Рабочая программа «Путешествие в страну геометрию», 5 класс

7
0
Материал опубликован 20 August 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Подвойского»

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор школы __________ Чезлова О.А.

 

Приказ № _________ от 31.08.2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Путешествие в страну

Геометрию»

общеинтеллектуальное направление

в 5 «А» классе

2017-2018 учебный год.

__________Курановой Е. Ю.__________

ФИО учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» для 5-ого класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. 17.12.2010 №1897);

  2. Основная образовательная программа основного общего образования средней школы №6, утв. приказом № 01-08/80-07 от 25.08.2015;

  3. Положение о внеурочной деятельности средней школы №6, утв. приказом № 01-08/ 36-02 от 23.04.2014г.

  4. План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №6 имени Подвойского» на 2016-2017 учебный год в 5-7-х классах, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС (утв. приказом № 01-08/75-05 от 31.08.2017г.)

Программа «Путешествие в страну Геометрию» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Цели программы:

1. Сформировать интерес к изучению математики.

2. Развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур.

3. Знакомство с геометрией как с инструментом познания и преобразования окружающего мира.

4. Формирование информационной геометрической грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

1. Усвоение геометрической терминологии и символики.

2. Сравнение и измерение геометрических величин.

3. Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и свойств геометрических фигур и отношений.

4. Наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование абстрактных геометрических фигур исходя из опыта наблюдений.

5. Приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами.

6. Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

7. Развитие познавательного интереса.

8. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.

Формы занятий

«Путешествие в страну Геометрию» - математический кружок. Используются различные формы организации занятий (беседа, игра,занятие практикум, индивидуальная и групповая работы, конкурсы решения задач, работа с научно-популярной литературой, исследовательская работа, круглый стол).

Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения курса «Путешествие в страну Геометрию»

5 класс

Личностные результаты

 

  1. Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

  2. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

  3. Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  4. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.

  5. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

  6. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

  7. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном;

  2. прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата;

  3. коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона;

  4. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  5. идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  6. выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  7. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  8. формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  9. обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Коммуникативные УУД

  1. построение речевых высказываний, постановка вопросов;

  2. планировать и координировать совместную деятельность;

  3. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

  4. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  5. уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

Познавательные УУД

  1. анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

  2. синтез как составление целого из частей;

  3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  4. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  5. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  6. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  7. выделять явление из общего ряда других явлений;

  8. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

 

 

 

Предметные результаты

Ученик научится:

  1. владеть геометрическим языком, использовать его для описания предметов окружающего мира ;

  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  3. изображать геометрические фигуры на бумаге;

  4. находить измерения, площади фигур, изображенных на клетчатой основе;

  5. уметь выполнять чертежи по условию;

  6. применять систематические знания о плоских фигурах и их свойствах для решения простейших геометрических и практических задач;

  7. основам логического и алгоритмического мышления;

  8. сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  9. самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи, делать выводы на основе обобщения знаний;

  10. представлять и изображать пространственные фигуры;

  11. работать над проектом.

 

Ученик получит возможность научиться:

  1. использовать методику решения простейших практико-ориентированных задач и задач повышенного уровня

  2. сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом;

  3. конструировать композиции из плоских фигур;

  4. работать с различными источниками информации;

  5. приемам исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях деятельности.

 

Содержание курса

Вводное занятие.

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.

Геометрические фигуры на плоскости.

История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов. Биссектриса угла. Величина угла. Вертикальные и смежные углы, их свойства. Построение окружности. Работа с понятиями «центр», «радиус», «диаметр», «хорда». Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам. Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира. Выполнение тематических лабораторных работ.

Симметрия.

Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе.

Орнамент. Бордюр.

Понятия «орнамент», «бордюр». Выполнение орнаментов, бордюров. Симметрия орнаментов. Орнамент в народном художественном ремесле. Орнаменты и узоры.

Занимательная геометрия.

Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на разрезание, нахождение длины окружности, площади.

 

Геометрия на клетчатой бумаге.

 

Рисование фигур на клетчатой бумаге. Вычисление площадей плоских фигур. Создание композиций из плоских фигур. Игры с полимино (тетрамино, пентамино). Танграм.

 

Геометрия в пространстве.

Простейшие многогранники и их развертки, изготовление моделей простейших многогранников. Построение конструкций по образцу и по собственному замыслу.

Итоговое занятие.

Подведение итогов курса. Проверка качества освоение программного материала и достижения планируемого результата обучения.

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование раздела

Количество часов

 

Вводное занятие.

1

  1.  

Геометрические фигуры на плоскости.

11

  1.  

Симметрия.

5

  1.  

Орнамент. Бордюр.

4

  1.  

Занимательная геометрия.

4

  1.  

Геометрия на клетчатой бумаге.

5

  1.  

Геометрия в пространстве.

3

 

Итоговое занятие.

1

 

ИТОГО:

34 часа

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Что пройдено

Кол-во часов

Деятельность ученика

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие.

1

Знакомятся с многообразными ресурсами для интересного изучения математики, с правилами техники безопасности с чертежными инструментами на занятиях.

