12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чиранова Татьяна Сергеевна168
Учитель русского языка и литературы
Россия, Мордовия респ., Саранск

Рабочая программа

учебного курса

«Устная речь» в 8 «Б» классе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С.

2017 г.

Пояснительная записка

В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

Динамика социальных процессов, инновационный характер производства, информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования. Современная действительность от человека требует не только способности своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям социально-экономической жизни, но и более высокой меры субъектности, которая выражается в новом уровне личностной свободы и в новом уровне социальной активности. Социальная деятельность человека немыслима без языкового взаимодействия. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника. Устная речь обладает надпредметностью, междисциплинарностью и достаточным диагностическим потенциалом.

Обучение в школе должно обеспечить формирование человека читающего и пишущего, а также человека слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей), готового к продолжению образования и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности.

Развитие устной речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач курса по выбору: «Устная речь».

Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2018 года по русскому языку в основной школе, а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.

Изучение курса направлено на достижение следующей цели:

реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности.

Достижение указанной цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

актуализация устной речи в образовательном процессе;

совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;

овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

2) исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;

3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

4) адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

5) проведение информационно-смыслового анализа текста;

6) приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной форме результатов своей деятельности;

7) умение перефразировать мысль (объяснять "иными словами");

8) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

9) выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

Предметные результаты:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

Тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Практическая работа,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, ч.

1

Введение

1

1

     

2

Выразительное чтение вслух

6

2

3

 

1

3

Тематическое монологическое высказывание

13

6

4

 

3

4

Условный диалог

13

7

6

   

5

Подведение итогов

1

1

     
 

Итого

34

14

14

2

4

Содержание курса (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Цели и задачи курса. Модель экзаменационной работы для проведения в 2018 году государственной итоговой аттестации.

Выразительное чтение вслух (6 ч.)

Знакомство с критериями оценивания чтения вслух. Интонация. Темп чтения. Правильность речи. Выразительность речи. Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении.

Пересказ текста с включением приведенного высказывания.

Тематическое монологическое высказывание (13 ч.)

Знакомство с критериями оценивания монологического высказывания. Коммуникативная задача. Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Грамотность речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций.

Условный диалог(13 ч.)

Знакомство с критериями оценивания условного диалога. Коммуникативная задача. Речевое оформление условного диалога: смысловая цельность, речевая связность, последовательность высказывания. Грамотность речи: орфоэпические, языковые, речевые нормы. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций. Взаимодействие с собеседником.

Подведение итогов (1 ч.)

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения

занятия

План.

Факт.

1

Введение

   

2

Знакомство с критериями оценивания чтения вслух

   

3

Выразительность речи

   

4

Интонация. Темп чтения. Правильность речи.

   

5

Языковые нормы. Орфоэпические нормы. Искажение слов при чтении

   

6

Пересказ текста с включением приведенного высказывания

   

7

Пересказ текста с включением приведенного высказывания

   

8

Знакомство с критериями оценивания монологического высказывания

   

9

Речевое оформление высказывания: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

   

10

Грамотность речи. Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций

   

11

Коммуникативная задача – описание фотографии

   

12

Коммуникативная задача – описание фотографии

   

13

Коммуникативная задача – повествование о личном жизненном опыте

   

14

Коммуникативная задача – повествование о личном жизненном опыте

   

15

Коммуникативная задача – рассуждение по поставленному вопросу

   

16

Коммуникативная задача – рассуждение по поставленному вопросу

   

17

Практикум по составлению тематического монологического высказывания

   

18

Практикум по составлению тематического монологического высказывания

   

19

Практикум по составлению тематического монологического высказывания

   

20

Практикум по составлению тематического монологического высказывания

   

21

Знакомство с критериями оценивания условного диалога

   

22

Коммуникативная задача условного диалога

   

23

Речевое оформление условного диалога

   

24

Грамотность речи при условном диалоге

   

25

Богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций

   

26

Взаимодействие с собеседником

   

27

Взаимодействие с собеседником

   

28

Практикум по составлению условного диалога

   

29

Практикум по составлению условного диалога

   

30

Практикум по составлению условного диалога

   

31

Практикум по составлению условного диалога

   

32

Практикум по составлению условного диалога

   

33

Практикум по составлению условного диалога

   

34

Итоговое занятие

   
Опубликовано в группе «Устный экзамен по русскому языку "Говорение"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.