12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пилипенко Ольга Анатольевна23
1

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО в подготовительной группе

Пояснительная записка

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

 

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

 

Задачи кружка:

Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Создавать условия для освоения цветовой палитры.

Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

Развитие связной речи.

6.Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

7. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

8.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

9. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

 

       Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

оттиск печатками из овощей;

тычок жесткой кистью;

оттиск печатками из ластика;

оттиск поролоном;

восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

волшебные веревочки;

кляксография;

монотопия;

печать по трафарету.

 

 

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции; развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

 

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут.

 

Материал:

акварельные краски, гуашь;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктейльные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

 

Приемы и методы используемые на занятиях кружка:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Практические: упражнения, игр методы,

Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.

Наглядные методы и приемы: наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

 

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

Обеспечение главных условий общения,

Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

использование различных коммуникативных средств.

 

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Творческий отчет руководителя кружка.

 

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей.

Дети к концу года имеют представления о видах изобразительного искусства, умеют создавать композицию рисунка, рисовать по памяти и с натуры, умеют вписывать изображение в лист, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, передавать форму и пропорции предмета, знают способы наложения цветовых пятен (тушевкой, штриховкой, мазками), умеют подбирать и использовать в рисунке гармоничное сочетание цвета и их оттенков, имеют представления о различных народных промыслах, умеют составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера, умеют выполнять элементы росписи, подбирать цветовую гамму, характерную для определённого промысла.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала

 

 

Перспективное планирование в подготовительной группе.

 

Сентябрь.

 

Тема

Техника

Программное содержание

Материалы

1.

«Как я провёл лето».

По выбору.

Самостоятельное рисование.

Провести беседу с детьми о лете. Дети самостоятельно выбирают материал для рисования. Развивать способность вписывать рисунок в лист; художественный вкус, фантазию, воображение.

Альбомный лист, графический карандаш, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, кисть, салфетка, непроливайка.

2.

«Цветы в вазе».

Рисование с натуры. «Тычок» сухой кистью.

Рассказать детям об одном из видов изобразительного искусства --- натюрморт. Формировать умение рисовать цветы с натуры, предавать характерные особенности цветка. Развивать зрительную память. Закреплять умение рисовать акварелью.

Альбомный лист, графический карандаш, акварель, салфетка, непроливайка. Букет в вазе.

3.

«Натюрморт. Дары осени».

Мозаика.

Рассмотреть с детьми фрукты (овощи), провести анализ по размеру, цвету, форме, количеству. Формировать умение строить композицию на заданном формате, подбирать необходимые цветные кусочки бумаги, отщипывать и формировать фрукты (овощи), учитывая характерные особенности строения. Развивать чувство цвета, видения формы и размера. Воспитывать самостоятельность.

Альбомный лист, цветные кусочки бумаги от журналов, клей, салфетка, графический карандаш. Репродукции натюрмортов. Слайды.

4.

«Хохломская тарелочка».

Рисование нитью.

Расширить представление детей о хохломском промысле и его особенностях. Формировать умение у детей составлять узор в соответствии с формой основы, учить подбирать краски, упражнять в рисовании элементов хохломской росписи. Развивать художественный вкус.

Бумажные круги жёлтого цвета, кисть №3 и №5, гуашь, палитра, салфетка, непроливайка.

Познавательный фильм о народном промысле --- Хохлома.

5.

«Грибная поляна».

Оттиск картофелем (половинка).

Расширять знания детей о многообразии грибов. Формировать умение рисовать разные по форме, цвету, строению грибы. Изображать шляпку гриба при помощи половинки картофеля. Упражнять в рисовании грибной полянки. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Развивать аккуратность, чувство композиции, художественный вкус.

Альбомный лист, гуашь, половинка картофеля, важная и тряпичная салфетки, непроливайка. Таблица грибов съедобных и не съедобных.

6.

«Лес--- точно терем расписной».

Оттиск листьями.

Продолжить знакомить детей с жанром пейзажа. Формировать умение рисовать пейзаж при помощи листьев, выполняя оттиск, дорисовывать стволы и ветки, учить смешивать краски на листе. Развивать чувство композиции, цветоведения.

Картон жёлтого цвета, гуашь, листья с разных деревьев, салфетка, кисть №5, непроливайка. Репродукции работ художников-пейзажистов.

7.

«Ветка рябины»

Декоративная роспись тарелочки.

Рассмотреть с детьми дерево --- рябину. Формировать умение строить композицию на круглой тарелочке, учить отщипывать от оранжевого пластилина кусочек, формировать шарик, приклеивать к тарелочке, при помощи гуаши и мыла рисовать ветку. Развивать глазомер, аккуратность.

Круглая пенопластовая тарелка, пластилин оранжевый, гуашь, салфетка, непроливайка. Ветка рябины в вазе.

8.

«Берёза».

Рисование углём + акварель.

Рассмотреть с детьми дерево берёзу, провести сравнение и анализ. Познакомить детей с новым видом рисования --- углём. Формировать умение рисовать берёзу, сухой кистью передавать осеннюю листву. Развивать аккуратность, смелость, самостоятельность, творческий подход.

Акварельная бумага плотная, уголь, акварель, кисть щетина. Фотографии с изображение берёзы.

 

Октябрь.

 

1.

«Деревья смотрят в озеро».

Монотипия.

Продемонстрировать фотографии с осенним пейзажем. Закреплять умение рисовать в технике монотипия. Формировать умение выполнять рисунок на пакете, выполнять оттиск при помощи альбомного листа, дорисовывать кончиком кисть ствол, ветви, прорисовывать отдельные детали. Развивать аккуратность, цветоведение.

Альбомный лист, пакет в размер листу, гуашь, кисть, непроливайка. Фотографии с осенним пейзажем.

2.

«Колючий ёж».

Гуашь, клей ПВА, деревянная палочка.

Рассказать и показать жизнь ежей. Формировать умение выполнять эскиз графическим карандашом, смешивать на палитре краску и клей ПВА-М, рисовать тело ежа, при помощи деревянной палочки процарапываем колючки, передавать характер животного. Развивать память, мелкую моторику.

Альбомный лист, клей ПВА_М, кисть для клея, деревянная палочка, гуашь. Детский фильм про ежей.

3.

«Каляка- маляка».

Абстрактное рисование.

Познакомить детей с одним из направлений в живописи --- абстракцией. Формировать умение видеть в абстрактном изображении образ животного, упражнять в прорисовывании контуров увиденного животного. Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, фантазию.

Бумага с изображением фигур (перевёрнутая трапеция, волнистая линия, зауженный с одной стороны овал и т.д.), цветные карандаши или акварель.

4.

«Каргопольские птички».

 

Познакомить детей с народным промыслом --- каргопольской игрушкой, её характерными элементами (полосками, дугами, овалом). Формировать умение расписывать готовую форму каргопольским узором. Развивать зрительную память, воображение, чувство цвета.

Гуашь, тонкие кисти, непроливайка, салфетка, палитра. Иллюстрации с изображением каргопольских игрушек.

5.

«Восточный ковер».

Составление узора.

Формировать умение у детей составлять изображения при помощи геометрических фигур. Закреплять умение работать с цветом, учить соблюдать симметричность в составлении узора. Развивать чувство цвета и композиции.

Альбомный лист, гуашь, кисти, салфетки.

6.

«Подсолнух».

Аппликация + живопись.

Вспомнить с детьми цветы лета. Рассмотреть подсолнух. Рассказать о пользе данного растения. Формировать умение при помощи макарон и гречневой крупы изображать подсолнух, передавать форму, цвет, размер. Развивать память, аккуратность, моторику рук.

Клей ПВА, кисть №5, макароны, гречневая крупа, гуашь, салфетка, непроливайка.

7.

«Лист кленовый».

Витраж.

Продолжить знакомить детей с различными видами изобразительного искусства. Дать представление о витраже. Формировать умение изображать кленовый листочек, делить на сектора, каждый сектор расписывать цветом (через цвет передавать своё настроение), выделять контур кончиком кисти чёрным цветом. Развивать чувство ощущения пространства, цвета.

Альбомный лист, графический карандаш, акварель, кисть №3 и №1. Образцы с изображение витража.

8.

«Радостная осень».

Работа с акварелью. Смешивание красок.

Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, её характерных особенностях. Упражнять детей в рисовании разных деревьев, учить показывать передний и задний план, передавать радостную осень яркими красками. Учить приёму размывки. Развивать творческое мышление, чувство композиции. Стихотворение А Шевченко «Осень».

Акварельная бумага, Акварельные краски, кисти №8 и №3, непроливайка, салфетка тряпичная и влажная, графический карандаш. Фотографии с изображением золотой осени.

Ноябрь.

 

1.

«Грустная осень».

Работа с акварелью. Продолжение.

Продолжить обобщать знания детей об осени, об изменениях в природе с приходом поздней осени. Формировать умение изображать хмурый, пасмурный, дождливый день, «голые» деревья. Развивать чувство цвета и размера, видение плана. Учить при помощи цвета передавать настроение. Стихотворение В. Авдиенко «Осень».

Акварельные краски, гуашь, влажная и матерчатая салфетки, кисти, непроливайка.

2.

«Осень в нашем садике».

Смешанная техника.

Провести прогулку по территории детского сада и поговорить об изменениях. Продолжить формировать умение писать осенний пейзаж, подбирать цвет, смешивать и получать новые оттенки, при помощи кальки передавать туман.

Акварельная бумага, гелиевая ручка, калька по размеру акварельной бумаги, акварель, кисть №5.

3.

«Рыжий кот».

Гуашь.

Провести беседу с детьми о домашних животных, о кошках. Формировать умение рисовать портрет кошки, передавать настроение, смешивать две краски и получать оранжевый цвет. Развивать художественный вкус.

Гуашь, непроливайка, салфетка, палитра, кисти №3 и №5. Фотографии котов.

4.

«Последние листья».

Орнамент на кленовом листе.

Продолжить беседу с детьми об осени, об изменениях в природе. Формировать умение придумывать свой узор (орнамент) и изображать его на высушенном кленовом листе. Развивать глазомер, аккуратность.

Сухой кленовый лист, клей ПВА, салфетка, кисть для клея, непроливайка, кисти № 2 и № 5, гуашь, чёрный картон. Примеры различных узоров (орнаментов).

5.

«Такие разные зонтики».

Рисование узора на куполе.

Рассмотреть с детьми рисунки на зонте, провести беседу о значении зонта. Формировать умение рисовать зонт, украшать купол. Развивать фантазию, воображение.

Художественный инструмент по выбору ребёнка. Несколько зонтов разных по цвету, размеру и с различными принтами.

6.

«Павлин».

Оттиск гусиным пером.

Познакомить детей с самыми красивыми птицами в природе. Формировать умение рисовать тело птицы, оттиском гусиного пера изображать хвост, смешивать краски и получать дополнительные оттенки. Развивать чувство цвета, композиции.

Гуашь, кисти №3 и №5, гусиное перо, непроливайка, салфетка. Слайды с изображением птиц.

7.

«Для мамы».

Открытка.

Организовать выставку фотографий с изображение мамы. Рассказать детям о празднике. Формировать умение рисовать открытку для мамы, используя различные материалы, по выбору ребёнка. Вызывать радость от творчества.

Художественный материал по выбору ребёнка. Фотовыставка.

8.

«Жостовские подносы».

Плоская кисть + гуашь.

Продолжить знакомить детей с народными промыслами. Рассказать детям о жостовской росписи. Формировать умение рисовать элементы росписи плоской кистью и кончиком кисти; упражнять детей в составлении композиции и красивом сочетании цветов. Развивать аккуратность, умение строить композицию на заданной форме.

Форма подноса из плотной чёрной бумаги, гуашь, плоская синтетическая кисть, непроливайка, салфетка. Образцы орнамента.

 

Декабрь.

 

1.

«Зима пришла».

Оттиск. Рисование на пакете.

Формировать умение у детей передавать в рисунке творческий замысел, используя имеющиеся навыки, умения, опыт. Закреплять технику изображения гуашью, набрызгом. Развивать художественный вкус.

Альбомный лист, гуашь, кисти натуральные № 2, №5, № 8, целлофановый пакет, салфетка, непроливайка, мыло. Слайды зимнего пейзажа.

2.

«Гжель».

Кисть синтетика + гуашь (белая и синяя).

Рассказать детям о русском художественном промысле --- гжель. Формировать умение смешивать гуашь белую и синюю, получать новые оттенки; составлять и писать узор, украшая заданную форму. Развивать чувство композиции, цвета.

Гуашь белая и синяя, непроливайка, кисть №2, палитра, форма из бумаги для орнамента, салфетка. Образцы изделий с росписью – гжель.

3.

«Снежинка».

Гуашь + макароны.

Продемонстрировать детям научный фильм «Как «рождается» снежинка». Формировать умение составлять снежинку из макарон, выполнять роспись. Развивать чувство композиции, цвета, фантазию, аккуратность.

Картон тёмного цвета, макароны, клей ПВА, гуашь, салфетка, кисть №3, непроливайка. Научный фильм для детей.

4.

«Забавный снеговик».

Ватные диски, гуашь.

Провести беседу с детьми о зимних забавах. Формировать умение изображать снеговика в движении при помощи ватных дисков, изображать зимний фон, смешивать краски. Развивать фантазию, цветовидение.

Ватные диски (круглый и овальный), плотная бумага, влажная салфетка, кисти №3, № 5 и № 10, гуашь, палитра, салфетка, непроливайка. Фотографии снеговиков.

5.

«Шаль для Матушки-зимы».

Рисование кружева. Клей ПВА + мелкая соль.

Рассказать детям о кружевоплетении, вологодских платках. Формировать умение рисовать кончиком кисти, передавать линией тонкость нитки; составлять узор при помощи волнистых и прямых линий, точек, капелек, завитков, узелков, сеточки. Развивать чувство ритма, глазомер, чувство композиции.

Тёмный картон (ватман), клей ПВА, кисть щетина №2, мелкая соль, гуашь белая и синяя, салфетка, непроливайка. Образцы узоров, пуховый платок.

6.

«Белая берёза…».

Пластилинография.

Прочитать детям стихотворение С. Есенина «Белая берёза…». Формировать умение у детей рисовать образ берёзы при помощи черного маркера и пластилина, прорисовывать дальний план. Развивать умение изображать на бумаги свои чувства цветом.

Ватман размера А4 зелёного цвета, маркер чёрный, гуашь, пластилин (белый и синий), кисть щетина. Иллюстрации к стихотворению.

7.

«Новогодняя ель».

Плоская кисть + круглый ластик.

Вспомнить с детьми о приближающемся празднике, о традициях празднования Нового года. Формировать умение изображать ель при помощи плоской кисти, передавать пушистые ветви, изображать украшения на ели, умение передавать свет и тень. Развивать художественный вкус. Чтение стихотворения Е. Трутневой « С Новым годом!».

Гуашь, альбомный лист, салфетка, плоская кисть синтетика, круглый ластик, непроливайка. Клип про новогоднюю ель.

8.

«Весёлый Дед Мороз».

Портрет. Рисование с натуры.

Пригласить на занятие Дед Мороза, предложить детям нарисовать портрет Дед Мороза, сделать подарок для него. Формировать умение через пятно рисовать лицо, доводить образ до завершения, передавать настроение (эмоцию). Развивать умение писать лицо человека, передавать эмоции.

Ватман размера А4, гуашь, влажная салфетка, вата, клей ПВА, салфетка, непроливайка. Дед Мороз, праздничная музыка.

 

Январь.

 

1.

«Два Мороза».

Цветные карандаши, свеча, акварель.

Прослушать сказку «Два Мороза». Формировать умение рисовать сказочных героев, располагая рисунок по всему листу; закрепить знание холодных и тёплых цветов. Развивать художественный вкус.

Альбомный лист, акварель, кисти натуральные 3-х размеров, свеча, цветные карандаши, салфетка, непроливайка. Ауди запись сказки.

2.

«Новогодний карнавал».

Рисование сюжета.

Рассмотреть с детьми фотографии новогоднего утренника, хоровод. Формировать умение изображать человека в движении при помощи плоской кисти, соблюдать пропорции, дорисовывать одежды, изображая мальчиков и девочек. Развивать умение соблюдать пропорции, чувство цвета.

Гуашь, влажная салфетка, непроливайка, салфетка. Фотографии.

3.

«Хоровод снежинок».

Оттиск картофелем.

Продемонстрировать снежинки различных форм. Продолжить формировать умение рисовать хоровод снежинок при помощи оттиска из картофеля, дорисовывать тонкие детали при помощи кончиком кисти. Развивать глазомер, чувство композиции.

Оттиски из картофеля, гуашь (белая, синяя, сиреневая), кисть №2и №5, салфетка, непроливайка. Слайды с изображение увеличенных снежинок. Музыкальное сопровождение.

4.

«Зимушка - зима».

Рисование корректором.

Рассмотреть с детьми фотографии с морозными узорами на стекле, провести сравнение, на что похожи узоры. Формировать умение на тёмном фоне рисовать морозный узор при помощи корректора. Развивать воображение, фантазию.

Корректор, тёмная бумага для принтера, голубой карандаш, салфетка. Фотографии с морозными узорами.

5.

«Зимняя ночь в лесу».

Гризайль. Рисование одним цветом.

Продемонстрировать детям репродукции картин написанные одним цветом. Формировать умение изображать зимнюю природу одной краской, учить выполнять размывку цвета и получать разные оттенки. Развивать умение показывать свет и тень (пятном), чувство композиции.

Гуашь (чёрная или синяя, или сиреневая), непроливайка, кисть №5, салфетка. Репродукции на интерактивной доске.

6.

«Снегири на ветке».

Объёмное рисование.

Провести беседу с детьми о зимующих птицах. Формировать умение выполнять графическим карандашом набросок птицы, при помощи воды и бумажной салфетки передавать объём, выполнять роспись гуашью, изображать гроздь рябины при помощи пластилина. Развивать восприятие объёма.

Гуашь, бумажные белые салфетки, графический карандаш, салфетка, непроливайка, пластилин, кисти №3 и №5. Познавательный фильм о зимующих птицах.

7.

«Портрет Снежной королевы».

Гуашь + стразы на клеевой основе.

Вспомнить с детьми сказку « Снежная Королева», вспомнить о добре и зле. Продолжить формировать умение рисовать портрет от пятна, при помощи цвета и мимики передавать характер Снежной королевы, украшать при помощи страз головной убор королевы. Развивать умение соблюдать пропорции, умение украшать.

Альбомный лист, гуашь, влажная салфетка, стразы на клеевой

основе, непроливайка, салфетка.

8.

«Умка».

«Тычок» сухой кистью.

Рассказать детям о животных крайнего севера, о белых медведях. Посмотреть мультфильм «Умка». Формировать умение изображать медведя «тычком» (пятном), дорисовывать характерные особенности медведя, закреплять умение смешивать краски. Развивать художественную память.

Альбомный лист, гуашь, кисть щетина, натуральная кисть №2 и №5, салфетка, непроливайка.

 

Февраль.

 

1.

«Цыплёнок».

Гелиевая ручка.

Загадать загадки о цыплятах. Провести беседу с детьми о домашних птицы. Формировать умение выполнять наброски нескольких цыплят в разных позах, передавать перья короткими штрихами («пушистость»). Развивать чувство композиции, соблюдать пропорции; закреплять умение выполнять штриховку, доводить образ до логического конца.

Гелиевая ручка, белая бумага для принтера, графический карандаш, ластик.

2.

«Конь».

Дымковский промысел.

Продолжить знакомить детей с изделиями народных промыслов России. Продемонстрировать фильм о Дымковском промысле, углубить знания о Дымковской игрушке и её росписи. Развивать зрительную память.

Бумажная форма Дымковского коня, поролоновые круглые «тычки», гуашь, салфетка, непроливайка, тонкие кисти, Образцы росписи. Дымковские игрушки, свистульки, фигурки из глины.

3.

«Лев».

Цветные карандаши, стружка от карандашей, клей ПВА.

Прочитать детям стихотворение С. Я. Маршака «Львята». Посмотреть познавательный фильм о львах. Формировать умение изображать карандашом льва, гриву и кисть на хвосте при помощи клея и стружки, короткую шерсть показывать короткими штрихами. Развивать лёгкие, слитные движения при графическом изображении животного.

Акварельная бумага, цветные карандаши, клей ПВА, стружка от карандашей. Познавательный фильм о жизни львов.

4.

«Природа Африки».

Акварель + цветные карандаши.

Познакомит детей с Африканской природой, животными Африки. Продолжить формировать умение писать пейзаж, рисовать Африканскую саванну. Развивать чувство цвета.

Акварель, альбомный лист, кисти, влажная салфетка, непроливайка, цветные карандаши.

5.

«Морская черепаха».

Половинки грецких орехов.

