12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безноскова Анна Валерьевна499
Россия, Тюменская обл., Тюмень
0

Рабочая программа учебного курса «Произношение» специального (коррекционного) класса для детей с тяжелыми нарушениями речи












Рабочая программа

учебного курса

«Произношение»

специального (коррекционного) класса

для детей с тяжелыми нарушениями речи









                                                    Пояснительная записка


Нормативная основа разработки рабочей программы:

Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (М.: «Просвещение», 1987 г.).

Рабочая программа по курсу «Произношение» составлена на основе учебно-методического комплекта

Одна из основных задач программы по произношению - воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Эта работа осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.

Одной из важных задач программы является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова, должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).

В связи с тем, что работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия для овладения грамотой, программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовитель­ного класса), которые тесно связаны между собой:

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

Опыт практической работы показывает, что наиболее часто встречаемый речевой дефекту школьников - это нарушение фонематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада органа артикуляционного аппарата или отсутствие «образа» при произнесении нужного звука приводит к различным фонетическим и фонематическим речевым дефектам. Известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому совершенствование процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи предполагает овладение специальными знаниями и практическими навыками.

Курс «Произношение» делится на несколько взаимосвязанных этапов.

I. Обследование учащихся.

II. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.

1. Развитие историки артикуляционного аппарата в соответствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся специальные упражнения, развивающие мышцы лица; для детей с врожденными расщелинами губы и нёба — упражнения, направленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и т. д.

2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.

Выработка точной координации движений речевого аппарата При образовании согласных звуков [п], [т], [м], |[в], [н], [к], [ф], [х] в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Различение согласных звуков.

3. Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [J], [с], [с1], [з], [з1], [б], [б'], [т], [т1], [д],[д'], [г],[г'].

4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответствии с индивидуальными затруднениями детей.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков).

Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, таг, втпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у..., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т. д.

Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.

Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).

6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов.

7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.


Фронтальные занятия

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие историки артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

1) не требующих коррекции: [а], [о], [у], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э];

дифференциация [к] — [х];

2) требующих коррекции: [и], [л1], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф1], в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [в] - [ф]; звук [J]; дифференциация [J] - [л1]; [c], [с']; дифференциация [с] - [с']; дифференциация [ы] —[и]; [з], [з1]; дифференциация [з] -[з'], [с] - [з]; [с'] - [з']; [б], [б1]; дифференциация [б] - [б1], [п]-[б];

3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за, ща, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;

4) развитие внимания, памяти; запоминание 3-4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности «слоговых рядов (по-по; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3-4 слов различного и сход­ного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи. Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением 2 согласных: авт, фта и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением удар­ных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, ут­ка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [а], [у]; [а], [и], [у].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего со­гласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.

Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.

Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение сло­гообразующей роли гласных.

Примечание. В подготовительный период обучения упраж­нениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Обучение грамоте (письмо)» к концу подготовительного периода

Обучающиеся научаться

на уровне образных элементарных представлений различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Произношение»


Обучающиеся научатся:

звуки русского языка делить на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

согласные делить на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

слово представляет собой единство звучания и значения;

звучащее слово делить на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;

основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

устное высказывание членить на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;

акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;

читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

понимать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;


Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД

Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Познавательные УУД

Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.

Логические:

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;

обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);

выяснение общих черт непарных согласных.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:

формирование понятия «звук» через анализ моделей;

поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;

формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;

формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

установление причинно-следственных связей:

между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.


Обучение делится на три этапа. Длительность первого этапа обучения 1-1,5 месяца. Одной из основных задач этого периода является развитие фонематического слуха. Надо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно-близких. Ведется большая подготовка к анализу звукового состава слова.

Второй этап обучения длится 1,5-2 месяца. В это время большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные.

В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

В течение третьего этапа обучения продолжается обучение детей правильному произношению звуков, проводится работа по дифференциации звуков (твердых-мягких, свистящих-шипящих, звонких-глухих).

По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.

Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, так как часть детей переходит из подготовительного класса и детских садов, часть из I класса массовой школы. Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале. ' Для дифференциации выделены все пары сходных звуков. Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Продолжается работа по закреплению материала из программы по развитию речи.

Во II классе закрепляется правильное произношение всех звуков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией звуков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для раз­личения: [т] - [ч], [ч] - [щ], мя - мья и т. д.).

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.

С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий - работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематиче­ского восприятия.

В I классе на индивидуальных занятиях: прежде всего, следует развивать моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам; произношения основная часть учащихся умела правильно произ­носить изолированные звуки, намеченные для фронтального изучения.

Во II классе индивидуальные занятия используются, в отличие от подготовительного I классов, большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются: также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письменной чтении.

Начиная с III класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у некоторых учащихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произно­сительные трудности.

В письменных работах учащихся III-V и более старших классов обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем («увители», «долко»), нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа; существительных и прилагательных, и т. д. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы в этих классах могут быть:

1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечеткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью, речи, над дикцией, словесным логическим ударением.

2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.

При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррек­цию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнении, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи.

3. Преодоление недостатков речи и письма.

При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.

4. Преодоление аграмматизма.



Содержание курса «Чтение» 1 класс

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятив­ной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся об­наруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.


Раздел «Элементы творческой деятельности»


Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Сравнительный анализ текстов и музейных иллюстраций к ним с выражением эмоционального отношения.

Чтение по ролям.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора.


Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.


КРУГ ЧТЕНИЯ

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л. Толстой «Косточка»*; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.


Общая характеристика курса «Произношение»


Опыт практической работы показывает, что наиболее часто встречаемый речевой дефекту школьников - это нарушение фонематического восприятия и артикуляционные расстройства. Незнание правильного уклада органа артикуляционного аппарата или отсутствие «образа» при произнесении нужного звука приводит к различным фонетическим и фонематическим речевым дефектам. Известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, причем верна и обратная зависимость: умение произнести какой либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому совершенствование процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи предполагает овладение специальными знаниями и практическими навыками.

Курс «Произношение» делится на несколько взаимосвязанных этапов.

I. Обследование учащихся.

II. Формирование навыков правильного произношения и различения звуков.

1. Развитие историки артикуляционного аппарата в соответствии с индивидуальными затруднениями учащихся. Для детей выраженным нарушением подвижности речевого аппарата проводятся специальные упражнения, развивающие мышцы лица; для детей с врожденными расщелинами губы и нёба — упражнения, направленные на развитие правильного дыхания, подвижности мягкого нёба и т. д.

2. Уточнение произношения звуков. Гласные звуки [а], [у], [и], [о], [э], [ы] и их сочетания. Различение гласных звуков.

Выработка точной координации движений речевого аппарата При образовании согласных звуков [п], [т], [м], |[в], [н], [к], [ф], [х] в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся. Различение согласных звуков.

3. Выработка движений, необходимых для правильного произношения звуков [J], [с], [с1], [з], [з1], [б], [б'], [т], [т1], [д],[д'], [г],[г'].

4. Коррекция неправильно произносимых звуков в соответствии с индивидуальными затруднениями детей.

5. Преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений (на материале правильно произносимых звуков).

Четкое произнесение слогов и сочетаний: уа, иау, та, ат, таг, втпа; слоговых рядов с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у..., у-а-и..., та-та-ка..., ка-ка-та..., па-та..., пта и т. д.

Восприятие и воспроизведение слоговых рядов с различным ударением: та-та-та; та-та-та; та-та-та.

Заучивание рифмованных потешек (Бом-бом-бом, вот мой дом). Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолет) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).

6. Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слов.

7. Преодоление индивидуальных затруднений учащихся в формировании грамматического строя речи.


Фронтальные занятия

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Развитие историки артикуляционного аппарата. Закрепление правильного произношения и различения звуков:

1) не требующих коррекции: [а], [о], [у], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э];

дифференциация [к] — [х];

2) требующих коррекции: [и], [л1], [м'], [к'], [п'], [в'], [н'], [ф1], в сочетаниях типа ми, ме и в конце слога; дифференциация [в] - [ф]; звук [J]; дифференциация [J] - [л1]; [c], [с']; дифференциация [с] - [с']; дифференциация [ы] —[и]; [з], [з1]; дифференциация [з] -[з'], [с] - [з]; [с'] - [з']; [б], [б1]; дифференциация [б] - [б1], [п]-[б];

3) различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний от прочих ([у] от [а], [о], [ы], [и], [э]; па от ма, ка, ва; са от за, ща, тя, ша и т. д.). Различение звуков в составе слова;

4) развитие внимания, памяти; запоминание 3-4 инструкций выполнения действия, повторение в заданной последовательности «слоговых рядов (по-по; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3-4 слов различного и сход­ного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата; липа, лента, лимон, малина; венок, каток, моток и т. д.).

II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи. Произнесение слогов открытых: па; обратных и закрытых: ап, пап; со стечением 2 согласных: авт, фта и сочетания из них: ту-та-ты; ап-та; сто-ста-сты и т. д.

Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением.

Различение односложных, двухсложных и трехсложных слов по количеству слогов, повторение слоговых рядов с выделением удар­ных слогов.

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, ут­ка). Определение последовательности гласного в ряду из 2—3 гласных: [а], [у]; [а], [и], [у].

Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего со­гласного из слов (кот).

Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.

Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.

Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.

Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).

Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение сло­гообразующей роли гласных.

Примечание. В подготовительный период обучения упраж­нениям, направленным на анализ и синтез звукового состава слова, отводится по 12—15 минут из каждого урока произношения.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Обучение грамоте (письмо)» к концу подготовительного периода

Обучающиеся научаться

на уровне образных элементарных представлений различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Произношение»


Обучающиеся научатся:

звуки русского языка делить на гласные — ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

согласные делить на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;

слово представляет собой единство звучания и значения;

звучащее слово делить на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;

основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;

устное высказывание членить на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;

акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;

читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

понимать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;


Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД

Самоопределение система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Познавательные УУД

Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.

Логические:

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;

обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);

выяснение общих черт непарных согласных.

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:

формирование понятия «звук» через анализ моделей;

поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;

формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;

формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

установление причинно-следственных связей:

между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.


Описание места курса «Произношение» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «Произношение» изучается с 1 класса (115 часов), 2 класс – 34 часа.


Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Произношение»


Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)


Касса букв и сочетаний


Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку


Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)


Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный


Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку

Д



Ф



Д




Д





К





К/Д




Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.


Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д



Д

Д

Д

Д/П

Д

Д






С диагональю не менее 72 см



При наличии

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

Д


Д


Д


Д


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К


Д

Д


Д


К


Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.

Настольные развивающие игры


П


Ф




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.