Урок в 5 классе «Путешествие в страну Историю»

9
2
Материал опубликован 2 June 2017

Предмет: Введение в историю

Класс: 5

Тема: Путешествие в страну История.

Ресурсы урока:

Учебник: История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Майков.- 2-е изд., дораб.-М.: Вентана- Граф, 2016.

Презентация по теме.

Приложение 1,2,3

Цель урока - научить объяснять, что изучает наука история, из чего складываются исторические знания.

Обязательный минимум содержания: что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Из чего складываются исторические знания?

Планируемые результаты урока

Предметные

1.1Определяют на элементарном уровне задачи исторической науки.

1.2.Раскрывают значение терминов история, факт.

Метапредметные

2.1Познавательные: владение смысловым чтениемсамостоятельно вычитывание актуальной информации, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

2.2.Регулятивные: определяют цель и проблему учебной деятельности, планирование деятельности в учебной ситуации, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

2.3Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Личностные

3.1Проявляют интерес к новому учебному материалу.

3.2.Высказывают суждения о роли археологии в изучении прошлого.

3.3Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю, определении проблемы урока

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации.

-Ребята к нам пришло письмо. В нем зашифрована тема урока.3.1.

Приложение 1

- Записывает тему урока на доске: Путешествие в страну История.

-Поможет нам в этом путешествии ваш сверстник – любознательный пятиклассник Антошка. Он побывал в гостях у интересных людей.

-Работа с текстом по памятке (форзац учебника)

Вопросы:

Что хотят доказать учёные-историки, проводя археологические раскопки?

-Найдите и прочитайте мнение Антошки. 2.1.

Работа в парах.

Один из учеников читает текст на раздаточном листе

Приложение 2

«Когда появился древний город.»

Для учёных-историков важно установить когда появился древний город.

-Антошка считает, что совсем необязательно знать о том, что было в прошлом.

Формулирование проблемы.

-Сравните мнение учёных – историков с мнением Антошки. В чём противоречие? 2.2.

-Какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске учебную проблему урока:

Зачем нужна история?

Предлагают разные варианты учебной проблемы. 2.2

Версии

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

-Записывает ключевые слова:

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так.

-Предлагают любые версии (даже самая абсурдная). 3.1

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

1.Поиск решения проблемы (открытие нового знания

Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет? 2.1.2.

-Чтобы узнать о прошлом; понять, почему это происходило именно так нам необходимо познакомиться с наукой –историей. Что для этого нужно сделать сегодня на уроке?

.

Работа с понятиями

Объясните, что означает слово «история».

- Согласны ли вы с этими определениями? Какое слоао пропущено? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3.3

Наука,
которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом, называется историей

Обобщая ответы детей, записывает их в виде пунктов плана на доску:

История как наука

Исторические знания

-все это было в прошлом

- Выбирают средства достижения цели 2.3

-Наука,
которая изучает прошлое, называется историей.

- Наука,
которая изучает жизнь и деятельность людей называется историей

(Ответы иллюстрируются)

Выясняют два значения слова:

1) история– процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их можно добыть (открыть). 3.

2.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Предлагает выполнить задания:

- работа с биографией Геродота (составить схему –работа в парах в тетради)

Геродот

страна занятия время

? ? ?

-работа с отрывком из «Истории» Геродота 2.1.2.3

Приложение 3

-Почему Геродоту не всегда верят современные историки?

- Найдите значение понятия факт. Работа с учебником.стр.6-7

- игра «Факт-не факт»

Приложение 4

-Объясняют, что можно узнать о жизни Геродота

Геродот

Греция писатель до н.э.

историк

фантазер

-Определяют, что является фактом.3.

Выражение решения проблемы.

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились? 3.3

Предполагаемый вывод по проблеме:

-История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания. 2.2

Применение знаний.

Выполнить задание

-люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) ее. 1.1

Высказывают аргументировано своё мнение. 1. 1.

2.1

Самооценка

Алгоритм «Самооценки» 3.3

Приложение 5

Домашнее задание.

-Как вы думаете, можно ли заглянуть в прошлое?

-На какие вопросы отвечают историки? 2.

Высказывают свои предположения. 2.

Приложение 1

Приложение 2

-Здравствуйте! А что вы здесь копаете? – спросил Антошка.

- Здравствуй , Антон!- ответил один из ученых.

- Да вот мой друг, историк археолог, ищет здесь древние развалины и хочет доказать, что уже 2500 лет назад на этом месте был город.

- А мой друг, историк Источниковед,- подхватывает второй ученый ,- доказывает мне, что, судя по письменным источникам, город здесь появился менее 2000 лет назад.

- А какая разница ? - удивился Антошка. - Все равно это было очень давно, от города ничего не осталось . Какое нам сегодня до этого дело?

 

Приложение 3

…….По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

Приложение 4

1.

2.А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле.

1943-1947г

 

3.

 

4.


 

Приложение 5

Самооценка

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Расшифровка письма

 

 

 

1 шаг

Нашел проблему

 

 

 

2 шаг

Выдвинул версию

 

 

 

3 шаг

Работа с иллюстрациями

 

 

 

4 шаг

Составил схему

 

 

 

5 шаг

Игра-факт-не факт

 

 

 

6 шаг

Участие в дискуссии

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Позвольте указать на неточность. В Приложении 4 на 3 фотографии изображен не Дом Павлова, а Мельница Гергардта.

19 December 2017

Спасибо Елизавета Сергеевна!Действительно мельница Гергардта находится на одной улице с Домом Павлова, находящимся на противоположной стороне улицы..

23 September 2019