Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами при обучении являются:
Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:
а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;
б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух, земля, огонь, лес, водоем, и т.д.
Формировать представление о растительном и животном мире:
а) интерес к объектам живой природы;
б) представлениях о конкретных группах и субъектах растительного и животного мира;
в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
Формировать временные представления:
а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на жизнь человека;
б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;
г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Программа адресована обучающимся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Общая характеристика учебного предмета
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учатся устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» представлен в предметной области «Окружающий мир» в 5 классе по 1 часу в неделю. Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием и составляет 34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предметаВ соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
• Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
• Представления об объектах неживой природы.
• Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
• Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
• Интерес к объектам живой природы.
• Представления о животном и растительном мире.
• Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
• Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3) Элементарные представления о течении времени.
• Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
• Представления о течении времени.
Базовые учебные действия:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Спокойное пребывание в новой среде
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
- Принятие контакта, инициированного взрослым
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса
- Планирование учебного дня
- Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности
действий)
- Следование расписанию дня
Формирование учебного поведения:
- Поддержание правильной позы
- Выполнение речевых инструкций
- Принятие помощи взрослого
- Использование по назначению учебных материалов
- Выполнение простых действий с картинками
- Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)
- Соотнесение одинаковых изображений (по образцу)
- Выполнение простых действий с предметами и изображениями
- Соотнесения предмета с соответствующим изображением
- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
- Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца)
- Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)
- Выполнение задания с заданными качественными параметрами
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами:
Раздел 1. «Растительный мир»
Раздел 2. «Животный мир»
Раздел 3. «Временные представления»
Раздел 4. «Объекты природы»
Растительный мир
Расширять знания учащихся о растительном мире на примере леса, кустарников, трав. Взаимосвязь растений с окружающей средой, многообразие растений. Учащиеся знакомится с хвойными деревьями, отличительными особенностями; учатся называть их, объединять в группы, получают представления о значении деревьев в природе и жизни человека. Знакомство с лиственными деревьями, отличительными особенностями; учатся называть их, объединять в группы. Получают представления о значении деревьев в природе и жизни человека. Учащиеся знакомится с лиственным деревом – береза, с хвойным - сосна. Составление описательного рассказа по существенным признакам. Знакомство с травянистыми растениями, их строением, местом произрастания; учатся узнавать дикорастущие травы, пряные травянистые растения, за которыми ухаживает человек, по внешнему виду, запаху, учится различать и называть их; определять место, где они растут (в огороде на грядке). Знакомятся со значением трав в жизни человека. Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различие их с уличными. Их названия. Условия необходимые для роста. Цветы на школьном окне. Различие комнатных растений между собой. Знакомство с комнатным растением – герань. Строение, уход, значение. Бережное, гуманное отношение к растениям. Ягодные кустарники. Смородина, шиповник. Знакомятся со значением ягод в жизни человека, со способами переработки. Знакомство с зерновыми культурами, их строением, учатся различать по внешнему виду, называть их; знакомится с местом, где растут зерновые культуры. Получают представление о значении зерновых культур в жизни человека; уважении к труду хлебороба, уважительному отношению к хлебу. Пшеница.
Животный мир
Дикие животные. Уточнение и расширение знаний о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, звуках, которые издают, их питании и передвижении. Значение диких животных в жизни человека. Отрабатывается навык в назывании диких животных, объединения в группу по месту обитания, знакомятся со значением животных в жизни человека. Знакомство с диким животным – белка. Учащиеся узнают внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям. Учатся составлять описательный рассказ о животном. Знакомство с диким животным холодного пояса – белый медведь, жаркого – лев. Учащиеся узнают внешний вид, питание, повадки, образ жизни, приспособление к природным условиям. Учатся составлять описательный рассказ о животном. Домашние животные. Уточнение и расширение знаний о домашних животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, звуках, которые издают домашние животные, их питании и передвижении. Значение в жизни человека. Коза. Птицы. Учащиеся знакомятся с птицами, особенностями их внешнего вида, звуками, которые издают птицы, чем питаются, как передвигаются. Учатся называть их, объединять в группу по месту обитания, знакомятся со значением птиц в жизни человека. Учащиеся получают представление о строении птицы, его отличии от других представителей животного мира. Зимующие птицы (снегирь, синица) и перелѐтные птицы (грач), водоплавающие птицы (дикая утка, лебедь). Забота человека о птицах. Охрана птиц. Рыбы. Учащиеся знакомятся с рыбами, особенностями их внешнего вида, их питанием, местом обитания. Окунь. Получают представление о строении рыбы, его отличии от других представителей животного мира. Насекомые. Бабочка. Стрекоза. Учащиеся получают представление о строении насекомого на примере муравья, его отличии от других представителей животного мира. Узнают о его обитании, питании.
Временные представления
Части суток (утро, день, вечер, ночь). Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Календарь, ориентировка в календаре.
Объекты неживой природы
Представления о том, что планета Земля – это огромный шар, учащиеся знакомятся с экватором, двумя полюсами Земли – северным и южным. Обращается внимание на особенности изображения воды и суши: зелѐный — равнины, коричневый — горы, голубой – вода. Учатся находить моря (океаны) и материки. Задание «Найди изображение Земли». Педагог предлагает найти изображение Земли и обвести его или отметить любым другим способом. Количество изображений и размер может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Представления о том, что планета Земля – это огромный шар, а глобус – модель Земли. В процессе изучения темы необходимо познакомить учащихся с настоящим глобусом. Задание «Найди глобус Земли на картинках». Представления о небесных телах (планеты, звезды, луна, кометы и др.), Солнце как одной из звезд, Земле – планете, на которой мы живем, знакомство с названиями планет. Учащиеся знакомятся с достижениями в исследовании Космоса: первый полет человека в космос, запуск спутников, лунохода; с космонавтами. Представления о воздухе, учащиеся знакомятся со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, без цвета, запаха). Учащиеся получают представления о значении воздуха в природе и жизни человека: воздухом дышат животные, птицы, человек; воздух необходим для жизни растений. Внимание обращается на движение воздуха в природе (ветер, ураган). Загрязнение воздуха. Значения проветривания помещений. Получают представления о небе и земле. Целесообразно начать изучение темы со знакомства с объектами в реальных условиях. Обратить внимание на прогулке, что земля – это то, что находится внизу (под ногами), а небо – это то, что находится наверху (над нами). Учащимся предлагается определить, где находится небо и земля на предложенных картинках. Для учащихся, владеющих глобальным чтением, можно использовать таблички, на которых написано: земля, небо. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно предложить назвать, показать или положить табличку с надписью на указанный педагогом объект. Получают представления о небе и земле, знакомятся с месторасположением земли и неба, объектами, которые находятся на земле и небе (на земле – трава, животные, деревья, дома, человек; на небе – солнце, звезды, луна, облака). Рекомендуется использовать картинки, на которых видно разделение земля/небо. Выполнение дидактических заданий на соотнесение объектов и их местоположения. Учащиеся знакомятся с различными формами земной поверхности: гора, равнина, овраг; учатся различать и называть их. Задания на определение вида земной поверхности, на нахождение одинаковых форм земной поверхности. Знакомятся со значением равнин в природе и жизни человека (живут животные, находятся полезные ископаемые и т.п.)., знакомятся со значением гор в природе и жизни человека (живут животные, находятся полезные ископаемые и т.п.). Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Различные формы земной поверхности (горы, овраг, равнина). Суша и водоем. Знакомство с полезными ископаемыми (например: уголь, песок, глина), способы добычи и значения в жизни человека. Вода, значение воды в природе и жизни человека. Река, значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Огонь, свойства огня (полезные свойства, отрицательное), значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
раздела | | |
1 | Растительный мир | 8 |
2 | Животный мир | 11 |
3 | Объекты неживой природы | 5 |
4 | Временные представления | 10 |
Итого | 34 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1) Дидактический материал:
-изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
2) Материалы и оборудование:
-объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
-наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
-муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио - и видеоматериалы.
3) Маллер А.Р.,Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжѐлой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
4)Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004 г. -354 с.
5)Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребѐнок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
6)Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально -бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествия в мир окружающих предметов.. - М. :Владос, 2004. - 48 с. 7)Т.М.Лиф
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Назначение КИМ
Основной целью итоговой мониторинговой работы в 5 классе является оценка результативности обучения, уровня усвоения системы опорных знаний, умений и определение достижения планируемых результатов по предмету «Окружающий природный мир», а также сформированности некоторых учебных действий – адекватного восприятия учебной задачи, умения контролировать свои действия, находить правильный ответ.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Намеченный в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализованный в материалах Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) компетентностный подход отразился и в содержании КИМ по предмету «Окружающий природный мир».
Выполнение учащимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить уровень их подготовки, достигнутого к определенному периоду обучения, которое обеспечивает возможность дальнейшего успешного продолжения обучения.
Структура КИМ. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности
Итоговая мониторинговая работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковые по структуре, но отличаются сложностью, способами и методами выполнения заданий в зависимости от степени нарушений развития учащихся. Задания проверочной работы составлены на материале следующих разделов содержания: «Растительный мир», «Временные представления», «Животный мир», «Объекты неживой природы».
Тестовая работа включает 8 заданий на практические действия. В Таблице 1 представлено распределение заданий по блокам содержания предмета «Окружающий природный мир».
Распределение заданий КИМ по содержанию
№п/п | Раздел содержания предмета | Задание | Количество заданий |
1. | «Растительный мир». | Узнавание и называние растений. Узнавание и различение растений | 2 |
2. | «Временные представления». | Узнавание и называние времён года, их последовательность. | 2 |
3. | «Животный мир». | Узнавание и различение животных. Узнавание и различение животных «жарких и холодных» стран. | 2 |
4. | «Объекты неживой природы». | Узнавание, различение и называние небесных тел, форм земной поверхности. | 2 |
Оценка качества усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР программы по предмету «Окружающий природный мир» осуществляется на основе анализа результатов учебных умений учащихся по баллам.
Результаты анализа:
0 баллов — не проявляет данное умение;
1 балл — демонстрирует умение с помощью учителя;
2 балла — допускает ошибки при демонстрации умений;
3 балла — демонстрирует умение самостоятельно.
Подсчёт процента усвоения учебного материала ведётся по формуле:
Сумма баллов по предмету * 100%
Максимальное количество баллов
Данные заносятся в Таблицу 2.
Таблица 2
Параметры Ф.И. учащихся | Задание 1. | Задание 2. | Задание 3. | Задание 4. | Задание 5. | Баллы | % усвоения |
| | | | | | | |
Время выполнения варианта КИМ индивидуально, в зависимости от возможностей и способностей каждого учащегося.
КИМ I вариант.
Задание 1. Узнавание и называние деревьев (ива, липа); кустарников (сирень, шиповник). Узнавание и различение деревьев и кустарников.
Инструкция. Назови растения на рисунке. Найди кустарники и обведи их синим цветом, деревья – зеленым. Соедини веточки с растениями.
Инструкция. Назови растения на рисунке. Найди ягоды и обведи их красным цветом, грибы – зеленым, растения синим. Раскрась растения.
II вариант.
Задание 1. Узнавание и называние деревьев (ива, липа); кустарников (сирень, шиповник). Узнавание и различение деревьев и кустарников.
Инструкция. Назови растения на рисунке. Найди кустарники и обведи их синим цветом, деревья – зеленым.
И нструкция. Назови растения на рисунке. Найди ягоды и обведи их красным цветом, грибы – зеленым, растения синим.
I вариант.
Задание 2. Узнавание и называние животных «жарких» стран, насекомых. Узнавание и различение животных «жарких» стран, насекомых.
Инструкция. Найди по тени животное, соедини линией. Назови животных на рисунке.
Инструкция. Назови насекомых. Полезных насекомых обведи зелёным цветом, а насекомых-вредителей обведи красным цветом.
II вариант.
Узнавание и называние животных «жарких» стран, насекомых. Узнавание и различение животных «жарких» стран, насекомых.
Инструкция. Найди по тени животное, соедини линией. Назови животных на рисунке.
Инструкция. Назови насекомых. Полезных насекомых обведи зелёным цветом, а насекомых-вредителей обведи красным цветом.
I вариант.
Задание 3. Узнавание и различение объектов природы, формы поверхности Земли.
Инструкция. Найди на рисунке изображение Земли из космоса, обведи планету зелёным карандашом.
Инструкция. Найди на рисунке формы поверхности Земли: равнину, горы, холмы. Картинку с изображением равнины обведи коричневым карандашом, картинку с изображением гор – синим карандашом, картинку и изображением холмов – зелёным карандашом.
II вариант.
Задание 3. Узнавание и различение объектов природы, формы поверхности Земли.
Инструкция. Найди на рисунке изображение Земли из космоса, обведи планету зелёным карандашом.
Инструкция. Найди на рисунке формы поверхности Земли: равнину, горы. Картинку с изображением равнины обведи коричневым карандашом, картинку с изображением гор – синим карандашом.
I вариант.
Задание 4. Узнавание и различение временных представлений.
Инструкция. Найди и покажи на рисунке времена года: зима, весна, лето, осень. Расположи времена года по порядку следования.
И нструкция. Найди и покажи на рисунке часть суток - день, раскрась кружок жёлтым цветом. Найди и покажи на рисунке часть суток - ночь, раскрась кружок синим цветом ночь. Подбери занятия людей к частям суток.
II вариант.
Задание 4. Узнавание и различение временных представлений.
Инструкция. Найди и покажи на рисунке времена года: зима, весна, лето, осень. Картинку с изображением зимы обведи синим цветом, картинку с изображением весны зелёным цветом, картинку с изображением лета красным цветом, картинку с изображением осени жёлтым цветом.
Инструкция. Найди и покажи на рисунке часть суток - день, обведи картинку жёлтым цветом. Найди и покажи на рисунке часть суток - ночь, обведи картинку синим цветом. Подбери занятия людей к частям суток.
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна