Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни"
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка 3-5 стр.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета 5-8 стр.
3. Содержание учебного предмета 8-16 стр.
4. календарно-тематическое планирование 16-22 стр.
5. Учебно-методическое и материально-технического обеспечения 22-35 стр.
Пояснительная записка
Программа «Основы социальной жизни» предназначена для учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании».
2.Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
3.Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников» с изменениями, внесёнными приказом Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. №119 .
6. Учебный план ОКОУ «Льговская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
7. Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Льговская школа-интернат»
Основы социальной жизни, как предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
-расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
-формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
-ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
-практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
-усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
-развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих класса.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов за год, по 2 часа в неделю.
- 5 класс - 68 часов при 34 учебных неделях;
Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). При проведении уроков деление обучающихся на подгруппы не предполагается.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их назначения;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные организации социального назначения.
3. Содержание учебного предмета.
Личная гигиена и здоровье (10 ч.) Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
Жилище ( 8 ч.) Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь (7 ч.)
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения (спортивная, домашняя, выходная), вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви, их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание (28 ч.) Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теста: пирожки, булочки, печенье. Приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт (5 ч.) Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в образовательную организацию. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья (4 ч.)Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки, правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
| |||
| 1 четверть (16 часов) | | |
1 | Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда. | 1 | |
2 | Вводный инструктаж по охране труда. | 1 | |
| Личная гигиена (9ч) | | |
3 | Личная гигиена | 1 | |
4 | Выполнение вечернего и утреннего туалета | 1 | |
5 | Личные вещи | 1 | |
6 | Стирка носового платочка. практическая работа | 1 | |
7 | Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. | 1 | |
8 | Вред курения на организм подростка | 1 | |
9 | Вред алкоголя на организм подростка | 1 | |
10 | Личная гигиена (практическая работа) | 1 | |
11 | Осанка. Значение осанки при ходьбе | 1 | |
| Культура поведения (6ч) | | |
12 | Поведение в музее, библиотеке | 1 | |
13 | Контрольный тест за 1 четверть Поведение в кино, театре | 1 | |
14 | Поведение в кино, театре | 1 | |
15 | Культура поведения со старшими и сверстниками | 1 | |
16 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 1 | |
| 2 четверть (16 часов) | | |
17 | Поведение за столом. Правила приёма пищи | 1 | |
| Семья (4 ч) | | |
18 | Родственные отношения в семье | 1 | |
19 | Состав семьи учащегося. | 1 | |
20 | Состав семьи учащегося. | 1 | |
21 | Практическая работа «Генеалогическое дерево» | 1 | |
| Транспорт (5 ч) | | |
22 | Виды транспортных средств | 1 | |
23 | Поведение в транспорте | 1 | |
24 | Правила дорожного движения. | 1 | |
25 | Знаки дорожного движения. | 1 | |
26 | Составление маршрута от дома до школы | 1 | |
| Одежда, обувь (6ч) | | |
27 | Виды одежды | 1 | |
28 | Виды головных уборов | 1 | |
29 | Контрольный тест за 2 четверть | 1 | |
30 | Уход за одеждой | 1 | |
31 | Виды обуви. Чистка и хранение обуви. | 1 | |
32 | Одежда и обувь. Практическая работа. | 1 | |
| 3 четверть (20 часов) | | |
| Жилище (8 ч) | | |
33 | Виды жилых помещений | 1 | |
34 | Виды жилья. | 1 | |
35 | Варианты квартир. | 1 | |
36 | Понятие «почтовый адрес». | 1 | |
37 | Почтовый адрес школы, дома. Практическая работа. | 1 | |
38 | Организация рабочего места школьника | 1 | |
39 | Уборка класса (практическая работа) | 1 | |
