Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» предметной области «Технология» (швейное дело) 6 класс
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета приказом ОКОУ «Курская школа»
протокол от 29.08.2023 г. № 1 от 30.08.2023 г. № 01-02-
Рабочая программа
по учебному предмету «Профильный труд»
предметной области «Технология»
6 класс
Составил: Е. Г. Гончарова,
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
КУРСК – 2023
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 6 классе предметной области «Технология» (швейное дело) разработана на основе Программы Министерства образования РФ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 240 с. под ред. В.В. Воронковой на один учебный год на основании нормативных документов:
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенции о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года),
- Федерального Закона от 24 июля 1998г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
- Закона Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО,
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Приказа министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в VI классе способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета "Профильный труд".
Программа по профильному труду в VI классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определен профиль трудовой подготовки: "Швейное дело". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".
1. Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной швейной машины);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (швейные работы);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.
2. Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Содержание программы
по учебному предмету «Профильный труд» (швейное дело)
6 класс
Первая четверть
Вводное занятие.
Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения, план работы на четверть и на год. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской. Распределение рабочих мест.
Обработка обтачкой среза ткани.
Теоретические сведения. Обтачка, виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения.
Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной).
Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.
Изделие. Косынка для работы.
Теоретические сведения. Косой срез ткани: свойства, учет свойств при обработке изделия.
Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.
Обработка сборок.
Изделие. Отделка изделия (сборки).
Теоретические сведения. Сборка как отделка. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки для выполнения сборки.
Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок.
Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии.
Изделие. Фартук с закруглённым срезом на поясе.
Теоретические сведения. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства хлопчатобумажной ткани. Фартук: ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия.
Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление косой обтачки. Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука.
Ремонт одежды.
Изделие. Заплата.
Теоретические сведения. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ткани для заплаты. Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты. Подгибание и заметывание срезов заплаты. Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Самостоятельная работа.
Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой.
Выполнение машинным способом сборок по поперечному срезу.
Вторая четверть
Запошивочный шов.
Теоретические сведения. Виды соединительного шва, конструкция, применение. Запошивочный шов.
Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва.
Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом.
Изделие. Нижняя сорочка с круглым вырезом.
Теоретические сведения. Масштаб. Масштабная линейка, применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначения мерок. Размеры изделия. Оформление чертежа. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей и контурных срезов. Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным.
Практические работы. Снятие мерок. Определение размера изделия. Расчет расхода ткани. Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезка на равные части и обозначение мест деления.
Обработка косой обтачкой закругленного среза в плечевом бельевом изделии.
Изделие. Нижняя сорочка с круглым вырезом.
Теоретические сведения. Ночная сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки.
Практические работы. Прокладывание контрольных линий (посередине деталей). Соединение деталей изделия по образцу. Сметывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением отделки. Утюжка изделия.
Практическое повторение.
Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки или другого несложного изделия с прямыми, косыми, закругленными срезами. Изготовление фартука с нагрудником или без нагрудника, фартука для работы в столярной и слесарной мастерских.
Самостоятельная работа.
Обработка горловины двойной косой обтачкой по готовому крою.
Третья четверть
Бытовая швейная машина с электроприводом.
Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения при помощи педали.
Обработка мягких складок.
Изделие. Отделка изделия (мягкие складки).
Теоретические сведения. Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.
Практические работы. Разметка складок. Заметывание складок по надсечкам или копировальным стежкам.
Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.
Изделие. Накладной карман.
Теоретические сведения. Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот.
Практические работы. Раскрой деталей кармана. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закругленного среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба. Наметывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой. Выполнение закрепки в отделочной строчке.
Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.
Теоретические сведения. Угол в швейном изделии, применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачки из отделочной ткани.
Практические работы. Раскрой обтачки. Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой.
Построение чертежа и раскрой фартука для работы.
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.
Теоретические сведения. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна. Фартук, фасоны, назначение, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расхода ткани при раскрое.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и направления долевой нити, припусков на швы.
Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон.
Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.
Изделие. Фартук для работы с нагрудником, накладными карманами, сборками и складками.
Теоретические сведения. Виды ткани (гладкокрашеная, печатная (набивная), пестротканая, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.
Практические работы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов - швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной деталью. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Выполнение отделочной строчки. Утюжка изделия.
Практическое повторение.
Пошив фартука без нагрудника.
Четвёртая четверть
Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья.
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой.
Пошив поясного спортивного белья.
Изделие. Трусы-плавки с резинкой по поясу.
Теоретические сведения. Сравнения льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам. Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов- плавок.
Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, «на ощупь», по особенности горения нитей.
Практические работы. Прокладывание прямых стежков по линии подгиба верхнего среза. Обработка накладной ластовицы и соединение ее накладным швом с основной деталью. Соединение запошивочным швом боковых срезов. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы. Утюжка.
Ремонт одежды.
Изделие. Заплата. Штопка.
Теоретические сведения. Эстетика одежды.
Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ткани для заплаты. Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты. Подгибание и заметывание срезов заплаты. Наложение с изнаночной стороны изделия и приметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия.
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.
Изделие. Кепи и берет.
Теоретические сведения. Кепи и берет: фасоны, назначение, ткани для пошива, названия деталей и контурных срезов. Использование журнала мод для выбора фасонов. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.
Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа, изготовление и подготовка выкройки, раскладка ее на ткани и раскрой.
Пошив летнего головного убора.
Изделие. Кепи из хлопчатобумажной ткани.
Теоретические сведения. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия. Настрочной и расстрочной швы. Характеристика. Использование при пошиве головных уборов.
Практические работы. Стачивание деталей, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька. Вкладывание подкладки. Утюжка и складывание изделия.
Контрольная работа. Пошив косынки по готовому крою.
Учебно-тематическое планирование уроков по учебному предмету «Профильный труд» (швейное дело)
6 класс - 7 ч/ неделю
№ | Разделы (темы) | Кол- во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примеч |
1. | Вводное занятие | | | |
2. | Обработка обтачкой среза ткани | | Практические работы. Раскрой и стачивание долевых, поперечных и косых обтачек с опорой на операционную предметную карту. Обработка деталей обтачкой (одинарной и двойной). | |
3. | Обработка долевой обтачкой косого среза ткани | | Практические работы. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение размера долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки. | |
4. | Обработка сборок | | Практические работы. Выполнение и равномерное распределение сборок. | |
5. | Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии | | Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных тканей по внешнему виду, на ощупь, по особенности горения нитей. Практические работы. Прокладывание контрольной линии на основной детали. Определение размера и изготовление из отделочной ткани косой обтачки. Обработка закруглённого среза основной детали двойной косой обтачкой. Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок. Обтачивание концов пояса. Замётывание одного среза пояса, определение его середины, совмещение с серединой основной детали. Примётывание и соединение пояса с основной деталью. Отделка и утюжка фартука. | |
6. | Ремонт одежды | | Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладкокрашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и замётывание. Наложение с изнаночной стороны изделия и примётывание заплаты. Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краёв повреждённой ткани изделия. Подшивание подогнутых краёв повреждённой ткани изделия. Подшивание подогнутых краёв изделия и заплаты вручную косыми стежками. Утюжка заплаты. Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Намётывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Выполнение штопки. Утюжка изделия. | |
7. | Запошивочный шов | | Практические работы. Сложение ткани с выпуском одного среза. Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Смётывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва. | |
8. | Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закругленным срезом | | Практические работы. Снятие мерок. Определение размера изделия. Расчёт расхода ткани на изделие. Определение деталей и контурных срезов на выкройке. Проведение вспомогательных линий. Деление отрезков на равные части и обозначение мест деления. | |
9. | Обработка косой обтачкой закругленного среза | | Практические работы. Прокладывание контрольных линий (по середине деталей). Соединение деталей изделия по образцу. Смётывание деталей. Обработка боковых и плечевых срезов запошивочным швом. Обработка косой обтачкой горловины и пройм изделия с применением различных дополнений (кружево, тесьма). Утюжка изделия. | |
10. | Бытовая швейная машина с электроприводом | | Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали. | |
11. | Обработка мягких складок | | Практические работы. Разметка складок. Замётывание складок по надсечкам или копировальным стежкам. | |
12. | Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью | | Практические работы. Раскрой деталей кармана по лекалу. Обработка верхнего среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Обтачивание отворота. Прокладывание мелких прямых стежков по линии подгиба закруглённого среза и стягивание проложенной нитки для образования подгиба (или замётывание шва вподгибку с открытым срезом с закладыванием складочек в местах закруглений). Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Намётывание и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрёпки в отделочной строчке. | |
13. | Обработка подкройной обтачкой внешнего угла | | Практические работы. Раскрой обтачки (по крою изделия и по лекалу). Обработка углов обтачкой на лицевую и изнаночную стороны. Вымётывание канта при обработке детали подкройной обтачкой. | |
14. | Построение чертежа и раскрой фартука для работы | | Лабораторная работа. Изучение свойств льняных волокон. Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину с учётом сборок или складок по линии пояса. Обозначение мест настрачивания карманов. Раскладка и крепление выкройки на ткани с учётом рисунка и долевой нити, припусков на швы. | |
15. | Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой | | Практические работы. Настрачивание кармана. Собирание сборок или закладывание мягких складок. Обработка нижней части фартука подкройной обтачкой, верхнего среза карманов – швом вподгибку. Соединение накладным швом кармана с основной деталью изделия. Соединение обтачным швом парных деталей нагрудника с одновременным втачиванием бретелей. Соединение поясом нагрудника и нижней части фартука. Замётывание шва. Выполнение отделочной строчки на ширину лапки. Утюжка изделия. | |
16. | Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья | | Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа в натуральную величину. Изготовление и подготовка выкройки к раскрою. Выкройка накладной ластовицы. Раскладка выкройки на ткани и раскрой. Обработка нижних срезов двойной косой обтачкой. | |
17. | Пошив поясного спортивного белья | | Лабораторная работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь. Практические работы. Прокладывание прямых стежков по линии отгиба верхнего среза. Обработка накладной ластовицы и соединение её накладным швом с основной деталью. Соединение запошивочным швом боковых срезов. Заготовка и соединение в кольцо по размеру нижнего среза косой обтачки. Обработка нижнего среза двойной косой обтачкой. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Вкладывание в подгиб эластичной тесьмы (резинка). Утюжка изделия. | |
18. | Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора | | Практические работы. Снятие и запись мерок. Построение чертежа клина и козырька под руководством учителя. Вырезание выкройки, раскладка её на ткани и раскрой. | |
19. | Пошив летнего головного убора | | Практические работы. Стачивание деталей головки, подкладки и козырька кепи. Отстрачивание козырька с ориентиром на лапку. Вкладываниеподкладки в головку. Обработка козырька. Утюжка и складывание изделия. | |
Календарно-тематическое планирование уроков
по учебному предмету «Профильный труд» (швейное дело)
6 класс – 7 ч/неделю
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.
2. Кожина О. А. Технология изготовления машинных швов. Альбом.
М., НИИ ШОТСО АПН, 1991.
3. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. – М.,2006.
4. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой. Сборник 2 под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2011.
5. Технология. Швейное дело. Рабочая тетрадь. 5-6 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2016.
6. Технология. Швейное дело. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г.Б. Картушина Г.Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2016.
Дидактический материал
Альбом. Технология изготовления машинных швов.
Видеофильмы.
Журналы мод.
Инструкционные карты.
Карточки-задания.
Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
Копилка электронных презентаций по темам программы.
Образцы тканей, машинных швов, ручных стежков, фурнитуры,
Таблицы.
Оборудование, инструменты и приспособления
1. Гладильная доска.
2. Компьютер.
3. Манекен.
4. Метровая линейка.
5. Ножницы.
6. Ручные иглы.
7. Сантиметровые ленты.
8. Столы.
9. Стулья.
10. Швейные нитки.
11. Швейные машины с электрическим приводом.
12. Циркуль.
13. Электрический утюг.
14. Экран.