Рабочая программа «Родная (русская) литература» (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 7 с. Успенское»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2022 г.
Утверждено: Приказ № 150-ОД от 31.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родная (русская) литература»
1- 4 КЛАССЫ
Составитель: методист, Е.В. Корбан
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, а также подходы к отбору содержания, характеристику основных содержательных линий, место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература (русская)».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные результаты за каждый год обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по выделенным содержательным линиям с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, и возможность использования по этой теме ЭОР, которые являются учебно-методическими материалами.
Рабочая программа по родной литературе (русской) на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 05 2021 г № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана с целью оказания методической помощи учителю и ориентирована на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.
Рабочая программа позволит учителю:
- реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Родная литература (русская)» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
- разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем учебного предмета.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
Целями изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» являются:
- воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как к существенной части родной культуры;
- включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
- формирование основ российской, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС НОО.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
В программе учебного предмета «Родная литература (русская)» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Родная литература (русская)»реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры на- рода, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
При определении содержания курса «Родная литература (русская)» в центре внимания находятся:
1. Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
2. Интересы ребёнка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.
3. Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
Программа предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания курса, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (33 ч)
Раздел 1. Характер народа в его творчестве (4ч)
Начинается считалка…Пришла Коляда – отворяй ворота. Дед Мороз и детвора.
Раздел 2. Грамоте учиться всегда пригодится (10)
Приди зима! Приди, красна! Созвучный с миром природы. Делу время, потехе час. Всякому мила своя сторона. В загадке – отгадки смекалка народа. Что ни делает, все с приговорками…Говорит скороговоркой….Народная наблюдательность в приметах. Без пословицы речь не молвится . Сказка ложь, да в ней намек!
Раздел 3. Мой друг – книга (4)
Чтение – к мудрости движение. Учиться интересно! Чтение – вот лучшее учение. Язык болтает, а голова не знает.
Раздел 4. Семья – основа жизни (4)
Счастье мое – мама. Папа – мой лучший друг. Мир в семье любовью держится.
Раздел 5. Что такое настоящий, верный друг (6)
Дружба - это чудо из чудес. Дружба не разлей вода. Нет надежнее его, преданней.. Люди заводят собак, а кошки – людей. Красота вежливых слов.
Раздел 6. Россия – моя Родина (5)
Родная земля. Это радость со слезами на глазах. День Победы! Бессмертный полк.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. Школьное детство (2ч)
Снова в школу. Хочу все знать и меть! Мы ходим в школу. На перемене.
Раздел 2. Испокон века книга растит человека (1ч)
Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы. Рукописная книга-память наших предков.
Раздел 3. Россия – наш общий дом (3ч)
Русская речь. С чего начинается Родина? «Край родной, навек любимый…» Родная земля. Осени чудесной красота. «Мороз и солнце; день чудесный!..»
Раздел 4. Зимы большое торжество (3ч)
Рождественское чудо. Светлый праздник Рождества. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям. Помогая, приобретаешь друзей. Благодарность и верность в дружбе.
Раздел 5. Добра желаешь – добро и делай (4ч)
Старый друг лучше новых двух. Старый друг лучше новых двух. Бабушка-душа дома. Бабушкины сказки. Дедушкины присказки. Весна идет, полна чудес! Христос воскрес!
Раздел 6. Дети и война (2ч)
Одна у человека родная мать, Одна у него и Родина. Жили-были дети на войне. Стыд хуже дыма. Жалеть – не стыдно.
Раздел 7. Как поживешь, так и прослывешь (2ч)
Доброта – это талант. Труд всему голова. Терпенье и труд все перетрут. Живая природа.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 ч)
Раздел 1. «Осень яснее лета» (3 ч).
Осенние именины. Осеннее настроение. Тайное становится явным. Первый раз в третий класс. «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Раздел 2. «Мы с приятелем вдвоем» (2 ч).
«Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой!». Благодарность и верность в дружбе. «Мы умножим нашу радость и разделим пополам!». Рождение печатной книги на Руси.
Раздел 3. «Человек без Родины что соловей без песни» (1ч).
Старинный обычай. Моя сторона.
Раздел 4. «Зимняя сказка» (1 ч).
«Зима…пора отдохновенья…». Чудо Рождества.
Раздел 5. «Семья – опора счастья» (6 ч).
Мать в детях как в цвету цветет. Хлеб всему голова. Каждый – сын своего отца. Бабушка моя…Жили-были братья-сестры…Правда и кривда.
Раздел 6. «Повсюду благовест гудит…» (1ч).
Вербное воскресенье. «Повсюду благовест гудит…». Весна пришла, весне – дорогу!
Раздел 7. «Путь к Победе» (2 ч).
Жизнь дана на добрые дела. Сыновий поклон. «Это праздник с сединою на висках…».