40 | Уборка спальной комнаты (практическая работа) | 1 | |
| Питание (28ч) | | |
41 | Виды и значение торговых предприятий | 1 | |
42 | Отделы продовольственных магазинов. | 1 | |
43 | Продуктовые специализированные магазины | 1 | |
44 | Виды товаров. | 1 | |
45 | Срок годности, стоимость. | 1 | |
46 | 1 | | |
47 | Порядок покупки товара | 1 | |
48 | Значение продуктов питания для здоровья человека | 1 | |
49 | Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей | | |
50 | Контрольный тест за 3 четверть | 1 | |
51 | Место приготовления пищи и его оборудование | 1 | |
52 | Кухонные принадлежности и приборы, посуда. | 1 | |
| 4 четверть (16 часов) | | |
53 | Правила пользования и ухода за кухонными принадлежностями. Химические средства для ухода за посудой. | 1 | |
54 | Правила ТБ при работе с режущими инструментами. Правила ТБ при приготовлении пищи Инструктаж. | 1 | |
55 | Правила и приемы у хода за посудой и помещением, где готовят пищу. Практическая работа | 1 | |
56 | Приготовление завтрака. Приготовление простых и комбинированных, горячих и холодных бутербродов. | 1 | |
57 | Приготовление завтрака. Приготовление простых и комбинированных, горячих и холодных бутербродов. (практика) | 1 | |
58 | Формы нарезки овощей | 1 | |
59 | Формы нарезки овощей (практическая работа). | 1 | |
60 | Приготовление салата | 1 | |
61 | Приготовление салата (практическая работа) | 1 | |
62 | Блюда из яиц | 1 | |
63 | Яйца отварные | 1 | |
64 | Яйца отварные (практическая работа) | 1 | |
65 | Итоговое тестирование | 1 | |
66 | Заваривание чая | 1 | |
67 | Заваривание чая. (практическая работа) | 1 | |
68 | Сервировка стола к завтраку. | 1 | |
С учетом рабочей программы воспитания, реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- специально разработанные занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые, расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов,
организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников;
использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, проведение Уроков мужества;
использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык публичного выступления перед аудиторией, (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, успешное прохождение профессиональной практики);
межпредметные связи повышают уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности. При этом развивается системность мышления, умение обобщать, скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.
Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.
5.Учебно-методическое и материально-технического обеспечение
Учебно-методическая и справочная литература
Класс | Предмет | Учебная программа | Учебные пособия для обучающихся | Методические пособия для учителя | Мониторинговый инструментарий |
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Социально – бытовая ориентировка 5-9 классы | Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1 | Технология: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. – 192 с.: илл. Технология: Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. – 208 с.: илл. Технология: Учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. – 240 с.: илл Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2003. – 240 с.: илл. Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. – 208 с.: илл Технология: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. – 288 с.: илл. Карточки-задания, Тесты Перфокарты. Кроссворды | Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа). Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: АРКТИ, 2002. – 79 с. (Методическая библиотека). Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с., ил. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Ермакова. – М.: Просвещение, 2002. – 79 с.: ил. Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил. Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил. Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с. Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с. Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: СреднеУральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с. | Анализ практических работ учащихся, индивидуальные опросы. Творческие работы. Демонстрационные презентации. |
№ п/п | Наименование | Количество |
Методическая литература для учителя | | |
1 | Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика) | 1 |
2 | Практический материал по урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -136 с: илл. - (Коррекционная педагогика). | 1 |
3 | Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с. - (Коррекционная школа). | 1 |
4 | Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. -М.: АРКТИ, 2002. - 79 с. (Методическая библиотека). | 1 |
5 | Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл. | 1 |
6 | Основы физиологии, санитарии и гигиены: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Ермакова. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 79 с: илл. | 1 |
7 | Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл. | 1 |
8 | Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл. | 1 |
9 | Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, | 1 |
| 2004.- 382 с. | |
Учебные пособия для учащихся | | |
1 | Технология: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл. | 1 |
2 | Технология: Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симо'ненко.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 208 с: илл. | 1 |
3 | Технология: Учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004.-240 с: илл. | 1 |
4 | • Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2003. - 240 с: илл. • Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 208 с: илл. | 1 1 |
5 | Технология: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 288 с: илл. | |
6 | Карточки-задания | |
7 | Тесты | |
8 | Перфокарты. | |
9 | Кроссворды | |
10 | Перфоконверты | |
Учебно-практическое оборудование и приборы
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
Зеркало
Зубные щетки, зубные пасты
Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
Маникюрный набор (ножницы, пилка)
Полотенца (для тела, лица, ног)
Расчёски, массажные щетки для волос
Раздел «Одежда и обувь»
Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
Крем для обуви, блеск для обуви
Образцы взрослой детской обуви из различных материалов
Образцы взрослой и детской одежды
Образцы тканей
Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема
Раздел «Жилище»
Веник
Моющие и чистящие средства
Шкаф комбинированный для одежды
Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола
Раздел «Питание»
Доски разделочные
Кухонный гарнитур
Мойка с подводкой горячей и холодной воды
Набор кухонных ножей
Набор мисок
Набор столовых приборов
Набор эмалированных кастрюль
Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
Обеденная зона
Обеденный сервиз
Сушилка для посуды
Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
Холодильник
Чайник электрический
Чайный сервиз
Электро плита
Раздел «Транспорт»
Знаки дорожного движения
Образцы проездных билетов
Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
Правила пользования автобусом
Раздел «Охрана здоровья»
1.Домашняя аптечка
МЕБЕЛЬ |
Комплект обеденной группы мебели |
Мебельная стенка |
Кухонный гарнитур |
Карнизы с тюлем |
Тумба под телевизор |
Мягкая мебель (диван и два кресла. |
Стол овальный |
ПОСУДА, ИНВЕНТАРЬ |
Салфетница |
Ваза для фруктов |
Столовые приборы «Добросталь» из 18 предметов |
Ножи столовые |
Ваза для фруктов Блюдо трех ярусное с металлическим стендом |
Сковорода с крышкой |
Блинница (сковорода для блинов) |
Изделие из листового алюминия (сотейник с крышкой) |
Дуршлаг |
Контейнеры для продуктов набор 3 шт. |
Миска пластик |
Миска пластик |
Набор столовой посуды |
Салатник порционный |
Кувшин «Кошем» |
Стаканы |
Сервиз чайный |
Банки для сыпучих продуктов |
Лопаточка деревянная |
Овощечистка |
Пресс для чеснока |
Консервный ключ |
Скалка |
Молоток для мяса деревянный |
Набор для специй |
Набор для сыпучих продуктов 3 шт |
Антипригарная форма |
Набор кастрюль «Фруктовая фантазия» |
Набор кухонных предметов |
Набор ножей кухонных 6 предметов |
Разделочная доска деревянная набор 3 шт. |
Терка |
Лоток для столовых приборов |
ОБОРУДОВАНИЕ |
Электрическая плита |
Мультиварка Polaris PMC 0347АД, 600 Вт, черный/серебристый |
Блендер BOSCH MSM 6В700,, погружной, белый |
Холодильник NORD NRB 139 032, двухкамерный белый |
Микроволновая печь SCARLETT SC-1705, белый |
Кухонный комбайн BOSCH MCM3110W, белый |
Электромясорубка АКСИОН М 32.01, белый |
Чайник электрический POLARIS PWK 1737СА, 1800Вт, серебристый матовый |
БЫТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
Утюг электрический |
Пылесос |
Стиральная машина Indesit BWSB 50851, фронтальная загрузка, белый |
Гладильная доска |
УБОРОЧНЫЙ ИНВЕНТАРЬ |
Швабра |
Ведро для мусора |
Ведро для пола |
Веник |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
Ноутбук DELL Inspiron 3552, 15.6 |
LED телевизор LG 43 UH610V R , 43 , Ultra HD 4K (2160р), черный |
Цифровой телевизионный приемник DCOLOR |
Музыкальный центр MYSTERY ММК-930 UB, черный |
Держатель для телевизора |
Интерактивный комплект |