Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок экологической направленности «Зелёная планета» (2–4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
кружок экологической направленности
«ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Конкурс: «Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку программы внеурочной деятельности»
Выполнила Дудочкина Лариса Викторовна
Учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа №1568 имени Пабло Неруды»
Москва, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция.
Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в начальной школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками. Одной из приоритетной целью, которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. А так же максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей естественных наук.
Цель и задачи курса «Юный эколог»
Цель программы – достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи; формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа для творческого объединения "Юный эколог" рассчитана на изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы увлеченных детей. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностной ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств
удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
9. Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
10. Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
11. Воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Новизна программы.
Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету окружающий мир, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей географии, биологии, экологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.
Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитана нa среднее возрастное звено .
Всего на учебный год — 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий . На практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья («Дадим вторую жизнь вещам!»).
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы, проектная и исследовательская деятельность и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, презентации.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академического часа .Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т. д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, Мордовского края;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Большое внимание программа уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.
Отличие данной программы по экологии в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческий организм.
Учебная программа Учебно-тематический план Тематический план первого года обучения
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1. |
Организационное занятие |
2 |
- |
2 |
2. |
Основы экологического образования |
2 |
- |
2 |
3. |
Экология и экономия в собственном |
2 |
- |
2 |
4. |
Природа - наш общий дом |
2 |
- |
2 |
5. |
Основные составляющие природы |
1 |
1 |
2 |
6. |
Пищевые связи |
1 |
1 |
2 |
7. |
Мир полон хищников |
1 |
1 |
2 |
8. |
И на хищника управа есть |
1 |
1 |
2 |
9. |
Конкуренция и соперничество |
1 |
1 |
2 |
10. |
Дружба в природе |
2 |
- |
2 |
11. |
Тайны живой природы |
2 |
- |
2 |
12. |
Как построить экосистему |
1 |
- |
2 |
13. |
Воздух, значение его чистоты для живых организмов |
1 |
1 |
2 |
14. |
Царство почвы - уникальный мир природы |
1 |
1 |
2 |
15. |
Вода - чудо природы |
1 |
1 |
2 |
16. |
Вода и живые организмы |
2 |
- |
2 |
17. |
Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" |
- |
2 |
2 |
18. |
Пресные воды - наше богатство |
1 |
1 |
2 |
19. |
Основные источники загрязнения водоемов |
1 |
1 |
2 |
20. |
Жизнь водных пространств и экология |
1 |
1 |
2 |
21. |
Приматы моря |
2 |
- |
2 |
22. |
Уязвимое море |
2 |
- |
2 |
23. |
Экологический рассказ. Диспут. |
2 |
- |
2 |
24. |
Экология в нашем доме |
2 |
- |
0 |
25. |
Экомир моей семьи |
2 |
- |
2 |
26. |
Экология человека |
1 |
1 |
2 |
27. |
Экология и генетика |
2 |
- |
2 |
26. |
Экология насекомых |
2 |
2 |
4 |
29. |
Бионика - наука о подражании живым |
2 |
- |
2 |
30. |
Агитзанятия "Секреты леса" |
2 |
- |
2 |
31. |
А мы тоже пахнем |
2 |
- |
2 |
32. |
Растения лечат людей |
2 |
2 |
4 |
33. |
Природа моей страны |
2 |
- |
2 |
34. |
Красная книга |
2 |
- |
2 |
35. |
Экологический марафон |
4 |
- |
4 |
36. |
Экология нашего села |
2 |
2 |
4 |
37. |
Они любили свою Землю |
4 |
- |
4 |
Итого: |
63 |
23 |
86 |
|
38. |
Подготовка и проведение праздников |
20 |
|
|
39. |
Уроки Гнома эконома |
6 |
|
|
40. |
По страницам занимательной литературы |
6 |
|
|
41. |
Викторины конкурсы, игры, беседы |
16 |
|
|
42. |
Экскурсии |
10 |
|
|
Всего: |
144 часа |
Содержание программы
Первый год обучения
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".
3. Экология и экономия в собственном кошельке
Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности
4. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".
5. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
6. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
7. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
8. И на хищника управа есть
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
9. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
10. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
11. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.
12. Как построить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.
13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
14. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
15. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
16. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".
17. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
18. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.
19. Основные источники загрязнения водоемов
Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
20. Жизнь водных пространств и экология
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".
Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"
21. Приматы моря
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
22. Уязвимое море.
Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.
2З. Экологическии рассказ. Диспут
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
24. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
25. Экомир моей семьи
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."
26. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).
27. Экология и генетика
Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
28. Экология насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
29. Бионика - наука о подражании живым существам
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
30. Агитзанятия "Секреты леса"
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам
31. А мы тоже пахнем
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.
32. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
33. Природа моей страны.
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.
Урок феи Экологии. Работа с литературой по теме.
34. Красная книга
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
35. Экологический марафон
Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.
З6. Экология нашего села
Состояние окружающей среды нашего села. Ее связь с состоянием окружающей среды района. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному селу?
37. Они любили свою Землю
Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.
Урок феи Экологии. Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.
Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по биологии. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России и Мордовии, лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий.
Прогнозируемые результаты
Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.
Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Экологический", являются:
1 год обучения:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
Этапы педагогического контроля:
№ п\п |
Какие знания, умения и навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
Сроки |
1
2
3
4
5 |
Умение выполнять практические работы. Навыки поведения в природе
Умение раскрывать экологические понятия Знания редких и исчезающих видов животных и растений Знание терминов, понятий. |
Экскурсии, проекты
Составление правил
Тестирование
Викторина
Самостоятельная работа |
В течение года
Во время экскурсий
По итогам изучения темы
Первый год обучения.
По мере необходимости |
Просветительская и досуговая работа:
№ п\п |
Содержание (экскурсии, поездки, вечера) |
Количество часов |
1 |
Подготовка и проведение праздников |
20 |
2 |
Уроки Гнома эконома |
6 |
3 |
По страницам занимательной литературы |
6 |
4 |
Викторины конкурсы, игры, беседы |
16 |
5 |
Экскурсии |
10 |
Работа на летних каникулах:
№ п\п |
Тема |
Виды практической деятельности |
Количество часов |
1
2
3
4 |
Работа на экологической тропе. Выяснение влияния фактора вытаптывания на распределение, рост и размножение растений Изучение форм и видов отдыха на территории исследования |
Составление маршрута, схемы Практическая работа
Практическая работа
Наблюдение |
6 часов
10 часов
6 часов
4 часа |
Список литературы
Литература, используемая педагогом.
Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.
Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1
Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972
Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971
Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975
Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974
Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Литература, рекомендованная для чтения.
Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971
Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980
Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988
Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
Календарное планирование занятий кружка Первый год обучения
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1-2 | Организационное занятие | 2 | |
3-4 | Основы экологического образования. | 2 | |
5-6 | Экология и экономия в собственном кошельке | 2 | |
7-8 |
Меры личной экологической безопасности |
2 | |
9-10 | Природа- наш общий дом | 2 | |
11-12 | Понятие об экологии как о науке | 2 | |
13-14 | Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. | 2 | |
15-16 |
Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю". |
2 | |
17-18 |
Пищевые связи |
2 | |
19-20 | "Почему погибла дубрава?" По страницам занимательной литературы. | 2 | |
21-22 |
Мир полон хищников |
2 | |
23-24 |
Растения-хищники. |
2 | |
25-26 | Растения-жертвы. | 2 | |
27-28 | Животные-жертвы и их защита | 2 | |
29-30 |
Конкуренция и соперничество |
2 | |
31-32 | Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника | 2 | |
33-34 |
Дружба в природе |
2 | |
35-36 |
Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы". |
2 | |
37-38 |
Тайны живой природы. По страницам занимательной литературы. |
2 | |
39-40 | Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. | 2 | |
41-42 |
Работа с подобранной литературой. |
2 | |
43-44 | Что такое экологическая система? | 2 | |
45-46 |
Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека. |
2 | |
47-48 |
Воздух, значение его чистоты для живых организмов |
2 | |
49-50 |
Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?" |
2 | |
51-52 | Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных | 2 | |
53-54 | Загрязнение почв и их охрана. | 2 | |
55-56 | Вода - самое важное вещество на Земле. | 2 | |
57-58 |
Как подчеркивали важность воды на Земле писатели? По страницам занимательной литературы. |
2 | |
59-60 | Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). | 2 | |
61-62 |
Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды? |
2 | |
63-64 |
Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" |
2 | |
65-66 |
Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками. |
2 | |
67-68 | Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? | 2 | |
69-70 | Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. | 2 | |
71-72 |
Основные источники загрязнения водоемов |
2 | |
73-74 | Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов | 2 | |
75-76 |
Жизнь водных пространств и экология |
2 | |
77-78 | Вред, наносимый загрязнением морей и океанов | 2 | |
79-80 |
Приматы моря |
2 | |
81-82 |
Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы. |
2 | |
83-84 |
Уязвимое море. Сценарии , стихи о воде, море. |
2 | |
85-86 |
Экологические размышления. |
2 | |
87-88 | Так об экологии пишут дети. | 2 | |
89-90 | Знакомство с детскими работами | 2 | |
91-92 |
Экология в нашем доме. Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? |
2 | |
93-94 | Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки | 2 | |
95-96 |
Экомир моей семьи.Вкусно, полезно, красиво. |
2 | |
97-98 |
Природа в нашем доме. Экология души. |
2 | |
99-100 |
Экология человека.Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. |
2 | |
101-102 |
Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку? |
2 | |
103-104 |
Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. |
2 | |
105-106 |
"Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
|
2 | |
107-108 |
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". |
2 | |
109-110 |
"Общественные" насекомые. Мудрость насекомых |
2 | |
111-112 |
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком |
2 | |
113-114 |
Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
|
2 | |
115-116 |
Агитзанятия "Секреты леса"
|
2 | |
117-118 |
Как животные предупреждают друг друга? |
2 | |
119-120 |
Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.
|
2 | |
121-122 |
История поиска и использования лекарственных растений. |
2 | |
123-124 |
Легенды о лекарственных травах. |
2 | |
125-126 |
Как приготовить себе природное лекарство? |
2 | |
127-128 |
Культурные растения, используемые как лекарственные. |
2 | |
129-130 |
Разнообразие природы. Великие равнины. |
2 | |
131-132 |
Великие пустыни. Бескрайняя тайга.
|
2 | |
133-134 |
Красная книга. Почему она красная? |
2 | |
135-136 |
"Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги. |
2 | |
137-138 |
Экологический марафон. Обобщающие занятия |
2 | |
139-140 |
Состояние окружающей среды нашего села. Ее связь с состоянием окружающей среды района. |
2 | |
141-142 |
Чем каждый из нас может помочь родному селу?
|
2 | |
143-144 |
Они любили свою Землю. Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). |
2 |