Раздел 8. «Удивительный мир вокруг нас» (1ч).
Дело мастера боится. Малиновое лето.
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (17 Ч)
Раздел 1. Здравствуй, осень! Здравствуй школа! (2ч)
Осени приметы. Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.
Раздел 2. Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких…(5ч)
Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» Страна городов. Отец и дочь. Подвиги во имя любви. Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь. Первые на Руси книги для детей. Проектная работа.
Раздел 3. Где нам посчастливилось родиться (1ч)
«Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля!
Раздел 4. Рождество подарит праздник и добром согреет душу (1ч)
Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу!
Раздел 5. Невидимый мир внутри тебя (2ч)
Хлеб в пути – не в тягость. В начале было слово.
Раздел 6. Любовь к Родине начинается с семьи (2ч)
Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!.. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник.
Раздел 7. «Идёт война народная, священная война!» (3ч)
Героическая азбука. «…А был он лишь солдат…» Дети-герои.
Раздел 8. Это русское раздолье, это родина моя (1ч)
Русских полей нежное очарованье… Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось…
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию вос- принятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родная литература (русская)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности.
1. Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
2. Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3. Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
- осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5. Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
6. Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
7. Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родная литература (русская)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
2. Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
-проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
3. Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
2. Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев; овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов; совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения); самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения; использование справочных источников для получения дополнительной информации.
1 класс.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
– понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознавать значимость чтения на родном языке для личного развития;
– формировать представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
– формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;
– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– осознавать коммуникативно-эстетических возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2 класс.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно- популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
3 класс.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
- пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
4 класс.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
-рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
-пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
-самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
-находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного занятия | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Раздел 1. «Характер народа в его творчестве» | ||||
1.1. | Начинается считалка….. Пришла Коляда – отворяй ворота. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3892/start/293791/ | |
1.2. | Дед Мороз и детвора. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5072/start/222521/ | |
Итого по разделу | 4 | | ||
Раздел 2. «Грамоте учиться всегда пригодится» | ||||
2.1. | Приди зима! Приди, красна! Созвучный с миром природы. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6436/start/178898/ | |
2.2. | Делу время, потехе час. Всякому мила своя сторона. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3754/start/273872/ | |
2.3. | В загадке – отгадки смекалка народа. Что ни делает, все с приговорками… | 2 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3410681?menuReferrer=catalogue | |
2.4. | Говорит скороговоркой… Народная наблюдательность в приметах. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6199/start/285297/ | |
2.5. | Без пословицы речь не молвится. Сказка ложь, да в ней намек! | 2 | https://uchebnik.mos.ru/material/app/36519?menuReferrer=/catalogue | |
Итого по разделу | 10 | | ||
Раздел 3. «Мой друг - книга» | ||||
3.1. | Чтение – к мудрости движение. Учиться интересно! | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6437/start/285318/ | |
3.2. | Чтение – вот лучшее учение. Язык болтает, а голова не знает. | 2 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2776648?menuReferrer=catalogue | |
Итого по разделу | 4 | | ||
Раздел 4. «Семья – основа жизни» | ||||
4.1. | Счастье мое – мама. Папа – мой лучший друг. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3544/start/285341/ | |
4.2. | Мир в семье любовью держится. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3756/start/285361/ | |
Итого по разделу | 4 | | ||
Раздел 5. «Что такое настоящий, верный друг» | ||||
5.1. | Дружба - это чудо из чудес. Дружба не разлей вода. | 2 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/837798?menuReferrer=catalogue | |
5.2. | Нет надежнее его, преданней.. Люди заводят собак, а кошки – людей. | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3757/start/293727/ | |
5.3. | Красота вежливых слов. | 2 | https://www.youtube.com/watch?v=PkrRB3y6j7g | |
Итого по разделу | 6 | | ||
Раздел 6. «Россия – моя Родина» | ||||
6.1. | Родная земля. Это радость со слезами на глазах. День Победы! | 2 | https://www.youtube.com/watch?v=b_Cp7tyC2o8 | |
6.2. | Родная земля. Это радость со слезами на глазах. День Победы! | 3 | https://www.youtube.com/watch?v=nh1f-ihIiTE | |
Итого по разделу | | | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | |
2 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного занятия | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. «Школьное детство» | |||
1.1. | Снова в школу. Хочу все знать и уметь! | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5058/start/186792/ |
1.2. | Мы ходим в школу. На перемене. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6203/start/182393/ |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 2. «Испокон века книга растит человека» | |||
2.1. | Как хорошо уметь читать. Происхождение кириллицы. Рукописная книга-память наших предков. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5024/start/286164/ |
Итого по разделу | 1 | | |
Раздел 3. «Россия – наш общий дом» | |||
3.1. | Русская речь. С чего начинается Родина? | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4239/start/286196/ |
3.2. | «Край родной, навек любимый…» Родная земля. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5074/start/286321/ |
3.3. | Осени чудесной красота. «Мороз и солнце; день чудесный!..» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5027/start/286352/ |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 4. «Зимы большое торжество» | |||
4.1. | Рождественское чудо. Светлый праздник Рождества. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5028/start/286384/ |
4.2. | Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение по ролям. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5032/start/286602/ |
4.3. | Помогая, приобретаешь друзей. Благодарность и верность в дружбе. | 1 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/511557?menuReferrer=catalogue |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 5. «Добра желаешь – добро и делай» | |||
5.1. | Старый друг лучше новых двух. | 1 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4541974?menuReferrer=catalogue |
5.2. | Старый друг лучше новых двух. | 1 | https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4541974?menuReferrer=catalogue |
5.3. | Бабушка-душа дома. Бабушкины сказки. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5042/start/286972/ |
5.4. | Дедушкины присказки. Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! | 1 | https://www.youtube.com/watch?v=yr1gGgoHXoU |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 6. «Дети и война» | |||
6.1. | Одна у человека родная мать, Одна у него и Родина. Жили-были дети на войне. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок |
6.2. | Стыд хуже дыма. Жалеть – не стыдно. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 7. «Дети и война» | |||
7.1. | Доброта – это талант. Труд всему голова. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок |
7.2. | Терпенье и труд все перетрут. Живая природа. Проверочная работа. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок |
Итого по разделу | 2 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | |
3 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного занятия | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Раздел 1. «Осень яснее лета» | |||||
1.1 | Осенние именины. Осеннее настроение. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
1.2 | Тайное становится явным. Первый раз в третий класс. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
1.3 | «Мы едем, едем, едем в далекие края». | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 3 | | |||
Раздел 2. «Мы с приятелем вдвоем» | |||||
2.1 | «Не похожи мы, а все же нас не разольешь водой!». Благодарность и верность в дружбе. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
2.2 | «Мы умножим нашу радость и разделим пополам!». Рождение печатной книги на Руси. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 2 | | |||
Раздел 3. «Человек без Родины что соловей без песни» | |||||
3.1. | Старинный обычай. Моя сторона. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
Раздел 4. «Зимняя сказка» | |||||
4.1. | «Зима…пора отдохновенья» …». Чудо Рождества. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
Раздел 5. «Семья – опора счастья» | |||||
5.1. | Мать в детях как в цвету цветет. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
5.2. | Хлеб всему голова. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
5.3. | Каждый – сын своего отца. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
5.4. | Бабушка моя… | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
5.5. | Жили-были братья-сестры… | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
5.6. | Правда и кривда. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 6 | | |||
Раздел 6. «Повсюду благовест гудит…» | |||||
6.1. | Вербное воскресенье. «Повсюду благовест гудит…». Весна пришла, весне – дорогу! | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
Раздел 7. «Путь к Победе» | |||||
7.1. | Жизнь дана на добрые дела. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
7.2. | Сыновий поклон. «Это праздник с сединою на висках…» | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 2 | | |||
Раздел 8. «Удивительный мир вокруг нас» | |||||
8.1. | Дело мастера боится. Малиновое лето. Проверочная работа. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | |
4 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного занятия | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Раздел 1. «Здравствуй, осень! Здравствуй школа!» | |||||
1.1 | Осени приметы. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
1.2 | Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 2 | | |||
Раздел 2. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубоких…» | |||||
2.1 | Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!» | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
2.2 | Страна городов. Отец и дочь. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
2.3 | Подвиги во имя любви. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
2.4. | Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
2.5. | Первые на Руси книги для детей. Проектная работа. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 5 | | |||
Раздел 3. «Где нам посчастливилось родиться…» | |||||
3.1. | «Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля! | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
Раздел 4. «Рождество подарит праздник и добром согреет душу» | |||||
4.1. | Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу! | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
Раздел 5. «Невидимый мир внутри тебя» | |||||
5.1. | Хлеб в пути – не в тягость. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
5.2. | В начале было слово. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 2 | | |||
Раздел 6. «Любовь к Родине начинается с семьи» | |||||
6.1. | Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя! | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
6.2. | Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 2 | | |||
Раздел 7. «Идёт война народная, священная война!» | |||||
7.1. | Героическая азбука. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
7.2. | «…А был он лишь солдат…» | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
7.3. | Дети-герои. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 3 | | |||
Раздел 8. «Это русское раздолье, это родина моя» | |||||
8.1. | Русских полей нежное очарованье… Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось…Проверочная работа. | 1 | Мультимедийная презентация и видео-урок | ||
Итого по разделу | 1 | | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | |