Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры народов Мира» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 3 July 2017 в группе

Подвижные игры народов мира

Пояснительная записка

Подвижная игра — естественный спутник жиз­ни ребенка, источник радостных эмоций, обла­дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей их быт, труд, национальные устои, представ­ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры, способны донести до потомков националь­ный колорит обычаев, оригинальность само­выражения того или иного народа, своеобра­зие языка, формы и содержания разговорных текстов. С помощью национальной игры происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоцен­ного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонацио­нального народного творчества. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Ра­дость движения сочетается с духовным обо­гащением детей. У них формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отноше­ние к культуре родной страны, создается эмо­ционально положительная основа для разви­тия патриотических чувств: любви и предан­ности Родине.

Дети разных национальностей, посещая школу, повседневно общаются, рассказыва­ют сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность эле­менты национальной культуры. Данный курс помо­гает школьникам понять, что людей разных национальностей объединяет, любовь к своей стране, интерес к ее много­национальной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры. По содержанию все народные игры класси­чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и пере­живания младшие школьники отражают в условно- игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характери­зуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоя­тельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Па­лочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить вос­питываемые у него качества. Игры требуют внимания, выдержки, сообразитель­ности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллекти­визма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного»), ответственности, смелости, находчи­вости.

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан­ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художествен­ную прелесть, эстетическое значение и состав­ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор, который дает возможность быстро орга­низовать игроков, настроить их на объектив­ный выбор водящего, безоговорочное и точ­ное выполнение правил.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Главная задача курса заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспо­сабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из крити­ческого положения, быстро принимать реше­ние и приводить его в исполнение, прояв­лять инициативу, т. е. школьники приобре­тают важные качества, необходимые им в бу­дущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство.


 

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.


 

Задачи:

укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций, уважительное отношение к другим народам мира.

Дети научатся

играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

будут знать:

о народных традициях народов мира

о правилах проведения подвижных игр о причинах травматизма и правилах его предупреждения; будут уметь:

организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планирование курса

«Подвижные игры» (32 ч) 4 класс


 

п/п

Тема занятия.

Дата планир.

Дата факт.

Решаемые

проблемы

Виды деятельности

Планируемые результаты

УУД

Личностные

результаты

1

Блуждающий мяч Русская народная игра.

5.09

 

Как появились русские народные игры? Каковы игровые правила?

Когда появились первые игры. Отработка игровых приёмов.

Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.

Установка на здоровый образ жизни.

2

Посигутки Русская народная игра.

12.09

 

Каковы правила игры? Как организовать игру?

Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры.

Р. Сохранять учебную задачу. П. Владеть приемом решения задач.

К. Умение договариваться.

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

3

Малечена-калечина Русская народная игра.

19.09

 

Каковы правила игры?

Как выбрать водящего?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р.Сохранять учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения задач.

К. Договариваться и приходить к общему решению.

Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями.

4

Котлы. Классы Русская народная игра.

26.09

 

Какие самые важные правила игры? Какие считалки вы знаете?

Разучивание игры. Проведение игры.

Р. Сохранять учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения задач.

К. Договариваться и приходить к общему решению.

Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями.

5

Кто дальше бросит? Татарская народная игра

3.10

 

Как появились татарские народные игры? Каковы игровые правила? Каковы правила игры? Как провести игру?

Разучивание игры. Проведение игры.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.Владеть общим приёмом решения задач.

К. Умение договариваться со сверстниками.

Активное включение во взаимодействие со сверстниками.

Проявление положительных качеств личности.

6

Метание с плеча Северо-Осетинская народная игра

10.10

 

Почему игра имеет такое название? Как правильно организовать игру?

История возникновения игры.

Проведение игры.

Р. Принимать учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения зада.

К. Умение договариваться со сверстниками.

Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю.

Установка на здоровый образ жизни.

7

Охота на лося Удмуртская народная игра

17.10

 

Почему игра имеет такое название? Как правильно организовать игру?

История возникновения игры.

Проведение игры.

Р. Принимать учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения зада.

К. Умение договариваться со сверстниками.

Понимание чувств других людей.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

8

Выбей мальчики из круга!

Чечено-Ингушская народная игра

24.10

 

Почему игра имеет такое название? Как правильно организовать игру?

История возникновения игры.

Проведение игры.

Р. Принимать учебную задачу. П. Владеть общим приёмом решения зада.

К. Умение договариваться со сверстниками.

Понимание чувств других людей.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

9

Летучая мышь Чувашская народная игра

7.11

 

Что мы знаем о чувашских играх? Как играть в игру?

Знакомство с традициями чувашского народа.

Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание.

К. Учитывать разные мнения.

Понимание чувств других людей.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

10

Игра с перетягиванием Якутская народная игра

14.11

 

Что мы знаем о якутских играх? Как играть в игру?

Знакомство с традициями якутского народа. Разучивание игры.

Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание.

К. Учитывать разные мнения.

Понимание чувств других людей.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

11

Рыбаки и рыбки Игра народов Сибири и Дальнего Востока

21.11

 

Каковы традиции народов Сибири и Дальнего Востока? Какие правила этой игры?

Знакомство с традициями народов. Разучивание игры.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Адекватно воспринимать оценку учителя.

П. Владеть общим приёмом решения задач. Планирование собственной деятельности.

К. Умение договариваться со сверстниками. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Активное включение во взаимодействие со сверстниками.

Проявление положительных качеств личности.

Понимание чувств других людей.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

12

Мак

Украинская народная игра

28.11

 

Почему так называется игра? В чем заключается смысл игры?

История возникновения игры. Проведение игры.

13

Колечко Белорусская народная игра

5.12

 

Каковы правила игры? Как провести игру?

Разучивание игры. Организация проведения игры.

Знакомство с традициями белорусского народа.

14

Медведи и пчелы Узбекская народная игра

12.12

 

Что мы знаем об узбекских народных играх? Какие основные правила игры?

Знакомство с узбекскими играми. Разучивание игры.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.Владеть общим приёмом решения задач.

К.Умение договариваться со сверстниками.

Уважать традиции других народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

Управление своими эмоциями в различных ситуациях.

15

Цыплята

Казахская народная игра

19.12

 

Почему так называется игра? В чем заключается смысл игры?

История возникновения игры. Проведение игры.

16

Захвати палку! Грузинская народная игра

26.12

 

Как организовать игру?

Какие основные правила игры?

Отличительная черта грузинских игр. Организация игры.

Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание.

К. Учитывать разные мнения.

Уважать традиции других народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

17

Чья шеренга победит? Азербайджанская народная игра

16.01

 

Какие основные правила игры?

В чем заключается смысл игры?

Проведение игры с национальными атрибутами. Самостоятельная организация игры.

Р. Учитывать правила в планировании своих действий. П.Строить речевое высказывание.

К. Учитывать разные мнения.

Уважать традиции других народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

18

Кот

Литовская народная игра

23.01

 

Какова особенность литовских игр? Какие основные правила игры?

Знакомство с литовскими играми. Проведение игры.

Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности.

К. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Активное включение во взаимодействие со сверстниками. Проявление положительных качеств личности.

19

Кто в саду? Латышская народная игра

30.01

 

Какова особенность латышских игр? Какие основные правила игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

20

Ласточка Киргизская народная игра

 

6.02

 

Какова особенность киргизских игр? Какие основные правила игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

21

Охота на куропаток Таджикская народная игра

13.02

 

Какова особенность таджикских игр? Какие основные правила игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

22

Земля, вода, огонь, воздух

Армянская народная игра

20.02

 

Каковы традиции армянского народа?

Какие правила игры?

Как провести игру?


 


 


 


 

Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры.

Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности.

К. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями.

23

Собери яблоки Туркменская народная игра

27.02

 

Какие правила игры?

В чем заключается смысл игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Уважать традиции других

народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

24

Птицы

Эстонская народная игра

 

6.03

 

Каковы традиции эстонского народа?

Почему игра имеет такое название?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями.

25

Здравствуй, догони!

Игра народов Сибири и Дальнего Востока

13.03

 

Каковы традиции народов Сибири и Дальнего Востока?

Почему игра имеет такое название?

В чем заключается смысл игры?

 

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности.

К. Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Установка на здоровый образ жизни. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

26

Кружится вокруг колышка

Калмыцкая народная игра

20.03

 

Какова особенность калмыцких игр? Какие основные правила игры?

В чем заключается смысл игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Уважать традиции других народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

27

Я есть!

Карельская народная игра

3.04

 

Почему игра имеет такое название?

В чем заключается смысл игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.Владеть общим приёмом решения задач.

К.Умение договариваться со сверстниками

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

28

Ловля оленей

Игра народов Коми

10.04

 

Какова особенность игр народов Коми? Какие основные правила игры?

Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры.

Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями.

29

Бег к реке Дагестанская народная игра

17.04

 

Почему игра имеет такое название?

В чем заключается смысл игры?

Знакомство с правилами игры. Знакомство с традициями молдавского народа.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.Владеть общим приёмом решения задач

К. Умение договариваться со сверстниками

Установка на здоровый образ жизни.

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками.

30

Борьба

Тувинская народная игра

24.04

 

Как появились тувинские народные игры?

Каковы игровые правила? Каковы правила игры?

Как провести игру?

Проведение игры с национальными атрибутами. Самостоятельная организация игры.

Р. Адекватно воспринимать оценку учителя. П.Планирование собственной деятельности.

К.Управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Проявление дисциплинированности. Управление своими эмоциями.

31

Волчок. Юла Кабардино-Балкарская народная игра

15.05

 

Почему игра имеет такое название?

В чем заключается смысл игры?

Знакомство с правилами игры. Выбор водящего с помощью считалки.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П.Владеть общим приёмом решения задач.

К. Умение договариваться со сверстниками

Уважать традиции других народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

32

Стрельба по соломенным бабкам Бурятская народная игра

22.05

 

Почему игра имеет такое название?

В чем заключается смысл игры?

Выбор и ограничение игрового пространства Проведение игры.

Р.Принимать учебную задачу. П.Владеть общим приемом решения задач.

К. Умение договариваться с товарищами.

Уважать традиции других народов.

Нахождение со сверстниками общего языка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации