«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Согласовано на методсовете: 17.05.2022
Протокол №
Рабочая тетрадь
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Составители: Гарипова Ю.Ф. Бузилова А.И. Дудкина А.В.
учителя индивидуального обучения на дому
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Содержание рабочей тетради по предмету составлено в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15) (вариант 2).
В рабочей тетради по учебному предмету «Окружающий природный мир» подобраны игровые и познавательные задания, содержание которых соответствуют темам уроков и направлены на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Основные задачи рабочей тетради для обучающихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития:
1. закрепление учебного материала по предмету «Окружающий природный мир» в игровой форме;
2. формирование базовых учебных действий:
учебного поведения (направленность взгляда на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
умение выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
умение самостоятельно переходить от одной операции (действия) к другой в соответствии с алгоритмом действия.
3. развитие и коррекция психических процессов (внимание, память, мышление) у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
4. воспитание самостоятельности при выполнении практического учебного задания.
Особенности структуры рабочей тетради.
Структура рабочей тетради соответствует разделам учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».
Задания по темам составлены по принципу «от простого к сложному», что позволяет дифференцировать задания по степени сложности, для обучающихся с различным уровнем усвоения учебного материала. Разноуровневый принцип подбора заданий по темам, позволит обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, работать в тетради на протяжении нескольких лет, последовательно закрепляя усвоенный уровень знаний по теме.
Каждое задание в тетради сопровождается методическим описанием для учителя.
Рабочую тетрадь, также, можно использовать для закрепления изученного материала по учебному предмету в домашних условиях при выполнении домашнего задания.
Раздел «Растительный мир» ________________________________4
Раздел «Животный мир» ___________________________________26
Раздел «Временные представления» _________________________ 73
Раздел «Объекты неживой природы» ________________________ 78
Раздел «Растительный мир»
Тема: Дерево.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это дерево. У дерева есть ствол, ветки, листья. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (покажи) деревья. Соедини линией дерево и его лист.
Задание 3. Расскажи о дереве по схеме.
Тема: Куст.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это куст шиповника. У куста нет ствола, есть ветки, листья. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Найди плоды кустарников и обведи их кружком.
Задание 3. Рассмотри картинку. Покажи и назови плоды. Соедини линиями плод и то место, где он растет.
Тема: Трава.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это трава. У травы есть стебли, листья. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Найди и покажи (назови), где дерево, куст, трава. Раскрась по заданию (листья, ветки, стволы).
Задание 3. Рассмотри цветок. Покажи и назови его части. Раскрась по образцу.
Тема: Яблоко.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это яблоко. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Назови (узнай, покажи) яблоко. Раскрась его по заданию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (покажи), что можно приготовить из яблока. Соедини их линиями.
Тема: Банан.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это банан. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Покажи (назови) где банан, его кожура. Обведи кружком съедобную часть банана.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Где растет банан (проведи линию).
Тема: Апельсин.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это апельсин. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. На какую фигуру похож апельсин, проведи линию к ней.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (покажи), что можно приготовить из апельсина. Соедини их линиями.
Тема: Груша.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это груша. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Назови (узнай, покажи) грушу. Обведи грушу по точкам. Выполни аппликацию из рваной бумаги (по заданию).
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Где растет груша (проведи линию).
Тема: Лимон.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это лимон. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) лимон. Раскрась его по заданию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Где растет лимон, проведи линию.
Тема: Огурец.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это огурец. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Найди лишний предмет. Обведи его кружком.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Найди и обведи огурец по точкам.
Тема: Помидор.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это помидор. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предмет. Выполни штриховку по заданию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) помидор. Раскрась его пальчиками.
Тема: Лук.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это лук. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) что было сначала, что потом (пронумеруй рисунки).
Тема: Картофель.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это картофель. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предмет. На какую фигуру похож картофель, проведи линию к ней.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Где растет картофель, в земле или на земле?
Тема: Морковь.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это морковь. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предмет. Выполни штриховку по заданию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Найди и раскрась морковь по заданию.
Тема: Свекла
Задание 1. Рассмотри картинку. Это свекла. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Найди, где растет свекла, проведи линию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) свеклу. Раскрась ее по заданию
Задание 4. Рассмотри картинку. Раскрась только те предметы, которые нужны для приготовления борща.
Раздел «Животный мир»
Тема: Кот.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это кот. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Сделай рисунки одинаковыми, раскрась по заданию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается кошка, проведи линии.
Тема: Собака.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это собака. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части собаки. Прочитай слова. Соедини линией части собаки с названием.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Какую роль выполняет собака в жизни человека, выбери и соедини картинки линиями.
Тема: Корова.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это корова. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Что дает корова, соедини линиями.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Что получают из молока, проведи линии.
Тема: Лошадь.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это лошадь. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Подбери по цвету пластилин, скатай шарики и заполни фигуру лошади.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части лошади. Прочитай слова. Соедини линией части лошади с названием.
Тема: Свинья.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это свинья. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается свинья, проведи линии.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) свинью. Прочитай словосочетания, закончи предложения (проведи линии).
Тема: Коза.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это коза. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) животных. Прочитай слова. Соедини линией животное с его названием.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Что дает коза, соедини линиями.
Тема: Узнавание (различение) домашних животных.
Задание 1. Рассмотри, покажи, назови домашних животных. Какую пользу они приносят, соедини линиями картинки.
Задание 2. Рассмотри, покажи, назови домашних животных. Найди маму и детёныша, соедини линиями.
Тема: Медведь.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это медведь. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Где живет медведь, обведи кружком картинку.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается медведь, зачеркни лишний предмет.
Тема: Заяц.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это заяц. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части зайца. Прочитай слова. Соедини линией части зайца с названием.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Подпиши, где изображен заяц летом, где зимой.
Тема: Лиса.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это лиса. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Найди уши и хвост лисы, обведи куржком.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) животных. Найди детёныша лисы, проведи линию.
Тема: Волк.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это волк. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где живет волк, соедини линией.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается волк, зачеркни лишний предмет.
Тема: Ёж.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это ёж. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части ежа. Прочитай слова. Соедини линией части ежа с названием.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где живет еж, соедини линией.
Тема: Белка.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это белка. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где живет белка, обведи кружком.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается белка, зачеркни лишний предмет.
Тема: Курица.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это курица. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Что дает курица, зачеркни лишний предмет.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части курицы. Прочитай слова. Соедини линией части курицы с названием.
Тема: Петух
Задание 1. Рассмотри картинку. Это петух. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) петуха. Прочитай слова. Как подаёт голос петух, подчеркни это слово.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем покрыто тело петуха, проведи линии.
Тема: Гусь.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это гусь. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части гуся. Прочитай слова. Соедини линией части гуся с названием.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) птиц. Найди детёныша гуся, проведи линию.
Тема: Утка.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это утка. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) птиц. Найди и обведи водоплавающих птиц.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) птиц. Соедини линией картинку птицы с её названием.
Тема: Ворона.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это ворона. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) птицу. Как подает голос ворона? Соедини линией картинку птицы с правильным ответом.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) изображение птицы. Дорисуй недостающие части тела вороны.
Тема: Голубь.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это голубь. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Пронумеруй картинки, что сначала, что потом.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) птиц. Какая птица лишняя и почему? Обведи её кружком.
Тема: Воробей.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это воробей. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) птиц. Соедини картинку птицы с её тенью.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается воробей, зачеркни лишний предмет.
Тема: Аист.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это аист. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где живет аист, проведи линию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части аиста. Соедини линией части аиста с его изображением.
Тема: Ласточка.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это ласточка. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем питается ласточка, зачеркни лишний предмет.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) ласточку. Это птица зимующая или перелетная? Соедини линией ласточку и нужную картинку.
Тема: Речная рыба. Окунь.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это окунь. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где обитает окунь, проведи линию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части окуня. Прочитай слова. Соедини линией части окуня с названием.
Тема: Речная рыба. Щука.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это щука. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Чем покрыто тело щуки, проведи линии.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) что было сначала, что потом (пронумеруй рисунки).
Тема: Морские обитатели. Кит.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это кит. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части кита. Составь целую картинку из частей, пронумеруй.
Тема: Морские обитатели. Дельфин.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это дельфин. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где обитает дельфин, проведи линию.
Тема: Насекомые. Муха.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это муха. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) части мухи. Прочитай слова. Соедини линией части мухи с названием.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Кто питается мухой, соедини линиями.
Тема: Насекомые. Бабочка.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это бабочка. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Дорисуй бабочку и раскрась по образцу.
Задание 3.
Тема: Насекомые. Пчела.
Задание 1. Рассмотри картинку. Это пчела. Раскрась картинку по образцу.
Задание 2. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) картинки. Где живет пчела, проведи линию.
Задание 3. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. Что дает пчела, зачеркни лишний предмет.
Раздел «Временные представления»
Тема: Узнавание (различение) частей суток
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) части суток. Соедини линией картинки с правильным ответом.
Тема: Времена года. Осень
Задание. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) дерево. В какое время года это бывает? Раскрась дерево пальчиками.
Тема: Времена года. Зима
Задание. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) снеговиков. В какое время года это бывает? Обведи снеговиков по точкам.
Тема: Времена года. Весна
Задание. Рассмотри картинку. Назови (узнай, покажи) предметы. В какое время года это бывает? Соедини предмет с её тенью.
Тема: Времена года. Лето
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Обведи в кружок летнюю одежду.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Какие предметы нужны в разные времена года? Соедини предмет с названием времени года.
Раздел «Объекты неживой природы».
Тема: Солнце.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Что даёт нам солнце? Зачеркни лишнюю картинку.
Тема: Луна.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. На каких картинках изображена луна, поставь галочки.
Тема: Вода.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. В каком состоянии бывает вода? Соедини линией картинки с правильным ответом.
Тема: Огонь.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Покажи, где огонь -друг, а где огонь – враг? Зачеркни картинки, где огонь враг.
Тема: Лес.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Что растёт в лесу? Проведи линии.
Тема: Луг.
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Какие цветы луговые? Проведи линии.
Тема: Река
Задание. Рассмотри картинки. Назови (узнай, покажи) предметы. Какую пользу приносит река? Зачеркни лишнюю картинку.
Заключение
Данная рабочая тетрадь для обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР предназначена для формирования представлений об окружающем природном мире, понятий о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Данные задания отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, их деятельность, явления природы.
Для формирования представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе, можно использовать следующие принципы:
- систематичность занятий; не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением; в связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность – (от простого к сложному); недопустимо начинать со сложных видов упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все занятия должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне; для любого человека, независимо от его возраста, значим результат; поэтому любое достижение должно быть утилитарным и оцененным;
- если ребенок постоянно требует продолжения, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания; во всем должна быть мера; недопустимо переутомление ребенка в занятии, которое также может привести к негативизму.
Все занятия проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают нам формировать представления об объектах и явлениях неживой природы, формировать временные представления, формировать представления о растительном и животном мире, а также доставляют им радость и удовольствие.
Данный материал можно использовать для системы оценки планируемых результатов освоения АООП.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (1доп-4 классы) ФГОС, 2 вариант.
https://www.google.ru/search?safe=strict&q
https://www.google.ru/search?q
Потамошнева Наталья Алексеевна