Рабочая программа по внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» (9 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»
Рассмотрено Руководитель ШМО Нелезина Г.И__________ на заседании ШМО протокол №1 от 25 августа 2020г. | Согласовано Руководитель методсовета М. А.Митрофанова ________ протокол методсовета №1 от 26 августа 2020 г. | Утверждаю Директор школы Т. Д. Зуева __________ протокол педсовета №1 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«За страницами учебника географии»
(9 классы)
Составила: Ковалева Г.В.
2020 – 2021 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….….......4
Описание места в учебном плане…….…………………………….…..............4
Ценностные ориентиры содержания учебного курса…………………………5
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса………………………………..………………………………………….…...5-6
Содержание учебного курса с описанием учебно-методического обеспечения образовательного процесса…………………………………….……7
Тематическое планирование курса……………………………………….….8-9
Планируемые результаты изучения учебного курса……………………...10-11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса по выбору «За страницами учебника географии»
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015)
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
-Учебного плана МКОУ Нововоронежская СОШ №4.
-Учебников по географии для 5-9-го классов; рабочих программ ФГОС ООО.
Описание места в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в 9 А, Б, В, Г классах.
Программа данного курса ориентирована на более глубокое, расширенное изучение школьного курса географии.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся получают дополнительные знания, расширяют географические понятия, продолжают формировать умения самостоятельной работы с различными источниками.
В данном курсе делается упор на последовательность повторения содержания каждой темы, разнообразие видов деятельности, систематическое использование школьных атласов, контурных карт, статистических материалов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Цель программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ выпускников 9 классов по географии.
Задачи:
- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении тестовых заданий и повышенного уровня сложности.
- Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.
В тематическом планировании предусматривается несколько форм организации учебного процесса: лекция, практикум, семинар. Выполнение практической части данного курса поможет учащимся развивать свои творческие способности, формировать и закреплять навыки исследовательской деятельности. Многие занятия включают элементы практикума.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Личностные результаты:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Раздел I. План и карта (4 ч)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Рациональное и нерациональное природопользование. Типы климатов. Муссоны. Циклоны и антициклоны.Режимы рек. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (5 ч)
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Календарно – тематический план
(34 часа, 1 час в неделю)
№ | Название темы | Содержание темы | Дата проведения | Факт |
Введение (2 ч) | ||||
1/1 | Организация занятий | Знакомство с требованиями стандартов ГИА и ОГЭ по географии. | 07.09 | |
2/2 | Источники географической информации | Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. | 14.09 | |
Раздел I. План и карта (4 ч) | ||||
3/1 | План местности. Масштаб. | Решение географических задач | 21.09 | |
4/2 | Азимут | Решение географических задач с помощью атласа | 28.09 | |
5/3 | Координаты | Решение географических задач. Определение координат городов | 05.10 | |
6/4 | Профиль | Решение географических задач | 12.10 | |
Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч) | ||||
7/1 | Геологический разрез | Решение географических задач | 19.10 | |
8/2 | Горные породы и минералы | Знакомство с коллекцией | 26.10 | |
9/3 | Формы рельефа | Решение географических задач | 09.11 | |
10/4 | Рациональное и нерациональное природопользование | Решение географических задач | 16.11 | |
11/5 | Природа Земли | Удивительное разнообразие природы Земли. | 23.11 | |
12/6 | Типы климатов | Решение географических задач | 30.11 | |
13/7 | Муссоны | Решение географических задач | 07.12 | |
14/8 | Циклоны и антициклоны | Решение географических задач | 14.12 | |
15/9 | Климатическая карта | Решение географических задач | 21.12 | |
16/10 | Режимы рек | Решение географических задач | 28.12 | |
17/11 | Биосфера. ГО. | Решение географических задач | 18.01 | |
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч) | ||||
18/1 | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. | Решение географических задач | 25.01 | |
19/2 | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. | Решение географических задач | 01.02 | |
20/3 | Миграция | Решение географических задач | 08.02 | |
21/4 | Страны мира | Разнообразие стран мира. Работа с картой. | 15.2 | |
22/5 | Урбанизация | Решение географических задач | 22.02 | |
23/6 | Прирост населения | Решение географических задач | 01.03 | |
24/7 | Африка. Австралия. | | 12.03 | |
25/8 | Антарктида. Южная Америка. | Решение географических задач | 22.03 | |
26/9 | Северная Америка. | Решение географических задач | 29.03 | |
27/10 | Евразия. | Решение географических задач | 05.04 | |
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч) | ||||
28/1 | Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | 12.04 | |
29/2 | Стихийные явления в геосферах. | Решение тестов по разделу. | 19.04 | |
Раздел V. География России (5 ч) | ||||
30/1 | Природные особенности России | Решение географических задач | 26.04 | |
31/2 | Часовые пояса в РФ | Решение географических задач | 03.05 | |
32/3 | Многообразие народов и языков России | Решение географических задач | 10.05 | |
33/4 | Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | 17.05 | |
34/5 | Итоговое занятие | Обобщение и контроль усвоения материала по программе факультатива. Итоговое тестирование учащихся. | 24.05 | |
Планируемые результаты.
Знать:
- основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
- природные рекорды на материках и океанах;
- особенности стран мира и народонаселения.
Уметь:
- проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- проводить исследование на основе накопленных фактов;
- читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- решать географические задачи.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования в потоке географической информации;
- умения решать географические задачи
- повышения собственной географической культуры.
- успешного прохождения ОГЭ.
Учебно-методический комплект включая ОЭР:
2. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: 2019. - 448 с
3. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ОГЭ 2019. География. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ – М. 20194. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
5. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год
6. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
7. https://sdamgia.ru/ сайт для подготовки к ОГЭ
8. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
9. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА
11
Галина Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна