12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анциферова Ирина Евгеньевна33 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа групповых занятий для 6 класса «За страницами школьного учебника математики»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
“Средняя школа № 1 г. Перевоза”
Согласовано на методическом совете Протокол от «22.» августа 2016 г. № 5 | Утверждено приказом
|
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНОГО
УЧЕБНИКА МАТЕМАТИКИ
6 класс
2016 – 2017 учебный год
Составитель И.Е. Анциферова учитель математики высшей квалификационной категории |
г. Перевоз
2016 г.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества ученика) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Содержание программы
1. Тема «Признаки делимости» - 3 ч
знакомит учащихся с признаками делимости на 4, 8 и 11.
2. Тема «Занимательная математика» - 12 ч
посвящена решению головоломок, задач, кроссвордов.
3. Тема «Проценты» - 7 ч
познакомит с задачами, имеющими применение в различных жизненных ситуациях.
4. Тема «Множества» - 3 ч
ведет к пониманию основных идей теории множеств.
5. Тема «Решение задач» - 8 ч
развивает логическое мышление.
6. Тема «Геометрические преобразования» - 4 ч
формирует наглядное представление о геометрических фигурах
7. Итоговое занятие можно провести в виде защиты задания по теме курса или урока решения древних задач.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
1 | Признаки делимости | ||
2 | Решение задач «Признаки делимости» | Определение интересов, склонностей учащихся. | |
3 | Решение задач «Признаки делимости» | выполнение заданий презентации «Признаки делимости» | конкурс на лучшую презентацию |
4 | Математические софизмы | устный счёт | математический диктант |
5 | Решение задач «Математические софизмы» | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | тестирование |
6 | Решение задач «Математические софизмы» | работа с алгоритмами | тестирование |
7 | Применение графов к решению задач | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
8 | Применение графов к решению задач | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
9 | Системы счисления | работа с алгоритмом | контрольный тест |
10 | Решение задач «Системы счисления» | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
11 | Решение задач «Системы счисления» Проект “Системы счисления” | составление схем, диаграмм, защита проекта | тестирование |
12 | Поиски закономерностей | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
13 | Поиски закономерностей Проект “Любимый город в задачах” | Проектная работа | |
14 | Римские цифры | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
15 | Числа – великаны Проект «Числа великаны!»» | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | тестирование |
16 | Проценты | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
17 | Решение задач «Проценты» | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
18 | Проект “Проценты вокруг нас” | Защита проекта | |
19 | Геометрические преобразования | решение заданий повышенной трудности | |
20 | Геометрические преобразования | решение заданий повышенной трудности | |
21 | Теория вероятностей и решение задач | решение заданий повышенной трудности | |
22 | Теория вероятностей и решение задач | тестирование | |
23 | Множество. Подмножество. | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
24 | Пересечение множеств | работа в группах: инсценирование | тестирование |
25 | Объединение множеств | схематическое изображение задач | тестирование |
26 | Ученые математики Проект “Знакомьтесь, Архимед” | творческая работа | тестирование |
27 | Занимательная геометрия | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
28 | Решение задач «Занимательная геометрия» | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
29 | Кроссворды | работа с информацией | викторина |
30 | Составление кроссвордов | Работа в парах по решению задач | |
31 | Задачи – шутки | составление знаковых систем | тест |
32 | Решение логических задач | индивидуальная работа | тестирование |
33 | Проект “Загадочное число Пи” | Защита проекта | |
34 | Итоговое занятие | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
35 | Резервный |
Учебно – методические средства обучения
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Кнутова И. И., Уединов А. Б., Хачатурова О. Ф., Чулков П. В. «Математика 6 класс» задачи повышенной сложности, логические задачи. Москва О О О «Издат – школа 2000»..
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Фарков. «Олимпиады по математике»
7.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
8.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М., 2004
11.
12.
13.
14.