Показать фильм детям о морских обитателях, о морских черепахах. Формировать умение передавать образ черепахи на картоне (в виде листка лотоса) при помощи выкладывания грецкой скорлупы, расписывать гуашью с мылом, дорисовывать образ. Развивать творческие способности, фантазию.

Картон, половинки скорлупы грецкого ореха, кисти №3 и №5, непроливайка, салфетка, чёрный и белый пластилин, гуашь.

6.

«Пингвин на льдине».

Гуашь + ватный диск.

Рассмотреть с детьми пейзажи Антарктиды, животных (пингвинов). Формировать умение изображать пингвина при помощи овального диска, учить создавать сюжетную композицию. Продолжить развивать чувство композиции.

Картон белого цвета, овальный диск, кисть щетина для фона, кисть №3 и №5, непроливайка, салфетка, палитра. Слайды.

7.

«23 февраля».

Открытка.

Рассказать и побеседовать с детьми о празднике --- Защитник Отечества. Формировать умение изготавливать праздничную открытку для папы (дедушки, брату, дяди). Развивать чувство радости при рисовании открытки; развивать воображение.

Художественный материал разный. Выбирают дети.

8.

«Самолёт».

Оттиск ребром ладони, пальцами.

Провести беседу с детьми о различных видах транспорта, о воздушном транспорте. Формировать умение при помощи ребра ладони рисовать корпус самолёта, отпечатком пальца --- крылья, рисовать кончиком кисти детали самолёта, кулачком --- облака, изображать небо. Развивать моторику рук, воображение и самостоятельность.

Влажная салфетка, гуашь, альбомный лист, кисть №3, непроливайка, салфетка. Слайды с разными самолётами.

 

 

 

Март.

 

1.

«Букет для мамы. Незабудки и мимоза».

Открытка.

Ватная палочка.

Провести беседу о празднике 8 марта. Вызывать желание сделать поздравительную открытку для мамы. Формировать умение рисовать лукошко при помощи сухой кисти, цветы ватными палочками, дорисовка концом кисти. Развивать аккуратность, чувство композиции, цвета.

Бумага для открыток, гуашь, акварель, кисть щетина, натуральные кисти, ватные палочки, цветные ленты, клей ПВА, салфетка, непроливайка.

2.

«Семёновская матрёшка».

Пластиинография.

Рассказать детям историю возникновения матрёшки. Рассмотреть Семёновскую матрёшку. Формировать умение обводить рисунок чёрным карандашом, передавать цвет при помощи растирания пластилина внутри контура рисунка. Развивать внимание, аккуратность, художественную память.

Образ матрёшки на картоне, чёрный фломастер (маркер), набор пластилина, салфетка, цветные карандаши. Семёновская матрёшка.

3.

«Верба распустилась».

Рисование углём с натуры.

Рассмотреть веточки вербы в вазе. Формировать умение передавать образ вербы при помощи художественного угля, «пушки» путём растирания, вазу - цветными карандашами, почки - коричневым карандашом, соблюдая ритмичность. Развивать глазомер, чувство ритма и композиции.

Художественный уголь, влажная салфетка, цветные карандаши. Стеклянная ваза с веточками вербы.

4.

«Подснежник».

Цветные карандаши + акварель.

Рассмотреть подснежник на участке, на клумбе. Формировать умение ствол, листья рисовать цветными карандашами, лепестки подснежника рисовать пальчиком (оттиск). Развивать умение передавать строение цветка.

Гуашь белая и синяя, цветные карандаши, альбомный лист, влажная салфетка, непроливайка. Фотография с подснежниками.

5.

«Птичка Тари».

Сюжетное рисование.

Посмотреть с детьми мультфильм «Птичка Тари». Формировать умение у детей рисовать сюжет с главными героями мультфильма, передавать характер героя, его внешность. Развивать художественную память.

Гуашь, акварель, клей ПВА, цветная соль, кисть для клея, кисти натуральные, непроливайка, салфетка. Мультфильм.

6.

«Орхидея на окне».

Оттиск половиной яблока. Рисование с натуры.

Провести беседу с детьми о комнатных растениях. Рассмотреть орхидею. Формировать умение изображать цветы орхидея при помощи половинки яблока, рисовать овальный горшок, смешивать цвет на половине яблока, выполнять оттиск. Развивать умение передавать строение растения.

Гуашь, половина яблока, кисть №5, непроливайка, салфетка, бумага формата А3. Орхидея.

7.

«Петушок».

Пуантилизм.

Провести беседу с детьми о домашних птицах. Продолжить формировать умение рисовать эскиз птицы графическим карандашом. Заполнять эскиз цветом точечно, при помощи круглого ластика. Учить детей передавать характер птицы. Развивать чувство цвета, формы.

Круглый ластик, графический карандаш, гуашь, непроливайка, салфетка. Иллюстрации петуха.

8.

«Филимоновский петушок».

Ватная палочка + гуашь.

Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством. Рассмотреть с детьми филимоновский узор. Формировать умение украшать петушка элементами филимоновской росписи при помощи ватной палочки (полоски и точки). Развивать художественный вкус и самостоятельность.

Гуашь, ватные палочки, непроливайка, напечатанный петушок, ножницы, салфетка. Филимоновские грушки.

 

Апрель.

 

1.

«Грачи прилетели…»

Гуашь + макароны.

Рассмотреть с детьми репродукцию картины Алексея Саврасова --- « Грачи прилетели». Формировать умение изображать весеннее небо, землю, весеннюю берёзовую рощу при помощи клея и длинных макарон (деревья), первые листочки, птиц. Развивать чувство композиции и цвета.

Длинные толстые макароны (4 шт.), гуашь, кисть №5, непроливайка, клей ПВА, салфетка, чёрная гелиевая ручка. Слайд с репродукцией. Музыкальное сопровождение.

2.

«Огненный конь».

По мотивам мезенской росписи.

Продолжить знакомить детей с историей происхождения мезенской росписи. Формировать умение рисовать элемент мезенской росписи для прялки «огненного коня» кончиком тонкой кисти. Развивать глазомер.

Гуашь, кисть №2, непроливайка, салфетка, чёрная ручка для выделения контура. Поэтапная схема рисования коня, образцы орнамента. Изделия из бересты.

3.

«Чудо - писанки».

Декупаж на пенопластовом яйце.

Провести беседу о Светлом празднике Пасха, о традиции украшать яйца к празднику. Формировать умение украшать пенопластовое яйцо в технике декупаж. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Пенопластовое яйцо, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, салфетка, мягкая кисть.

4.

«Звёздное небо».

Гуашь набрызг, восковые мелки.

Провести беседу с детьми о космосе, первом космонавте. Формировать умение рисовать космические тела круглой формы при помощи восковых мелков, фон при помощи акварели, рисовать туманности при помощи «набрызга». Развивать аккуратность, моторику рук.

Лист бумаги тёмного цвета, акварель, восковые мелки, салфетка, гуашь, зубная щётка, кисти, непроливайка. Познавательный филь о космосе.

5.

«Жители других планет».

Рисование ластиком.

Продолжить беседу о космосе. Продемонстрировать отрывок из мультфильма «Тайна третий планеты» про планету Шелезяка, про роботов. Формировать умение рисовать робота при помощи ластика всеми его гранями, учить придумывать своего героя-робота, предавать космический пейзаж. Развивать воображение, фантазию.

Гуашь, ластик, цветная бумага для принтера, кисть, зубная щётка, салфетка, непроливайка.

6.

«Тюльпаны».

Пейзаж. Штамп из картофеля.

Рассмотреть с детьми клумбы с тюльпанами (посаженными детьми осенью). Формировать умение рисовать цветы при помощи штампа из картофеля, учить смешивать краски, дорисовывать пейзаж кистью или цветными карандашами. Развивать чувство цвета, пространства, размера, художественную память.

Готовые штампы из картофеля, гуашь, кисти №3 и №8, салфетка, непроливайка, альбомный лист.

Фотографии с тюльпанами.

7.

«Рисуем музыку».

По мокрому листу, акварель + пищевые красители.

Прослушать с детьми музыку медленную и быструю (весёлую и грустную). Формировать умение у детей передавать в рисунке эмоции, полученные от прослушивания грамзаписи; передавать характер музыки в рисунке. Закреплять навыки работы с акварелью. Развивать воображение, творческую фантазию.

Альбомный лист, акварель, кисти №8, №5, №2, салфетки.

8.

«Одуванчик».

«Тычок».

На прогулке рассмотреть поляну с одуванчиками. Формировать умение строить композицию, рисовать одуванчики «тычком», лист одуванчика изображать оттиском. Закреплять умение строить композицию, передавать цветом характерные признаки природы и цветов.

Плотная бумага, влажная салфетка, кисть щетина, гуашь, палитра, лист одуванчика, непроливайка, натуральная кисть.

 

Май.

 

1.

«Люблю грозу в начале мая…»

Акварель. Пейзаж грозового неба.

Рассмотреть и проанализировать репродукции картин художника Васильева «после грозы», «Мокрый луг». Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Формировать умение детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза), учить передавать движение цветом (динамику картины), объяснить принцип ассиметрии. Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Акварельная бумага, восковые мелки, акварель, кисти № 8, № 5, щетина №10, непроливайка, салфетка, цветные карандаши, гелиевая ручка. Репродукции картин на слайдах.

2.

«С Днём победы!»

Восковые мелки + акварель. Аппликация кремля.

Провести беседу с детьми о празднике, прочитать стихи о победе, прослушать марш победы. Продолжить формировать умение выражать свои чувства цветом на бумаге; изображать праздничный салют на Красной площади. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме.

Акварель, восковые мелки, карандаши цветные, гуашь, салфетка, непроливайка, кисти разных размеров. Фотографии о войне, о победе.

3.

«Сирень в вазе».

Рисование с натуры поролоном.

Рассмотреть с детьми куст сирени. Формировать умение писать натюрморт с натуры при помощи небольшой губки, рисовать пятном; учит смешивать цвета на палитре, высветлять цвет, затемнять цвет. Развивать чувство композиции, цвета.

Гуашь, палитра, непроливайка, кисти, поролоновая губка, салфетка, влажная салфетка тряпичная. Композиция сирени в вазе и драпировка.

4.

«Сад зацвёл».

Цветные карандаши, пакетик фруктового чая, пластилин.

Продемонстрировать детям фильм «Сад зацвёл». Провести беседу о плодовых деревьях. Формировать умение изображать ветку при помощи цветных карандашей, цветы изготавливать из бумажных салфеток, пластилина, расписывать мокрым пакетиком фруктового чая. Развивать самостоятельность, художественный вкус.

Цветные карандаши, пакетик фруктового чая, непроливайка, пластилин, салфетка. Фильм о цветущем саде.

5.

«Радужное дерево».

Смешивание цветов.

Показать детям сказочные деревья. Формировать умение путём смешивания основных цветов, получать дополнительные. Создавать свой образ сказочного дерева. Ствол выдувать из кляксы коктейльной трубочкой. Развивать глазомер, видение цвета и оттенков.

Коктейльная трубочка, пластиковая ложечка (для кляксы), салфетка, кисть №5, гуашь и акварель, непроливайка. Слайды.

6.

«Горная долина».

Многоплановый пейзаж.

Рассмотреть с детьми фотографии гор, долины, горной реки, природы. Формировать умение рисовать многоплановый пейзаж (3 слоя). Закреплять знания перспективы. При помощи цвета предавать настроение. Развивать художественный вкус.

Калька 2 листа, альбомный лист, графический карандаш, цветные карандаши, гуашь, скотч прозрачный, непроливайка, кисть, салфетка. Фотографии горной долины в тумане.

7.

«Морской пейзаж».

Гуашь + влажная салфетка + ватный диск.

Познакомить детей с жанром морского пейзажа, художником – маринистом --- И. Айвазовским. Формировать умение рисовать море, предавать цвет воды (смешивая краски), движение воды, перспективу, пену волн; учить выполнять подмалёвку (солнце). При помощи половины ватного диска изображать парусник, дорисовывать мачты, реи, парусник в движении. Развивать чувство цвета и композиции.

Ватный диск, ножницы, гуашь, кисть №2 и №5, салфетка, непроливайка, палитра. Слайды с картинами И. Айвазовского, Клода Моне, Льва Лагорио.

8.

«Здравствуй лето!».

Рисование по замыслу.

Провести беседу с детьми о лете. Формировать умение передавать своё настроение через рисунок, самостоятельно выбирать художественный материал для рисования. Развивать смелость, старательность, усидчивость.

Альбомные листы, материал по выбору ребёнка.

 

Литература:

1.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с.

2.      Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи/ сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

3.      Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

4.      Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

5.      Дик Н.Ф. Развивающие занятия художественно – эстетического цикла для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 184 с.

6.      Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 20

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.