Урок в 5 классе «Путешествие в страну Историю»
Предмет: Введение в историю
Класс: 5
Тема: Путешествие в страну История.
Ресурсы урока:
Учебник: История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Н. Майков.- 2-е изд., дораб.-М.: Вентана- Граф, 2016.
Презентация по теме.
Приложение 1,2,3
Цель урока - научить объяснять, что изучает наука история, из чего складываются исторические знания.
Обязательный минимум содержания: что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Из чего складываются исторические знания?
Планируемые результаты урока |
||
Предметные 1.1Определяют на элементарном уровне задачи исторической науки. 1.2.Раскрывают значение терминов история, факт. |
Метапредметные 2.1Познавательные: владение смысловым чтением – самостоятельно вычитывание актуальной информации, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. 2.2.Регулятивные: определяют цель и проблему учебной деятельности, планирование деятельности в учебной ситуации, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. 2.3Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения |
Личностные 3.1Проявляют интерес к новому учебному материалу. 3.2.Высказывают суждения о роли археологии в изучении прошлого. 3.3Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю, определении проблемы урока |
Технологическая карта урока:
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
I. Создание проблемной ситуации. |
-Ребята к нам пришло письмо. В нем зашифрована тема урока.3.1. Приложение 1 - Записывает тему урока на доске: Путешествие в страну История. -Поможет нам в этом путешествии ваш сверстник – любознательный пятиклассник Антошка. Он побывал в гостях у интересных людей. -Работа с текстом по памятке (форзац учебника) Вопросы: – Что хотят доказать учёные-историки, проводя археологические раскопки? -Найдите и прочитайте мнение Антошки. 2.1. |
Работа в парах. Один из учеников читает текст на раздаточном листе Приложение 2 «Когда появился древний город.» – Для учёных-историков важно установить когда появился древний город. -Антошка считает, что совсем необязательно знать о том, что было в прошлом. |
Формулирование проблемы. |
-Сравните мнение учёных – историков с мнением Антошки. В чём противоречие? 2.2. -Какой возникает вопрос? Фиксирует на доске учебную проблему урока: Зачем нужна история? |
Предлагают разные варианты учебной проблемы. 2.2 |
Версии |
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? -Записывает ключевые слова: 1) узнать о прошлом; 2) понять, почему это происходило именно так. |
-Предлагают любые версии (даже самая абсурдная). 3.1 |
Актуализация знаний. Планирование деятельности. 1.Поиск решения проблемы (открытие нового знания |
– Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет? 2.1.2. -Чтобы узнать о прошлом; понять, почему это происходило именно так нам необходимо познакомиться с наукой –историей. Что для этого нужно сделать сегодня на уроке? . Работа с понятиями Объясните, что означает слово «история». - Согласны ли вы с этими определениями? Какое слоао пропущено? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3.3 Наука, Обобщая ответы детей, записывает их в виде пунктов плана на доску: История как наука Исторические знания |
-все это было в прошлом - Выбирают средства достижения цели 2.3 -Наука, - Наука, Выясняют два значения слова: 1) история– процесс развития человеческого общества; 2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества; Определяют, каких знаний не хватает, где и как их можно добыть (открыть). 3. |
2.Поиск решения проблемы (открытие нового знания) |
Предлагает выполнить задания: - работа с биографией Геродота (составить схему –работа в парах в тетради) Геродот страна занятия время ? ? ? -работа с отрывком из «Истории» Геродота 2.1.2.3 Приложение 3 -Почему Геродоту не всегда верят современные историки? - Найдите значение понятия факт. Работа с учебником.стр.6-7 - игра «Факт-не факт» Приложение 4 |
-Объясняют, что можно узнать о жизни Геродота Геродот Греция писатель до н.э. историк фантазер -Определяют, что является фактом.3. |
Выражение решения проблемы. |
-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились? 3.3 |
Предполагаемый вывод по проблеме: -История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания. 2.2 |
Применение знаний. |
Выполнить задание -люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) ее. 1.1 |
Высказывают аргументировано своё мнение. 1. 1. 2.1 |
Самооценка |
Алгоритм «Самооценки» 3.3 |
Приложение 5 |
Домашнее задание. |
-Как вы думаете, можно ли заглянуть в прошлое? -На какие вопросы отвечают историки? 2. |
Высказывают свои предположения. 2. |
Приложение 1
Приложение 2
-Здравствуйте! А что вы здесь копаете? – спросил Антошка.
- Здравствуй , Антон!- ответил один из ученых.
- Да вот мой друг, историк археолог, ищет здесь древние развалины и хочет доказать, что уже 2500 лет назад на этом месте был город.
- А мой друг, историк Источниковед,- подхватывает второй ученый ,- доказывает мне, что, судя по письменным источникам, город здесь появился менее 2000 лет назад.
- А какая разница ? - удивился Антошка. - Все равно это было очень давно, от города ничего не осталось . Какое нам сегодня до этого дело?
Приложение 3
…….По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Приложение 4
1. |
2.А.П.Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943-1947г |
3. |
4. |
Приложение 5
Самооценка
Этап |
Учебная деятельность |
Выполнил безошибочно |
Выполнил с ошибками |
Испытывал большие затруднения |
Начало урока |
Расшифровка письма |
|
|
|
1 шаг |
Нашел проблему |
|
|
|
2 шаг |
Выдвинул версию |
|
|
|
3 шаг |
Работа с иллюстрациями |
|
|
|
4 шаг |
Составил схему |
|
|
|
5 шаг |
Игра-факт-не факт |
|
|
|
6 шаг |
Участие в дискуссии |
|
|
|
Максюкова Елизавета Сергеевна
hohryakova