Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры народов Мира» (4 класс)
Подвижные игры народов мира
Пояснительная записка
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры, способны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. С помощью национальной игры происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Дети разных национальностей, посещая школу, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Данный курс помогает школьникам понять, что людей разных национальностей объединяет, любовь к своей стране, интерес к ее многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор, который дает возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Главная задача курса заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций, уважительное отношение к другим народам мира.
Дети научатся
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
будут знать:
о народных традициях народов мира
о правилах проведения подвижных игр о причинах травматизма и правилах его предупреждения; будут уметь:
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематическое планирование курса
«Подвижные игры» (32 ч) 4 класс
№ п/п |
Тема занятия. |
Дата планир. |
Дата факт. |
Решаемые проблемы |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
|
УУД |
Личностные результаты |
||||||
1 |
Блуждающий мяч Русская народная игра. |
5.09 |
Как появились русские народные игры? Каковы игровые правила? |
Когда появились первые игры. Отработка игровых приёмов. |
Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю. Установка на здоровый образ жизни. |
|
2 |
Посигутки Русская народная игра. |
12.09 |
Каковы правила игры? Как организовать игру? |
Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры. |
Р. Сохранять учебную задачу. П. Владеть приемом решения задач. К. Умение договариваться. |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
3 |
Малечена-калечина Русская народная игра. |
19.09 |
Каковы правила игры? Как выбрать водящего? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р.Сохранять учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения задач. К. Договариваться и приходить к общему решению. |
Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями. |
|
4 |
Котлы. Классы Русская народная игра. |
26.09 |
Какие самые важные правила игры? Какие считалки вы знаете? |
Разучивание игры. Проведение игры. |
Р. Сохранять учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения задач. К. Договариваться и приходить к общему решению. |
Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями. |
|
5 |
Кто дальше бросит? Татарская народная игра |
3.10 |
Как появились татарские народные игры? Каковы игровые правила? Каковы правила игры? Как провести игру? |
Разучивание игры. Проведение игры. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.Владеть общим приёмом решения задач. К. Умение договариваться со сверстниками. |
Активное включение во взаимодействие со сверстниками. Проявление положительных качеств личности. |
|
6 |
Метание с плеча Северо-Осетинская народная игра |
10.10 |
Почему игра имеет такое название? Как правильно организовать игру? |
История возникновения игры. Проведение игры. |
Р. Принимать учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения зада. К. Умение договариваться со сверстниками. |
Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю. Установка на здоровый образ жизни. |
|
7 |
Охота на лося Удмуртская народная игра |
17.10 |
Почему игра имеет такое название? Как правильно организовать игру? |
История возникновения игры. Проведение игры. |
Р. Принимать учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения зада. К. Умение договариваться со сверстниками. |
Понимание чувств других людей. Управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
|
8 |
Выбей мальчики из круга! Чечено-Ингушская народная игра |
24.10 |
Почему игра имеет такое название? Как правильно организовать игру? |
История возникновения игры. Проведение игры. |
Р. Принимать учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения зада. К. Умение договариваться со сверстниками. |
Понимание чувств других людей. Управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
|
9 |
Летучая мышь Чувашская народная игра |
7.11 |
Что мы знаем о чувашских играх? Как играть в игру? |
Знакомство с традициями чувашского народа. |
Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание. К. Учитывать разные мнения. |
Понимание чувств других людей. Управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
|
10 |
Игра с перетягиванием Якутская народная игра |
14.11 |
Что мы знаем о якутских играх? Как играть в игру? |
Знакомство с традициями якутского народа. Разучивание игры. |
Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание. К. Учитывать разные мнения. |
Понимание чувств других людей. Управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
|
11 |
Рыбаки и рыбки Игра народов Сибири и Дальнего Востока |
21.11 |
Каковы традиции народов Сибири и Дальнего Востока? Какие правила этой игры? |
Знакомство с традициями народов. Разучивание игры. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Адекватно воспринимать оценку учителя. П. Владеть общим приёмом решения задач. Планирование собственной деятельности. К. Умение договариваться со сверстниками. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. |
Активное включение во взаимодействие со сверстниками. Проявление положительных качеств личности. Понимание чувств других людей. Управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
|
12 |
Мак Украинская народная игра |
28.11 |
Почему так называется игра? В чем заключается смысл игры? |
История возникновения игры. Проведение игры. |
|||
13 |
Колечко Белорусская народная игра |
5.12 |
Каковы правила игры? Как провести игру? |
Разучивание игры. Организация проведения игры. Знакомство с традициями белорусского народа. |
|||
14 |
Медведи и пчелы Узбекская народная игра |
12.12 |
Что мы знаем об узбекских народных играх? Какие основные правила игры? |
Знакомство с узбекскими играми. Разучивание игры. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.Владеть общим приёмом решения задач. К.Умение договариваться со сверстниками. |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. Управление своими эмоциями в различных ситуациях. |
|
15 |
Цыплята Казахская народная игра |
19.12 |
Почему так называется игра? В чем заключается смысл игры? |
История возникновения игры. Проведение игры. |
|||
16 |
Захвати палку! Грузинская народная игра |
26.12 |
Как организовать игру? Какие основные правила игры? |
Отличительная черта грузинских игр. Организация игры. |
Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание. К. Учитывать разные мнения. |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. |
|
17 |
Чья шеренга победит? Азербайджанская народная игра |
16.01 |
Какие основные правила игры? В чем заключается смысл игры? |
Проведение игры с национальными атрибутами. Самостоятельная организация игры. |
Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание. К. Учитывать разные мнения. |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. |
|
18 |
Кот Литовская народная игра |
23.01 |
Какова особенность литовских игр? Какие основные правила игры? |
Знакомство с литовскими играми. Проведение игры. |
Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности. К. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. |
Активное включение во взаимодействие со сверстниками. Проявление положительных качеств личности. |
|
19 |
Кто в саду? Латышская народная игра |
30.01 |
Какова особенность латышских игр? Какие основные правила игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
20 |
Ласточка Киргизская народная игра
|
6.02 |
Какова особенность киргизских игр? Какие основные правила игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
21 |
Охота на куропаток Таджикская народная игра |
13.02 |
Какова особенность таджикских игр? Какие основные правила игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
22 |
Земля, вода, огонь, воздух Армянская народная игра |
20.02 |
Каковы традиции армянского народа? Какие правила игры? Как провести игру?
|
Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры. |
Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности. К. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями. |
|
23 |
Собери яблоки Туркменская народная игра |
27.02 |
Какие правила игры? В чем заключается смысл игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. |
|
24 |
Птицы Эстонская народная игра
|
6.03 |
Каковы традиции эстонского народа? Почему игра имеет такое название? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями. |
|
25 |
Здравствуй, догони! Игра народов Сибири и Дальнего Востока |
13.03 |
Каковы традиции народов Сибири и Дальнего Востока? Почему игра имеет такое название? В чем заключается смысл игры?
|
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности. К. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
26 |
Кружится вокруг колышка Калмыцкая народная игра |
20.03 |
Какова особенность калмыцких игр? Какие основные правила игры? В чем заключается смысл игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. |
|
27 |
Я есть! Карельская народная игра |
3.04 |
Почему игра имеет такое название? В чем заключается смысл игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.Владеть общим приёмом решения задач. К.Умение договариваться со сверстниками |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
28 |
Ловля оленей Игра народов Коми |
10.04 |
Какова особенность игр народов Коми? Какие основные правила игры? |
Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры. |
Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями. |
|
29 |
Бег к реке Дагестанская народная игра |
17.04 |
Почему игра имеет такое название? В чем заключается смысл игры? |
Знакомство с правилами игры. Знакомство с традициями молдавского народа. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.Владеть общим приёмом решения задач К. Умение договариваться со сверстниками |
Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками. |
|
30 |
Борьба Тувинская народная игра |
24.04 |
Как появились тувинские народные игры? Каковы игровые правила? Каковы правила игры? Как провести игру? |
Проведение игры с национальными атрибутами. Самостоятельная организация игры. |
Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности. К.Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. |
Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями. |
|
31 |
Волчок. Юла Кабардино-Балкарская народная игра |
15.05 |
Почему игра имеет такое название? В чем заключается смысл игры? |
Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки. |
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П.Владеть общим приёмом решения задач. К. Умение договариваться со сверстниками |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. |
|
32 |
Стрельба по соломенным бабкам Бурятская народная игра |
22.05 |
Почему игра имеет такое название? В чем заключается смысл игры? |
Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры. |
Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач. К. Умение договариваться с товарищами. |
Уважать традиции других народов. Нахождение со сверстниками общего языка. |