Рабочая программа по углублённому курсу английского языка в 5 классе «Путешествие по Великобритании»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 100»
Рабочая программа по углублённому (профильному) курсу «Путешествие по Великобритании»
Предмет: английский язык
Класс: 5
Автор-составитель:
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 100»,
Садыкова Альбина Фирдаусовна
г. Ижевск
2017 - 2018
Методические рекомендации
Эффективность данного курса объясняется его потенциалом в формировании иноязычной грамотности, а его возможность быть рекомендованным коллегам - необычностью его содержания. Кроме привычных тем, таких как географическое положение, климат и природа, национальные символы государств Соединённого Королевства, он охватывает малоизвестные достопримечательности не только Англии, в частности её столицы - Лондона: рынок «Леденхолл», дом доктора Джонсона, Кенотаф и др., но и другихгосударств Великобритании: национальный парк Ронта (Уэльс), замок Стерлинг (Шотландия) и др. Такое содержательное наполнение и составляет уникальность курса.
Пояснительная записка
Программа профильного курса рассчитана на 1 год обучения в рамках 374 часов (11 часов в неделю). Она включает 4 раздела, состоящих из 2 блоков: профильного и воспитательного.
Цель курса - культуроведческое образование личности, предполагающее расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации об англоговорящих странах, комплексное применение усваиваемых в 5-ом классе предметных УУД в 4 видах коммуникативной деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Задачи курса:
• углубить знания обучающихся о государствах Соединённого Королевства;
• развивать способности использовать усваиваемые на уроках английского языка предметные УУД при работе со страноведческим материалом, воспринимаемым через разные каналы: визуально или аудиально;
• формировать социокультурную сторону личности в процессе приобщения к духовным ценностям англоязычной культуры;
• развивать умения самообразования и творческого поиска;
• мотивировать обучающихся на изучение английского языка за счёт актуального лингвострановедческого материала;
• воспитывать культуру общения и эффективного взаимодействия при работе коллективно и в группе;
• способствовать социализации, формированию открытости к истории и культуре, речи и особенностям других стран.
Целевые установки курса определяются его планируемыми результатами. В ходе реализации программы обучающиеся научатся:
воспринимать на слух и читать лингвострановедческие тексты с различными стратегиями понимания;
использовать компенсаторные умения при возникновении затруднений в понимании;
применять усваиваемые на уроках английского языка предметные УУД при работе со страноведческим материалом;
употреблять страноведческую лексику, в том числе реалии стран изучаемого языка, в собственной речи;
представлять их географические и климатические особенности и культурные объекты (достопримечательности) на английском языке;
трансформировать лингвострановедческие тексты в иные формы: пересказ, план, таблица, реклама и др.
рационально работать самостоятельно и в группе.
творчески подходить к решению поставленных задач;
открытости к истории и культуре, речи и особенностям других стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
решать коммуникативные задачи на уроках английского языка, применяя полученные лингвострановедческие знания;
осознавать практическую ценность полученных знаний;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять творческие задания по использованию получаемых знаний в нестандартных ситуациях;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание курса
Раздел 1. Географические особенности Соединённого Королевства.
Географическое положение, климат и природа Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
Раздел 2. Национальные символы Соединённого Королевства.
Символы Соединённого Королевства: флаг, герб, гимн, - и история их становления. Символы Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
Раздел 3. Достопримечательности столицы Великобритании.
Достопримечательности 4 частей Лондона: Сити, Вестминстера, Уэст-Энда и Ист-Энда. Прогулки по Ковент-Гарден, Блумсбери, Найтсбриджу и Кенсингтону, вдоль Темзы. Лондонские оазисы.
Раздел 4. Достопримечательности других частей Великобритании.
Достопримечательности Англии (Стоунхендж и Солсберийский собор), Уэльса (национальные парки, замки), Шотландии (замки, озеро Лох-Несс). Мой маршрут по Великобритании, его презентация и обсуждение.
Особенностью содержания курса является его деление на 2 блока: профильный и воспитательный, что закладывает в него все аспекты иноязычной культуры (учебный, познавательный, развивающий, воспитательный), являющейся содержанием иноязычного образования и средством достижения образовательных (предметных, метапредметных и личностных) результатов.
Целевые установки курса определяются необходимостью формирования в обучающихся иноязычной грамотности, продиктованной возрастанием социального статуса иностранного языка как учебного предмета в связи с цивилизационными изменениями общепланетарного масштаба: глобализация, поликультурность, информатизация и взаимозависимость стран и культур. В таких условиях существование и успешное развитие современного общества возможно только при определённом уровне иноязычной грамотности его членов, которая способствует
повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны (самый большой барьер при осуществлении совместных международных проектов, создании совместных предприятий – языковой и культурный);
вхождению, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество;
доступу к информационной «вселенной» и новейшим информационным технологиям.
Иноязычную грамотность в сложившихся условиях следует рассматривать как экономическую категорию. Интегрируясь с техническими науками, материальным производством, она превращается в непосредственную производительную силу.
Также, целевые установки курса определяются спецификой предмета «Иностранный язык», обладающего потенциалом в решении задач воспитания и социализации обучающихся благодаря тому, что он открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает уровень гуманитарного образования обучающегося, способствует будущему вхождению в мировое сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам. Знакомство с культурой народа (народов) изучаемого языка способствует более глубокому осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание иностранного языка и культуры устраняет барьеры недоверия, даёт возможность нести и распространять свою культуру, создавать положительный образ своей страны за рубежом. [2, c. 6 - 8]
Для раскрытия представленного потенциала предмета, а также для преодоления противоречий неоднородности классного коллектива, необходимости усвоения базового уровня всеми обучающимися и изучения языка в искусственной среде необходим курс дополнительных занятий именно страноведческой направленности. Это объясняется тем, что именно такая тематическая линия поспособствует формированию иноязычной грамотности за счёт дополнения материалов, изучаемых в рамках уроков, предусмотрит связь с жизнью обучающихся и простимулирует их потребность в общении.
Кроме того, содержание страноведческого курса позволяет использовать межпредметные связи (английский язык-география, биология, история, литература, МХК) и, таким образом, поможет обучающимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, несовершенство мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение) и переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
Что касается применяемых технологий, то это, например, метод проектов, использование которого становится возможным благодаря аутентичным материалам и видеофильмам, создающим языковую среду и являющимся ценным источником информации. Кроме того, ведущее место в работе с профильной группой отводится технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон, методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность обучающихся. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный актуальный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, которую обрабатывают в ходе 4 видов коммуникативной деятельности. Таким образом, данная программа основывается на коммуникативной методике, развивающей языковые знания и навыки и коммуникативные умения обучающихся в речевой деятельности. В связи с коммуникативной направленностью курса, он строится на использовании интерактивной методики, в рамках которой создаются ситуации, в которых обучающиеся принимают участие в работе группы.
Тематическое планирование курса
ПРОФИЛЬНЫЙ БЛОК
№ занятия |
Тема |
Раздел 1. Географические особенности Соединённого Королевства. |
|
1 |
Вводное занятие. |
2 |
Географическое положение и связанные с ним особенности Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. |
3 - 13 |
Географическое положение, климат и природа Англии. |
14 - 24 |
Географическое положение, климат и природа Уэльса. |
25 - 35 |
Географическое положение, климат и природа Шотландии. |
36 - 46 |
Географическое положение, климат и природа Северной Ирландии. |
47 - 52 |
Климатические и особенности флоры и фауны Соединённого Королевства. |
Раздел 2. Национальные символы Соединённого Королевства. |
|
53 - 63 |
Символы Соединённого Королевства: флаг, герб, гимн, - и история их становления. |
64 - 74 |
Символы Англии: флаг, герб, гимн, - и история их становления. |
75 - 85 |
Символы Уэльса: флаг, герб, гимн, - и история их становления. |
86 - 96 |
Символы Шотландии: флаг, герб, гимн, - и история их становления. |
97 - 107 |
Символы Северной Ирландии: флаг, герб, гимн, - и история их становления. |
Раздел 3. Достопримечательности столицы Великобритании. |
|
108 |
Лондон и его части: Сити, Вестминстер, Уэст-Энд и Ист-Энд. |
109 - 112 |
Достопримечательности Сити: рынок «Леденхолл» и его магазины. |
113 - 116 |
Английский банк или «Старая дама с Треднидл-стрит» и его окрестности. |
117 - 120 |
Собор св. Павла. |
121 - 124 |
Дом доктора Джонсона - автора «Словаря английского языка» 1755 года. |
125 - 128 |
Достопримечательности Вестминстера: здание парламента и Биг Бэн. |
129 - 132 |
Вестминстерское аббатство. |
133 - 136 |
Букингемский дворец. |
137 - 140 |
Трафальгарская площадь: Национальная галерея и Национальная портретная галерея. |
141 - 144 |
Даунинг-стрит 10 и Кенотаф. |
145 - 148 |
Достопримечательности запада Вестминстера - Уэст-Энда: площадь Пикадилли и её окрестности. |
149 - 152 |
Лондонские театры. |
153 - 156 |
Прогулка по Ковент-Гарден: Королевский оперный театр. |
157 - 160 |
Музей лондонского транспорта и Театральный музей. |
161 - 164 |
Прогулка по Блумсбери: Британский музей и его библиотека. |
165 - 168 |
Дом-музей Диккенса и другие литературные адреса. |
169 - 172 |
Прогулка по Найтсбриджу и Кенсингтону: магазин «Хэрродс». |
173 - 176 |
Музей наук. |
177 - 180 |
Музей естественной истории. |
181 - 184 |
Кенсингтонский дворец. |
185 - 195 |
Прогулка вдоль Темзы: мосты и Тауэр. |
196 - 206 |
Лондонские оазисы: парки, зоопарк и лекарственный сад. |
Раздел 4. Достопримечательности других частей Великобритании. |
|
207 - 210 |
Достопримечательности Англии: Стоунхендж и Солсберийский собор. |
211 - 214 |
Музей игрушек Честера. |
215 - 218 |
Оксфордский и Кембриджский университеты. |
219 - 222 |
Йорвик-викинг-центр. |
223 - 226 |
Музей и картинная галерея Бирмингема, «города 1500 ремёсел». |
227 - 237 |
Достопримечательности Уэльса: национальные парки: Ронта, Брекон-Биконс, Сноудония. |
238 - 248 |
Замки: Поуис, Бомарис, Карнарвон, Пенрин, Харлехский. |
249 - 259 |
Достопримечательности Шотландии: замки: Эдинбургский, Стерлинг, Кемпбелл, Сент-Андрус, Танталлон, Нейдпат и другие. |
260 - 263 |
Озеро Лох-Несс и его легенда. |
264 - 266 |
Викторина «Путешествие по Великобритании». |
267 - 269 |
Мой маршрут по Великобритании. |
270 - 272 |
Презентация и обсуждение маршрутов. |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
№ занятия |
Тема |
Раздел 1. Географические особенности Соединённого Королевства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Национальные символы Соединённого Королевства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Достопримечательности столицы Великобритании. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Достопримечательности других частей Великобритании. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Артемова А. Ф., Леонович О. А. First Aid in English Language and Culture. / Энциклопедия самообразования по английскому языку и страноведению Великобритании и США. - АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005. - 400 с.
2. Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. П. Кузовлева. 5—9 классы. — М.: Просвещение, 2011.
3. Сомервиль К. The National Geographic Traveller, Великобритания./ Пер. с английского Е. В. Глушенковой. - М.: ООО «Издательство Астрель», Тверь: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 199 с.
4. Страноведение «Great Britain»/ Сост. Ю.Б. Голицынский. - Санкт-Петербург.: издательство «Каро», 2002.
5. О Британии кратко/ Сост. В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. - М.: Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000.
6. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. - 1999. - №6.
7. Шереметьева А.В. Страноведческий справочник. – Саратов: издательство «Лицей», 2010.
8. Цибуля Н. Б. Английский язык. Устные темы. Страноведение. - Иностранный язык, 2002. - 400 с.
9. 400 тем английского языка / Сост. Ю. В. Куриленко, - Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2010. - 608 с.
10. Facts and Faces From the History of Britain/ Сост. Н.В. Мурашова. - М.: издательство «Менеджер», 2006.
11. Sheerin S., Seath J., White G. Spotlight оn Britain. – Oxford: Oxford University Press, 1997. - 140 с.