Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения Протокол № от «» августа 2016 г. |
СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета Протокол № от «» августа 2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № » ______________ Приказ от «» августа 2016 г. № |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Эрудит»
Учитель: Новоселова Лариса Владимировна
Квалификационная категория: высшая
2016–2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № «»
Как утверждают многие психологи, школа способностей не развивает в том случае, если для детей не создается ситуация успеха, а следовательно самооценка становится низкой и не обеспечивает развитие.
Все способности разделяются на две группы: общие и специальные.
Общие способности есть у каждого ребенка, но развиты в разной степени. Общие способности почти полностью складываются к 13-летнему возрасту. Следовательно, максимум усилий для развития способностей детей надо прилагать во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении и вовремя обучения в начальной школе.
Специальные способности есть далеко не у каждого. К ним относятся художественные, музыкальные, литературные, математические, конструкторно-технические способности. Очень многое в их развитии зависит от задатков. Но, создавая условия, предоставляя каждому ребенку возможности для развития специальных способностей, можно получить положительные результаты. Новизна данной программы в том, что она повышает уровень познавательных интересов учащихся, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов не входящих в школьную программу.
Программа направлена на формирование интеллектуальной, творческой микросреды учащихся начальной школы, формирование нравственных, духовно-эстетических качеств личности школьника.
Программа рассчитана на средний возраст 6,5-10 лет. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста.
Общий объем программы по плану четырехлетнего обучения 270 час, I год обучения – 66 часа, II год – 68 часа, III год – 68 часа, IV год – 68 часа. Программа включает в себя 3 модуля, 11 тем.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю по 1 часу продолжительностью 35 минут. Для второго, третьего и четвертого года обучения 2 раза в неделю - продолжительностью 40 минут.
Цель данной программы: развитие творческого мышления младших школьников, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки;
Задачи программы:
Развитие психологических механизмов (внимание, памяти, воображения, наблюдательности);
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
Принципы построения программы:
личностно-ориентированный подход;
учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
развитие творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания
учащихся;
свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;
системность, последовательность, преемственность в обучении;
наглядность;
доступность;
сотрудничество и ответственность;
сознательное усвоение материала;
занимательность.
Основные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемного изложения;
эвристический;
исследовательский;
проектный;
исследовательский.
Эвристический, исследовательский и проектный методы являются приоритетными при реализации данной программы.
С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. После каждого занятия происходит рефлексия.
Формы занятий:
беседы;
тренинги;
диагностика;
викторины;
конкурсы;
интеллектуальные игры;
творческие работы;
проектные работы;
экскурсии;
встречи;
выставки-отчеты.
Формы работы учащихся на занятиях:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, краевых, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.
Формы контроля:
для отслеживания динамики творческих способностей обучающихся проведение тестов (в начале и в конце учебного года);
для отслеживания, полученных в ходе занятий знаний, умений и новых проведения текущих конкурсов творческих работ с их коллективным анализом, а так же итоговая творческая контрольная работа «Придумай задания сами» (в конце учебного года);
для публичной демонстрации итогов работы проведение презентации «Наше творчество» (в конце учебного года).
Необходимое оборудование и материалы для реализации программы:
доска, мел (маркер);
мультимедийный проектор, медиатека;
бумага для изодеятельности форматов А4, А3, А2;
цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акриловые краски;
картон, цветная бумага, клей, скотч, ножницы.
Планируемый результат
Учащийся должен знать:
какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;
элементарные методы исследовательской работы.
Уметь:
работать в группе;
структурировать ранее полученные знания;
использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;
осваивать новые виды деятельности;
проявлять изобретательность в условиях поиска решения;
проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;
способность ухватить наиболее существенную деталь;
работать с доступными книгами – справочниками и словарями.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Эрудит» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих умений.
1 уровень
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки.
2 уровень
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания.
3 уровень
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Область, темы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. |
Филология |
24 |
24 |
24 |
24 |
1.1. |
Развитие речи |
8 |
8 |
10 |
12 |
1.2. |
Слово |
4 |
4 |
4 |
4 |
1.3. |
Предложение |
6 |
6 |
4 |
4 |
1.4. |
Ребусы, шарады |
6 |
6 |
6 |
4 |
2. |
Математика |
24 |
24 |
24 |
24 |
2.1. |
Нестандартные задачи |
12 |
14 |
10 |
10 |
2.2. |
Головоломки |
6 |
6 |
6 |
6 |
2.3. |
Развитие геометрического видения |
6 |
4 |
8 |
8 |
3. |
Краеведение |
18 |
20 |
20 |
20 |
3.1. |
Природа |
8 |
8 |
8 |
8 |
3.2. |
История |
4 |
4 |
4 |
4 |
3.3. |
Фольклор |
3 |
4 |
4 |
4 |
3.4. |
Культура и наука |
3 |
4 |
4 |
4 |
Содержание тем курса 1 класса
Программа первого года обучения (1 класс)
Программа первого года обучения для 1 класса рассчитана на 66 часов, включает 3 раздела, 11 тем, в структуре которых практические занятия, экскурсии, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся первых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.
Цель первого года обучения: выявить творческие задатки школьников.
Задачи:
завершить формирование наглядно-действенного мышления;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие основных речевых умений.
Основные требования к уровню подготовки к концу обучения в области «Филология»:
составлять слово по заданной словообразовательной модели;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовку содержание текста, находить основную мысль текста;
исправлять деформированный текст;
уметь работать с кроссвордами, чайнвордами и ребусами.
«Математика»:
обнаружить принцип построения при решении хотя бы одной серии однотипных комбинаторных и лабиринтных задач;
выявить общность способов действий при решении хотя бы одного набора из трех комбинаторных или лабиринтных задач, при этом они, успешно решив три основные задачи (двух типов), считают их основными либо разными, либо похожими.
«Краеведение»:
сформировать представление у учащихся о многообразии Алтайского леса;
научить школьников отличать дерево от кустарника, различать хвойные и лиственные деревья нашего края, определять вид дерева, кустарника, ягод;
научить младших школьников видеть и понимать красоту родной природы;
познакомится с устным народным творчеством, промыслами и ремеслами своего края.
Программа призвана развить восприятие, внимание, формы мышления, расширить кругозор ребенка вне рамок школьного учебника, научить обобщать и практически применять полученные знания по предметам начальной школы.
Область «Филология» - 24 ч
Тема 1. Развитие речи (8 ч)
Введение. Развитие грамматического строя речи. Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию. Описание характера героев. Сочиняем сказки.
Тема 2. Слово (4 ч)
Части слова. Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы.
Тема 3. Предложение (6 ч)
Конструирование предложений из слов. Определение границ предложений на основе смысла и интонации. Развитие умения находить в тексте главную мысль.
Тема 4. Ребусы, шарады (6 ч)
Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды.
Область «Математика» - 24 ч
Тема 1. Нестандартные задачи (12 ч)
Задачи «Сходство». Задачи «Отличия». Задачи «Пересечения». Задачи на развитие способности комбинировать.
Тема 2. Головоломки (6 ч)
Головоломные перемещения с палочками. Игра зашифрованное донесение. Магический квадрат. Головоломки с одинаковыми цифрами.
Тема 3. Развитие геометрического видения (6 ч)
Учимся измерять, строить. Разрезания. Пентанам.
Область «Краеведение» - 18 ч
Тема 1. Природа (8 ч)
Мы – дети природы. Единство всего живого и неживого. Алтайским ребятам о наших зверятах. Алтайские леса и лесные чудеса. Красная книга Алтайского края.
Тема 2. История (4 ч)
Алтай – наш общий дом. История освоения земель. Бийск – страницы истории.
Тема 3. Фольклор (3 час)
Народный календарь.
Тема 4. Культура Алтая (3 ч)
Игры. Игрушки детей. Чтение и анализ сказок алтайских писателей.
Тематическое планирование
1 класс (66 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
Филология – 24 ч |
|||
Тема 1. Развитие речи (8 ч) |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
2-3 |
Развитие грамматического строя речи |
2 |
|
4-5 |
Обучение правильному произношению слов, постановке ударения, интонированию |
2 |
|
6 |
Описание характера героев |
1 |
|
7-8 |
Сочиняем сказки |
2 |
|
Тема 2. Слово (4 ч) |
|||
9 |
Части слова. |
1 |
|
10-11 |
Лексическое значение слов |
2 |
|
12 |
Синонимы, антонимы |
1 |
|
Тема 3. Предложение (6 ч) |
|||
13-14 |
Конструирование предложений из слов |
2 |
|
15-16 |
Определение границ предложений на основе смысла и интонации |
2 |
|
17-18 |
Развитие умения находить в тексте главную мысль |
2 |
|
Тема 4. Ребусы, шарады (6 ч) |
|||
19-20 |
Разгадываем, составляем ребусы. |
2 |
|
21-22 |
Разгадываем, составляем шарады. |
2 |
|
23 |
Чайнворды. |
1 |
|
24 |
Кроссворды. |
1 |
|
Математика - 24 ч |
|||
Тема 1. Нестандартные задачи (12 ч) |
|||
25-26-27 |
Задачи «Сходство» |
3 |
|
28-29-30 |
Задачи «Отличия» |
3 |
|
31-32-33 |
Задачи «Пересечения» |
3 |
|
34-35-36 |
Задачи на развитие способности комбинировать |
3 |
|
Тема 2. Головоломки (6 ч) |
|||
37-38 |
Головоломные перемещения с палочками |
2 |
|
39 |
Игра зашифрованное донесение |
1 |
|
40-41 |
Магический квадрат |
2 |
|
42 |
Головоломки с одинаковыми цифрами |
1 |
|
Тема 3. Развитие геометрического видения (6 ч) |
|||
43-44 |
Учимся измерять, строить |
2 |
|
45-46 |
Разрезания |
2 |
|
47-48 |
Пентанам |
2 |
|
Краеведени - 18 ч |
|||
Тема 1. Природа (8 ч) |
|||
49 |
Мы – дети природы. |
1 |
|
50 |
Единство всего живого и неживого. |
1 |
|
51-52 |
Алтайским ребятам о наших зверятах. |
2 |
|
53-54 |
Алтайские леса и лесные чудеса. |
2 |
|
55-56 |
Красная книга Алтайского края. |
2 |
|
Тема 2. История (4 ч) |
|||
57 |
Алтай – наш общий дом. |
1 |
|
58 |
История освоения земель. |
1 |
|
59-60 |
Бийск – страницы истории. |
2 |
|
Тема 3. Фольклор (3 час) |
|||
61-62-63 |
Народный календарь. |
3 |
|
Тема 4. Культура Алтая (3 ч) |
|||
64 |
Игры. Игрушки детей. |
1 |
|
65-66 |
Чтение и анализ сказок алтайских писателей. |
2 |
Содержание тем курса 2 класса
Программа второго года обучения (2 класс)
Программа второго года обучения, рассчитана на 68 часов, включает 3 раздела, 11 тем, в структуре которых практические занятия, экскурсии, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся вторых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.
Цель второго года обучения: развитие творческого мышления младших школьников.
Задачи:
формировать умение дискутировать и отстаивать свои взгляды;
формировать навыки командной творческой работы;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Основные требования к уровню подготовки к концу обучения в области «Филология»:
находить основную мысль текста, составить план текста;
выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значение слова в словаре;
находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки.
«Математика»:
способность к последовательному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, выводах;
выявить общность способов действий при решении хотя бы одного набора из трех комбинаторных или лабиринтных задач, при этом они, успешно решив три основные задачи (двух типов), считают их основными либо разными, либо похожими.
контроль и коррекция полученных результатов.
«Краеведение»
развивать природоведческие знания школьников в ходе усвоения ими обобщающих понятий: животные, птицы, насекомые, рыбы;
научить устанавливать закономерности развития растительного и животного мира нашего края
помочь детям обрести радость от общения с природой;
должны знать о культуре народов, населяющих родной край;
познакомиться с представителями культуры Алтая.
Область «Филология» - 24 ч.
Тема 1. Развитие речи (8 ч)
Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Жанрово- тематическое разнообразие. Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях.
Тема 2. Слово (4 ч)
Русская дореформенная графика. Ударения.
Тема 3. Предложение (6 ч)
Игры с однокоренными словами. Омонимы в предложениях. Олимпиада.
Тема 4. Ребусы, шарады (6 ч)
Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы
Область «Математика» - 24 ч.
Тема 1. Нестандартные задачи (14 ч)
Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности. Олимпиада.
Тема 2. Головоломки (6 ч)
Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы.
Тема 3. Развитие геометрического видения (4 ч)
Геометрические упражнения со спичками. Разрезаем и составляем, перекрашиваем.
Область «Краеведение» - 20 ч.
Тема 1. Природа (8 ч)
Разнообразие животного мира Алтайского края. Друзья мои птицы поднебесные. Ягоды нашего края. Красная книга Алтайского края
Тема 2. История (4 ч)
История улицы, школы, города.
Тема 3. Фольклор (4 ч)
Творчество народов Алтая. Фольклор в жизни современного человека.
Тема 4. Культура (4 ч)
Народные обычаи и традиции Алтая. Праздники в нашем доме. У нас гости. Чтение сказок алтайских писателей.
Тематическое планирование
2 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
Филология – 24 ч |
|||
Тема 1. Развитие речи (8 ч) |
|||
1-2-3 |
Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия |
3 |
|
4-5-6 |
Жанрово- тематическое разнообразие |
3 |
|
7-8 |
Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях |
2 |
|
Тема 2. Слово (4 ч) |
|||
9-10 |
Русская дореформенная графика |
2 |
|
11-12 |
Ударения |
2 |
|
Тема 3. Предложение (6 ч) |
|||
13-14-15 |
Игры с однокоренными словами |
3 |
|
16-17 |
Омонимы в предложениях |
2 |
|
18 |
Олимпиада |
1 |
|
Тема 4. Ребусы, шарады (6 ч) |
|||
19 |
Разгадываем, составляем ребусы |
1 |
|
20-21 |
Разгадываем, составляем шарады |
2 |
|
22 |
Чайнворды |
1 |
|
23 |
Кроссворды |
1 |
|
24 |
Анаграммы |
1 |
|
Математика - 24 ч |
|||
Тема 1. Нестандартные задачи (14 ч) |
|||
25-26-27 |
Части и проценты |
3 |
|
28-29-30 |
Время |
3 |
|
31-32-33 |
Числовая комбинаторика |
3 |
|
34-35-36-37 |
Последовательности |
4 |
|
38 |
Олимпиада |
1 |
|
Тема 2. Головоломки (6 ч) |
|||
39-40 |
Арифметические ребусы |
2 |
|
41-42 |
Магические квадраты |
2 |
|
43-44 |
Крипторифмы |
2 |
|
Тема 3. Развитие геометрического видения (4 ч) |
|||
45-46 |
Геометрические упражнения со спичками |
2 |
|
47-48 |
Разрезаем и составляем, перекрашиваем |
2 |
|
Краеведени - 20 ч |
|||
Тема 1. Природа (8 ч) |
|||
49-50 |
Разнообразие животного мира Алтайского края. Заповедники Алтайского края |
2 |
|
51-52 |
Друзья мои птицы поднебесные |
2 |
|
53-54 |
Ягоды нашего края |
2 |
|
55-56 |
Красная книга Алтайского края |
2 |
|
Тема 2. История (4 ч) |
|||
57 |
История улицы |
1 |
|
58 |
История школы |
1 |
|
59-60 |
История города |
2 |
|
Тема 3. Фольклор (4 час) |
|||
61-62 |
Творчество народов Алтая |
2 |
|
63-64 |
Фольклор в жизни современного человека |
2 |
|
Тема 4. Культура Алтая (4 ч) |
|||
65 |
Народные обычаи и традиции Алтая |
1 |
|
66 |
Праздники в нашем доме. У нас гости |
1 |
|
67-68 |
Чтение сказок алтайских писателей |
2 |
Содержание тем курса 3 класса
Программа третьего года обучения (3 класс)
Программа третьего года обучения, рассчитана на 68 часа, включает 3 раздела, 11 тем, в структуре которых практические занятия, экскурсии, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся третьих классов, меняется соответственно подготовка к занятию.
Цель третьего года обучения: развитие творческого мышления младших школьников.
Задачи третьего года обучения:
формирование словесно-логического мышления;
развитие основных речевых умения;
обучение учащихся пользоваться индуктивным и дедуктивным методами.
Основные требования подготовки к концу обучения в области «Филология»:
подбирать заголовок к тексту, озаглавить собственный текст, определять по заголовку содержание текста, находить основную мысль текста;
исправлять деформированный текст;
выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значение слова в словаре;
находить в тексте слова подтверждающие характеристики героев и их поступки.
«Математика»:
самостоятельное построение доказательств по образцу изученного;
выявить общность способов действий при решении хотя бы одного набора из трех комбинаторных или лабиринтных задач, при этом они, успешно решив три основные задачи (двух типов), считают их основными либо разными, либо похожими;
самостоятельное составление изучаемых типов задач.
«Краеведение»:
научиться выделять существенные признаки животных своего края, знать основные виды птиц, зверей, рыб
дать понятие «коренное население»;
знать устное народное творчество, промыслы и ремесла Алтая;
познакомить с домашней утварью и кухней народов Алтая;
знакомство с творчеством местных писателей и поэтов.
Содержание изучаемого курса третьего года обучения
Область «Филология» - 24 ч
Тема 1. Развитие речи (10 ч)
Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Жанрово-тематическое разнообразие.
Тема 2. Слово (4 ч)
Игры с однокоренными словами. Омонимы.
Тема 3. Предложение (4 ч)
Развитие внимания к значению слов в предложении. Фразеологизмы, их использование в предложениях.
Тема 4. Ребусы, шарады (6 ч)
Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы.
Область «Математика» - 24 ч.
Тема 1. Нестандартные задачи (10 ч)
Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности.
Тема 2. Головоломки (6 ч)
Запись цифр и чисел у других народов. Закономерности. Целые числа.
Тема 3. Развитие геометрического видения (8 ч)
Геометрические упражнения со спичками. Разрезаем и составляем, перекрашиваем. Олимпиада.
Область «Краеведение» - 20 ч.
Тема 1. Природа (8 ч)
Мир насекомых, земноводных и червей Алтая. Растения Алтайского края. Красная книга Алтайского края
Тема 2. История (4 ч)
Население Алтая.
Тема 3. Фольклор (4 ч)
Творчество народов Алтая. Музыкальный фольклор.
Тема 4. Культура и наука (4 ч)
Жилище народов Алтая. Домашняя утварь – искусное мастерство. Кухня народов Алтая. Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов.
Тематическое планирование
3 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
Филология – 24 ч |
|||
Тема 1. Развитие речи (10 ч) |
|||
1-2-3-4-5 |
Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия |
5 |
|
6-7-8-9-10 |
Жанрово-тематическое разнообразие |
5 |
|
Тема 2. Слово (4 ч) |
|||
11-12 |
Игры с однокоренными словами |
2 |
|
13-14 |
Омонимы |
2 |
|
Тема 3. Предложение (4 ч) |
|||
15-16 |
Развитие внимания к значению слов в предложении |
2 |
|
17-18 |
Фразеологизмы, их использование в предложениях |
2 |
|
Тема 4. Ребусы, шарады (6 ч) |
|||
19 |
Разгадываем, составляем ребусы |
1 |
|
20 |
Разгадываем, составляем шарады |
1 |
|
21 |
Чайнворды |
1 |
|
22-23 |
Кроссворды |
2 |
|
24 |
Анаграммы |
1 |
|
Математика - 24 ч |
|||
Тема 1. Нестандартные задачи (10 ч) |
|||
25-26-27 |
Части и проценты |
3 |
|
28-29 |
Время |
2 |
|
30-31-32 |
Числовая комбинаторика |
3 |
|
33-34 |
Последовательности |
2 |
|
Тема 2. Головоломки (6 ч) |
|||
35-36 |
Запись цифр и чисел у других народов |
2 |
|
37-38 |
Закономерности |
2 |
|
39-40 |
Целые числа |
2 |
|
Тема 3. Развитие геометрического видения (8 ч) |
|||
41-42-43 |
Геометрические упражнения со спичками |
3 |
|
44-45-46-47 |
Разрезаем и составляем, перекрашиваем |
4 |
|
48 |
Олимпиада |
1 |
|
Краеведени - 20 ч |
|||
Тема 1. Природа (8 ч) |
|||
49-50 |
Мир насекомых, земноводных и червей Алтая. |
2 |
|
51-52-53-54 |
Растения Алтайского края |
4 |
|
55-56 |
Красная книга Алтайского края |
2 |
|
Тема 2. История (4 ч) |
|||
57-58-59-60 |
Население Алтая |
4 |
|
Тема 3. Фольклор (4 час) |
|||
61-62 |
Творчество народов Алтая |
2 |
|
63-64 |
Музыкальный фольклор |
2 |
|
Тема 4. Культура Алтая (4 ч) |
|||
65 |
Жилище народов Алтая. |
1 |
|
66 |
Домашняя утварь – искусное мастерство. |
1 |
|
67 |
Кухня народов Алтая. |
1 |
|
68 |
Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. |
1 |
Содержание тем курса 4 класса
Программа четвёртого года обучения (4 класс)
Программа четвертого года обучения, рассчитана на 68 часов, включает 3 раздела, 11 тем, в структуре которых практические занятия, экскурсии, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся четвертых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.
Цель четвертого года обучения: развитие творческого мышления младших школьников.
Задачи:
формирование словесно-логического мышления;
развитие основных речевых умений;
обучение учащихся пользоваться индуктивным и дедуктивным методами.
Основные требования подготовки к концу обучения в области «Филология»:
подбирать заголовок к тексту, озаглавить собственный текст, определять по заголовку содержание текста, находить основную мысль текста;
исправлять деформированный текст;
выделять, находить многозначные слова, синонимы, антонимы, находить лексическое значение слова в словаре;
находить в тексте слова подтверждающие характеристики героев и их поступки.
«Математика»:
самостоятельное построение доказательств по образцу изученного;
выявить общность способов действий при решении хотя бы одного набора из трех комбинаторных или лабиринтных задач, при этом они, успешно решив три основные задачи (двух типов), считают их основными либо разными, либо похожими;
самостоятельное составление изучаемых типов задач.
«Краеведение»:
научить детей решать познавательные обобщающие задачи об изменении образа жизни и внешнего вида животных округа в разные времена года, знать, где живут и чем питаются основные виды птиц, насекомых и рыб;
должны знать биологическое разнотравье Алтайского края;
должны знать о культуре народов, населяющих родной край;
знакомство с творчеством местных писателей и поэтов.
Содержание изучаемого курса четвертого года обучения
Область «Филология» - 24 часов
Тема 1. Развитие речи (12 ч)
Литературный герой. Ориентировка в литературоведческих понятиях.
Тема 2. Слово (4 ч)
Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам.
Тема 3. Предложение (4 ч)
Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Тема 4. Ребусы, шарады (4 ч)
Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы.
Область «Математика» - 24 ч.
Тема 1. Нестандартные задачи (10 ч)
Числовая комбинаторика. Задачи повышенной трудности на нахождение числа по его части и на нахождение части числа.
Тема 2. Головоломки (6 ч)
Запись цифр и чисел у других народов. Делимость чисел. Системы счисления.
Тема 3. Развитие геометрического видения (8 ч)
Занимательные геометрические задачи. Нахождение в хаотичном изображении геометрических фигур. Олимпиада.
Область «Краеведение» - 20 ч.
Тема 1. Природа (8 ч)
Водоемы Алтайского края. Их использование и охрана. Рыбье царство. Рыболовство. Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. Красная книга Алтайского края
Тема 2. История (4 ч)
Легенды Алтая.
Тема 3. Фольклор (4 ч)
Пословицы и поговорки. Обряды народов Алтая.
Тема 4. Культура и наука (4 ч)
Музеи Алтайского края. Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. Образы детей в Алтайских сказках.
Тематическое планирование
4 класс (68 часов)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
Филология – 24 ч |
|||
Тема 1. Развитие речи (12 ч) |
|||
1-2-3-4-5-6 |
Литературный герой |
6 |
|
7-8-9-10-11-12 |
Ориентировка в литературоведческих понятиях |
6 |
|
Тема 2. Слово (4 ч) |
|||
13-14 |
Построение слов из данного слова |
2 |
|
15-16 |
Составление ребусов по словам |
2 |
|
Тема 3. Предложение (4 ч) |
|||
17-18 |
Сложносочиненные предложения |
2 |
|
19-20 |
Сложноподчиненные предложения |
2 |
|
Тема 4. Ребусы, шарады (4 ч) |
|||
21 |
Ребусы, шарады |
1 |
|
22 |
Чайнворды |
1 |
|
23 |
Кроссворды |
1 |
|
24 |
Анаграммы |
1 |
|
Математика - 24 ч |
|||
Тема 1. Нестандартные задачи (10 ч) |
|||
25-26 |
Числовая комбинаторика |
2 |
|
27-28-29-30-31-32-33-34 |
Задачи повышенной трудности на нахождение числа по его части и на нахождение части числа |
8 |
|
Тема 2. Головоломки (6 ч) |
|||
35-36 |
Запись цифр и чисел у других народов |
2 |
|
37-38 |
Делимость чисел |
2 |
|
39-40 |
Системы счисления. |
2 |
|
Тема 3. Развитие геометрического видения (8 ч) |
|||
41-42-43-44-45 |
Занимательные геометрические задачи |
5 |
|
46-47 |
Нахождение в хаотичном изображении геометрических фигур |
2 |
|
48 |
Олимпиада |
1 |
|
Краеведени - 20 ч |
|||
Тема 1. Природа (8 ч) |
|||
49-50 |
Водоемы Алтайского края. Их использование и охрана. |
2 |
|
51-52 |
Рыбье царство. Рыболовство. |
2 |
|
53-54 |
Наши грибы. Лес дает нам стол и дом. |
2 |
|
55-56 |
Красная книга Алтайского края |
2 |
|
Тема 2. История (4 ч) |
|||
57-58-59-60 |
Легенды Алтая. |
4 |
|
Тема 3. Фольклор (4 час) |
|||
61-62 |
Пословицы и поговорки |
2 |
|
63-64 |
Обряды народов Алтая |
2 |
|
Тема 4. Культура Алтая (4 ч) |
|||
65 |
Музеи Алтайского края. |
1 |
|
66 |
Образы детей в Алтайских сказках. |
1 |
|
67-68 |
Знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. |
2 |
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
1.Арнольд В.И. Задачи для детей от 5 до 15 лет.- Москва.- МЦНМО.- 2007
2.Бакулина Г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- Москва.- Владос.- 1999
3.Быльцов С.Ф. Занимательная математика для всех.- Санкт-Петербург.- 2005
4.Гейдман Б.П. Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа 2-4 классы.- Москва.- Айрис-Пресс.- 2007
5.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физминуток.- Москва.- Эксмо.- 2007
6.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких.- Москва.- 2000
7.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники.- Москва.- Ральф.- 2000
8.Трошин В.В. магия чисел и фигур.- Москва.- Глобус.- 2007
9.Я иду на урок в начальную школу. Природоведение.- Москва.- 21 сентября».- 2001
10.Я иду на урок в начальную школу.- Олимпиады и интеллектуальные игры.- Москва.- «1 сентября».- 2002
11.Занимательная география.- Москва.- Глобус.- 2007
12.Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
13.Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
14.Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
15.Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2012 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
для учащихся:
Детская энциклопедия;
«Все обо всем»
Журнал «АБВГД»
Журнал «Эрудит»
«Я познаю мир»
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Мультимедийный проектор
Компьютер
Магнитофон
Сканер
Принтер лазерный
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы
Слайды
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов
Настольные развивающие игры
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения пособий
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Лист изменений и дополнений
№ п/п |
Дата изменений |
Причина изменений |
За счет чего произошла корректировка |