Рабочая программа "Путь к успеху"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Железногорска Курской области
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «СОШ№8» Приказ от 27.08.2022г. №___ _________Е. В. Тяжкороб |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Путь к успеху»
Составитель: Т.И. Литвишко,
социальный педагог МОУ «СОШ№8»
г.Железногорск,
2022г.
| СОДЕРЖАНИЕ | |
I. Паспорт программы
II. Пояснительная записка
Актуальность программы
Основания для разработки программы
Понятие «дети группы риска»
Классификация «детей группы риска»
Цели программы
Задачи программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Сроки реализации
Ожидаемые результаты
III. Содержательная часть
Методическое обеспечение программы
Диагностический блок
Методы, приемы и формы работы
Схема взаимодействия специалистов образовательного учреждения
Мероприятия и этапы реализации программы
Мониторинг результатов
IV. Заключение
V. Литература
VI. Приложения
I. Паспорт программы
Название образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» |
Адрес организации | 307170, Курская область, город Железногорск, ул.Курская, д.68 |
Телефон, факс Электронный адрес | Телефон: 8/47148/31476 Адрес электронной почты: oou8.obr46@yandex.ru Адрес школьного сайта: https://edufe8.gosuslugi.ru/ |
Автор-разработчик программы | Литвишко Татьяна Ивановна – социальный педагог |
Исполнители программы | Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся, родители |
Кем принята программа | Рассмотрена на собрании педагогического совета, утверждена приказом директора |
Цель программы воспитания | Адаптация подростков к асоциальному поведению в социуме. Формирование личностных нравственных качеств подростков. Организация досуга «трудных» подростков. Сохранение семейных ценностей и формирование здорового образа жизни. |
Задачи Программы воспитания | Формирование банка данных детей и подростков группы риска; Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков; Применение социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска, соответствующих диагностируемым проблемам; Проведение психологической работы, направленной на выявлении интересов и склонностей детей и включение их в разнообразную дополнительную деятельность. Полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития; Обеспечение условий реализации программы. |
Главные ожидаемые результаты | выявление основных причин появления детей «группы риска»; повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения; создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска»; изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни; снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей; формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях; рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения; сокращение роста детской, подростковой и молодежной преступности; снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей; совершенствование гражданско-патриотического воспитания; повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей. |
Критерии результативности | Достижение нового качества воспитания по показателям: перспективность, социализация, индивидуализация, результативность, доступность, управляемость, профессионализм |
Срок действия программы | Программа рассчитана на 3 года, в течение 2022-2025 гг. |
Система контроля за выполнением программы | Работу социально педагога, педагога-психолога, общественных воспитателей, классных руководителей в рамках Программы контролирует заместитель директора по воспитательной работе. На заседании Совета профилактики правонарушений и защиты прав ребенка регулярно заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с обучающимися, которые находятся в социально опасном положении. |
II. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Чтобы заложить в годы детства
основу человечности и гражданственности,
надо дать ребенку правильное видение добра и зла.
В.А. Сухомлинский
Школа как социальный институт находится в центре событий и тенденций современного общества, и как зеркало отражает все общественные проблемы. Девиантное поведение школьников - нарушение социальных норм, приобретает в последние годы массовый характер и ставит эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Проблема полноценного воспитания и создания благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка является одной из ключевых в современной психолого-педагогической науке. Однако, в реальной действительности встречаются многие факторы, которые препятствуют этому процессу, особенно в подростковом возрасте. Разрушение родительской семьи, сопровождающееся существенными изменениями традиционных подходов к воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и др.); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления создают негативные условия для жизни подростков и их воспитания и, тем самым, могут способствовать поведенческим нарушениям.
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.
Завоевать доверие подростка, уважение, помочь ему поверить в себя как личность, суметь заинтересовать его полезными делами и занятиями, осознание ребёнком, что он нужен окружающим, его полезность - вот конечная цель работы социального педагога с «трудными» учащимися.
Подростковый возраст является уникальным этапом в развитии человека. Это период психологической и социальной примерки различных моделей взаимоотношений с самим собой, другими и миром, осмысления многообразия возможностей построения жизненного пути, апробации собственных ресурсов и определения границ личных и социальных ограничений. Подростковый возраст по своей психологической сущности – период поисков, инноваций и экспериментов, расширения активности и ярко выраженной мотивации самопрезентации. Вместе с тем это противоречивый и внутренне конфликтный период в развитии субъекта
Деятельность социального педагога направлена на изменение обстоятельств в жизни подростка, негативно влияющих на него. Она должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, обеспечению охраны жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Основания для разработки программы:
Закон РФ «Об образовании»
Концепция Модернизации Российского образования
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
Устав школы
Понятие «дети группы риска».
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
К факторам риска относят:
медико-биологические – к ним относят тяжелые врожденные и хронические заболевания, патологии физического и психического развития, серьезные травмы, психические расстройства, отягощенная наследственность;
социально-экономические – включают в себя детей-сирот, из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям – дети из семей алкоголиков, наркоманов, криминальных элементов;
психологические – неврозы, отчужденность, сложности в общении с ровесниками и взрослыми;
педагогические – несоответствие учебного заведения и программы обучения интересам и особенностям ребенка, отсутствие мотивации к учению, педагогическая запущенность.
Привычным становится отклоняющееся поведение, которое делится на две категории:
1) поведение, несоответствующее нормам психического здоровья (то есть патологическое);
2) антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
Дети, склонные при определённых обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».
В соответствии с федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» появилось еще одно название данной категории детей - «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».Классификация «детей группы риска».
дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией;
дети из неблагополучных семей;
педагогически запущенные дети;
дети с отклонениями в поведении;
дети, попавшие в проблемные ситуации;
дети, испытывающие дефицит общения.
В ст.5 №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указаны 14 категорий несовершеннолетних, составляющих группу риска:
безнадзорные или беспризорные;
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Цели программы:
Адаптация подростков к асоциальному поведению в социуме.
Формирование личностных нравственных качеств подростков.
Организация досуга «трудных» подростков.
Сохранение семейных ценностей и формирование здорового образа жизни.
Задачи программы:
Формирование банка данных учеников «группы риска»;
диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков;
применение социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска, соответствующих диагностируемым проблемам;
проведение психологической работы, направленной на выявлении интересов и склонностей детей и включение их в разнообразную дополнительную деятельность.
полноценная социализация детей группы риска – то есть включение их в общество как полноценных членов, соблюдающих принятые в нем законы и нормы и функционирующих для его благоприятного развития;
обеспечение условий реализации программы.
Ст.14 п.2 №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывает следующие задачи образовательного учреждения в отношении детей группы риска:
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществление меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 10-17 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года, в течение 2022-2025 гг.
Ожидаемые результаты
выявление основных причин появления детей «группы риска»;
повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска»;
изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;
формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;
рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;
сокращение роста детской, подростковой и молодежной преступности;
снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;
совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей.
III. Содержательная часть
Методическое обеспечение программы
Диагностические материалы.
Информация об обучающихся (сбор сведений; акты).
Информация о семьях (сбор сведений, акты).
Анкеты по выявлению асоциальных семей, трудновоспитуемых обучающихся.
Психологическая диагностика трудновоспитуемых обучающихся.
Списки состоящих на учете.
Списки состоящих в СОП.
Списки уклоняющихся от учебы.
Папка классного руководителя.
Диагностический блок
№ п/п | Вид (направление) деятельности. Наименование работы | Цель деятельности | Форма проведения |
Анкета « Определение детей группы риска» | Экспресс-диагностика, позволяющая выявить детей групп риска | Анкетирование | |
Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений. | Выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду | Опросник | |
Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (на основе метода Дж. Морено) | Изучение межличностных отношений в группе | Анкетирование | |
Анкета «Твое отношение к наркотикам» | Выявление знаний о наркотиках у подростков и отношения к ним | Анкетирование | |
Анкета «Твое отношение к курению» | Выявление отношения подростков к курению | Анкетирование | |
Анкета «Твое отношение к алкоголю» | Выявление отношения подростков к употреблению алкоголя | Анкетирование |
Методы, приёмы и формы работы
Методы – способы непосредственных и опосредованных влияний на личность. Причем под способом влияния понимаются все педагогические и психологические влияния (личностные качества учителя, коллектива и сверстников, вся инструментовка педагогического процесса и психологическая коррекция).
Прием – часть метода, его деталь. Для выбора нужного метода и приема необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Формы реализации Программы: психолого-педагогическая диагностика, моделирование ситуаций, ролевое проигрывание, индивидуальная и групповая работа, беседы.
Работа с обучающимися
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);
Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).
Организации досуга
Формы работы:
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия).
Профилактика правонарушений
Беседы по факту.
Акция «Сообщи, где торгуют смертью».
Лекции специалистов, классные часы.
Конференция «Знаешь ли ты закон?».
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями.
Смотр-конкурс информационных листов «Профилактика асоциальных явлений».
Кинофильмы «Вредные привычки».
Родительские собрания.
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы.
Выступления с информацией о состоянии преступности.
Собеседования с классными руководителями по работе с детьми «группы риска», семьями.
Профилактика употребления ПАВ.
Организация летнего отдыха.
Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы.
Работа родительского комитета.
Рейды в семьи.
Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающихся «группы риска».
Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи обучающимся «группы риска» в выполнении общественных поручений.
Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности.
Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.
Оказание педагогической помощи родителям обучающихся «группы риска». Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
Проведение систематического диспансерного осмотра врачами обучающихся «группы риска» с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Половое просвещение обучающихся «группы риска». Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия обучающихся «группы риска», особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Организация свободного времени обучающихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» ребенка вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается его неумение рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели. Достижение положительных результатов возможно через использование следующих приёмов и методов:
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Организация каникулярного времени детей «группы риска».
Работа с семьей
Формы работы:
просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
анкетирование;
опрос родителей и детей;
совместные праздники;
творческие семейные выставки.
Основные направления работы с семьей:
возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления».
Одним из наиболее часто используемых в настоящее время инструментов для выявления подростков группы риска является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем. О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить сотруднику службы сопровождения (социальному педагогу или педагогу-психологу) лично или в процессе заполнения анкеты, которая предлагается ему не реже 1 раза в четверть.
После выявления «группы риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.
Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации:
беседа учителями и с классным руководителем;
беседа с родителями;
изучение особенностей развития;
сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
анализ социального портрета класса;
анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).
Важным условием эффективной работы по выявлению подростков «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя или учителя к специалистам сопровождения в случаях:
наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
кризисной ситуации в семье;
резкого ухудшения состояния здоровья;
в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения подростка «группы риска».
Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:
взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
С хема взаимодействия специалистов образовательного учреждения
Мероприятия и этапы по реализации программы
I ЭТАП – 2022-2023 учебный год | ||||
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | ||
Организационный вопросы | ||||
1 | Планирование работы на предстоящий учебный год | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
2 | Посещение семей обучающихся | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
3 | Формирование электронного банка социально незащищенных семей: - список детей из неполных семей; - список детей из малообеспеченных семей; - список многодетных семей; - список детей-инвалидов; - список обучающихся, находящихся под опекой; - список обучающихся из неблагополучных семей | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
4 | Формирование электронного банка учащихся из социально незащищенных семей: - список обучающихся «группы риска»; - списки обучающихся, состоящих на ВШУ; - списки обучающихся, состоящих в ОПДН/КДНиЗП | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, | ||
5 | Составление социальных паспортов класса, школы. | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, | ||
6 | Исследование детей и подростков с целью выявления склонности к отклоняющемуся поведению | Психолог, социальный педагог | ||
7 | Заполнение анкеты «Социальная адаптация вновь прибывших обучающихся» | Психолог, социальный педагог | ||
8 | Сбор информации по занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время | Социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
9 | Изучение психологических особенностей педагогически запущенных школьников, выработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми, обозначенных категорий | Педагог-психолог | ||
10 | Осуществление социального патронажа (социальный + медицинский + психологический + педагогический + правовой) детей «группы риска» | Администрация, социальный педагог, медработник, педагог-психолог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
11 | Консультирование семей | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог | ||
12. | Сотрудничество со службами опеки и попечительства | Администрация, социальный педагог | ||
13 | Организация работы по вовлечению детей «группы риска» во внеклассную работу, кружковую работу на уровне школы, города, республики | Зам. директора по УВР, классные руководители | ||
Работа с педагогическим коллективом | ||||
1. | Консилиум классных руководителей, воспитателей, психолога, социального педагога по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с детьми «группы риска» | Члены педагогического консилиума | ||
2. | Обучающие семинары для классных руководителей, воспитателей «Психологические особенности различных категорий детей «группы риска» | Педагог-психолог, медработник, соц. педагог | ||
Воспитательная работа с обучающимися | ||||
1. | Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска» по запросу ребенка, воспитателя, администрации | Педагог-психолог, социальный педагог | ||
2. | Проведение профилактических бесед с учащимися «группы риска» работниками правоохранительных органов, инспектора по делам несовершеннолетних, врачом-наркологом, врачом-психиатром | Администрация | ||
3. | Проведение бесед с обучающимися «группы риска» о поведении в ЧС, ППБ, антитеррористической безопасности, соблюдения ТБ (дома, в школе, на улице) | Зам. директора по УВР, ответственные по пожарной безопасности, ГО И ЧС, классные руководители | ||
4. | Формирование нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению через систему воспитательных занятий по ЗОЖ | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, наставник по воспитанию | ||
5. | Обучение детей и подростков правилам ОБЖ | Классные руководители | ||
6. | Обучение детей и подростков тактике поведения при угрозе и проведении ЧС | Классные руководители | ||
7. | Медицинское образование | Медработник, педагог-психолог | ||
8. | Разработка методических пособий, рекомендаций, памяток для помощи в работе с детьми различных категорий «группы риска» | Зам.директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог | ||
9. | Профилактическая работа с детьми, склонными к суициду | Педагог-психолог, медработник | ||
10 | Индивидуальная психолого-педагогическая работа с подростками, находящимися в «группе риска», в СОП. | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | ||
11. | Проведение викторин, деловых, игр на правовую тематику; акций, посвящённых международному Дню борьбы со СПИДом, Дню отказа от курения и др. с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по ВР, классные руководители | ||
12. | Привлечение обучающихся «группы риска» к участию в общешкольных праздниках и мероприятиях | Зам. директора по ВР, классные руководители | ||
Работа с родителями | ||||
1. | Родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» | Администрация, классные руководители | ||
2. | Родительское собрание для родителей обучающихся «группы риска» «Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе» | Администрация, социальный педагог | ||
3. | Родительское собрание «О мерах по защите нравственности детей» | Администрация, классные руководители | ||
4. | Беседы с родителями: -«Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек» - «Возрастные особенности подросткового периода. Профилактика вредных привычек»» - «Подростковая наркомания. Административная и уголовная ответственность» | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | ||
5. | Консультации для родителей. | Педагог-психолог, классные руководители | ||
6. | Индивидуальные встречи и беседы с родителями учащихся, состоящих на ВШК и «группы риска» | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог, общественные воспитатели | ||
7. | Индивидуально-профилактическая работа с семьями, состоящими на различных видах учета | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог | ||
8. | Оформление информационного материала для родителей по профилактике вредных привычек, преступности и правонарушений среди обучающихся | Зам.директора по УВР, классные руководители | ||
9. | Проведение семейных праздников | Зам.директора по УВР, классные руководители, советники по воспитанию | ||
II ЭПАП – 2023-2024 учебный год | ||||
Организационные вопросы | ||||
1. | Планирование работы на предстоящий учебный год | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
2. | Посещение семей обучающихся | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
2. | Уточнение электронного банка социально незащищенных семей: - список детей из неполных семей; - список детей из малообеспеченных семей; - список многодетных семей; - список детей-инвалидов; - список обучающихся, находящихся под опекой; - список обучающихся из неблагополучных семей | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
3. | Уточнение электронного банка учащихся из социально незащищенных семей: - список обучающихся «группы риска»; - списки обучающихся, состоящих на ВШУ; - списки обучающихся, состоящих в ОПДН/КДНиЗП | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
4. | Уточнение социальных паспортов класса, школы | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
5. | Сбор информации по занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время | Социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
6. | Реализация индивидуальных программ работы с каждым ребёнком «группы риска | Социальный педагог, педагог-психолог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
7. | Организация коррекционных и тренинговых групп с целью формирования социально востребованного поведения | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители | ||
8. | Привлечение детей «группы риска» к активному участию в общественной жизни с целью создания условий для возможного построения конструктивных межличностных взаимоотношений и самореализации | Зам. директора по ВР, классные руководители, воспитатели ГПД | ||
9. | Сотрудничество с семьями | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | ||
10. | Осуществление мониторинга особенностей личностной динамики детей «группы риска» и особенностей протекания групповых процессов в детском коллективе | Педагог-психолог, социальный педагог | ||
11. | Психолого-педагогические консилиумы | Члены педагогического консилиума | ||
12. | Исключение школьной дезадаптации | Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители | ||
13. | Профилактическая работа с детьми, склонными к суициду | Педагог-психолог, медработник | ||
14. | Сотрудничество со службами опеки и попечительства | Администрация, социальный педагог | ||
15. | Осуществление социального патронажа (социальный + медицинский + психологический + педагогический + правовой) детей «группы риска» | Администрация, педагог-психолог, соц. педагог, медработник, инспектор ОПДН | ||
Работа с педагогическим коллективом | ||||
1. | Организация практических семинаров-тренингов для педагогического персонала с целью формирования и развития практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска» | Педагог-психолог, соц. педагог | ||
2. | Консультативная и методическая помощь классным руководителям, воспитателям | Зам.директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог | ||
Воспитательная работа с обучающимися | ||||
1. | Проведение бесед с обучающимися «группы риска» о поведении в ЧС, ППБ, антитеррористической безопасности, соблюдения ТБ (дома, в школе, на улице) в течение года | Зам.директора по УВР, ответственные по пожарной безопасности, ГО И ЧС, классные руководители | ||
2. | Беседы с обучающимися «группы риска» по безопасному поведению на улицах, в общении с незнакомыми людьми | Зам. директора по ВР, классные руководители, советники по воспитанию | ||
3. | Индивидуальная психолого-педагогическая работа с подростками, находящимися в «группе риска», в СОП | Социальный педагог, педагог-психолог | ||
4. | Привлечение обучающихся «группы риска» к летней оздоровительной кампании | Зам.директора по УВР, общественные воспитатели, классные руководители | ||
5. | Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Администрация, социальный педагог | ||
6. | Мероприятия в рамках месячника правового воспитания, профилактики правонарушений несовершеннолетними с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог | ||
7. | Мероприятия в рамках месячника нравственно-патриотического воспитания с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог | ||
8. | Мероприятия в рамках месячника правового воспитания, профилактики безнадзорности, беспризорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог | ||
9. | Мероприятия в рамках месячника «Здоровый образ жизни» с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог | ||
10. | Привлечение обучающихся «группы риска» к участию в общешкольных праздниках и мероприятиях | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог | ||
Работа с родителями | ||||
1. | Общешкольное родительское собрание, посвящённое вопросам безопасности. | Администрация, классные руководители | ||
2. | Родительское собрание для родителей обучающихся «группы риска» | Администрация, социальный педагог | ||
3. | Индивидуальные консультации для родителей | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | ||
4. | Индивидуальные встречи и беседы с родителями учащихся, состоящих на ВШУ и «группы риска» | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог | ||
5. | Индивидуально-профилактическая работа с семьями, состоящими на различных видах учета | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог | ||
6. | Оформление информационного материала для родителей по профилактике вредных привычек, преступности и правонарушений среди обучающихся. | Зам. директора по УВР, социальный педагог | ||
9. | Проведение семейных праздников | Зам.директора по УВР, классные руководители, советники по воспитанию | ||
III ЭПАП – 2024-2025 учебный год | ||||
Организационные вопросы | ||||
| | | ||
1. | Планирование работы на предстоящий учебный год | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
2. | Посещение семей обучающихся | Администрация, социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
3. | Уточнение электронного банка социально незащищенных семей: - список детей из неполных семей; - список детей из малообеспеченных семей; - список многодетных семей; - список детей-инвалидов; - список обучающихся, находящихся под опекой; - список обучающихся из неблагополучных семей | Социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
4. | Уточнение электронного банка учащихся из социально незащищенных семей: - список обучающихся «группы риска»; - списки обучающихся, состоящих на ВШУ; - списки обучающихся, состоящих в ГПДН/КДНиЗП | Социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
5. | Уточнение социальных паспортов класса, школы | Социальный педагог, общественные воспитатели, классные руководители | ||
6. | Сбор информации по занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время | Зам. директора по УВР, социальный педагог, классные руководители | ||
7. | Реализация индивидуальных программ работы с конкретным ребёнком | Педагог-психолог, соц. педагог, классные руководители, общественные воспитатели | ||
8. | Диагностика профессионального предпочтения. Профориентационная работа. | Педагог-психолог, соц. педагог, классные руководители | ||
9. | Психолого-педагогические консилиумы | Члены педагогического консилиума | ||
10. | Сотрудничество со службами опеки и попечительства. | Администрация | ||
11. | Осуществление социального патронажа (социальный + медицинский + психологический + педагогический + правовой) детей «группы риска» | Педагог-психолог, социальный педагог, медработник, инспектор ОПДН | ||
12. | Контрольная диагностика детей. Анализ и оценка эффективности программы | Педагог-психолог, социальный педагог | ||
Работа с педагогическим коллективом | ||||
1. | Консилиум классных руководителей, воспитателей, педагога-психолога, соц. педагога по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с детьми «группы риска» | Члены педагогического консилиума | ||
2. | Обучающие семинары для классных руководителей, воспитателей. | Педагог-психолог, социальный педагог | ||
Воспитательная работа с обучающимися | ||||
1. | Индивидуальная психолого-педагогическая работа с подростками, находящимися в «группе риска», в СОП | Педагог-психолог, социальный педагог, медработник | ||
2. | Мероприятия в рамках месячника правового воспитания, профилактики правонарушений несовершеннолетними с участием обучающихся «группы риска». | Зам.директора по УВР, классные руководители | ||
3. | Мероприятия в рамках месячника нравственно-патриотического воспитания с участием обучающихся «группы риска». | Зам.директора по УВР, классные руководители | ||
4. | Мероприятия в рамках месячника правового воспитания, профилактики безнадзорности, беспризорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по УВР, вожатый, классные руководители | ||
5. | Мероприятия в рамках месячника «Здоровый образ жизни» с участием обучающихся «группы риска» | Зам.директора по УВР, классные руководители | ||
6. | Мероприятия в рамках месячника по ЗОЖ с участием обучающихся «группы риска» | Зам. директора по УВР, классные руководители | ||
7 | Привлечение обучающихся «группы риска» к участию в общешкольных праздниках и мероприятиях | Зам. директора по УВР, классные руководители, советник по воспитанию | ||
8. | Оказание помощи детям в критических ситуациях | Педагог-психолог, социальный педагог | ||
9. | Правовое просвещение воспитанников | Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ОПДН, работник прокуратуры | ||
Работа с родителями | ||||
1. | Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка» | Администрация, классные руководители | ||
2. | Родительское собрание для родителей обучающихся «группы риска» «Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье)» | Администрация, социальный педагог | ||
3. | Индивидуальные встречи и беседы с родителями учащихся, состоящих на ВШК и «группы риска» | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог | ||
4. | Индивидуально-профилактическая работа с семьями, состоящими на различных видах учета | Администрация, социальный педагог, педагог-психолог | ||
5 | Проведение семейных праздников | Зам.директора по УВР, классные руководители, советник по воспитанию | ||
6. | Оформление информационного материала для родителей по профилактике вредных привычек, преступности и правонарушений среди обучающихся | Зам.директора по УВР, классные руководители, советник по воспитанию |
Работу социально педагога, педагога-психолога, общественных воспитателей, классных руководителей в рамках Программы контролирует заместитель директора по воспитательной работе. На заседании Совета профилактики правонарушений и защиты прав ребенка регулярно заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с обучающимися, которые находятся в социально опасном положении. Ежегодно общественные воспитатели «группы риска» выполняют анализ работы с данной категорией детей и их семьями.
Методы проверки:
посещение классных часов, коррекционных занятий, родительских собраний;
наблюдение за работой классных руководителей;
беседы с обучающимися, родителями, педагогами;
диагностика;
опрос;
изучение дневников, тетрадей обучающихся;
Встречи с работниками ПДН.
Правовое просвещение подростков
Совет по профилактике правонарушений при директоре.
Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения.
Организация индивидуального наставничества (кураторы «группы риска», старшеклассники).
Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
Индивидуальные карточки учета.
Рейды в семьи повторные.
Рейды в вечернее время.
Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН и ЗП, ПДН.
Совместная работа с инспектором ПДН.
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.
Проверка занятости после уроков.
Анализ социального паспорта семей школы.
Совещания при директоре.
Административные совещания.
Методические семинары.
IV. Заключение
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.
Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.
Завершая разговор о «детях группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.
Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Таким образом, работа с детьми группы риска в школе дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но и акцентируется на учебных успехах и достижениях. Немаловажной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим.
V. Литература
Закон РФ «Об образовании»
Концепция Модернизации Российского образования
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
О.С. Гришанова Справочник социального педагога – В, 2016
Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». – М., 1996.
Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». – М., 2006.
Невский И.Л., Колесова JI.C. Подростки «группы риска» в школе. – М., 1996.
Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. – М., 2000.
Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2008.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007.
Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград: Учитель, 2006.
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария // Методист. – 2007. - №6. – С. 47-48.
Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка» // Социальная педагогик. – 2009. - №5.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград: Учитель, 2005.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2009.
VI. Приложение
Приложение 1
АКТ
обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи
Дата обследования «___»____________20____г.
Фамилия, имя, отчество, должность специалиста, проводившего обследование
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (ребенка)
_____________________________________________________________________________
Свидетельство о рождении: серия___________№_______________________, кем и когда
выдано_______________________________________________________________________Паспортные данные____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Место жительства (регистрация)_________________________________________________
Место пребывания (адрес фактического проживания и проведения обследования)
_____________________________________________________________________________
Сведения о родителях ребенка
Мать __________________________________________________________________
Дата и место рождения_________________________________________________________
Место жительства (регистрация)_________________________________________________
Место пребывания (адрес фактического проживания и проведения обследования)
_____________________________________________________________________________
Сведения о трудовой деятельности (должность и место работы, среднемесячный доход, иные сведения)________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участие матери в воспитании и содержании ребенка________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________
Дата и место рождения_________________________________________________________
Место жительства (регистрация)_________________________________________________
Место пребывания (адрес фактического проживания и проведения обследования)
_____________________________________________________________________________
Сведения о трудовой деятельности (должность и место работы, среднемесячный доход, иные сведения)________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Участие отца в воспитании и содержании ребенка__________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят, проживают совместно/раздельно.
Сведения о ребенке
Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту, наличие заболеваний, наличие признаков физического или психического насилия над ребенком)_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону и возрасту, полу ребенка)____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания, адекватность поведения ребенка в различной обстановке)__________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитание и образование (образовательное учреждение, класс, кружки, секции, успехи и проблемы в освоении образовательных программ, режим дня ребенка, организация свободного времени ребенка)_________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, риск нанесения ребенку вреда в домашних условиях и дома)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семейное окружение
Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
ФИО, год рождения | Степень родства с ребенком | Проживает постоянно, временно, не проживает | Участвует, не участвует в воспитании и содержании ребенка |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Сведения об иных родственниках ребенка (Ф.И.О., степень родства, место жительства)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка с педагогами)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жилищно-бытовые и имущественные условия
Жилая площадь, на которой проживает ребенок (фамилия и инициалы ребенка)
_____________________________________________________________________________
составляет ___________кв.м., состоит из ________комнат, размер каждой комнаты: ____кв.м., _____ кв.м., _____кв.м., ____кв.м., ____кв. на ___ этаже в _____этажном доме.
Собственником (нанимателем) жилой площади является_______________________
_____________________________________________________________________________
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный, в нормальном состоянии, ветхий, аварийный, комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.)________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)_______________________________________
Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________Структура дохода семьи (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты), среднемесячный и среднедушевой доход семьи____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка______________________
_____________________________________________________________________________
Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки, игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные принадлежности) ________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию (имеются или отсутствуют)_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения (имеются или отсутствуют) __________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дополнительные данные обследования _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Выводы:
Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка (фамилия и инициалы ребенка)___________________________________________________________
(отсутствует, имеется со стороны родителей, одного из них, других членов семьи)_______
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Родительское попечение над ребенком (фамилия, инициалы ребенка)____________
_____________________________________________________________________________
(имеется, отсутствует со стороны обоих родителей, единственного родителя)___________
_____________________________________________________________________________
Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.)_________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.)__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемые формы защиты прав ребенка_________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный педагог _________________________________________
Классный руководитель ______________________________________
Приложение 2
Карточка индивидуального изучения и учета подростка
(при постановке на внутришкольный учет)
Постановка________________________Снятие_____________________________________
Повторная_________________________Снятие_____________________________________
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Школа, класс ______________________________________________________________________________
Домашний адрес и телефон____________________________________________________
Место фактического проживания ________________________________________________
Оставлен ли на второй год______________________________________________________
С какого времени учится в данной школе__________________________________________
Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает):
Мать___________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________
Опекун ________________________________________________________________
Социальный статус семьи ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Черты характера подростка, явные и скрытые слабости _____________________________________________________________________________
Интересы и увлечения, склонности подростка _______________________________________________________________________
Характеристика домашних условий ( состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к школе, условия для занятий) ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отношение к учебе, посещаемость занятий _____________________________________________________________________________
Участие в общественной жизни класса____________________________________________
Участие в кружках, клубах, секциях______________________________________________
Участие в общественно полезном руде____________________________________________
С кем дружит (в школе, по месту жительства) _____________________________________ _____________________________________________________________________________
Кого считает авторитетом и почему ______________________________________________
Характерные отношения с товарищами (подчеркнуть): равенство, зависимость, руководящее положение.
Состоит ли на учете в КДН и за что______________________________________________
Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав _____________________________________________________________________________
Место и время совершения проступка____________________________________________
Мера наказания_______________________________________________________________
Планируемые основные направления работы с подростком __________________________ _____________________________________________________________________________
Успеваемость в текущем году___________________________________________________
Приложение 3
Социометрическая методика Д.Л. Морено
(Изучение положения подростка в коллективе)
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Бланк социометрического опроса
Ф. И. О. ___________
Класс _____________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.
1. С кем бы ты хотел делать домашние задания, готовиться к экзаменам и сдаче тестов?
а) ____________
б) ____________
в) ____________
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а) ____________
б) ____________
в) ____________
3. Кто больше всех нравится тебе в классе?
а) ____________
б) ____________
в) ____________
4. С кем бы ты хотел жить по соседству?
а) ____________
б) ____________
в) ____________
Кого бы ты выбрал для поездки или похода на природу?
Приложение 4
Анкета « Определение детей группы риска»
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребёнку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого | | |
2 | Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом | | |
3 | Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других | | |
4 | Всегда и во всём исполнителен | | |
5 | Часто бывает несдержанным | | |
6 | Хорошо делает по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко | | |
7 | К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно | | |
8 | В своих делах и действиях часто надеется на «авось» | | |
9 | Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому | | |
10 | Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном | | |
11 | Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки» | | |
12 | При выполнении какой-либо работы может делать её то очень быстро, то очень медленно, постоянно отвлекаясь | | |
13 | Выполненную работу совсем не проверяет | | |
14 | Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.д. | | |
15 | При выполнении какой-либо работы очень быстро устаёт | | |
16 | Всегда и во всём претендует на самые высокие результаты | | |
17 | Часто бывает неаккуратным | | |
18 | При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом | | |
19 | Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо | | |
20 | Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко | | |
21 | Часто отвлекается при выполнении какой-либо работе | | |
22 | В работе часто бывает небрежен | | |
23 | Всегда стремится получать только отличные оценки | | |
24 | Всегда и во всём медлителен и малоподвижен | | |
25 | Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится всё медленнее и медленнее | | |
26 | Старается всё делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки | | |
27 | Всегда стремится быть и выполнять всё лучше всех | | |
28 | Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха | | |
29 | Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо | | |
30 | Равнодушен к оценке своей работы | | |
31 | Заранее свои действия планирует с трудом | | |
32 | Часто жалуется на усталость | | |
33 | Всё делает медленно, но основательно | | |
Приложение 5
Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.
Инструкция.
Сейчас вам будет предъявлено 47 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. Отвечая на них, вам нужно выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов). На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вм подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.
1. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
2. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
3. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
4. Я бываю излишне груб с окружающими.
5. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.
6. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.
7. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
8. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.
9. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
10. Я всегда стремился к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
11. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
12. В состоянии агрессии я способен на многое.
13. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
14. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
15. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
16. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
17. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
18. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
19. Я привык считать, что «око за око, зуб за зуб».
20. Я всегда раз в неделю выпиваю.
21. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
22. Бывало, что я слышал голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
23. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
24. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.
25. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
26. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден принимать успокоительные средства.
27. Я пыталась освободиться от некоторых пагубных привычек.
28. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
29. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
30. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
31.Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
32. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
33. В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.
34. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.
35. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
36. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.
37. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.
38. Можно согласиться, с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считаю их неразумными.
39. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.
40. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.
41. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
42. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
43. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».
44. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
45. Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считаю их скучными, неинтересными.
46. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
47.С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться.
Приложение 6
Анкета по выявлению знаний о наркотиках у подростков и отношении к ним
Знаете ли Вы, что такое наркотики?
да
нет
Откуда Вы впервые узнали о наркотиках?
от друзей
из газет, журналов, телевидения и т.п.
из видеофильмов
от родителей
от преподавателей
познакомился с человеком, который употребляет наркотики
прочитал(а) в специальной литературе
видел(а) на улице
Знаете ли Вы где можно купить или достать наркотики?
да, знаю много таких мест
да, знаю одно такое место
нет, не знаю
Слышали ли Вы, что кто-то из сверстников употребляет наркотики?
да
нет
Сколько у тебя друзей и просто знакомых?
нет друзей и знакомых
15-20 человек
25-35 человек
40-50 человек
больше 50 человек
Какое количество твоих знакомых, как ты думаешь, принимают наркотики?
нет таких
2-З человека
5-б человек
8-10 человек
15-20 человек
больше 20 человек
Как ты думаешь, почему может возникнуть желание попробовать наркотик?
это поднимает авторитет в глазах других ребят
это интересно - посмотреть, как изменится настроение?
это поможет досадить родителям
неудобно отказываться, когда все пробуют
это дает ощущение самостоятельности и независимости
позволяет расслабиться
если жизнь становится безразличной
связано с жизненными обстоятельствами
если нет смысла жизни
когда тебе некуда пойти
когда человек испытывает сильную боль
избавиться от проблемы
словить кайф
когда нечего делать
помогает, когда плохо на душе
по глупости
модно
изменить на время действительность
от одиночества
заглушить боль и обиду
достигнуть состояния творчества
затрудвяюсь ответить
Если человек употребляет наркотики, то это:
замечательно, так как наркотики дают ощущение полного кайфа
нормально, так как иногда можно позволить себе расслабиться подобным образом
ненормально, так как за этим следует зависимость от наркотиков
очень плохо, так как этого человека ждет полная деградация личности
глупо
опасно, так как вскоре приведет к смерти
вредит здоровью
отразится на потомстве
это не человек
это может толкнуть на преступление
затрудняюсь ответить
довелось тебе хотя бы раз попробовать наркотик?
да
нет
Если ты попробовал наркотик, то какой?
Канабиоды конопли:
анаша
ганжебас
план
марихуана
шмаль
рушник
драп
Опиаты:
опий
ханка
тарен
Медицинские препараты:
реланиум
фенозепам
димедрол
солутан
тозепам
нозепам
другой препарат(указать)
Кокаин
Химические вещества
клей «Момент»
Если бы ты захотел ради интереса на спор достать наркотик, сколько бы времени тебе понадобилось для этого?
10-15 минут
полчаса-час
около 2-3 часов
полдня
сутки
несколько дней
неделя и больше
Знаешь ли ты, где можно пройти курс лечения от наркотической зависимости?
да
нет
Твой пол:
мужской
женский
Твой возраст:
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
Кто из родителей живет в твоей семье?
и папа и мама
только папа
только мама
нет родителей
Как бы ты оценил материальное положение своей семьи?
живем в достатке
не шикуем, но и не бедствуем
еле-еле сводим концы с концами
живем за чертой бедности
затрудняюсь ответить
Образование твоих родителей:
незаконченное среднее
среднее, средне-специальное
незаконченное высшее, высшее
Профессия твой матери:
рабочая
служащая производственной сферы
служащая государственных органов
инженерно-технический работник
руководитель предприятия, учреждения
медицинский работник
педагог
предприниматель
безработная
работник сферы обслуживания
творческая интеллигенция
домохозяйка
пенсионер
Профессия твоего отца:
рабочий
служащий производственной сферы
служащий государственных органов
инженерно-технический работник
руководитель предприятия, учреждения
медицинский работник
педагог
предприниматель
безработный
работник сферы обслуживания
творческая интеллигенция
пенсионер
Приложение 7
Анкета для подростков о выяснении отношения к курению
Анкета для подростков и молодежи Ниже приводятся некоторые утверждения, которые обычно высказывают молодые люди по поводу курения. Внимательно прочитайте их. Не спешите с ответами, будьте искренними. Помните, что в анкете нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вы отмечаете свое мнение. Обведите кружочком цифру, обозначающую степень Вашего согласия с каждым из утверждений.
Подсчет результатов: утверждения со * подсчитываются в обратном порядке – цифра 1 означает 5 баллов, цифра 2 – 4 балла и т.д. Все результаты суммируются. Результат до 90 баллов – нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется. От 91 – 120 баллов – нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае. От 121 и выше – положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему. |
Приложение 8
Анкета «Выявления отношения подростков к алкоголю»
Анкета строго анонимна, поэтому просим быть искренним и правдивым. Подчеркни или впиши свой ответ на наши вопросы. На один вопрос можно дать несколько ответов.
1. Пол_________ Возраст_____________ Класс_____________
2. Твое отношение к учебе:
доволен;
недоволен;
равнодушен;
учусь без увлечения;
добросовестно;
затрудняюсь ответить
3. Твои увлечения:
люблю музыку (джаз, народную, симфоническую, рок-н-ролл);
играю на инструментах;
занимаюсь спортом;
читаю книги;
увлекаюсь техникой;
люблю посещать театр, концертные залы, стадионы, дискотеки, рестораны, кафе, бар).
4. В каком возрасте ты впервые попробовал(а) спиртные напитки?
Пиво ____лет;
вино ____лет;
шампанское ____лет;
водка ____лет.
5. С кем, в какой компании, обстановке (подчеркни)?
Дома;
на улице;
в подъезде;
в подвале;
в парке;
в кафе, баре.
6. Как часто тебе приходится выпивать?
Не пью совсем;
1-10 раз в год;
1-2 раза в месяц;
2-4 раза в месяц;
почти ежедневно
7. В каких случаях, по-твоему, можно и нужно употреблять спиртные напитки (подчеркни)?
Никогда;
ни при каких обстоятельствах;
по праздникам;
при встрече с друзьями;
при плохом настроении;
для улучшения аппетита;
от простуды;
после бани.
8. Что тебе приходится выпивать (подчеркни)?
Пиво;
шампанское;
сухое вино;
самогон;
крепленое вино;
коньяк;
водку.
9. Сколько спиртного ты можешь выпить за один раз?
Пива _________;
вина _________;
шампанского _________;
водки _________;
коньяка_________.
10. Употребляют ли спиртные напитки (подчеркни)?
Отец;
мать;
брат;
сестра.
11.Как ты считаешь (подчеркни)?
Лучше совсем не пить;
пить культурно и умеренно.
12. Что такое алкоголь (подчеркни)?
Пищевой продукт;
лекарство;
наркотик;
яд;
свой вариант___________________________________________________________;
13. В чем ты видишь причину алкоголизма молодежи?
Доступность спиртного;
отсутствие знаний о вреде алкоголя;
отрицательный пример взрослых;
свободная продажа спиртного;
свой вариант___________________________________________________________.
14. Как ты считаешь, почему продают спиртные напитки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какие меры ты считаешь действенными для оздоровления населения от алкогольной зависимости? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 9
Карта «Учёта несовершеннолетнего, не посещающего учебные занятия по неуважительной причине»
I. Сведения о несовершеннолетнем
Ф.И.О.(полностью)_______________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год)__________________________________________
В каком классе обучается__________________________________________________
В каком классе должен обучаться по возрасту________________________________
Систематически пропускает занятия | Не посещает школу |
За отчётный период пропущено суммарно _____учебных дней,____________ уроков (указать количество) | С какого времени не обучается ______________________________ (дата последнего посещения занятий) |
(заполняется одна из граф) |
6. Причина не посещения (подчеркнуть или дополнить): трудности в обучении, повторный (ые) курс (ы) обучения, стойкая неуспеваемость, препятствие родителей, жесткое обращение в семье, находится в розыске, склонен к бродяжничеству, конфликт с родителями, одноклассниками, педагогами, переход в новую школу, не желает учиться, хочет (вынужден) работать,______________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Перечислить в каких школах ранее обучался (№ школы, класс)__________________
_____________________________________________________________________________.
8. На учёте в КДН (подчеркнуть)несовершеннолетний/семья_______________________
_____________________________________________________________________________.
(дата постановки)
Основание постановки на учёт КДН_____________________________________________
9. На учёте в ПДН __________________________________________________.
(дата постановки)
Основание постановки (подчеркнуть или дополнить): бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, условно осуждён, антиобщественное поведение, драка,______________________________________________
_____________________________________________________________________________.
10. Место проживания:
Адрес регистрации__________________________________________________________
(округ, район, улица, дом, корпус, квартира, телефон)
Адрес фактического проживания_________________________________________________
Адрес последнего проживания (без места жительства)_______________________________
II. Условия проживания ребёнка
Проживает (подчеркнуть или дополнить):
с родителями; с матерью или отцом; с опекуном, попечителем; с отчимом, мачехой; в приёмной семье; с другими членами семьи; с посторонними людьми;_______________
__________________________________________________________________________.
Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дополнить):
созданы благоприятные условия для проживания, нет условий для обучения и отдыха (в квартире грязь, нет постельного белья, нет мебели, нет еды, нахождение посторонних лиц в нетрезвом состоянии), квартира или её часть сдаётся в наём;______
__________________________________________________________________________.
III. Социальный статус семьи (подчеркнуть или дополнить):
малообеспеченная, многодетная, находящаяся в социальном опасном положении, полная неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца, беженцы, вынужденные переселенцы, __________________________________________________________
IV. Статус родителей (подчеркнуть или дополнить):
инвалиды (мать, отец), ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав (мать, отец), безработные (мать, отец), ____________________________________________________________.
V. Образ жизни родителей (подчеркнуть или дополнить):
злоупотребляют спиртные напитками (мать, отец), наркотическими веществами (мать, отец); ведут антиобщественный образ жизни (мать, отец); уклоняются от воспитания детей (мать, отец); жестоко обращаются с детьми; состоят на учёте в ГОВД (мать, отец), состоят на учёте в КДН (мать, отец); находятся в местах лишения свободны (мать, отец, другие члены семьи); не справляются с воспитанием, ведут замкнутый образ жизни, ухаживают за больными родителями, детьми-инвалидами; много времени уделяют работе (мать, отец); заботятся о ребёнке (мать, отец);_______________________________________________________________________________
VI. Количество детей в семье
1. Количество детей до 18 лет_________________________________________________
(указать годы рождения)
В каких учреждениях обучаются или воспитываются __________________________
(указать номера учреждений)
Меры, принятые школой по состоянию на 25 число текущего месяца
(обращения школы в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, в органы внутренних дел, органы здравоохранения, управление образования, органы социальной защиты населения, прокуратуру).
Обращение школы (название организации, дата, исходящий номер) | Ответ (дата, исходящий номер) | Краткое изложение о принятых мерах той организацией, в которую обратилась школа |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |