Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» (1–4 класс)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Подвижные игры»
для учащихся 1-4 класса
Сроки реализации: 4 года
Составитель: Евдокимова Е.П
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов:
- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси- лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности , сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений .
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Планируемые результаты
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое распределение количества часов
1 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Теория |
Практика |
1 |
Техника безопасности |
4 |
- |
2 |
Беседы |
4 |
- |
3 |
Игры |
- |
58 |
Итого |
66 часов |
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Техника безопасности - 4 часа
ТБ при проведении подвижных игр.
Тема 2. Беседы - 4 часа
Беседа «Возникновение подвижных игр». Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде». Беседа: «Основы строения и функций организма». Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи».
Тема 3. Игры - 58 часов
Игровое упражнение "Быстро встань в колонну", подвижная игра "Ловишки"."Быстро встань в колонну", подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Тихо-громко".Игровое упражнение "Передал - садись", подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Затейники"."Удочка", игра малой подвижности "Эхо"."Перелет птиц", игровое упражнение "Передача мяча колонне"."Успей добежать", игра малой подвижности "Эхо"."Жмурки", игра малой подвижности "Летает, не летает". "Не попадись", ходьба, "Бабочка", "Лягушка"."Догони свою пару", игра "Фигуры"."Ноги от земли", игра малой подвижности "Кто ушел?".Подвижная игра средней интенсивности "Ключи", игра "Кто ушел?". "Кого назвали, тот ловит", игра средней подвижности "Воротца"."Воробьи и кошка"."Ловля обезьян", игра малой подвижности "Мяч вошедшему"."Перелет птиц", игра малой подвижности "Поймай мяч"."Ноги от земли" или "Не оставайся на полу", игра малой подвижности "Угадай, чей голосок"."Будь ловким", игра средней интенсивности "Фигуры"."Хитрая лиса"."Удочка", "Летает, не летает"."Кого назвали, тот и ловит", "Летает, не летает"."Ловишки", эстафета "Передача мяча в колонне"."Бери ленту", игра малой подвижности "Эхо". "Воробьи и кошка" "Мяч в воздухе"."Мяч в воздухе", игра малой подвижности "Кто ушел?". "Медведи и пчелы", "Воротца"."Медведи и пчелы", "Угадай, чей голосок"."Мяч в воздухе", "Затейники".Игровые упражнения без лыж "Лепка снежков и бросание их вдаль".Обучение повороту на месте вокруг пяток лыж - "нарисуем веер".
.Игра "Кто самый быстрый?".Игра "Кто дальше проскользит?"Игра "Кто самый быстрый?" "Паук и мухи", игра малой подвижности "Река и ров"."Ловишки с мячом".
"Жмурки"."Паук и мухи", игра малой подвижности "Летает, не летает"."Скворечники", "Передал, садись"."Жмурки"."Пустое место"."Мы - физкультурники", игра "Угадай, чей голосок"."Мышеловки"."Мышеловка", игра малой подвижности "Затейники"."Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге"."Карусель", эстафета с мячом. "Охотник и зайцы", игра малой подвижности "Эхо"."Мяч водящему", игра малой подвижности "Летает, не летает"."Фигуры". "Быстрей по местам!" ""Волк на рву"."Жмурки","Найди предмет". "Удочка", "Мяч водящему"."Пустое место", игра "Летает, не летает"."Медведь и пчелы", "Мяч в воздухе".
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
1четверть |
||
ТБ при проведении подвижных игр. Подвижная игра "Ловишки". |
||
Игровое упражнение "Быстро встань в колонну", подвижная игра "Ловишки". |
||
"Быстро встань в колонну", подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Тихо-громко". |
||
Беседа «Возникновение подвижных игр». Подвижная игра "Совушка". |
||
Игровое упражнение "Передал - садись", подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Затейники". |
||
Подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Эхо". |
||
Подвижная игра "Перелет птиц", игровое упражнение "Передача мяча колонне". |
||
Подвижная игра "Успей добежать", игра малой подвижности "Эхо". |
||
Подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Летает, не летает". |
||
Подвижная игра "Не попадись", ходьба, "Бабочка", "Лягушка". |
||
Подвижная игра "Догони свою пару", игра "Фигуры". |
||
Подвижная игра "Ноги от земли" или "Не оставайся на полу", игра малой подвижности "Угадай, чей голосок". |
||
Подвижная игра "Ноги от земли", игра малой подвижности "Кто ушел?". |
||
Подвижная игра средней интенсивности "Ключи", игра "Кто ушел?". |
||
Подвижная игра "Кого назвали, тот ловит", игра средней подвижности "Воротца". |
||
Подвижная игра "Воробьи и кошка". |
||
Подвижная игра "Ловля обезьян", игра малой подвижности "Мяч вошедшему". |
||
Подвижная игра "Перелет птиц", игра малой подвижности "Поймай мяч". |
||
2 четверть |
||
ТБ. Подвижная игра "Ловля обезьян", игра малой подвижности "Хоровод". |
||
Подвижная игра "Будь ловким", игра средней интенсивности "Фигуры". |
||
Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде». Подвижная игра "Ключи". |
||
Подвижная игра "Хитрая лиса". |
||
Подвижная игра "Удочка", "Летает, не летает". |
||
Подвижная игра "Кого назвали, тот и ловит", игра малой подвижности "Летает, не летает". |
||
Подвижная игра "Ловишки", эстафета "Передача мяча в колонне". |
||
Подвижная игра "Бери ленту", игра малой подвижности "Эхо". |
||
Подвижная игра "Воробьи и кошка" |
||
Подвижная игра "Мяч в воздухе". |
||
Подвижная игра "Мяч в воздухе", игра малой подвижности "Кто ушел?". |
||
Подвижная игра "Медведи и пчелы", игра малой подвижности "Воротца". |
||
Подвижная игра "Медведи и пчелы", игра малой подвижности "Угадай, чей голосок". |
||
Подвижная игра "Мяч в воздухе", игра малой подвижности "Затейники". |
||
3 четверть |
||
ТБ. Игровое упражнение "Снежинки летят". |
||
Игровые упражнения без лыж "Лепка снежков и бросание их вдаль". |
||
Обучение повороту на месте вокруг пяток лыж - "нарисуем веер". |
||
Беседа: «Основы строения и функций организма». Игра "Кто быстрее?". |
||
Веселые старты. |
||
Игра "Кто самый быстрый?". |
||
Игра "Кто дальше проскользит?" |
||
Игра "Кто самый быстрый?" |
||
Игровые упражнения и подвижные игры без лыж. |
||
Игровые упражнения и подвижные игры без лыж. |
||
Игровые упражнения и подвижные игры без лыж. |
||
Подвижная игра "Паук и мухи", игра малой подвижности "Река и ров". |
||
Подвижная игра "Ловишки с мячом". |
||
Подвижная игра "Жмурки". |
||
Подвижная игра "Паук и мухи", игра малой подвижности "Летает, не летает". |
||
Подвижная игра "Скворечники", игра малой подвижности "Передал, садись". |
||
Подвижная игра "Жмурки". |
||
Подвижная игра "Пустое место". |
||
Подвижная игра "Мы - физкультурники", игра "Угадай, чей голосок". |
||
ТБ. Подвижная игра "Ловишки парами", игра малой подвижности "Воротца". |
||
Подвижная игра "Мышеловки". |
||
4 четверть |
||
Подвижная игра "Мышеловка", игра малой подвижности "Затейники". |
||
Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи». Подвижная игра "Совушка", игра малой подвижности "Угадай, чей голосок". |
||
Подвижная игра "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге". |
||
Подвижная игра "Карусель", эстафета с мячом. |
||
Подвижная игра "Охотник и зайцы", игра малой подвижности "Эхо". |
||
Подвижная игра "Мяч водящему", игра малой подвижности "Летает, не летает". |
||
Подвижная игра "Фигуры". |
||
Подвижная игра "Быстрей по местам!" |
||
Подвижная игра ""Волк на рву". |
||
Подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Найди предмет". |
||
Подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Мяч водящему". |
||
Подвижная игра "Пустое место", игра "Летает, не летает". |
||
Подвижная игра "Медведь и пчелы", игра "Мяч в воздухе". |
Ожидаемые результаты 1 класс:
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое распределение количества часов
2 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество теории |
Часов практики |
1 |
Техника безопасности |
6 |
- |
2 |
Беседы |
3 |
- |
3 |
Игры |
- |
59 |
Итого |
68 часов |
Содержание программы
2 класс
Тема 1. Техника безопасности - 6 часов
ТБ при занятиях подвижными играми. ТБ при подвижных играх. «Пятнашки», «Зима- лето». ТБ при занятиях подвижными играми. «Салки выручалки», «Волк во рву».
