12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна156001
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»
13

Рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» (9 классы)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нововоронеж»



Рассмотрено


Руководитель ШМО

Нелезина Г.И__________

на заседании ШМО протокол №1 от 25 августа 2020г.

Согласовано


Руководитель методсовета

М. А.Митрофанова ________

протокол методсовета №1

от 26 августа 2020 г.

Утверждаю


Директор школы

Т. Д. Зуева __________

протокол педсовета №1

от 27 августа 2020г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«За страницами учебника географии»

(9 классы)



Составила: Ковалева Г.В.



2020 – 2021 учебный год



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….….......4

Описание места в учебном плане…….…………………………….…..............4

Ценностные ориентиры содержания учебного курса…………………………5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса………………………………..………………………………………….…...5-6

Содержание учебного курса с описанием учебно-методического обеспечения образовательного процесса…………………………………….……7

Тематическое планирование курса……………………………………….….8-9

Планируемые результаты изучения учебного курса……………………...10-11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса по выбору «За страницами учебника географии»

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015)
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

-Учебного плана МКОУ Нововоронежская СОШ №4.

-Учебников по географии для 5-9-го классов; рабочих программ ФГОС ООО.

Описание места в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в 9 А, Б, В, Г классах.

Программа данного курса ориентирована на более глубокое, расширенное изучение школьного курса географии.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся получают дополнительные знания, расширяют географические понятия, продолжают формировать умения самостоятельной работы с различными источниками.

В данном курсе делается упор на последовательность повторения содержания каждой темы, разнообразие видов деятельности, систематическое использование школьных атласов, контурных карт, статистических материалов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Цель программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ выпускников 9 классов по географии.

Задачи:

- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении тестовых заданий и повышенного уровня сложности.

- Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

В тематическом планировании предусматривается несколько форм организации учебного процесса: лекция, практикум, семинар. Выполнение практической части данного курса поможет учащимся развивать свои творческие способности, формировать и закреплять навыки исследовательской деятельности. Многие занятия включают элементы практикума.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и  индивидуальный подход к обучению.

Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Личностные результаты:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Раздел I. Раздел I. План и карта (4 ч)

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Рациональное и нерациональное природопользование. Типы климатов. Муссоны. Циклоны и антициклоны.Режимы рек. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел V. География России (5 ч)

Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.

Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.



Календарно – тематический план

(34 часа, 1 час в неделю)



Название темы

Содержание темы

Дата проведения

Факт

Введение (2 ч)

1/1

Организация занятий

Знакомство с требованиями стандартов ГИА и ОГЭ по географии.

07.09


2/2

Источники географической информации

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты.

14.09


Раздел I. План и карта (4 ч)

3/1

План местности. Масштаб.

Решение географических задач

21.09


4/2

Азимут

Решение географических задач с помощью атласа

28.09


5/3

Координаты

Решение географических задач. Определение координат городов

05.10


6/4

Профиль

Решение географических задач

12.10


Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)

7/1

Геологический разрез

Решение географических задач

19.10


8/2

Горные породы и минералы

Знакомство с коллекцией

26.10


9/3

Формы рельефа

Решение географических задач

09.11


10/4

Рациональное и нерациональное природопользование

Решение географических задач

16.11


11/5

Природа Земли


Удивительное разнообразие природы Земли.

23.11


12/6

Типы климатов

Решение географических задач

30.11


13/7

Муссоны

Решение географических задач

07.12


14/8

Циклоны и антициклоны

Решение географических задач

14.12


15/9

Климатическая карта

Решение географических задач

21.12


16/10

Режимы рек

Решение географических задач

28.12


17/11

Биосфера. ГО.

Решение географических задач

18.01


Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)

18/1

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

Решение географических задач

25.01


19/2

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

Решение географических задач

01.02


20/3

Миграция

Решение географических задач

08.02


21/4

Страны мира

Разнообразие стран мира. Работа с картой.

15.2


22/5

Урбанизация

Решение географических задач

22.02


23/6

Прирост населения

Решение географических задач

01.03


24/7

Африка. Австралия.


12.03


25/8

Антарктида. Южная Америка.

Решение географических задач

22.03


26/9

Северная Америка.

Решение географических задач

29.03


27/10

Евразия.

Решение географических задач

05.04


Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)

28/1

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

12.04


29/2

Стихийные явления в геосферах.

Решение тестов по разделу.

19.04


Раздел V. География России (5 ч)

30/1

Природные особенности России

Решение географических задач

26.04


31/2

Часовые пояса в РФ

Решение географических задач

03.05


32/3

Многообразие народов и языков России

Решение географических задач

10.05


33/4

Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

17.05


34/5

Итоговое занятие


Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся.

24.05



Планируемые результаты.

Знать:

- основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

- природные рекорды на материках и океанах;

- особенности стран мира и народонаселения.

Уметь:

- проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

- проводить исследование на основе накопленных фактов;

- читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;

- решать географические задачи.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и при­емы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой про­блеме.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования в потоке географической информации;

- умения решать географические задачи

- повышения собственной географической культуры.

- успешного прохождения ОГЭ.


Учебно-методический комплект включая ОЭР:


1. Барабанов В.В. География. Готовимся к итоговой аттестации ОГЭ М. 2019

2. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: 2019. - 448 с

3. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ОГЭ 2019. География. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ – М. 2019

4. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

5. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год

6. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

7. https://sdamgia.ru/ сайт для подготовки к ОГЭ

8. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

9. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА









































11


Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (2)

Галина Владимировна, 28.09.20 в 08:36 3Ответить Пожаловаться
Ценный ресурс! Спасибо за работу!
Ковалева Галина Валентиновна, 28.09.20 в 19:18 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Галина Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.