




I вариант.

Задание 2. Узнавание и называние животных «жарких» стран, насекомых. Узнавание и различение животных «жарких» стран, насекомых.

Инструкция. Найди по тени животное, соедини линией. Назови животных на рисунке.

t1756536033ba.jpg

t1756536033bb.jpg



t1756536033bc.jpgt1756536033bd.jpg





t1756536033be.pngt1756536033bf.jpg




t1756536033bg.jpg

t1756536033bh.jpg



t1756536033bi.gif


t1756536033bj.jpg

t1756536033bk.jpg



t1756536033bl.jpg

t1756536033bm.jpg




t1756536033bn.jpg


t1756536033bo.jpg




t1756536033bp.gif

t1756536033bq.png





t1756536033br.jpg
















Инструкция. Назови насекомых. Полезных насекомых обведи зелёным цветом, а насекомых-вредителей обведи красным цветом.


t1756536033bs.jpg



t1756536033bt.gif








t1756536033bu.jpg


t1756536033bv.jpg











t1756536033bw.jpgt1756536033bx.jpg










t1756536033by.jpg





















II вариант.

Узнавание и называние животных «жарких» стран, насекомых. Узнавание и различение животных «жарких» стран, насекомых.

Инструкция. Найди по тени животное, соедини линией. Назови животных на рисунке.


t1756536033bc.jpgt1756536033bb.jpgt1756536033be.png

t1756536033ba.jpg






t1756536033bk.jpg





t1756536033bd.jpg


t1756536033bh.jpg




t1756536033bj.jpgt1756536033bn.jpg





t1756536033bl.jpg

t1756536033bi.gif




t1756536033bp.gif




t1756536033bo.jpg























Инструкция. Назови насекомых. Полезных насекомых обведи зелёным цветом, а насекомых-вредителей обведи красным цветом.




t1756536033bz.jpg


t1756536033ca.png











t1756536033cb.jpg

t1756536033cc.jpg








t1756536033cd.jpg


t1756536033ce.jpg







t1756536033cf.png






I вариант.
















Задание 3. Узнавание и различение объектов природы, формы поверхности Земли.

Инструкция. Найди на рисунке изображение Земли из космоса, обведи планету зелёным карандашом.


t1756536033cg.jpgt1756536033ch.png

t1756536033ci.jpg














Инструкция. Найди на рисунке формы поверхности Земли: равнину, горы, холмы. Картинку с изображением равнины обведи коричневым карандашом, картинку с изображением гор – синим карандашом, картинку и изображением холмов – зелёным карандашом.

t1756536033cj.jpg

t1756536033ck.jpg













t1756536033cl.jpg
























II вариант.


Задание 3. Узнавание и различение объектов природы, формы поверхности Земли.

Инструкция. Найди на рисунке изображение Земли из космоса, обведи планету зелёным карандашом.



t1756536033cm.jpgt1756536033cg.jpg













Инструкция. Найди на рисунке формы поверхности Земли: равнину, горы. Картинку с изображением равнины обведи коричневым карандашом, картинку с изображением гор – синим карандашом.



t1756536033cl.jpg

t1756536033ck.jpg



































I вариант.

Задание 4. Узнавание и различение временных представлений.

Инструкция. Найди и покажи на рисунке времена года: зима, весна, лето, осень. Расположи времена года по порядку следования.t1756536033cn.jpgt1756536033co.jpg















t1756536033cp.gift1756536033cq.gif



t1756536033cr.jpg

t1756536033cs.jpg














t1756536033ct.gift1756536033cu.gif




Иt1756536033cv.jpg нструкция. Найди и покажи на рисунке часть суток - день, раскрась кружок жёлтым цветом. Найди и покажи на рисунке часть суток - ночь, раскрась кружок синим цветом ночь. Подбери занятия людей к частям суток.t1756536033cw.jpgt1756536033cx.jpgt1756536033cy.jpgt1756536033cz.jpgt1756536033da.jpg

t1756536033db.jpg















t1756536033dc.gift1756536033dc.gif

II вариант.


Задание 4. Узнавание и различение временных представлений.

Инструкция. Найди и покажи на рисунке времена года: зима, весна, лето, осень. Картинку с изображением зимы обведи синим цветом, картинку с изображением весны зелёным цветом, картинку с изображением лета красным цветом, картинку с изображением осени жёлтым цветом.

t1756536033cn.jpgt1756536033cr.jpg










t1756536033co.jpgt1756536033cs.jpg




















Инструкция. Найди и покажи на рисунке часть суток - день, обведи картинку жёлтым цветом. Найди и покажи на рисунке часть суток - ночь, обведи картинку синим цветом. Подбери занятия людей к частям суток.


t1756536033db.jpg

t1756536033cv.jpgt1756536033dd.jpgt1756536033cx.jpgt1756536033cz.jpgt1756536033da.jpg










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за помощь коллегам!

1
31 August

Рада помочь коллегам!

0
31 August