ТБ при занятиях подвижными играми на свежем воздухе. ТБ при подвижных играх. «Салки выручали», «Волк во рву». ТБ при подвижных играх «Через ручеек», «У ребят порядок строгий».
Тема 2. Беседы - 3 часа
Беседа «Личная гигиена». Беседа «Закаливание организма». Беседа: «Твой организм».
Тема 3. Игры - 59 часов
«К своим флажкам», «Запрещенные движения». «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». «Фигуры», «Флюгер». «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». «Кот идет», «Товарищ командир»«Не ошибись», «Беги и собирай».«Берегись, Буратино», «Жмурки».«Дети и медведь», «Гуси - лебеди».«Зима - лето», «Космонавты».« Пчелки», «красная шапочка».Веселые эстафеты с предметами.«Пустое место, «Кот идет».«Птица без гнезда», «Быстро по местам».«Ловишки», «Карлики и великаны».«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты.«Колдунчики», Пчелки».«Через ручеек», «У ребят порядок строгий».«Стая», «Быстро по местам».«Летучие рыбки», «Жмурки». «Пчелы и медвежата», «Зима – лето».«Проведи», «Пчелки».«Светофор», «Гуси – лебеди».«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».«Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».«Волк во рву», «Пустое место».«Воробушки», Берегись Буратино».«Зима - лето», «Космонавты».«Летает - не летает», «Статуя».«Кот идет», «Товарищ командир»«День и ночь», «Воробьи вороны».Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».«Колдунчик», «Салки выручали».«Гуси и волк», «Салки выручали».«Проведи», «Пчелки».«Хитрая лиса», «Зима – лето».Полоса препятствий.«День ночь», «Мы веселые ребята».«Волк во рву», «Пустое место».«Зима - лето», «Космонавты».Веселые эстафеты с мечами.«Пчелы и медвежата», «Зима – лето».
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето».Игры на свежем воздухе. «Зима лето».Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель».Веселые эстафеты на свежем воздухе.«Волк во рву», «Пустое место».«Класс смирно», «Веселые старты»« К своим флажкам», «Два мороза».«Гуси и волк», «Салки выручали».«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда».«День и ночь», «Воробьи вороны».«Воробушки», Берегись Буратино».Веселые старты с баскетбольными мячами.«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты, Игры на свежем воздухе. «Зима лето». Игры с мячом и обручем. Игры со скакалками
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Дата |
Содержание занятий |
1 четверть |
||
1. |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Разучивание игры «Стань правильно», «Карлики и великаны». |
|
2. |
Разучивание игры «К своим флажкам», «Запрещенные движения». |
|
3. |
Разучивание игры «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». |
|
4. |
Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер». |
|
5. |
Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». |
|
6. |
Беседа личная гигиена. «Летает - не летает», «Статуя». |
|
7. |
«Кот идет», «Товарищ командир» |
|
8. |
«Не ошибись», «Беги и собирай». |
|
9. |
«Берегись, Буратино», «Жмурки». |
|
10. |
«Дети и медведь», «Гуси - лебеди». |
|
11. |
«Зима - лето», «Космонавты». |
|
12. |
Беседа: «Твой организм». «Кот проснулся» |
|
13. |
« Пчелки», «красная шапочка». |
|
14. |
Веселые эстафеты с предметами. |
|
15. |
«Пустое место, «Кот идет». |
|
16. |
«Птица без гнезда», «Быстро по местам». |
|
17. |
«Ловишки», «Карлики и великаны». |
|
18. |
ТБ при подвижных играх. «Пятнашки», «Зима- лето». |
|
2 четверть |
||
19. |
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. |
|
20. |
«Колдунчики», Пчелки». |
|
21. |
«Через ручеек», «У ребят порядок строгий». |
|
22. |
«Стая», «Быстро по местам». |
|
23. |
«Летучие рыбки», «Жмурки». |
|
24. |
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето». |
|
25. |
«Проведи», «Пчелки». |
|
26. |
«Светофор», «Гуси – лебеди». |
|
27. |
«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». |
|
28. |
«Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». |
|
29. |
«Волк во рву», «Пустое место». |
|
30. |
Беседа. Закаливание организма. «Кошки мышки». |
|
31. |
«Воробушки», Берегись Буратино». |
|
32. |
«Зима - лето», «Космонавты». |
|
3 четверть |
||
33. |
ТБ при подвижных играх. «Через ручеек», «У ребят порядок строгий». |
|
34. |
«Летает - не летает», «Статуя». |
|
35. |
«Кот идет», «Товарищ командир» |
|
36. |
«День и ночь», «Воробьи вороны». |
|
37. |
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». |
|
38. |
«Колдунчик», «Салки выручали». |
|
39. |
«Гуси и волк», «Салки выручали». |
|
40. |
«Проведи», «Пчелки». |
|
41. |
«Хитрая лиса», «Зима – лето». |
|
42. |
Полоса препятствий. |
|
43. |
«День ночь», «Мы веселые ребята». |
|
44. |
«Волк во рву», «Пустое место». |
|
45. |
«Зима - лето», «Космонавты». |
|
46. |
Веселые эстафеты с мечами. |
|
47. |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе «Два мороза». |
|
48. |
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето». |
|
49. |
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». |
|
50. |
Игры на свежем воздухе. «Зима лето». |
|
51. |
ТБ при подвижных играх. «Салки выручали», «Волк во рву». |
|
52. |
Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель». |
|
4 четверть |
||
53. |
Веселые эстафеты на свежем воздухе. |
|
54. |
«Волк во рву», «Пустое место». |
|
55. |
«Класс смирно», «Веселые старты» |
|
56. |
« К своим флажкам», «Два мороза». |
|
57. |
«Гуси и волк», «Салки выручали». |
|
58. |
«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». |
|
59. |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Салки выручалки», «Волк во рву». |
|
60. |
«День и ночь», «Воробьи вороны». |
|
61. |
«Воробушки», Берегись Буратино». |
|
62. |
Веселые старты с баскетбольными мячами. |
|
63. |
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты, |
|
64. |
Игры на свежем воздухе. «Зима лето». |
|
65. |
Игры с мячом и обручем. |
|
66. |
Игры со скакалками |
|
67. |
Веселые эстафеты, соревнования между классами |
|
68. |
Беседа «Где можно и где нельзя играть летом» |
Ожидаемые результаты 2 класс:
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое распределение количества часов
3 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество теории |
Часов практики |
1 |
Техника безопасности |
3 |
- |
2 |
Беседы |
3 |
- |
3 |
Игры |
- |
62 |
Итого |
68 часов |
Содержание программы
3 класс
Тема 1. Техника безопасности - 3 ч.
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
Тема 2. Беседы- 3 ч.
Беседы по правильному питанию и о режиме дня. Беседа: «Твой организм», «Красивая осанка».
Тема 3. Игры – 62 ч.
«Гуси – лебеди», Совушка», "Игольное ушко"«Отгадай, чей голос?», " Воздушный десант"«Удочка», "Хоккей на траве"«Выши ноги от земли», Подвижная игра " Ангар"«Салки», "Лукошко", «Вызов номеров», "Рыбалка", «Мышеловка», "Воронята", «Волк во рву», "Дуэльный баскетбол", "Кресло соседа", "Бирюльки", "Поймай меня", «Вызов номеров», "Гонки с шайбой"."Кот все видит".«Скатывание шаров», «Вьюнок", «Гонки снежных комов», "Зигзаг", «Лепим снеговика», "Догони меня", "Вытеснялки", "Попрыгунчики",«Два Мороза», «У медведя во бору», «Наперегонки парами», «Попрыгунчики – воробышки», «Лягушки – цапли», «Зима - лето», «Найди себе пару», «Шишки, желуди, орехи», «Зима – лето», «С кочки на кочку», «День ночь», «Колдунчик», «Лягушки – цапли», «Статуя», «Метко в цель», «Гуси и волк», «Кот идет», «Вышибалы», «Оленьи упряжки», «Мы веселые ребята», «Пчелки», «Товарищ командир», «Летает - не летает».
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ |
Дата |
Содержание занятий |
1 четверть |
||
1 |
7.09 |
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. «Гуси – лебеди». |
2 |
12.09 |
Подвижная игра «Совушка», "Игольное ушко" |
3 |
14.09 |
«Отгадай, чей голос?», " Воздушный десант" |
4 |
19.09 |
«Удочка», "Хоккей на траве" |
5 |
21.09 |
«Выши ноги от земли», Подвижная игра " Ангар" |
6 |
26.09 |
«Салки», "Лукошко" |
7 |
28.09 |
Подвижная игра «Вызов номеров», "Рыбалка" |
8 |
5.10 |
«Мышеловка», Подвижная игра "Воронята" |
9 |
10.10 |
«Волк во рву», "Дуэльный баскетбол" |
10 |
12.10 |
«Совушка», Подвижная игра "Кресло соседа". |
11 |
17.10 |
«Отгадай, чей голос? "Бирюльки" |
12 |
19.10 |
Подвижная игра «Удочка» "Поймай меня" |
13 |
24.10 |
«Выши ноги от земли», "Настольное сорсо" |
14 |
26.10 |
«Салки», "Мушкетеры" |
15 |
31.10 |
«Вызов номеров», "Гонки с шайбой". |
2 четверть |
||
16 |
9.11 |
«Мышеловка», Подвижная игра "Кот все видит". |
17 |
14.11 |
«Волк во рву», Подвижная игра "Лишний" |
18 |
16.11 |
«Совушка», Подвижная игра "Поймай меня". |
19 |
21.11 |
«Скатывание шаров», Подвижная игра "Вьюнок" |
20 |
23.11 |
«Гонки снежных комов», Подвижная игра "Зигзаг" |
21 |
30.11 |
Подвижная игра «Лепим снеговика», "Догони меня" |
22 |
5.12 |
«Гонка с шайбами», Подвижная игра "Омары" |
23 |
7.12 |
Беседы по правильному питанию и о режиме дня. Игра "Овощи и фрукты" |
24 |
14.12 |
«Два Мороза», Подвижная игра "Снежки" |
25 |
19.12 |
Подвижная игра «День и ночь», Добей шайбу" |
26 |
21.12 |
Подвижная игра «Скатывание шаров», "Вытеснялки" |
27 |
26.12 |
«Гонки снежных комов», "Накорми меня". |
28 |
28.12 |
«Лепим снеговика», Подвижная игра "Попрыгунчики". |
3 четверть |
||
29 |
16.01 |
«Гонка с шайбами», Подвижная игра "Хоккей" |
30 |
18.01 |
Беседы по правильному питанию и о режиме дня. Игра "Магазин". |
31 |
23.01 |
«Два Мороза», Подвижная игра "Лепим снеговика". |
32 |
25.01 |
Подвижная игра «День и ночь», "Совушка". |
33 |
30.01 |
«У медведя во бору». Подвижная игра «Волк во рву» |
34 |
1.02 |
Подвижная игра «Наперегонки парами». «Проведи» |
35 |
6.02 |
«Попрыгунчики – воробышки». |
36 |
8.02 |
«Лягушки – цапли». Подвижная игра «Зима - лето». |
37 |
13.02 |
Подвижная игра «С кочки на кочку». «День ночь» |
38 |
15.02 |
«Найди себе пару». Шишки, желуди, орехи» |
39 |
20.02 |
«Фигуры». Подвижная игра «Колдунчик» |
40 |
27.02 |
«Волки, зайцы, лисы». |
41 |
29.02 |
«Хитрая лиса», «Шишки, жёлуди, орехи». |
42 |
7.03 |
«Передача мяча в колоннах». «Зима – лето». |
43 |
12.03 |
«У медведя во бору»."Плоская мишень" |
44 |
14.03 |
«Наперегонки парами». Подвижная игра "Щелчки" |
45 |
19.03 |
«Попрыгунчики – воробышки». "Петухи проснулись" |
46 |
21.03 |
«Лягушки – цапли». Подвижная игра "Перехват" |
4 четверть |
||
47 |
4.04 |
«С кочки на кочку»." Маленькое - большое" |
48 |
9.04 |
Подвижная игра «Найди себе пару»." Отличия" |
49 |
11.04 |
«Фигуры»." Подвижная игра «Кто куда и зачем" |
50 |
16.04 |
«Волки, зайцы, лисы». "Хохотушечки" |
51 |
18.04 |
«Шишки, жёлуди, орехи», «Космонавты». |
52 |
23.04 |
«Передача мяча в колоннах». |
53-54 |
25.04 |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Гонка мячей». Подвижная игра «Салки выручали». |
55 |
2.05 |
«Мяч соседу». Подвижная игра «Статуя». |
56 |
7.05 |
«Метко в цель», Подвижная игра «Гуси и волк» |
57-58 |
14.05 |
Подвижная игра «Салки - выручалки», «Волк во рву» |
60 |
16.05 |
Подвижные игры «Кот идет», «Вышибалы». |
61 |
21.05 |
«Гонка с шайбами». Подвижная игра «День и ночь» |
62 |
23.05 |
Беседа: «Твой организм». Подвижная игра «Кот проснулся». |
63-64 |
28.05 |
«Оленьи упряжки», «Мы веселые ребята». |
65-66 |
30.05 |
Подвижная игра «Гонка мячей», «Воробьи вороны». «Мяч соседу», Подвижная игра «Пчелки». Обобщающий урок. |
Ожидаемые результаты 3 класс:
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематическое распределение количества часов
4 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество теории |
Часов практики |
1 |
Техника безопасности |
4 |
- |
2 |
Беседы |
4 |
- |
3 |
Игры |
- |
60 |
Итого |
68 часов |
Содержание программы
4 класс
Тема 1. Техника безопасности - 4 часа
ТБ при проведении подвижных игр.
Тема 2. Беседы - 4 часа
«Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Режим дня», «Совы и жаворонки», «Красивая осанка»
Тема 3. Игры народов мира - 60 часов
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень», бурятская народная игра «Ищем палочку», дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок», марийская народная игра «Катание мяча», татарская народная игра «Серый волк», якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки», чувашская игра «Рыбки, кабардино-балкарская народная игра «Под буркой», калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!», карельские народные игры «Мяч», «Я есть!», игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!», марийская народная игра «Катание мяча», татарская народная игра «Серый волк», якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки», удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка», узбекская народная игра «Колесо», чечено-ингушская игра «Чиж», тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба», мордовские народные игры «Котел», «Круговой», северо-осетинская игра «Борьба за флажки», чувашская игра «Рыбки», игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз», игры русского народа. "Гуси-лебеди",«Пятнашки», «Салки», «Фанты», «Волк во рву», «Третий лишний», «Охотники и зайцы», «Краски», «Капканы», «Коршуны и наседка», «Ловушка», «Охотник и сторож», «Воробушки - попрыгунчики», «Ласточки и пчелки», «Кошки и мышки», «Колдуны», «Воздух, вода, земля», «Гусеница», «Зайцы в огороде», «У медведя во бору», «Удочка», «Хвостики», «Жаворонки», игры мордовского народа. «Котел» «Салки», игры белорусского народа. «Вьюны», «Посадка овощей», игры татарского народа. "Серый волк», "Скок-перескок" игры народов Востока. "Скачки", "Собери яблоко" игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек" подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка», подвижные игры, основанные на элементах легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», подвижные игры, основанные на элементах лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», народные игры с камешками, шариками и палками «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка», Хороводные игры «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк», игры с метанием, передачей и ловлей мяча «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака», игры с лазанием и перелезанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы», игры для развития внимания «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», игры со скакалками «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка», подвижные символические игры «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок», игры для формирования правильной осанки «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадка».
