12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щелканова Светлана Евгеньевна31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им.Р.Гареева г.Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

школьного методического объединения гуманитарного цикла

№ _____ от

«_____»________ 2020 года

Руководитель ШМО

___________/ /


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г.Янаул


___________________/ /


Приказ №______

от «____» ________________2020 года


ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № ___________

«___»_____________2020 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2020 – 2022 ГОДЫ


















Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.12 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями);


- Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ СОШ им. Р.Гареева г.Янаул;

-Устава МБОУ СОШ им. Р.Гареева г.Янаул;

Данная рабочая программа обеспечивается линией учебников по литературе, выпускаемой издательством «Просвещение»

Учебный план МБОУ СОШ им. Р.Гареева г.Янаул предусматривает изучение литературы на уровне среднего общего образования в объёме:

10 класс – всего 34 часа в год; в неделю 1 час

11 класс – всего 34 часа в год; в неделю 1 час

























Планируемые результаты освоения учебного предмета


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

"Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

Личностные результаты освоения литературы в средней школе должны отражать:

1.российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн): осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической гуманитарной традиции;

2.освоение нравственно-эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций родной литературы;

3.осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;

4.гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

5.готовность к служению Отечеству, его защите;

6.сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

7.сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

8.понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов: национальное и интернациональное (полиэтническое) сознание, поведение в поликультурном мире, процесс формирования у учеников позитивной самооценки и положительной этнической идентификации, уважительного отношения к истории, языку, традициям и обычаям больших и малых этнических групп, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

9.навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

10.нравственное, духовное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по литературе заключаются в:

1.умении самостоятельно определять проблему, цели, задачи, составлять планы, структурировать материал, осуществлять, оценивать, контролировать, корректировать урочную и внеурочную деятельность, выдвигать гипотезу, определять сферу своих интересов; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2.умении подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

3.умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

4.владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

5.готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

6.умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

7.умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

8.умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

9.владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

11.владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


В результате изучения учебного предмета «Родная (русская) литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);


• осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.




Содержание тем учебного курса


10 класс

Введение.

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).

Обзор русской литературы второй половины XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество. Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.


И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Н.Г.Чернышевский

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы поэзии. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество. «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

«Сказки для детей изрядного возраста» 

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.


11 класс

Введение. Русская литература XX века.

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века.

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А . И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Повесть «Олеся»

М. Горький

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Серебряный век русской поэзии

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта..

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

А. А. Блок

Жизнь и творчество. Стихотворения. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество. Стихотворения. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения.

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество. Стихотворения. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания. Тема человека и природы.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество. Рассказ «Июльская гроза». Повесть «Котлован». 

Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Внеклассное чтение. «Донские рассказы»

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).



А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения. Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты)

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Литературный процесс 50-80-х годов. Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенныймонотеатр.«Тихая» лирика.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести

В.Л.Кондратьев

Повесть «Сашка» проблематика произведения.

В.П.Астафьев

Жизнь и творчество. Нравственные проблемы рассказов «Людочка», «Царь-рыба».

Ч.Айтматов

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Плаха», проблема экологии в романе.

А. В. Вампилов

Пьеса «Старший сын» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции

Литература народов России

Мустай Карим

«Подует ветер-все больше листьев», «Тоска», «Птиц выпускаю»

Зарубежная литература

Д.Б.Шоу

«Пигмалион» своеобразие конфликта в пьесе, прием иронии.

Э.М.Ремарк

«Три товарища» основная идея и композиция произведения.







Тематическое планирование


10 кл.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Русская литература I половины 19 века. Обзор. Лекция.

1

2

А.С.Пушкин. Личность поэта. Художественный мир. Урок-презентация.

1

3

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Урок-презентация.

1

4

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Урок-презентация.

1

5

Русская литература II половины 19 века. Обзор. Лекция.

1

6

Колумб Замоскворечья”. Очерк жизни и творчества А.Н.Островского. Урок-презентация.

1

7

Пьеса “Гроза”. Творческая история произведения. Лекция с элементами беседы.

1

8

Ф.И.Тютчев. Личность и творчество. Своеобразие философской лирики.

1

9

Личность и творчество А.А.Фета. Урок-презентация.

1

10

Пейзажная лирика и тема любви в лирике А.А.Фета

1

11

Обломов” – печальный роман о замечательном ленивце – главное произведение

И.А.Гончарова. Урок-обзор.

1

12

Идеалистический мир Обломовки – духовная родина главного героя. Урок-беседа.

1

13

Личность и творчество И.С.Тургенева. Урок-презентация.

1

14

Отцы и дети”. История создания романа. Смысл названия.

1

15

Особенности конфликта. Кто такие отцы? Урок-беседа.

1

16

Базаров и его родители. Урок-беседа.

1

17

Смерть Базарова. Художественная сила последних сцен романа.

1

18

Н.С.Лесков. Своеобразие художественного мира.

1

19

Жизенный подвиг Н.Г.Чернышевского. Урок-презентация.

1

20

Роман «Что делать?». Урок-семинар

1

21

Личность и творчество А.К.Толстого. Своеобразие поэзии. Лекция с элеменами беседы.

1

22

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Урок-презентация.

1

23

Тема народа в лирике Н.А.Некрасова. Урок-беседа.

1

24

Проблема счастья в поэме. Тема народа. Образы крестьян.

1

25

М.Е.Салтыко-Щедрин.Очерк жизни и творчества. Урок-презентация.

1

26

Идейно-художественное своеобразие романа “История одного города”. Урок-обзор.

1

27

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Урок-презентация.

1

28

Роман “Преступление и наказание”. Урок-обзор.

1

29

Идея о праве сильной личности. Её реализация. Урок-беседа.

1

30

Величие личности Л.Н.Толстого. Урок-презентация.

1

31

Художественный мир Л.Н.Толстого. Лекция.

1

32

Правда войны в “Севастопольских рассказах”

1

33

Роман “Война и мир”. История создания.

1

34

Обзор романа “Война и мир”

1

35

Итоговый урок



11 кл.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Русская литература ХХ века

1

2

И.А.Бунин. Психологическая насыщенность и тонкий лиризм стихотворений Бунина

1

3

А.И. Куприн. Испытание любовью героев рассказа “Гранатовый браслет”

1

4

Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна«Олеся»

1

5

М. Горький.Судьба и творчество. Ранние произведения

1

6

Драматургия М.Горького.Драма “На дне” система образов

1

7

«Три правды» в пьесе Горького «На дне».

1

8

Символизм и поэты-символисты.В.Брюсов и К.Бальмонт

1

9

Истоки акмеизма.Н.С.Гумилёв.Своеобразие лирических сюжетов

1

10

Манифесты футуризм, их пафос,проблематика.И.Северянин

1

11

А. А.Блок. Жизненные и творческие искания

1

12

В.В. Маяковский.Творческая биография.Тема поэта и революции в творчестве В.В. Маяковского

1

13

С.Есенин:пэзия и судьба(“Поющее сердце Россиии”)

1

14

Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи

1

15

Трагизм поэтического мышления О.Мандельштама

1

16

А.А.Ахматова.Психологическая глубина и яркость любовной лирики

1

17

Б.Л.Пастернак.Единство человеческой души и стихии мира в лирике

1

18

М.А.Булгаков.Жизнь и судьба.Роман “Мастер и Маргарита” как “роман -лабиринт”

1

19

А.А.Платонов.Очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа “Июльская гроза”

1

20

М.А.Шолохов.Жизненный и творческий путь

1

21

Картины жизни донского казачества в романе “Тихий Дон”

1

22

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь

1

23

В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество.Рассказы “Последний ззамер”,”Шоковая терапия”

1

24

А.И.Солженицын.Обзор романов

1

25

В.М.Шукшин.Колоритность и яркость героев-чудиков

1

26

Проблема нравственного выбора в экстримальных ситуациях по роману В.Быкова “Сотников”

1

27

Анализ повести В.Кондратьева “Сашка”

1

28

Актуальные и вечные проблемы в повести “Прощание с Матёрой”

1

29

Взаимоотношеня человека и природы в рассказах В.П.Астафьева “Царь-Рыба”

1

30

Ч.Айтматов “Плаха”.Проблема экологии в ромаене

1

31

Драматургия Вампилова.Стечение обстоятельства в пьесе “Старший сын”

1

32

Литература народов России.Мустай Карим.Особенности лирики. “Тоска”,”Птиц выпускаю”

1

33

Зарубежная литература. Д.Б.Шоу.”Пигмалион”. Своеобразие конфликта в пьесе.прием иронии

1

34

Э.М.Ремарк.”Три товарища”. Основная идея и композиция

1










15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.