Рабочая программа учебного курса «Устная речь» для 8 класса
Рабочая программа
учебного курса
«Устная речь» в 8 «Б» классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2017 г.
Пояснительная запискаВ современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
Динамика социальных процессов, инновационный характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования. Современная действительность от человека требует не только способности своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям социально-экономической жизни, но и более высокой меры субъектности, которая выражается в новом уровне личностной свободы и в новом уровне социальной активности. Социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Устная речь обладает надпредметностью, междисциплинарностью и достаточным диагностическим потенциалом.
Обучение в школе должно обеспечить формирование человека читающего и пишущего, а также человека слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей), готового к продолжению образования и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.
Развитие устной речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «Устная речь».
Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2018 года по русскому языку в основной школе, а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующей цели:
реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
актуализация устной речи в образовательном процессе;
совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
2) исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
4) адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
5) проведение информационно-смыслового анализа текста;
6) приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной форме результатов своей деятельности;
7) умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами");
8) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
9) выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
Предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
|||
Теорети-ческое обучение, ч. |
Практическая работа, ч. |
Контроль-ная работа, ч. |
Самостоя-тельная работа, ч. |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|||
2 |
Выразительное чтение вслух |
6 |
2 |
3 |
1 |
|
3 |
Тематическое монологическое высказывание |
13 |
6 |
4 |
3 |
|
4 |
Условный диалог |
13 |
7 |
6 |
||
5 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
|||
Итого |
34 |
14 |
14 |
2 |
4 |
Содержание курса (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса. Модель экзаменационной работы для проведения в 2018 году государственной итоговой аттестации.
Выразительное чтение вслух (6 ч.)
Знакомство с критериями оценивания чтения вслух. Интонация. Темп чтения. Правильность речи. Выразительность речи. Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении.
Пересказ текста с включением приведенного высказывания.
Тематическое монологическое высказывание (13 ч.)
Знакомство с критериями оценивания монологического высказывания. Коммуникативная задача. Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Грамотность речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций.
Условный диалог(13 ч.)
Знакомство с критериями оценивания условного диалога. Коммуникативная задача. Речевое оформление условного диалога: смысловая цельность, речевая связность, последовательность высказывания. Грамотность речи: орфоэпические, языковые, речевые нормы. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций. Взаимодействие с собеседником.
Подведение итогов (1 ч.)
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Дата проведения занятия |
|
План. |
Факт. |
||
1 |
Введение |
||
2 |
Знакомство с критериями оценивания чтения вслух |
||
3 |
Выразительность речи |
||
4 |
Интонация. Темп чтения. Правильность речи. |
||
5 |
Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении |
||
6 |
Пересказ текста с включением приведенного высказывания |
||
7 |
Пересказ текста с включением приведенного высказывания |
||
8 |
Знакомство с критериями оценивания монологического высказывания |
||
9 |
Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения |
||
10 |
Грамотность речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций |
||
11 |
Коммуникативная задача – описание фотографии |
||
12 |
Коммуникативная задача – описание фотографии |
||
13 |
Коммуникативная задача – повествование о личном жизненном опыте |
||
14 |
Коммуникативная задача – повествование о личном жизненном опыте |
||
15 |
Коммуникативная задача – рассуждение по поставленному вопросу |
||
16 |
Коммуникативная задача – рассуждение по поставленному вопросу |
||
17 |
Практикум по составлению тематического монологического высказывания |
||
18 |
Практикум по составлению тематического монологического высказывания |
||
19 |
Практикум по составлению тематического монологического высказывания |
||
20 |
Практикум по составлению тематического монологического высказывания |
||
21 |
Знакомство с критериями оценивания условного диалога |
||
22 |
Коммуникативная задача условного диалога |
||
23 |
Речевое оформление условного диалога |
||
24 |
Грамотность речи при условном диалоге |
||
25 |
Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций |
||
26 |
Взаимодействие с собеседником |
||
27 |
Взаимодействие с собеседником |
||
28 |
Практикум по составлению условного диалога |
||
29 |
Практикум по составлению условного диалога |
||
30 |
Практикум по составлению условного диалога |
||
31 |
Практикум по составлению условного диалога |
||
32 |
Практикум по составлению условного диалога |
||
33 |
Практикум по составлению условного диалога |
||
34 |
Итоговое занятие |