Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейные занятия» (4 класс)
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
«средняя школа № 26 имени А.С.Пушкина»
города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЕЙНЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Учитель начальных классов:
Мельникова Светлана Федоровна
Сроки реализации программы:
01.09.2016 – 31.05.2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музейные занятия» для 4 класса разработана на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина», принятой педагогическим советом 29 августа 2015 года, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД;
Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом от 30.08.2016 № 162-ОД;
Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина», утверждённого приказом от 29.08.2014 приказ №96-ОД, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД.
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 4-ых классов «Музейные занятия» (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности УМК «Планета знаний» «Музейное образование» автора Т.М. Суховой (Программа внеурочной деятельности в начальной школе. - М.: Астрель, 2012.-190.-(Планета знаний), авторы-составители Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), Концепции УМК «Перспектива» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.).
Цель и задачи программы
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-
ловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Цели программы:
— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;
— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;
— создавать условия для художественного, эмоциональноценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданскопатриотических чувств у детей;
— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектной деятельности;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Задачи программы:
— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;
— приобщить ребёнка к миру искусства;
— формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;
— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
— формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
— развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.
В результате изучения курса ученики должны:
знать быт и нравы, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
В авторскую программу были внесены следующие изменения :
1. увеличено кол-во часов с 32 до 34, т.к. 34 рабочих недели;
2. добавлены темы 16 и 17: «История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)», « История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.), посещение выставки» Т.к. эти темы помогут приобщить ребёнка к миру искусства и формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.). См. задачи курса.
3.не изучается тема «Музей - машина времени». Т.К. она раскрывает роль музея в жизни человека и дублирует материал тем 1,2,3.
Программа выполняется полностью, возможны изменения в течение учебного года.
Содержание программы
Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 2–4 классов начальной школы. Время освоения программы: 4 класс — 34 часа. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, мира, в том числе с использованием интернетресурсов и компьютерных программ. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю (по подгруппам), и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования. Рекомендованная наполняемость групп: от 5 человек.
Поисково-исследовательская работа в музее
4 класс — 12 ч.
Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам и запись в «Творческий дневник» названия первого в мире музея, первого музея в России. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Встречи с ветеранами, мастерами народных промыслов. Анкетирование и интервьюирование. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по теме занятия, формирование вопросов по проблеме для обсуждения в ходе игры «Что? Где? Когда?»). Выбор темы проекта, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы индивидуального краеведческого задания в экспедиции: ведение творческого дневника; самоанализ результатов выполнения индивидуального задания по проекту, определение творческого выхода по обозначенной теме.
Музейные фонды и работа с ними
4 класс — 8 ч.
Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрированно. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.
Экспозиционно-выставочная работа
4 класс — 6 ч.
Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинами памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные). Составление паспорта выставки.
Культурно-образовательная деятельность музея
4 класс — 14 ч.
История возникновения слова музей: «Муза — Мусейон — музей». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, хранитель, смотритель и другие. Правила поведения в музее. Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Обзор экскурсий музея. Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея.
Творческая работа
4 класс — 10 ч.
Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.). Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
—находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
—вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Рабочая программа «Музейные занятия» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.
Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.
Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (социальные проекты)
- выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.
Социальные проекты:
ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания изучаемых дисциплин и их закрепления с помощью практической деятельности.
ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, планетария, концертных залов, театров, выставок и т.д.
Методы обучения:
Словесный – передача необходимой информации для дальнейшего обучения. Наглядный – посещение экспозиций, выставок школьного музея. Поисковый – сбор информации по заданной теме.
Средства обучения:
Научный и практический опыт музеев мира, Смоленска и Смоленской области, общеобразовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Программа реализуется в следующих формах:
Мероприятия – беседа, экскурсия, игра.
Творческие дела – участие в конкурсах рисунков, выставках поделок.
Средства контроля:
Подготовка и проведение выставок, защита проектного задания по теме самостоятельного исследования.
Календарно - тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
Содержание деятельности |
|||
всего |
Теория |
Практика |
Теор.часть занятия/форма организац. деят-ти |
Практич. Часть занятия/ форма орган. Деят-ти |
|||
1 2 3 |
1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. |
3 |
1
|
2
|
Вводное занятие. Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция. Рассказы детей; просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ) История возникновения музея, работа в библиотеке: поиск информации, работа с текстами, с иллюстрациями). Беседа. |
Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.Беседа: Что понравилось? Почему? Викторина, экскурсия. |
|
4 |
2.Где мы были? Что мы видели? |
1 |
1 |
За что вещи попадают в музей? Беседа, |
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы) Просмотр сюжетов, игра |
||
5
|
3.Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. |
1 |
1 |
|
История возникновения музея. Беседа. |
Работа в библиотеке: поиск информации, работа с текстами, с иллюстрациями. Поиск информации |
|
6 |
4.За что вещи попадают в музей? |
1 |
1 |
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); Просмотр видеофрагментов, беседа. |
Игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы). Игра. |
||
7 8 |
5.Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель), |
2 |
1 |
1 |
Обсуждение похода в музей. Беседа. |
Викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Викторина, творческая работа |
|
9 |
6.Какие бывают музеи? |
1 |
1 |
|
Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?».. Беседа. |
Определение темы для самостоятельного исследования. |
|
10 |
7.Права и обязанности юных музееведов. (Мы пришли в музей). |
1 |
1 |
|
Правила поведения в музее. Беседа. |
Викторина |
|
11 12 13
|
8.Посещение краеведческого музея. |
3 |
3 |
Экскурсия в краеведческий музей |
|||
14 15 |
9.Фонды музея. |
2 |
1 |
1 |
Знакомство с фондами школьного музея; работа с материалами,. Беседа. |
Работа с фондами. Ведение записей Работа с фондами. |
|
16 |
10.История музейного дела за рубежом. |
1 |
1 |
|
Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) Беседа. |
||
17 |
11.История музейного дела в России. |
1 |
1 |
|
Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.), Беседа, виртуальное посещение выставки. |
Виртуальное посещение выставки. |
|
18 |
12.Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
|
1 |
1 |
|
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Беседа. |
Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. |
|
19 20 21 22 23 24 25 |
13.Выставочная деятельность музея. |
7 |
1 |
6 |
Классификация выставок. Беседа. |
Посещение выставок, планетария ( 2). Экскурсия. |
|
26 27 28 29 30 |
14.«Бабушкин сундук». Семейные реликвии. 15.Выставочная деятельность музея. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны. Экскурсия в башню Громовая.
|
2
2 |
2
2 |
2 |
Представление семейных реликвий; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Беседа. Классификация выставок. Беседа. |
Встреча с ветеранами Экскурсии.(2) |
|
31 32 33 |
16.Подготовка и проведение итогового мероприятия. |
4 |
1 |
2 |
Подготовка экспозиций к выставке, планирование работы. Беседа. |
Самостоятельная работа детей: поисковая, творческая и оформительская; подготовка выступления в роли экскурсовода. Проведение выставки в роли экскурсовода, представление своей работы на выставке. самостоятельная работа детей, проведение выставки |
|
34 |
17.Подведение итогов работы. |
1 |
1 |
Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год. Беседа |
Защита проектов. |
||
Всего |
34 |
17 |
17
|
Содержание курса
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.
2. Где мы были? Что мы видели?
За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)
3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.
4.За что вещи попадают в музей?
Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)
5.Музейные профессии.
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).
6.Какие бывают музеи?
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного исследования.
7.Права и обязанности юных музееведов.
Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)
8.Посещение краеведческого музея.
Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
9. Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа(1): знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
10. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;
поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
11. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
12. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
13.Выставочная деятельность музея.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
Домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
14.«Бабушкин сундук».
Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.
15. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конференции.
16.Подведение итогов работы. Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.
.
Рекомендованная литература:
Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 2011.
Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.
Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2011.
Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2011.
Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2014.