Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(спортивно-оздоровительное направление)
«Подвижные игры», 1 класс
Содержание
| Раздел | Страница |
1 | Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования | 3 |
2 | Общая характеристика курса | 3 |
3 | Место курса в учебном плане | 4 |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания курса. | 4 |
5 | Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса | 5 |
6 | Содержание курса | 6 |
7 | Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся | 7 |
8 | Описание материально-технического обеспечения курса | 9 |
1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей начального общего образования
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
«Подвижные игры» - курс для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
2. Общая характеристика учебного предмета
Человеческая личность — это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и др.) На основании изложенного определена главная цель программы «Подвижные игры» — всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника.
Основные задачи:
вызвать у обучающихся начальных классов интерес к физической культуре, позволив ощутить красоту и радость движения;
формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.
Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
содействие созданию игровых групп, позволяющих обучающимся различной степени двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению научных знаний;
учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;
эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;
занимательность процесса обучения;
установление связей между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний обучающихся;
расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;
высокий уровень культуры движений учителя;
целенаправленная работа над основами культуры движений обучающихся.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 час в неделю.
Всего 33 часа в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
— формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
выявлять связь занятий спортом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях курса и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
6. Содержание курса.
1. Бессюжетные игры (9 ч.)
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Использование простых движений: бега, ловля, прятание.
2. Игры-забавы (7 ч.)
Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)
3. Народные игры (8 ч.)
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
4. Любимые игры детей (9ч.)
Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ | Раздел, тема | Всего часов | Форма занятия | Планируемые результаты |
| Бессюжетные игры | 9 | | |
1 | Правила поведения в группах. Бессюжетные игры «Ловишки- перебежки» | 1 | игра | Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья |
2 | Бессюжетные игры. «Вороны и Воробьи» | 1 | игра | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. |
3 | Бессюжетные игры. «Паровозик» | 1 | игра | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. |
4 | Правила поведения во время игры. Бессюжетные игры. «Белые медведи» | 1 | игра | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. |
5 | Бессюжетные игры «На одной ноге» | 1 | игра | Активно включаться в общение. |
6 | Бессюжетные игры. «Петушиный бой» | 1 | игра | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. |
7 | Правила поведения во время игры. Бессюжетные игры. «Веселый бег» | 1 | игра | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. |
8 | Бессюжетные игры. «Попади в след» | 1 | игра | Активно включаться в общение. |
9 | Повторение. Викторина «Узнай игру». | 1 | викторина | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
| Игры-забавы | 7 | | |
1 | Игры – забавы. «Охота на тигра» | 1 | игра | Формирование чувства ответственности и уважительного отношения к своим сверстникам |
2 | «Донеси рыбку» | 1 | игра | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
3 | «Черепаха -путешественница» | 1 | игра | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. |
4 | «Собери орехи» | 1 | игра | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. |
5 | «Повяжу я шелковый платочек» | 1 | игра | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. |
6 | «Дриблинг» | 1 | игра | Активно включаться в общение. |
7 | Повторение | 1 | Защита проекта | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
| Народные игры | 8 | | |
1 | Р.Н.И «Краски» | 1 | игра | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другого .народа. |
2 | Р.Н.И «Стадо» | 1 | игра | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. |
3 | Таджикская. народная игра «Горный козел» | 1 | игра | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. |
4 | Украинская. народная игра «Хлебец» | 1 | игра | Активно включаться в общение. |
5 | Чеченская народная. игра «Игра в башню» | 1 | игра | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. |
6 | Дагестанская. народная игра «Достань шапку» | 1 | игра | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другого народа. |
7 | Бурятская народная игра «Волк и ягнята» | 1 | Игра | Активно включаться в общение. |
8 | Повторение | 1 | Защита проекта. | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. |
| Любимые игры детей | 9 | | |
1 | «Увернись от мяча» | 1 | игра | Формировать чувство гордости за свою Родину, формирование ценности многонационального российского общения |
2 | «Сильный бросок» | 1 | игра | Активно включаться в общение. |
3 | «Космонавты» | 1 | игра | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
4 | «Второй лишний» | 1 | игра | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. |
5 | «Два мороза» | 1 | игра | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. |
6 | «Большой мяч» | 1 | игра | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. |
7 | «Шлепанки» | 1 | игра | Формирование уважительного отношения к иному мнению. |
8 | «Прятки» | 1 | игра | Активно включаться в общение. |
9 | Повторение | 1 | Защита проекта. | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК для учителя:
№ п/п | Авторы | Название учебных и методических изданий | Выходные данные |
1 | Ковалько В. И. | «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г. | |
2 | Осокина Т. И. | «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г. | |
3 | Фролов В. Г. | «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г. | |
4 | Шевченко И. В. | «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г. | |
5 | Гришин В. Г. | Игры с мячом и ракеткой.- М., 2005г. | |
6 | Вавилова Е. Н. | Бегай, прыгай, метай.- М., 2006 г. | |
7 | Семенов С. С. | Городки.- М., 2005 г. | |
8 | Гришина В. С. | Румяные щечки.- М., ФиС, 2008 г. | |
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
Технические средства обучения.
1. Проектор
2. Компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
Специализированная мебель. Компьютерный стол.
6