Календарно – тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
1четверть |
||
ТБ при проведении подвижных игр. Подвижная игра "Ловишки". |
||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» |
||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» |
||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» |
||
Марийская народная игра «Катание мяча» |
||
Татарская народная игра «Серый волк» |
||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» |
||
Чувашская игра «Рыбки |
||
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» |
||
Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» |
||
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» |
||
Игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!» |
||
Марийская народная игра «Катание мяча» |
||
Татарская народная игра «Серый волк» |
||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» |
||
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» |
||
Узбекская народная игра «Колесо» |
||
Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров». Чечено-ингушская игра «Чиж» |
||
2 четверть |
||
ТБ при проведении подвижных игр. Игра «Волк во рву» |
||
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» |
||
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» |
||
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» |
||
Чувашская игра «Рыбки» |
||
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» |
||
Игры русского народа. «Гуси-лебеди», "Жмурки". |
||
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». |
||
Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела» |
||
Игры татарского народа. "Серый волк", "Скок-перескок" |
||
Игры народов Востока. "Скачки", "Собери яблоки" |
||
Игры украинского народа. " Высокий дуб", "Колдун" |
||
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» |
||
Беседа «Режим дня». Игра «Вышибалы». |
||
3 четверть |
||
ТБ. Игры чувашского народа. "Рыбки", "Хищник в море" |
||
Игры калмыцкого народа. "Забрасывание белого мяча" |
||
Игры украинского народа «Бег по кочкам», «Шмель». |
||
Бурятская народная игра «Защита крепости». |
||
Игры белорусского народа «Вьюны», «Посадка овощей» |
||
Русская народная игра «Пятнашки», «Салки» |
||
Русская народная игра «Охотники и зайцы», «Фанты» |
||
Русская народная игра «Салки», «Третий лишний». |
||
Русская народная игра «Пятнашки» |
||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» |
||
Русская народная игра «Краски» |
||
Русская народная игра «Капканы», «Коршуны и наседка» |
||
Русская народная игра «Ловушка», «Охотник и сторож» |
||
Русская народная игра «Воробьи – попрыгунчики» |
||
Русские народные игры «Кошки и мышки», «Пчелки и ласточки» |
||
Русские народные игры «Колдуны», «Воздух, вода, земля» |
||
Русские народные игры «Боевые петухи», «Ловля парами» |
||
Русские народные игры «Гусеница», «Лапта – стукалка» |
||
Русские народные игры «Зайцы в огороде», «У медведя во бору» |
||
Русские народные игры «Горелки», «Паровозик» |
||
Русские народные игры «Удочка», «Хвостики» |
||
Беседа «Совы и жаворонки». Игра «Жаворонки» |
||
4 четверть |
||
ТБ. Подвижная игра «Салки-выручалки» |
||
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»; |
||
Подвижные игры, основанные на элементах легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; |
||
Подвижные игры, основанные на элементах лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»; |
||
Подвижные игры, основанные на элементах спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». |
||
Народные игры с камешками, шариками и палками «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка». |
||
Хороводные игры «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли» |
||
Хороводные игры «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк». |
||
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака». |
||
Игры с лазанием и перелезанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы». |
||
Игры для развития внимания «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». |
||
Игры со скакалками «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». |
||
Подвижные символические игры «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок»,«Пирожок». |
||
Беседа «Красивая осанка». Игры для формирования правильной осанки «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки». |
Ожидаемые результаты 4 класс:
Личностные результаты
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Перечень учебно-методического обеспечения
Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.
«Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
«Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,2006г
Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г
В.А. Горский, Примерные программы внеурочной деятельности, М. Просвещение, 2011 г
Ларчик с играми, М. Детская литература, С. Глязер,1975 г
Русские народные игры, М., 1988 г. Л.В. Былеева
Мячи, скакалки, обручи, малые мячи, матрасы, кегли, мешки
Интерактивная доска, проектор
Классная, магнитная доска
Описание некоторых игр и эстафет.
«Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.
«Вызов номеров». Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия.
«Пустое место». Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.
«Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3 очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д.
«Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды, выстраивают в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м против каждой колонны ставят в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам, собирают их, бегут обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с булавами, расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше.
«Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше.
«Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга - внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать.
«Кто подходил ?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".
«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.
Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".
Побеждает последний пойманный игрок.
"Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
« Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос"
По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -
и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.
«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.
По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.
Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не считается проигравшим.
«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две- четыре равные команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.
«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим.
«Мяч соседу». Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая передачу.
«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает.
«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера - одна команда, вторые -
другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.
«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.
«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.
«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.
«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.
«Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим
соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу.
В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив.
«Эстафета с ведением мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.
«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой половине поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее проводят линию города. Команды получают по 8-10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города. Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи, стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда, сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается.
«Перестрелка». Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.