Содержание
Пояснительная записка
| 3 |
Учебный план
| |
Режим дня | 6 |
Сетка непосредственно образовательной деятельности
| 7 |
Расписание НОД
| 8 |
Режим двигательной активности
| 9 |
Схема видов закаливания
| 10 |
Календарно-тематическое планирование
| 11 |
Система мониторинга
| 19 |
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности группы возрастной категории от 6 до 7 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач, образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2015-2016 учебный год.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Рабочая образовательная программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ ДС Водник г. Краснослободска в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, федеральными нормативными документами, действующими локальными актами ОУ.
Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ ДС Водник г. Краснослободска
(далее ООП ДО ОУ)
Уставом МДОУ ДС Водник г. Краснослободска
Положением о Педагогическом совете МДОУ ДС Водник г. Краснослободска
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф
Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольной организации» от 30.08.2013 г. № 1014
Приказом Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17. 10. 2013 г. N 1155 (ФГОС ДО)
Письмом Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация.
Образовательная ситуация- это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Дети освоили сложные формы сложения из листа бумаги.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, воображение, внимание, оно становится произвольным. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.
Принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
- принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- решение поставленных целей и задач на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
Учебный план
Режим дня
Подготовительная группа
Режимные моменты | Время |
Прием и осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство.
| 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак
| 8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности
| 8.50-9.00 |
Организованная образовательная деятельность: образовательные ситуации | 9.00-10.50
|
Второй завтрак (рекомендуемый)
| 10.10-10.20 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.50-12.35 |
Возвращение с прогулки, игры
| 12.40-12.50 |
Подготовка к обеду, обед
| 12.50-13.15 |
Подготовка ко сну, дневной сон
| 13.15-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры
| 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник
| 15.30-15.50 |
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Игры. Досуг. Кружки. Самостоятельная деятельность детей по интересам | 16.00-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка. Игры. Наблюдения. Труд. Самостоятельная деятельность.
| 17.00-19.00 |
Уход домой
| 19.00 |
.
Сетка непосредственно образовательной деятельности
подготовительная группа
№ | Вид деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю |
1 | Двигательная деятельность | 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе |
2. Коммуникативная деятельность | ||
2.1 | Развитие речи | 1 образовательные ситуации, а так же во всех образовательных ситуациях |
2.2 | Подготовка к обучению грамоте | 1 образовательная ситуация |
3. Познавательно-исследовательская деятельность | ||
3.1 | Социальный мир; мир природы | 2 образовательные ситуации |
3.2 | ФЭМП | 1 образовательные ситуации |
4 | Изобразительная деятельность (конструирование, ручной труд аппликация, лепка) и рисование | 3 образовательные ситуации |
5 | Музыкальная деятельность | 2 музыкальных занятия |
6 | Чтение художественной литературы | 1 образовательная ситуация в 2 недели |
| Всего в неделю | 13 образовательных ситуаций |
Расписание НОД
Понедельник
9-00-9.30 Коммуникативная деятельность
(Развитие речи)
9.40-10.10 Изобразительная деятельность
(Рисование)
10.20-10.50 Музыкальная деятельность
Вторник
9.00-9.30 Коммуникативная деятельность
(Логопедическая коррекция)
9.40-10.10 Познавательно-исследовательская деятельность
(Социальный мир)
10.20-10.50 Двигательная деятельность (в зале)
Среда
9.00-9.30 Познавательно-исследовательская деятельность
(ФЭМП)
9.40-10.10 Изобразительная деятельность
(Лепка/Аппликация)
10.20-10.50 Двигательная+музыкальная деятельность.
Четверг
9.00-9.30 Коммуникативная деятельность
(Логопедическая коррекция)
9.40-10.10 Двигательная деятельность (на улице).
10.20-10.50 Изобразительная деятельность
(Ручной труд/Конструирование)
Пятница
9.00-9.30 Коммуникативная деятельность
(Обучение грамоте)
9.40-10.10 Познавательно-исследовательская деятельность
(Мир природы)
10.20-10.50 Музыкальная деятельность
Режим двигательной активности
Подготовительная группа
Вид двигательной активности | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||||
Утренняя гимнастика
| 10- 12 мин. | 10-12 мин | 10- 12 мин. | 10-12 мин | 10- 12 мин. | ||||
Двигательные разминки перед занятиями | 15-20 мин | 15-20 мин | 15-20 мин | 15-20 мин | 15-20 мин | ||||
Физкультурные занятия | | 30мин. | 30 мин. | | 30 мин. На улице | ||||
Музыкальные занятия
| | 30 мин | | 30мин. | | ||||
Физкультурные разминки | Ежедневно по мере необходимости 1- 3 мин. | ||||||||
Подвижные игры в группе
| 20-25 мин. | 20-25 мин | 22-25 мин. | 20-25 мин | 20-25 мин. | ||||
Подвижные игры и упражнения на прогулке | 30 -40 мин | 30 -40 мин | 30- 40 мин | 30 -40 мин | 30- 40 мин | ||||
Передвижение по лестнице в течение дня | 1.55 мин | 2.5мин | 12.5 мин | 1.55 мин | 1.55 мин | ||||
Гимнастика после дневного сна
| 10 -12 мин. | 10 -12мин | 10-12 мин. | 10-12мин | 10-12 мин. | ||||
Индивидуальная работа по развитию движений | 15 мин. | 10- 12мин | 15 мин | 15 мин | 10-12-мин | ||||
Физкультурный досуг | | | 230 мин (1 раз в мес) | | | ||||
Музыкальный досуг | | 30 мин (1 раз в мес) | | | | ||||
Спортивный праздник
| 2 раза в год (35- 40 мин) | ||||||||
Музыкальный праздник | 4 раза в год (35- 40 мин) | ||||||||
Самостоятельная двигательная разминка | Ежедневно характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под наблюдением воспитателя | ||||||||
минуты | 163.5 мин. | 151.5 мин | 189.5 мин. | 164.5 мин. | 185.5 мин. |
Схема видов закаливания
Первый квартал | Второй квартал | Третий квартал | Четвертый квартал |
-полоскание рта после еды (после каждого приема пищи) -воздушные ванны после сна с ходьбой по массажным коврикам - обширное умывание после сна | - полоскание рта после еды (после каждого приема пищи) -воздушные ванны -ходьба по мокрым дорожкам до 4 мин.. -умывание после сна | - полоскание рта после еды (после каждого приема пищи) -воздушные ванны -ходьба по мокрым дорожкам с игровыми элементами до 4 мин.. -умывание после сна | - полоскание рта после еды (после каждого приема пищи) -солнечные и воздушные ванны с ходьбой по массажным коврикам -обширное умывание после сна -купание в бассейне |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема недели | Содержание | Дата |
Сентябрь | 1 | Сегодня дошколята, завтра школьники | Познакомить детей с осенним праздником - Днем знаний; формировать знания о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как ближайшем социальном окружении; воспитывать уважение к труду педагога. | 3.09-7.09 |
2 | Хлеб | Познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей; Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе; Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена; Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба; Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность; Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий; Развивать любознательность к процессу изготовления солёного теста; Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх; Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки; активизировать приёмы декорирования лепных образов; Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве | 10.09-14.09 | |
3 | Профессии в детском саду | Дать детям представление о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширять представление о труде культурных работников, образования, медицины, строителей, и т.д. Дать знания о том, что для облегчения труда на производстве используется разнообразная техника. Развивать у детей желание узнавать о труде взрослых, интересоваться работой своих родных и близких. Расширять представление детей о людях разных профессий. Познакомить детей с профессиями: строитель, земледелец, работники транспорта, связи, швейной промышленности. Рассказать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к человеку труда. Продолжать учить уважительно относиться к результатам труда, раскрывать мотивы и цели деятельности.. | 17.09-21.09 | |
4 | Мой любимый город | Закрепить и расширить знания о родном городе (название, символы, основные достопримечательности); познакомить с историей возникновения города, с названиями улиц; формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство быть гражданином города, России. Обогащать знаниями об исторических событиях, воспитывать уважение у труду взрослых. | 24.09-28.09 | |
Октябрь | 1 | Дары осени | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. | 1.10-5.10 |
2 | Осень золотая, праздник осени | Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений детей об осени, Учить замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности. Закрепить название профессий – овощевод, садовод, тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. Воспитывать у детей уважение к людям труда. Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Воспитывать у детей любознательность, эстетические чувства. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, знания о временах года, последовательности месяцев в году. Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой. | 8.10-12.10 | |
3 | Труд взрослых, профессии | расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. -формировать реалистические представления о труде людей; -помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии; -формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний; -развивать коммуникативные навыки; -развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память; -развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. | 15.10-19.10 | |
4 | Я расту здоровым | Расширение представлений о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье, воспитание стремления вести здоровый образ жизни. | 22.10-31.10 | |
Ноябрь | 1 | Моя родная страна | Расширять представления о России, её столице, ознакомить детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном. Формировать правильное отношение к России, заботу о ней. Воспитывать уважение и интерес к родной стране, месту, где ты родился. Обогащать знания детей о родном крае. Расширять представление о государственных праздниках. Расширять представление о Москве- столице России. Воспитания уважения к людям разных национальностей и их обычаям. | 1.11-9.11 |
2 | Я и мои друзья | Закрепить нормы нравственного поведения, т. е такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др. Воспитывать привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Формировать у детей умение оценивать свои поступки и рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах) Воспитывать уважение к людям разных национальностей | 12.11-16.11 | |
3 | Флора и фауна | Закреплять знания детей о внешнем виде животных, их повадках, пище, жилищах ; упражнение в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж), и их детенышей. Отмечать характерные признаки представителей диких животных. Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных. Расширение представления детей о диких животных (внешнем виде, строении, поведенческих особенностях, повадках, издаваемых звуках, о способах добычи пищи, жилищах), о значении (роли) животных в природе Учить узнавать, называть диких животных и их детенышей. Научить их группировать по определенным признакам.(спячка, хищники, изменение цвета шерсти). Уточнить знания детей о животных, как живых существах, объяснить причину зимней снячк изменения цвета шерсти в зависимости от сезона. Развитие у детей познавательной активности; | 19.11-23.11 | |
4 | Я и моя семья, день матери | Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи; повышение престижа семьи; развитие интереса к семейным традициям, реликвиям; формирование элементарных знаний о правах человека; обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей; создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами. | 26.11-30.11 | |
Декабрь | 1 | Зимушка – зима! | Расширять представления о зимних природных явлениях. Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий). Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников. Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности. | 3.12-7.12 |
2 | Наши пернатые друзья | Образовательная: учить детей отличать птиц от других животных, а именно дать знания об отличительных особенностях (в данном занятии – это перья).Развивающая: развивать интерес к миру пернатых, а также мышление, внимание, память, речь. Воспитательная: воспитывать любовь и заботу о птицах. | 10.12-14.12 | |
3 | Неделя безопасности | Помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях. Дать детям понятие об опасных предметах. Запомнить, как и в каких случаях звонить в службу спасения, обучить правилам поведения в случае пожара. | 17.12-21.12 | |
4 | Новый год у ворот! | Создание атмосферы добра, радости и загадочности в преддверии Нового года, развитие эмоциональной отзывчивости детей, повышение творческой активности и сплочённости воспитателей, детей и родителей. Приобщение к традициям новогоднего праздника. Развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу. Развитие речевых навыков детей, обогащение и активизация словарного запаса. Приобщение детей к поисковой деятельности – поиск ответов на поставленные в ходе проекта вопросы и представление их в группе: краткие сообщения, рисунки и т. д. Развитие творческих способностей детей. Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности | 24.12-29.12 | |
Январь | 1 | Зимние забавы | Доставить детям радость; формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и способности ее регулирования; развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, силу, общую выносливость; способствовать формированию заботливого отношения к малышам; развивать познавательные интересы детей, интерес к опытно – экспериментальной деятельности. | 9.01-11.01 |
2 | По дорогам сказок | Способствовать развитию воображения, фантазии ребёнка, воспитывать милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла. : Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.Развивать воображение, творческую фантазию детей, конструктивные способности; инициативу и самостоятельность детей в решении проблемных ситуаций; умение работать в коллективе.Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.Упражнять детей в рисовании.Воспитывать активный интерес к сказкам. | 14.01-18.01 | |
3 | Быть здоровыми хотим | Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Учить детей осознанно и ответственно подходить к своему здоровью и здоровью близких. Формировать предпосылки здорового образа жизни. | 21.01-25.01 | |
4 | Мы помним, мы гордимся | Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Развивать интерес к русским традициям и промыслам. Расширять представления о России. Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Развивать чувства ответственности и гордости за достижение страны. | 28.01-31.01 | |
Февраль | 1 | Комнатные растения | Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение - это живые существа. Учить детей определять растение, требующее уход. Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы.Закрепить знания названий комнатных растений последовательности весенних изменений в природе; развивать умения детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений;закреплять и систематизировать знания детей о первых весенних цветах;уточнить из каких частей состоит цветок; какие факторы нужны для роста растений;закрепить названия ядовитых цветов;почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. | 1.02-8.02 |
2 | Наши добрые дела | Формировать у детей ценностные представления о добре и зле; обучать способам и формам выражения доброты друг к другу, родным, окружающим людям, животным, природе; совершенствовать коммуникативные навыки ( умение выслушивать товарищей, высказывать свое мнение ), навыки культурного общения со взрослыми и сверстниками; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание и умение работать сообща, оказывать друг другу помощь | 11.02-15.02 | |
3 | Я и мой папа, день защитника отечества | Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине.Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | 18.02-22.02 | |
4 | Человек, его организм | Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям…; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»; вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. | 26.02-28.02 | |
Март | 1 | Широкая масленица, утренник 8 марта | Продолжать знакомить детей с традиционными русскими праздниками; расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника, воспитывать любовь к традиционным русским праздникам. | 1.03-7.03 |
2 | Весна пришла | Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. воспитывать бережное отношение к природе.Формировать элементарные экологические представления. формировать представления о работах проводимых | 11.03-15.03 | |
3 | Животный мир морей и океанов | Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей и океанов»(рыба, море, чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат) Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать количественный счет. Закреплять в речи названия геометрических фигур. Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие. Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением. Развивать вкусовую чувствительность. Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание. Развивать и стимулировать внимание. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов. | 18.03-22.03 | |
4 | Неделя театра и книги | Развивать внимание, интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы. Вызывать интерес детей к книгам. | 25.03-29.03 | |
Апрель | 1 | Неделя здоровья | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Дать представления о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах.Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. | 1.04-5.04 |
2 | Космические просторы | Знакомить детей с Космосом, космической техникой. Рассказать о первом советском космонавте, о том какую роль играет день космонавтики в нашей стране | 8.04-12.04 | |
3 | Планета Земля- наш общий дом | Формировать у детей понятие, что наш общий дом – это планета Земля. На Земле живут люди и животные. Воспитывать уважительное , бережное отношение ко всему живому на нашей планете | 15.04-19.04 | |
4 | Светлая Пасха | Формировать у детей обобщенные представления о весне, расширять знания о характерных при знаках весны. Продолжать знакомить с традициями празднования народных праздников | 22.04-30.04 | |
Май | 1 | День Победы | Осуществлять патриотическое воспитание. воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны | 2.05-10.05 |
2 | Экологическая тропа | Углублять и расширять знания детей о природе родного края, | 13.05-17.05 | |
3 | Дом, в котором я живу | Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).Рассказы детям о наградах дедушек, бабушек, родителей. Составление генеологического дерева. .Расширение представлений детей о доме, семье (знание отчества ребенка, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек, представления о родственных отношениях). Воспитывать любовь к близким людям | 20.05-24.05 | |
4 | До свидания, детский сад | Создавать детям хорошее настроение, вызывать эмоциональный отклик; воспитывать в детях желание выступать перед зрителями; способствовать развитию музыкальных способностей;закрепить знания и навыки, полученные за время посещения дошкольного образовательного учреждения; учить детей владеть способом совместных музыкальных действий. | 27.05-31.05 |
Система мониторинга
достижения детьми планируемых промежуточных результатов
освоения Программы
Мониторинг промежуточных результатов детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) составлен в соответствии с «Федеральными государственными требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки от 23.11.2009г. № 655) и предназначен для оценки промежуточных результатов освоения Программы.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников подготовительной группы.
Мониторинг включает в себя:
Мониторинг образовательного процесса;
Мониторинг детского развития.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в Программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных результатов освоения Программы, динамику становления интегративных качеств.
Инструментарий педагогической диагностики в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Сформировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе развита инициативность, ответственность. Внимательно слушает Может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого мишку (показывает схему выкладывания). Как ты думаешь, у тебя получился такой же мишка? И по цвету, по форме?».
Материал: одежда ребёнка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на верхней полке, на нижней полке).
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине?». Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик рассердился? Почему девочка плачет?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Устанавливает связи между предметами, выделяет свойства, качества материалов через исследовательскую, проектную деятельность. Проявляет познавательный интерес в быту в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация
Форма проведения: индивидуальная.
Материал: фонарик необычной формы с динамомашиной для подзарядки.
Задание: «Положить в группе до прихода детей фонарик. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает?», предложить самому подумать.
2.Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: « Нужно сравнить 2 мяча». Чем отличаются эти мячи?».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Умеет использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трёхуровневый или кукла с большой головой в необычной одежде / дом для куклы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребёнок / дети проявят интерес, спросить: «Что это такое?» Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно ещё использовать?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создаёт модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка – инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока всё рассматривал, заблудился и не может найти свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2.Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности.
Материал: барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Задание: «Давайте сыграем песенку «Во поле берёзка…» (любая другая, знакомая детям). Выберите себе музыкальный инструмент».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемотаблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это – быть здоровым».
2. Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
11
Покутняя Роза Михайловна