Рабочая учебная программа «Родная литература» (5–9 классы)

1
0
Материал опубликован 2 November 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА», 5-9 классы



Составитель:

Порохина Т.В.,

учитель русского языка

и литературы









«Утверждено» «Рассмотрено» «Согласовано»

Директор МБОУ «СОШ №80» на заседании Руководитель МО

__________________________ педагогического совета _______________

О. В. Галушкина Протокол №1 Протокол №1

Приказ № 123 от 28.08.08.2021г. О.И. Алексеева

от 28.08.2021г. от 28.08.2021г.












РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Родная литература»


Личностные результаты


изучения предмета родная (русская) литература:  

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Цели освоения учебного предмета в 5 классе:


воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;

приобщение к литературному наследию своего народа;  

чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.

       Ведущая задача изучения родной (русской) литературы в 5 классе – внимание к книге.


Учащиеся 5 класса научатся:


осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

определять тему и основную мысль произведения;

владеть различными видами пересказа;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо - жанровую специфику художественного произведения;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Учащийся 6 класса научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.  

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся 6 класса научится:

планировать пути достижения цели;

устанавливать целевые приоритеты;  

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД: 

 овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  

пользоваться словарями, справочниками;  

осуществлять анализ и синтез;  

устанавливать причинно-следственные связи;  

строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся 6 класса научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

     

Коммуникативные УУД: 

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  

 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;    

 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.  

Учащийся 6 класса научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.



Предметные результаты


изучения курса родная (русская) литература:  

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся 6 класса научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся 6 класса научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся 6 класса научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

7 класс

Предметные результаты обучения  


Устное народное творчество  


Семиклассник научится:


- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;


- различать фольклорные и литературные произведения, в том числе сибирские;


- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);


- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;


- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.


Семиклассник получит возможность научиться:


- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;


- выбирать произведения устного народного творчества русского народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;


- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).


Древнерусская литература.  Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XXI вв. 


Семиклассник научится: 

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

 - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

 - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

 - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.  

Семиклассник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).  



Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература(русская)»


в 8 классе.


Личностные результаты


Ученик научится:


оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;


проявлять готовность к самообразованию.


Ученик получит возможность научиться:


определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского обществ;


понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;


осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;


развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия


Ученик научится:


осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;


корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.


Ученик получит возможность научиться:


адекватной оценке трудностей;


адекватной оценке своих возможностей.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Ученик научится:


работать в группе;


осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.


Ученик получит возможность научиться:


оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;


осуществлять коммуникативную рефлексию.


Познавательные универсальные учебные действия


Ученик научится:


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая


электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.


контролируемом пространстве Интернета;


осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


строить сообщения в устной и письменной форме;


ориентироваться на разнообразие способов решения задач;


воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;


анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;


осуществлять синтез как составление целого из частей;


проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;


строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);


подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, устанавливать аналогии.


Ученик получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;


осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;


осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;


осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;


осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);


строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


Предметные результаты обучения


Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX в. Русская литература XX- XXI вв. Литература писателей и поэтов Кузбасского края.


Ученик научится:


осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;


адекватно понимать художественный текст и давать его смысловойанализ;


интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,


отбирать произведения для чтения;


воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;


определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;


выбирать произведения для самостоятельного чтения;


выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;


определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;


анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;


создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;


сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


Ученик получит возможность научиться:


выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;


сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;


оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами


других искусств;


создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;


вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Планируемые результаты освоения учебного предмета в 9 классе


Изучение курса «Родная (русская) литература» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов:

личностные:


1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;


метапредметные:

регулятивные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение;

коммуникативные:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

предметные:


1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.






2. Содержание учебного предмета «Родная литература»

5 класс

(0, 5 ч. в неделю, всего 17часов)

 Введение. (1 час)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.


Устное народное творчество. (2 часа)


Русские народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и дрозд» (по выбору) - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная мораль в характере и поступках героев.


Литературные сказки. (1 час)


       В.М. Гаршин.  «Лягушка – путешественница».


Из русской литературы XIX века. (5 часов)


      И.А. Крылов. Басни. «Квартет», «Ларчик» и др. (по выбору).

     Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …».

  Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.            Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

         Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о жизни писателя.

    Рассказы для детей. «Архиерей и разбойник», «Два брата и золото», «Шелковичный червь» и др. (по выбору).


Из русской литературы XX века. (7 часов)

П.П. Бажов «Каменный цветок».

Теория литературы. Сказ как жанр литературы.

А.И. Куприн «Ю-ю».

Е. Носов «Белый гусь»

И. С. Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля», «Как я встречался

     с Чеховым. 1. За карасями» (по выбору).

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное

Писатели - детям (6 ч.)


Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Витя Малеев в школе и дома» (по выбору)

В. Драгунский «Денискины рассказы»

Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч» (фрагменты).


Современная детская литература (2ч.)


Л. Петрушевская. «Котёнок Господа Бога»


Писатели Кузбасса (5ч.)

Проза. Поэзия.

6 класс

Введение (1)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литературная сказка (1)

Н.Д. Телешов. «Белая цапля».

Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Из литературы ХIХ века (3)

А.С. Пушкин. «Выстрел».

Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Поэтический образ Родины.

И. С. Никитин. «Русь;

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.

Из литературы ХХ века (11)

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?» Стихи о прекрасном и неведомом.

А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...»,

Н. Гумилёв «Жираф»,

Д. Самойлов «Сказка»,

В. Берестов «Почему-то в детстве...».

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».



Творчество поэтов НСО (1)

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.



7 класс

Введение (1)

Русский фольклор (1ч)


Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Кузбасского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе


Древнерусская литература (1ч)


Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы.

"Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.


Литература XVIII века (1ч)


Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.


Литература XIX века (5ч)


Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести. Язык произведения, художественная деталь.

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал»

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

Афанасий Афанасьевич Фет и Усадьба в Воробьевке: Фет – поэт, Фет – барин. Исторические факты об усадьбе Воробьевка, хозяйственная деятельности Фета, его творчество в этот период. «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Николай Семёнович Лесков. Лесков на Курской земле. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

А. П. Чехов. Юмористические рассказы. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор.


Литература XX (4ч)


А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

И. С. Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Автобиографический рассказ «У кого поселяются аисты», Единство всего живого на земле, Человек и природа. Доброта и отзывчивость. Истоки доброты. Образ автора в рассказе

«Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным. Сострадание и милосердие в нечеловеческих условиях военного времени. Художественные особенности рассказа.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

Е. И. НосовРассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести


Проза писателей Кузбасса (2ч)


Василий Фёдоров. Родина писателя. Основные темы творчества.


Родная природа в стихотворениях Кузбасских поэтов (2)



8 класс (17часов)

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Русская литература и история.


Из древнерусской литературы

А. Никитин.

«Хождение за три моря». Памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным вовремя его путешествие в индийское государство Бахмани в 1468-1474 гг.


Из литературы XIX в.

А.С. Пушкин.

«Пиковая дама». Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер Германа, его жизненная философия.

Л.А. Чарская

Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Л.Н. Толстой.

«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).


Из литературы XX в.

А.И. Куприн.

«Изумруд». Трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного, доверчиво относившегося к людям. Мир, полный несправедливости, алчности и человеческой жестокости.

М.А. Булгаков.

«Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе. Победа над собой во имя другого человека.

Р/Р. Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.


Из литературы XX- XXI вв.

Л. Пантелеев.

"Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Е.А. Пермяк.

"Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.

Ю.Я. Яковлев

"Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

Л. Романова

Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Е.В. Карпов.

«Меня зовут Иваном». Духовное падение главного героя рассказа.


Творчество писателей и поэтов Кузбасского края

Проза писателей Кузбасса.

Поэзия писателей Кузбасса.

9 класс (17часов)

Русский фольклор (5 ч.).

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Жанры фольклора.


Древнерусская литература (3 ч.).

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).


Русская литература XVIII - XIX веков (7 ч.).

Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. Литературная деятельность М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина.


Русская литература XX - XXI веков (2 ч.).

Современная русская литература. Национальные литературные премии.












РАЗДЕЛ 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


5 класс

(0,5 ч в неделю, всего 17ч)

п/п

Разделы, темы, раскрывающие основное содержание программы

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

1

Введение (1)

Роль чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как вид словесного искусства.

1

2

Устное народное творчество- русские народные сказки (социально – бытовые, о животных) (1)


Русские народные сказки (о животных, социально-бытовые) Народные представления о справедливости в сказке «Солдатская шинель». «Лиса и дрозд». Народная мораль в характере и поступках героев.

1

3

Литературные сказки (1)

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

4-6

Из литературы XIX в. (2,5)

И.А. Крылов. Басня. «Квартет». Ф.И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное, …». Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…». Картины природы.                     Раздумья поэта о судьбе народа. Л.Н. Толстой.   Краткий рассказ о жизни писателя. Рассказы для детей. «Два брата и золото» Л.Н. Толстой. «Шелковичный червь».

РР№1 Устное сочинение «Чему научили меня рассказы Л.Н. Толстого?»

2,5

7-10

Из литературы XX в.(3,5)

Краткий обзор литературы XX века. П.П. Бажов. Сказ как жанр литературы. «Каменный цветок». А.И. Куприн «Ю-ю». Е. Носов «Белый гусь». И. С. Шмелев «Яичко», «Полочка. Из воспоминаний моего приятеля». И. С. Шмелев “Как я встречался   с Чеховым.”

3,5

11-13

Писатели -  детям (3)

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (фрагменты).

В. Драгунский «Денискины рассказы». Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч» (фрагменты).

3

14-15

Современная детская литература (1)

Краткий обзор современной детской литературы. Л. Петрушевская. «Котёнок Господа Бога».

РР№2 Устное сочинение «Что такое добро?» (на основе рассказа «Котёнок Господа Бога» Л. Петрушевской)


1,5

16-17

Писатели Кузбасса (2)

2



6 класс

(0,5 ч в неделю, всего 17ч)


п/п

Разделы, темы, раскрывающие основное содержание программы

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы



1

Введение (1)

Книга как духовное завещание одного поколения другому

1


2

Литературная сказка (1)

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

1



Из литературы ХIХ века (3)



3

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердия, благородства.

1


4

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (Главы: «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание, предательство и муки совести героя, преодоление героем собственных слабостей.

1


5

Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках своих лирических стихов.

1


6

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести

1


7-8

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

2


9

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

1


10

Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»

1


11

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему - то в детстве...».

1


12

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

1

13

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

1

14

Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

1

15

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы»

1

16

Практикум выразительного чтения

1

17

Творчество поэтов города Кемерово и Кемеровской области (1)

Творчество поэтов Кузбасса. Поэтическое изображение родной природы, выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях писателей Кузбасса.

1




7 класс

(0,5 ч в неделю, всего 17ч)


п/п

Разделы, темы, раскрывающие основное содержание программы

Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы

1


Введение (1)

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

1

2

Русский фольклор (1)


Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Кузбасского края. Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.

1

3

(Древнерусская литература (1ч)


Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы. "Поучение Владимира Мономаха".

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

1

4

Литературы ХVIII века (1)

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях Дмитриева.

«Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

1

5-9

Литература XIX века (5ч)


Традиции литературы XIX века. Разнообразие направлений и жанров.

А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

Н. В. Гоголь «Нос». Сатирическая направленность повести.

Н. В. Гоголь «Нос». Язык произведения, художественная деталь.

В. М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал» (Для самостоятельного чтения)

И. С. Тургенев. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг".

Афанасий Афанасьевич Фет. (обзорно)

«Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

"Устало все кругом: устал и цвет небес...", "В лунном сиянии...", «Это утро, эта радость…»

Ф. И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..." (обзорно)

Лесков. Рассказ "Тупейный художник" – протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

Юмористические рассказы А.П. Чехова. "Пересолил", "Налим", "Лошадиная фамилия". Сатира и юмор. (Для самостоятельного чтения)

5

10-13


Литература XX (4ч): на выбор учителя


А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист».

И. С. Шмелёв. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

Ю. М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю. М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе».

В. О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

«К. Д. Воробьё.в Немец в валенках». Автобиографический характер рассказа. Суровая правда войны, осознание необходимости гуманного отношение к военнопленным.

А. П. Гайдар. Очерк жизни и творчества. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести "Тимур и его команда".

Повесть "Тимур и его команда". История создания повести, герои произведения, роль тимуровского движения в судьбе страны.

Е. И. Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества.

Е. И. Носов "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому.

В. К. Железняков «Чучело» Человек в коллективе. Главные герои повести.

Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

4

14-15


Проза писателей Кузбасса (2ч)


Василий Фёдоров. Родина писателя. Основные темы творчества.





2

16-17

Творчество кузбасских поэтов (2)


Родная природа в стихотворениях Кузбасских поэтов.

2









Примерное тематическое планирование в 8 классе



Введение.

1 ч.

1

Введение. Русская литература и история.

1


Из древнерусской литературы.

1 ч.

2

А. Никитин. «Хождение за три моря» как памятник литературы в форме путевых записей

1


Из литературы XIX в.

3 ч.

3

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»: нравственная проблематика повести.

1

4

Л.А. Чарская «Тайна»: тема равнодушия и непонимания в рассказе

1

5

Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.

1


Из литературы XX в.

3 ч.

6

А.И. Куприн. «Изумруд»: трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного.

1

7

М.А. Булгаков. «Стальное горло»: победа над собой во имя другого человека.

1

8

Р/Р. Сочинение по творчеству писателей XIX- XX вв.

1


Из литературы XX- XXI вв.

5 ч.

9

Л. Пантелеев. «Главный инженер»: жажда личного подвига во имя победы.

1

10

Е.А. Пермяк. «Ужасный почерк»: жизненная позиция героя рассказа

1

11

Ю.Я. Яковлев. «Рыцарь Вася»: благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

12

Л. Романова. «Мы приговариваем тебя к смерти»: одиночество подростков в современном мире.

1

13

Е.В. Карпов «Меня зовут Иваном»: духовное падение главного героя

1


Творчество писателей и поэтов Кузбасского края (4ч.


14-15 Проза.

16-17 Поэзия.







Примерное тематическое планирование в 9 классе



Раздел 1. Русский фольклор (5 час.)


1

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора.

1



2

Обрядовые песни русского народа.

1



3

Героический эпос.

1



4

Исторические предания, легенды.

1


5

Детский фольклор.

1



Раздел 2. Древнерусская литература (3 час.)


6

Возникновение древнерусской литературы.

1



7

Самобытный характер и высокий духовный уровень литературы Древней Руси.

1



8

Основные жанры древнерусской литературы, их важнейшие особенности.

1




Раздел 3. Русская литература XVIII - XIX веков (7 час.)

9

Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений.

1



10

Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова.

1



11

Поэзия Ломоносова. Жанровое и тематическое разнообразие.

1



12

Г.Р. Державин. Жизнь и личность поэта, служебный и общественно-литературный путь. Новаторский характер поэзии Державина.

1



13

А.Н. Радищев. Биография, политические, философские и эстетические взгляды Радищева.

1



14

Н.М. Карамзин. Значение Карамзина в истории русского литературного языка. Место Карамзина в русской литературе.

1



15

«Золотой век» русской литературы: история, писатели и поэты.

1



Раздел 4. Русская литература XX - XXI веков (2 час.)


16

Современная русская литература: темы, проблемы, произведения.

1



17

Национальные литературные премии.

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.