Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
имени героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича
г. Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная география»
5 А класс
учитель: Лярская Ирина Сергеевна (ВКК)
2018-2019 учебный год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………...... |
2 |
Общая характеристика курса………………………………......................................................... |
3 |
Содержание программы ............……………………………………………………………....... |
7 |
Календарно-тематическое планирование 5 А классы............................................................... |
8 |
Использованная литература .....………………………………………..………………………. |
9 |
Лист корректировки программы………………………………………………………………… |
10 |
Пояснительная записка
Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.
Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Поэтому программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для 5-х классов общеобразовательного учреждения, разработана учителями: Лярской Ириной Сергеевной (ВКК) в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации";
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Программой внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам);
программой курса "География. 5-9 классы"/ Автор-составитель Домогацкий Е.М., - 2-е изд. – М.: ООО «ТИД "Русское слово - учебник", 2016. – 120 с. - (Инновационная школа);
Рабочей программой к ученику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского А.А. Плешакова «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. —48 с. — (Инновационная школа);
Учебным планом МОУ СОШ № 7 имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича, г. Комсомольска-на-Амуре на 2018-2019 уч. год;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования;
Федеральным перечнем учебников на 2018-2019 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требованиями к уровню подготовки учащихся 5-х классов и с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-12 лет.
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная география» рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-х классов. Возраст учащихся: 11-12 лет. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
Целью изучения курса внеурочной деятельности «Занимательная география» - является расширение географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками географической информации;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплекс, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации данной программы, позволят обучающимся не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы «Занимательная география» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Занимательная география», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются: развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: различными картами, энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др. В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ.
Содержание программы курса «Занимательная география» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения. Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии и за его пределами.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы внеклассной работы «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:
учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная география» (на основе положений ФГОС ООО)
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные и метапредметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах. Предполагаемые результаты освоения программы «Занимательная география»:
Личностные результаты освоения программы:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
-
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
учиться планировать учебную деятельность на занятии.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
слушать и понимать речь других.
выразительно читать и пересказывать текст.
вступать в беседу на занятии и в жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням
Первый уровень результатов (получение школьниками социальнозначимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (топограф, журналист, картограф, минеролог, почвовед, антрополог).
Второй уровень результатов (развитие социально-значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, природе, знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.
Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): получение школьником опыта самостоятельного группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль);
индивидуальные консультации (подготовка проекта, контроль с целью коррекции);
самостоятельное выполнение обучающимися проектных и творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
участие в научно-практических конференциях, краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль);
участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль);
презентации и защита проектов учащихся на итоговой конференции (итоговый контроль).
самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для создания и защиты творческих, исследовательских проектных и творческих работ.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная география»
1 час в неделю – 35 часов
Вводное занятие (1 час)
Организация занятий внеурочной деятельности. Определение требований к учебной организации обучающихся в ходе реализации программы «Занимательная география».
Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа)
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. Карта – величайшее творение человечества. Имена на карте мира.
Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа)
История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности.
Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа)
Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности. Минералогия.
Тема 4. Голубая планета (5 часа)
Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. В мире падающей воды.
Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа)
Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.
Тема 6. Зеленая планета (4 часа)
Удивительные растения и животные. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Рекордсмены животного мира. Рекорды растительного мира. Красная Книга России и Хабаровского края. Крупные заповедники и охраняемые природные территории.
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов)
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Тема 8. Чудеса России (3 часа)
Знакомство с географическими чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.
Тема 9. Чудеса Хабаровского края (4 часа)
Семь чудес Хабаровского края. Амурский тигр – чудо Хабаровского края. Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Петроглифы Сикачи-Аляна – памятники древнейшей цивилизации. Озеро Амут – природный чудный уголок. Железнодорожный мост через реку Амур – рукотворное чудо Хабаровского края. Шантары – загадка природа края. Горная страна Дуссе-Алинь – «затеряный мир».
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной деятельности. Презентация лучших проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Часы |
Дата |
Тема |
Формы и виды деятельности |
Вводное занятие (1 час) |
||||
1 |
1 |
Введение в курс внеурочной деятельности |
Беседа |
|
Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа) |
||||
2 |
1 |
Карта – величайшее творение человека. |
Практикум |
|
3 |
2 |
Имена на карте мира |
Беседа/практикум |
|
Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа) |
||||
4 |
1 |
История изобретения компаса. |
Беседа |
|
5 |
2 |
Способы ориентирования на местности. |
Практикум |
|
Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа) |
||||
6 |
1 |
Вулканы и Землетрясения. |
Беседа |
|
7 |
2 |
Рельеф своей местности. |
Виртуал-экскурсия |
|
8 |
3 |
Минералогия. |
Экскурсия |
|
Тема 4. Голубая планета (5 часа) |
||||
9 |
1 |
Водяные смерчи, бури и ураганы в море. |
Беседа |
|
10 |
2 |
Растительный и животный мир океанов и морей. |
Практикум |
|
11 |
3 |
Тайны Мирового океана. |
Урок-загадка |
|
12 |
4 |
Крупнейшие реки и озера Земли. Озера-диковинки. |
Практикум |
|
13 |
5 |
В мире падающей воды. |
Виртуал. экскурсия |
|
Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа) |
||||
14 |
1 |
Современные методы изучения атмосферы. |
||
15 |
2 |
Погода и ее капризы. |
||
16 |
3 |
Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления |
||
17 |
4 |
Местные признаки и приметы для предсказания погоды. |
||
Тема 6. Зеленая планета (3 часа) |
||||
18 |
1 |
Удивительный и уникальный органический мир. |
||
19 |
2 |
Рекордсмены органического мира. |
||
20 |
3 |
Крупные заповедники и охраняемые природные территории. |
||
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов) |
||||
21 |
1 |
Загадочный мир материков |
Беседа |
|
22 |
2 |
Рекорды материков в рубрике «самый, самое, самая». |
Виртуал. экскурсия |
|
23 |
3 |
Составления визитных карточек материков. |
Практикум |
|
24 |
4 |
Океаны Земли в рубрике «самый». |
Виртуал. экскурсия |
|
25 |
5 |
Загадочный мир океанов. |
Урок-презентация |
|
26 |
6 |
Составление визитных карточек океанов. |
Практикум |
|
Тема 8. Чудеса России (3 часа) |
||||
27 |
1 |
Чудеса России – великие природные объекты страны. |
Путешествие |
|
28 |
2 |
Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми). |
Практикум |
|
29 |
3 |
Визитные карточки, коллажи чудес России. |
Практикум |
|
Тема 9. Чудеса Хабаровского края (5 часов) |
||||
30 |
1 |
Семь чудес Хабаровского края. Амурский тигр – чудо Хабаровского края. |
Экскурс |
|
31 |
2 |
Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Озеро Амут – природный чудный уголок. |
Практикум |
|
32 |
3 |
Петроглифы Сикачи-Аляна – памятники древнейшей цивилизации. Горная страна Дуссе-Алинь – затерянный мир. |
Практикум |
|
33 |
4 |
Железнодорожный мост через реку Амур – рукотворное чудо Хабаровского края. Шантары – загадка природа края. |
Практикум |
|
34 |
5 |
Визитные карточки Чудес Хабаровского края |
Презентация |
|
Итоговое занятие (1 час) |
||||
35 |
1 |
Презентация лучших проектов. |
Защита проектов |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 2011.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 2006.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 2006.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География»: - М:ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные»:- М:ООО «Издательство АСТ» 2002
6. А.Муранов «Голубые очи планеты»: Издательство «Детская литература» 1977 г.
7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2011.
8. Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.
9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.
10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2000.
11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География: "Раннее развитие детей\" - География детям. Сайт:http://www.danilova.ru
5. География: Все для учителя географии. Сайт:http://geo.1september.ru
6. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт:http://megacollection.ru
Образовательные диски
1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).
3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.
4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения).
сайты:
--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru
--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России
www. isles.ru
--Все о геологии. www.geo.web.ru
--Каталог минералов www. catalogmineralov,ru
Цифровые образовательные ресурсы:
библиотека электронных наглядных пособий;
школьная геоинформационная система;
цифровые карты и космические снимки.
Лист коррекции программы
Дата |
Тема |
Примечание |