04.09

 

Раздел 1. Геометрические фигуры на плоскости.

12

 

 

 

2

История возникновения и развития геометрии. Проект «Истории геометрических инструментов»; «Биографии великих геометров». Инструктаж по проектной деятельности.

 

Распознают, называют и изображают геометрические фигуры, такие как точка, отрезок, луч, ломанная, замкнутая линия.

Определяют, записывают, измеряют, обозначают и сравнивают углы.

Распознают и строят прямые, тупые, острые и развёрнутые углы, биссектрису угла, смежные углы.

Работают с чертёжными инструментами.

Решают задачи на построение и вычисление смежных и вертикальных углов.

Распознают и строят окружности, хорды, радиусы и диаметры.

Распознают треугольник и его элементы; классификацию треугольников по углам и сторонам.

 

 

11.09

 

3

Точка, линия, прямая. Ломаная. Виды ломаной. Длина ломаной.

 

 

18.09

4

Угол. Виды углов. Измерение углов с помощью транспортира. Построение угла, заданной градусной меры по клеткам.

 

 

25.09

5

Биссектриса угла. Построение с помощью транспортира и циркуля.

 

 

02.10

6

Смежные углы. Исследовательская работа «Свойство смежных углов».

 

 

09.10

7

Вертикальные углы. Исследовательская работа «Свойство вертикальных углов».

 

 

16.10

8

Окружность, круг. Основные понятия «центр», «радиус», «диаметр», «хорда». Работа с циркулем.

 

 

23.10

9

Построение окружности двумя способами, создание узора из окружностей

 

 

30.10

10

Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам.

 

 

13.11

11

Треугольники. Исследовательская работа: «Сумма углов треугольника».

 

 

20.11

12

Повторительно-обобщающее занятие по теме «Геометрические фигуры на плоскости». Защита проектов.

 

 

27.11

Раздел 2. Симметрия.

5

 

 

 

13

Симметрия. Проект «Симметрия вокруг нас»; «Симметрия в архитектуре и искусстве». Инструктаж по проектной деятельности.

 

Знать и применять основные понятия симметрии.

Используют алгоритм построения фигур симметричных относительно прямой и центра.

Находят в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.

04.12

 

14

Осевая симметрия.

 

 

11.12

15

Центральная симметрия.

 

 

18.12

16

Фигуры обладающие осью симметрии. Построение симметричных фигур.

 

 

25.12

17

Защита проектов «Симметрия вокруг нас»; «Симметрия в архитектуре и искусстве».

 

 

15.01

Раздел 3. Орнамент. Бордюр.

4

 

 

 

18

Страницы каменной летописи (Орнамент в народном художественном ремесле). Проект «Народное творчество и геометрические фигуры».

 

Выполняют построение орнаментов, бордюров.

Расширяют представление о практическом применение геометрии.

Применяют умения в жизни при выполнении декоративных рисунков, творческих работ.

Конструируют орнаменты и бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов.

22.01

 

19

Понятия «орнамент», «бордюр»

 

 

29.01

20

Симметрия орнаментов.

 

 

05.02

21

Орнаменты и узоры. Защита проекта.

 

 

12.02

Раздел 4. Занимательная геометрия.

4

 

 

 

22

Задачи на разрезание (деление плоскости на части).

 

Решают задачи занимательного характера, на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги, на разрезание; нахождение длины окружности и площади.

19.02

 

23

Задача «Путешествие по экватору» (длина окружности).

 

 

26.02

24

Задача «Одеяло для Гулливера» (площадь).

 

 

05.03

25

Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.

 

 

12.03

Раздел 5. Геометрия на клетчатой бумаге.

5

 

 

 

26

Рисование фигур на клетчатой бумаге.

 

Изображают геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычисляют площади фигур, выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, расчет участка земли.

Конструируют композиции из плоских фигур с помощью тетрамино, пентамино, танграмма.

 

19.03

 

27

Вычисление площадей фигур на клетчатой бумаге.

 

 

09.04

28

Создание композиций из плоских фигур. Тетрамино.

 

 

16.04

29

Создание композиций из плоских фигур. Пентамино.

 

 

23.04

30

Создание композиций из плоских фигур. Танграмм.

 

 

30.04

Раздел 6. Геометрия в пространстве.

3

 

 

 

31

Простейшие многогранники и их развёртки.

 

Знакомятся с простейшими многогранниками, изготавливают модели простейших многогранников. Строят конструкции по образцу и по собственному замыслу.

07.05

 

32

Создание моделей простейших многогранников из бумаги.

 

 

14.05

33

Построение конструкций из кубиков по образцу и по собственному замыслу.

 

 

21.05

Итоговое занятие

1

 

 

 

34

Круглый стол- подведем итоги

 

Обобщают полученные знания программного материала и достижения планируемого результата обучения

28.05

 

 

 

Литература:

1. Путешествие в страну Геометрию. 5 класс. Рабочая программа и технологичские карты занятий внеурочной деятельности: учеб.- метод.комплект/ авт.-сост. Т.Д. Копцева.-Волгоград: Учитель, 2015 — 59стр.

Комментарии
Комментариев пока нет.