Рабочая программа спецкурса «Введение в основы инженерной деятельности» модуль «Инженерные системы и робототехника» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 42
с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурс: Введение в основы инженерной деятельности. Модуль «Инженерные системы и робототехника».
Класс: 5
Количество часов по учебному плану 17 в год, 1 час в неделю
Составители: Павкина Г.Г., учителя технологии высшей категории
Пояснительная записка
НАУЧНЫЙ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причем эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка.
Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчеркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
МЕСТО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Учебный курс «Введение в основы инженерной деятельности» позволит учащимся 5 классов изучать курс «Технология» на углубленном уровне, получить представление о разных направлениях инженерной деятельности. Данная программа обучения разработана в рамках подходов STEM - образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основной целью освоения учебного курса «Введение в основы инженерной деятельности» является формирование технологической грамотности, инженерного и творческого мышления.
Задачами курса «Введение в основы инженерной деятельности» являются:
формирование технического мышления и пространственного представления, творческого воображения, художественно-конструкторских навыков;
формирование графической грамотности;
формирование умения и навыков в художественном конструировании (выполнение рисунков, эскизов, чертежей проектов, макетирование, моделирование).
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль «Инженерные системы и робототехника»
Основной методический принцип учебного курса «Введение в основы инженерной деятельности»: освоение сущности и структуры инженерной деятельности идет неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей, что позволяет достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Данный курс построен по модульному принципу. Модульность создает инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий. В 5 классе обучающиеся знакомятся с двумя модулями, впоследствии, начиная с 6 класса у них будет возможность выбрать приоритетный модуль для индивидуальной образовательной траектории.
Освоение технологических знаний, в том числе и основ дизайна, позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу обучающихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Модуль включает в себя различные разделы и темы, которые дают последовательное представление о дизайне как виде художественного проектирования. Смысл дизайна заключается в комплексном, систематическом подходе к каждому технологическому объекту. Художественное проектирование требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона и других материалов. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, черчения, моделирования, проектирования. Продуктивная деятельность создает основу для развития личности школьника, предоставляет возможности для его духовно-нравственного развития.
В модуле «Инженерные системы и робототехника» наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер. Работа с конструктором позволяет сформировать умения проектирования, моделирования и конструирования технологических систем.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Введение в основы инженерной деятельности» изучается в 5 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Инженерные системы и робототехника»
Раздел 1. Строительные конструкции.
Правила поведения и безопасности труда на занятиях. Подвижные и жесткие соединения деталей. Арки и мосты. Башни. Основные свойства строительных конструкций: устойчивость, прочность. Конструкции на стяжках, растяжках, балансир.
Раздел 2. Создание 3D-проектов с помощью САПР.
Представление о модели и ее свойствах. Технический эскиз. Чертеж, виды проекций. Виды линии на чертеже. Запуск и завершение работы компьютерной программы. Знакомство с интерфейсом. Представление о файле и файловой структуре программы. Имя файла и папки. Действия с файлами: создать, загрузить, открыть, сохранить, копировать, переместить, переименовать. Использование инструментов: линия, окружность, дуга, текст, шаблон. Создание эскиза, чертежа. Построение 3D-модели: куб, сфера, призма, конус, цилиндр, полусфера. Знакомство с технологиями 3D-печати. знакомство с работой в программе Ultimaker Cura. Сохранение файла на флеш-носитель для 3D-принтера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и ученых.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учетом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости скорректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать свое право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать не корректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Инженерные системы и робототехника»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью конструктора;
работать с компьютерными веб-приложениями для 3D-проектирования;
преобразовывать модель конструкции в виртуальную модель, создавать виртуальную модель технологической системы.
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание технологической системы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||||||
Модуль «Инженерные системы и робототехника» |
||||||||||||
2.1. |
Строительные конструкции |
7 |
0 |
6 |
1-7 уч. неделя |
соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью конструктора. |
Практи-ческая работа |
Кол-лекция ЦОР |
||||
2.2. |
Создание 3D-проектов с помощью САПР |
10 |
0 |
7 |
8-17 уч. неделя
|
работать с компьютерными веб-приложениями для 3D-проектирования; преобразовывать модель конструкции в виртуальную модель, создавать виртуальную модель технологической системы. |
Практи-ческая работа |
Кол-лекция ЦОР |
||||
Итого по модулю |
17 |
0 |
13 |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
Виды, |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
|
Модуль «Инженерные системы и робототехника» |
|||||||
|
Введение. Правила ТБ. Свойства строительных конструкций. Подвижные и жесткие соединения деталей. |
1 |
0 |
0 |
1 уч. неделя |
|
||
|
Конструирование моделирование арок. |
1 |
0 |
1 |
2 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Строительные конструкции на стяжках и растяжках. Устойчивость конструкции. |
1 |
0 |
1 |
3 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Моделирование: «Создай свою конструкцию моста или башни». |
1 |
0 |
1 |
4 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Творческая работа на тему «Строительные конструкции» |
1 |
0 |
1 |
5 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Представление о модели и ее свойствах. Технический эскиз. Чертеж, виды проекций. |
1 |
0 |
1 |
6 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Выполнение конструкции модели и ее эскиза в трех проекциях. Виды линий на чертеже |
1 |
0 |
1 |
7 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Запуск и завершение работы компьютерной программы. Знакомство с интерфейсом. |
1 |
0 |
0 |
8 уч. неделя |
|
||
|
Представление о файле и файловой структуре программы. Имя файла и папки. Действия с файлами. |
1 |
0 |
1 |
9 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Инструменты: ограничение и размер, линия, окружность дуга. |
1 |
0 |
1 |
10 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Инструменты: текст, круговой шаблон, копирование. |
1 |
0 |
1 |
11 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Знакомство с технологиями 3D-печати. |
1 |
0 |
0 |
12 уч. неделя |
|
||
|
Знакомство с работой в программе Ultimaker Cura. |
1 |
0 |
1 |
13 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Сохранение файла на флеш-носитель для 3D-принтера. |
1 |
0 |
1 |
14 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Практическая работа. Создание модели на заданную тему. |
1 |
0 |
1 |
15 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Представление работы. |
1 |
0 |
1 |
16 уч. неделя |
Практическая работа |
||
|
Обобщающее занятие |
1 |
0 |
0 |
17 уч. неделя |
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
17 |
0 |
13 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Коллекция ЦОР
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ПК учителя;
мультимедиа проектор с аудиоколонками;
локальная сеть с централизованным выходом в интернет;
интерактивная доска.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
мобильный класс: 24 нетбука для обучающихся;
конструктор для сборки моделей;
карточки-задания для сборки моделей;
большой стол для занятий с конструктором.