Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейные занятия» (4 класс)

6
0
Материал опубликован 28 August 2017 в группе

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

«средняя школа № 26 имени А.С.Пушкина»

города Смоленска

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУЗЕЙНЫЕ ЗАНЯТИЯ»


 

                                                                         Учитель начальных классов:

                                                                                Мельникова Светлана Федоровна


 


 


 


 

Сроки реализации программы:

01.09.2016 – 31.05.2017


 


 


 

Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Музейные занятия» для 4 класса разработана на             основе

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден­ного приказом Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции от 31 декабря 2015 №1576;

Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина», принятой педагогическим советом 29 августа 2015 года, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД;

Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней школы №26 имени А.С. Пушкина» города Смоленска на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом от 30.08.2016 № 162-ОД;

Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих учебных программ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №26 имени А.С. Пушкина», утверждённого приказом от 29.08.2014 приказ №96-ОД, в ред. от 30.08.2016, приказ № 162-ОД.

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 4-ых классов «Музейные занятия» (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности УМК «Планета знаний» «Музейное образование» автора Т.М. Суховой (Программа внеурочной деятельности в начальной школе. - М.: Астрель, 2012.-190.-(Планета знаний), авторы-составители Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), Концепции УМК «Перспектива» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.).

Цель и задачи программы

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей, освоение системы общече-

ловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Цели программы:

— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;

— создавать условия для художественного, эмоциональноценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданскопатриотических чувств у детей;

— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектной деятельности;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


 


 

Задачи программы:

— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

— приобщить ребёнка к миру искусства;

— формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

— формировать навыки культурного поведения в общественных местах;

— развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

В результате изучения курса ученики должны:

знать быт и нравы, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

В авторскую программу были внесены следующие изменения :

1. увеличено кол-во часов с 32 до 34, т.к. 34 рабочих недели;

2. добавлены темы 16 и 17: «История музейного дела за рубежом. Коллекционирова­ние (от Античности до кон­ца XVIII в.)», « История музейного дела в России. Коллекционирова­ние (конец XVII — первая половина XIX в.), посещение выставки» Т.к. эти темы помогут приобщить ребёнка к миру искусства и формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.). См. задачи курса.

3.не изучается тема «Музей - машина времени». Т.К. она раскрывает роль музея в жизни человека и дублирует материал тем 1,2,3.

Программа выполняется полностью, возможны изменения в течение учебного года.

Содержание программы

Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 2–4 классов начальной школы. Время освоения программы: 4 класс — 34 часа. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, мира, в том числе с использованием интернетресурсов и компьютерных программ. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю (по подгруппам), и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования. Рекомендованная наполняемость групп: от 5 человек.


 

Поисково-исследовательская работа в музее

4 класс — 12 ч.

Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам и запись в «Творческий дневник» названия первого в мире музея, первого музея в России. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Встречи с ветеранами, мастерами народных промыслов. Анкетирование и интервьюирование. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по теме занятия, формирование вопросов по проблеме для обсуждения в ходе игры «Что? Где? Когда?»). Выбор темы проекта, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы индивидуального краеведческого задания в экспедиции: ведение творческого дневника; самоанализ результатов выполнения индивидуального задания по проекту, определение творческого выхода по обозначенной теме.

Музейные фонды и работа с ними

4 класс — 8 ч.

Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрированно. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.

Экспозиционно-выставочная работа

4 класс — 6 ч.

Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинами памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные). Составление паспорта выставки.

Культурно-образовательная деятельность музея

4 класс — 14 ч.

История возникновения слова музей: «Муза — Мусейон — музей». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, хранитель, смотритель и другие. Правила поведения в музее. Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Обзор экскурсий музея. Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея.


 

Творческая работа

4 класс — 10 ч.

Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.). Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.

 

Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Рабочая программа «Музейные занятия» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описанию конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (социальные проекты)

- выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.

Социальные проекты:

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания изучаемых дисциплин и их закрепления с помощью практической деятельности.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, планетария, концертных залов, театров, выставок и т.д.

Методы обучения:

Словесный – передача необходимой информации для дальнейшего обучения. Наглядный – посещение экспозиций, выставок школьного музея. Поисковый – сбор информации по заданной теме.

Средства обучения:

Научный и практический опыт музеев мира, Смоленска и Смоленской области, общеобразовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

Мероприятия – беседа, экскурсия, игра.

Творческие дела – участие в конкурсах рисунков, выставках поделок.

Средства контроля:

Подготовка и проведение выставок, защита проектного задания по теме самостоятельного исследования.


 


 


 

Календарно - тематический план

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество часов

Содержание деятельности

всего

Теория

Практика

Теор.часть занятия/форма организац. деят-ти

Практич. Часть занятия/ форма орган. Деят-ти

1

2

3

 

1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

3

1

 

2

 

Вводное занятие. Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия: выставка, музей; экскурсия, экскурсовод, экспозиция. Рассказы детей; просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ) История возникновения музея, работа в библиотеке: поиск информации, работа с текстами, с иллюстрациями).

Беседа.

Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­сворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.Беседа: Что понравилось? Почему?

Викторина, экскурсия.

4

 

2.Где мы были? Что мы видели?

1

1

 

За что вещи попадают в музей?

Беседа,

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

Просмотр сюжетов, игра

5

 

 

3.Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

1

1

 

История возникновения музея.

Беседа.

Работа в библиотеке: поиск информации, работа с текстами, с иллюстрациями.

Поиск информации

6

 

4.За что вещи попадают в музей?

1

1

 

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); Просмотр видеофрагментов, беседа.

Игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы).

Игра.

7

8

 

5.Музейные профессии (экскурсовод, хранитель, смотритель),

2

1

1

Обсуждение похода в музей.

Беседа.

Викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

Викторина, творческая работа

9

 

6.Какие бывают музеи?

1

1

 

Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?»..

Беседа.

Определение темы для самостоятельного исследования.

10

 

7.Права и обязанности юных музееведов. (Мы пришли в музей).

1

1

 

Правила поведения в музее.

Беседа.

Викторина

11

12

13

 

 

8.Посещение краеведческого музея.

3

 

3

 

Экскурсия в краеведческий музей

14

15

 

9.Фонды музея.

2

1

1

Знакомство с фондами школьного музея; работа с материалами,.

Беседа.

Работа с фондами. Ведение записей

Работа с фондами.

16

 

10.История музейного дела за рубежом.

1

1

 

Коллекционирова­ние (от Античности до кон­ца XVIII в.)

Беседа.

 

17

 

11.История музейного дела в России.

1

1

 

Коллекционирова­ние (конец XVII — первая половина XIX в.),

Беседа, виртуальное посещение выставки.

Виртуальное посещение выставки.

18

 

12.Поисково-исследовательс­кая и научная деятельность музея

 

1

1

 

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо­вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Беседа.

Участие в поисково-исследова­тельской деятельности школьного краеведческого музея в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности;

Выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

19

20

21

22

23

24

25

 

13.Выставочная деятельность музея.

7

1

6

Классификация вы­ставок.

Беседа.

Посещение выставок, планетария ( 2).

Экскурсия.

26

27

28

29

30

 

14Бабушкин сундук». Семейные реликвии.

15.Выставочная деятельность музея.

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.

Экскурсия в башню Громовая.

 

2


 


 

2

2


 


 

2

 


 


 

2

Представление семейных реликвий; встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседа.

Классификация вы­ставок.

Беседа.

Встреча с ветеранами

Экскурсии.(2)

31

32

33

 

16.Подготовка и проведение итогового мероприятия.

4

1

2

Подготовка экспозиций к выставке, планирование работы.

Беседа.

Самостоятельная работа детей: поисковая, творческая и оформительская; подготовка выступления в роли экскурсовода. Проведение выставки в роли экскурсовода, представление своей работы на выставке.

самостоятельная работа детей, проведение выставки

34

 

17.Подведение итогов работы.

1

1

 

Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.

Беседа

Защита проектов.

Всего

   

34

17

17

 

   

Содержание курса

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Музейные занятия». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреж­дений.

Практическая работа(2): ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­сворда на тему музея (совместно с родителями). Экскурсия в школьный музей.

2. Где мы были? Что мы видели?

За что вещи попадают в музей? Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

3. Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина.

Современное понимание термина «музееведение». Зако­нодательные акты, регулирующие музейное дело в Российс­кой Федерации.

4.За что вещи попадают в музей?

Просмотр видеофрагментов (использование ресурсов Интернета, компьютерных программ); игра «Экскурсовод и экскурсанты» (экскурсовод представляет вещь, экскурсанты задают вопросы)

5.Музейные профессии.

Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация). Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея­тельность его подразделений.

Практическая работа: творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

6.Какие бывают музеи?

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей­ствие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?». Определение темы для самостоятельного исследования.

7.Права и обязанности юных музееведов.

Правила поведения в музее. Права и обязанности юных музееведов. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов. Беседа; викторина)

8.Посещение краеведческого музея.

Практическая работа(3): обзорная экскурсия в краевед­ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

9. Фонды музея. Работа с фондами.

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческою музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон­довой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа(1): знакомство с фондами школь­ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

10. История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро­вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­лекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби­неты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование кон­цепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях мира;

поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое­ктная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

11. История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVil — первой четверти XVIIJ в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­рез них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

12. Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо­вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследова­тельской деятельности школьного краеведческого музея в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности; выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

13.Выставочная деятельность музея.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­онный материал», «тематическая структура», «экспозицион­ные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисто­рические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-запо­ведники, музеи под открытым небом и т. д.).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

Домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

14Бабушкин сундук».

Семейные реликвии. Беседа; представление семейных реликвий, подготовка выставки.

15. Подготовка и проведение итогового мероприятия

Подведение итогов обучения. Совместный анализ дея­тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной (классной) краеведческой конфе­ренции.

16.Подведение итогов работы. Обсуждение личных итогов и итогов работы группы; планирование работы на будущий год.

.

Рекомендованная литература:

Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятель­ность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руково­дителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 2011.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-крае-ведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2011.

Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2011.

Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2014.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.