Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» предметной области «Окружающий мир» для учащейся пятого года обучения, вариант 1.4 (обучение на дому) (34 часа в год, 0,5 часа в неделю)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха
г. Черемхово"
РАССМОТРЕНА На заседании методического совета ГОКУ «СКШИ г. Черемхово» Протокол №____________ «____» ________ 2022 года | ПРИНЯТА На заседании педагогического совета Протокол № ___________ « ___» _________ 2022 года | УТВЕРЖДЕНА Директор ГОКУ «СКШИ г. Черемхово» ____________ Н.В.Морозова Приказ №________ « ___» _________ 2022 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий мир»
предметной области
«Окружающий мир»
для учащейся пятого года обучения,
вариант 1.4 (обучение на дому)
(34 часа в год, 0,5 часа в неделю)
Матыгулина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.4).
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий мир» рассчитан на формирование у обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формировать представления об объектах и явлениях неживой природы,
формировать временные представления,
формировать представления о растительном и животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Курс «Окружающий природный мир» состоит из следующих разделов:
Временные представления.
Животный мир.
Растительный мир.
Объекты природы.
Предметная область: Окружающий мир
Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2022г. по 24.05.2023г.
Количество часов на изучение предмета: 34 урока в год (по 0,5 часа в неделю).
Количество учебных недель: 34 недели.
Планируемые результаты освоения программы пятого года обучения
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1.4) результативность обучения, обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Личностные планируемые результаты:
«Уверенность в себе»:
осознаёт, что может, а что ему пока не удаётся;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
Развитие мотивов учебной деятельности:
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства.
Планируемые предметные результаты:
может узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
может сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
будет осознавать свою неразрывную связь с природой.
Требования к уровню подготовки обучающейся по предмету
«Окружающий мир»
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Иметь представления об объектах неживой природы (солнце, земля, луна)
Иметь представления о временах года, характерных признаках времён года.
Уметь учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Проявлять интерес к объектам живой природы.
Иметь представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).
Элементарные представления о течении времени.
Уметь различать части суток.
Иметь представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, времён года и др.
Учащийся может знать:
название овощей, фруктов;
название домашних животных (кошка, собака, корова);
название диких животных (лиса, заяц, медведь);
название деревьев.
Учащийся может уметь:
повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся (для обучающихся, владеющих связной устной речью);
использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;
осуществлять классификацию (овощи, фрукты, животные, деревья).
Тематическое планирование учебного материала
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Всего |
1. | 1 четверть | 8 |
1-2 | Сад. Фрукты. | 2 |
3-4 | Огород. Овощи. | 2 |
5 | Фрукты. Яблоко, груша, банан, лимон | 1 |
6 | Сравнение фруктов: вкус, запах, цвет. | 1 |
7 | Овощи. Огурец, морковь, помидор, лук, капуста. | 1 |
8 | Сравнение овощей: вкус, запах, цвет. | 1 |
2 | 2 четверть | 8 |
1 | Домашние животные. Корова. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
2 | Домашние животные. Кошка. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
3 | Домашние животные. Собака. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
4 | Дикие животные. Лиса. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
5 | Дикие животные. Медведь. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
6 | Дикие животные. Заяц. Внешний вид, основные признаки. | 1 |
7 | Сравнение диких и домашних животных. | 1 |
8 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 |
3 | 3 четверть | 10 |
1. | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 |
2. | Что растёт в лесу? | 1 |
3-4 | Лиственные деревья: берёза, дуб, рябина. | 2 |
5-6 | Хвойные деревья: ель, сосна. | 2 |
7-8 | Сравнение лиственных и хвойных деревьев. | 2 |
9. | Изменение цвета листьев с изменением времени года. | 1 |
10. | Деревья и их листочки (дуб, береза). | 1 |
4 | 4 четверть | 8 |
1 | Исследование природных объектов. Вода. Свойства воды. | 1 |
2 | Исследование природных объектов. Песок. Свойства песка. | 1 |
3 | Исследование природных объектов. Земля и глина. | 1 |
4 | Сходства и различия земли и глины. | 1 |
5 | Исследование природных объектов. Камешки. Свойства и внешний вид камней. | 1 |
6-8 | Исследование природных объектов. Сравнение листьев деревьев. | 3 |
| Итого | 34 |
Контроль уровня обученности
Цель:
определение уровня знаний учащейся за учебный год;
проведение контроля за усвоением программного материала учащейся в течение учебного года.
Текущая аттестация обучающейся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР наследующий учебный период.
№ | Критерии уровня сформированости представлений, действий, операций | Условные обозначения |
1. | Действие выполняется самостоятельно | ВС |
2. | Действие не выполняется | ДН |
3. | Пассивно участвует в выполнении действия | ПУД |
4. | Выполняет с помощью: | |
| по жестовой инструкции, | ЖИ |
по устно-дактильной инструкции, | УДИ | |
устной инструкции, | УИ | |
по образцу, | ПО | |
| по подражанию | ПП |
Личностные результаты обучающейся не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.
№ | Критерии степени сформированности запланированных представлений, умений, навыков | Условные обозначения |
1. | Невозможно выявить | НВ |
2. | Не сформировано | НФ |
3. | Сформировано частично | СЧ |
4. | Сформировано | С |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
№п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Для учащихся | |
1.1 | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова М.: Просвещение, -2006 год, 430с. |
1.2 | «Живой мир», 1-2 класс, Н.Б. Матвеева, М.С.Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2012. |
Для учителя | |
1.3 | Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. |
1.4 | Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года. / Популярное пособие для родителей и педагогов. О.В. Мариничева. – Ярославль: Академия развития, 2006. |
1.5 | Худенко, Е.Д., Кремнёва, С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ с УО./ 1 класс. – М.: АРКТИ, 2003. |
1.6 | Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002. |
2 | Демонстрационные печатные пособия |
2.1 | Карточки, картинки методические, схемы изделий |
2.2 | Картины природы, людей, действий |
2.3 | Изображения сезонных изменений в природе: рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал. |
3. | Технические средства обучения |
3.1 | Мультимедийный компьютер |
3.2 | Экран |
3.3 | Проектор |
4. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
4.1 | Муляжи овощей, фруктов. |
4.2 | Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации). |
4.3 | Таблицы с изображениями фруктов и овощей, животных диких и домашних, птиц. |
4.4 | Картотека сюжетных картинок. |
4.5 | Картотека предметных картинок. |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменений. | Подпись сотрудника, внёсшего изменения. |
| | | | |