Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6 классе

1
0
Материал опубликован 6 June 2022 в группе

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6 классе рассчитана на 17 часов.


Рабочая программа курса «Русская родная литература, 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основании Примерной программы по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена с учётом рабочей программы воспитания лицея и призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование основ российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная литература(русская)»

Личностные результаты:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.


Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результатов

освоение, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


2. Содержание учебного предмета «Родная литература(русская)»


Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 часов)

Преданья старины глубокой

Русские былины - богатыри и богатырство:

Былина «Илья Муромец и Святогор».

Русские былины - богатыри и богатырство:

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской

Русский Север: Архангельск в русской литературе:

С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

Родные просторы

Стихи русских поэтов о зиме:

И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

Н. М. Рубцов. «Первый снег».

Е. Л. Шварц. «Два брата» (По мотивам русских сказок о зиме).

Предметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Метапредметные.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

 Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные: формирование целостного представления об историческом прошлом Руси, формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ(4 часа)

Праздники русского мира

Масленица:

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины».

Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома

«Всюду родимую Русь узнаю…»:

В. А. Рождественский. «Русская природа».

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

Предметные: обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.

Метапредметные.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный выбор.

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША(8 часов).

Не до ордена – была бы Родина

Оборона Севастополя:

А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души

Чудеса нужно делать своими руками:

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках

Реальность и мечты:

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним

познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

«Лишь слову жизнь дана…»

«На русском дышим языке…»

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

Промежуточная аттестация.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Метапредметные.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

 Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. 

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.





3. Тематическое планирование

уроков родной литературы в 6А классе


п/п

Название темы(раздела)

Кол-во часов

Дата


Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 часов)

1

«Преданья старины глубокой». Русские былины - богатыри и богатырство: Былина «Илья Муромец и Святогор»

1


2

«Преданья старины глубокой». Былинные сюжеты и герои в русской литературе: И. А. Бунин. «Святогор и Илья»,

М. М. Пришвин. «Певец былин»

1


3

Города земли русской. Русский Север - Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня)

1


4

Города земли русской. Русский Север - Архангельск в русской литературе: Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»)

1


5

Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы», А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата»

1



Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 часа)

6

Праздники русского мира. Масленица: М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…», А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье»

1


7

Праздники русского мира. Масленица: А. П. Чехов. «Блины», Тэффи. «Блины»

1


8

Тепло родного дома. «Всюду родимую Русь узнаю…»: В. А. Рождественский. «Русская природа», К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок»

1


9

Тепло родного дома. «Всюду родимую Русь узнаю…»: Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером»

1


Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8 часов)

10

«Не до ордена – была бы Родина…» Оборона Севастополя: А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе»

1


11

«Не до ордена – была бы Родина...» Оборона Севастополя: А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев. «Севастополь»

1


12

Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками: Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

1


13

Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками: В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»

1


14

О ваших ровесниках. Реальность и мечты: Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»)

1


15

О ваших ровесниках. Реальность и мечты: Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент)

1


16

«Лишь слову жизнь дана…» «На русском дышим языке…»: К. Д. Бальмонт. «Русский язык» Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

1


17

Промежуточная аттестация

1



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.