Рабочая программа учебного предмета «Чтение» по АООП НОО с УО (1–4 класс)
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение»
по АООП НОО с УО (1 вариант)
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Программу разработала: Драчева А.И.
с. Зеленец
2020г.
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Чтение» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Учебный план МБОУ «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец.
Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет им максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развивать интерес к чтению, знакомить с лучшими, доступными их пониманию, произведениями детской литературы, формировать навык самостоятельного чтения, читательской культуры.
Учить самостоятельно выбирать книги по интересу, работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
2. Общая характеристика предмета.
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки умственно отсталых учащихся к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Предмет «Чтение» включает в себя два раздела: «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи».
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения.
Учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Дети знакомятся с выразительностью речи, учатся соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
На реализацию учебного предмета Чтение в учебном плане отводится: в 1 классе - 3 часа в неделю, во 2-4 классах - 4 часа в неделю:
1 класс - 99 часов в год
2 класс - 136 часов в год,
3 класс - 136 часов в год
4 класс - 136 часов в год
Итого: 643 часа
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 класс | 33 учебные недели | 3 часа | 99 |
2 класс | 34 учебные недели | 4 часа | 136 |
3 класс | 34 учебные недели | 4 часа | 136 |
4 класс | 34 учебные недели | 4 часа | 136 |
| | | Всего: 507 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Планируемые результаты
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работ на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
понимать содержание прочитанного;
пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
находить и придумывать рифмы;
определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
отличать монолог от диалога;
уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
отвечать на вопросы по содержанию текста;
пересказывать небольшие по объему тексты;
оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
определять главную мысль литературного произведения;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
строить высказывание по образцу;
формулировать несложные выводы;
читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
6. Содержание учебного предмета
1класс
Добукварный период.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Звуковой анализ.
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?»), направления звука («Покажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков»). Имитация голоса животных, узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, детских музыкальных инструментов.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у- воет волк, ш-ш-ш- шипит гусь, р-р-р-рычит собака и др.
Практическое знакомство со словом («Назови предметы»). Фиксация слова условно – графическим изображением. Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» условно – графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: дом – дым, удочка – уточка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Фиксация предложения условно – графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений по картинке, запись условно – графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно – графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений ( На полке мишка. На полу мышка.) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Деление двусложных слов на слоги: И-ра, А – ля, Ва – ся. Фиксация части слова условно – графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма – на, са - за, да – та.
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте». Отработка четкого произношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш, и т. д.( с учетом произносительных навыков обучающихся).
Умение слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков а, у, м, о, н, св начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий.
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок(2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг, их последовательное введение. Составление комбинаций из разных фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т.д). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху – внизу, справа – слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: ёлочка – три треугольника, дом – треугольник квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов(2-4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулак, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретами, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период.
1 – й этап: изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назови имена детей, которые начинаются со звука а» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале заналичием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Образование и чтение слогов состоящих из одной гласной в словах (а-у, у-а) закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи)двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: (м-н, с-ш, ма–на, са–ша). Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му- ха, у – ха) с последующим их повторением целых словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой.
Составление и чтение слов состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох сом сын и т.д.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением. Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
2 – й этап: повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг,ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани),выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах; слогов с мягкими и твёрдыми согласными, а также с и- й. Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твёрдыми и мягкими согласными, трёх- четырёхбуквенных слов кот, кит, соль, и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов. Большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстрированным материалом. Работа со звуко–буквенной схемой. Обозначение букв красным и синим кружками.
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником. Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение небольших загадок, стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3 – й этап: повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах, словах.
Образование и чтение, без искажения звукового состава, усвоенных раннее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?».
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Содержание учебного предмета 2 класс
За год 136 часов (4 ч. в неделю)
Содержание предмета Чтение во 2 классе отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание прочитанного
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответы на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Содержание учебного предмета 3класс
136 часов в год (4часа в неделю)
Содержание предмета включает следующие разделы:
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг другу; об общественно - полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, стихотворения, пословицы, потешки, песенки на морально – этические темы; произведения о мире и дружбе.
Содержание учебного предмета 4 класс
136 часов в год (4 часа в неделю)
Содержание предмета включает следующие разделы:
Техника чтения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого текста.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение обучающихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи.
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
7. Тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы урока) | Дата проведения | №№ Урок | Содержание (разделы, темы урока) Русский язык | Дата проведения | ||
план | факт | план | факт | ||||
| Iчетверть (27ч) | | | | Iчетверть (27ч) | | |
I. | Добукварный период – 14 часов | | | I. | Добукварный период – 14 часов | | |
1.1 | Беседа «Порядок в классе». Речь устная и письменная. | | | 1.1 | Составление фигурок из палочек по образцу. | | |
1.2 | Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная. | | 1.2 | Составление фигурок из палочек по образцу. | | ||
1.3 | Беседа «Осень. Мы школьниками стали». Речь устная и письменная.Экскурсия. | | | 1.3 | Игра с мозаикой | | |
1.4 | Беседа «Учитель и ученики. Имя и отчество учителя». «Имена и фамилии учеников. «Школьные вещи». Речь устная и письменная. | | | 1.4 | Игра с мозаикой. | | |
1.5 | Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово. | | | 1.5 | Игра с мозаикой | | |
1.6 | Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово. | | | 1.6 | Игра с мозаикой | | |
1.7 | Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение. | | | 1.7 | Раскрашивание узоров. | | |
1.8 | Беседа «Режим дня». Предложение. | | 1.8 | Раскрашивание узоров. | | ||
1.9 | Беседа «Занятия детей». Предложение. | | | 1.9 | Раскрашивание узоров. | | |
1.10 | Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог. | | | 1.10 | Раскрашивание узоров. | | |
1.11 | Беседа «Труд людей осенью». Слово. Гласный звук. | | 1.11 | Письмо элементов букв. | | ||
1.12 | Беседа «Окружающий меня мир». Слово. Гласный звук. | | | 1.12 | Письмо элементов букв. | | |
1.13 | Беседа «В лесу». Согласный звук. | | | 1.13 | Письмо элементов букв. | | |
1.14 | Русская народная сказка «Колобок»; «Репка». | | 1.14 | Письмо элементов букв. |
II | Букварный период – 71час | | | II | Букварный период - 71час | | |
2.1 | Звук и буква А, а. | | | 2.1 | Письмо буквы а. | | |
2.2 | Звук и буква А, а. | | | 2.2 | Письмо буквы а | | |
2.3 | Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов. | | 2.3 | Письмо буквы у. | | ||
2.4 | Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов. | | | 2.4 | Письмо буквы у. | | |
2.5 | Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов. | | | 2.5 | Письмо буквы м. | | |
2.6 | Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов. | | 2.6 | Письмо буквы м. | | ||
2.7 | Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов. | | | 2.7 | Письмо буквы о | | |
2.8 | Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов. | | | 2.8 | Письмо буквы о. | | |
2.9 | Звук и буква С, с. Чтение слогов и слов, предложений. | | | 2.9 | Письмо буквы с. | | |
2.10 | Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений. | | 2.10 | Письмо буквы х. | | ||
2.11 | Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений. | | | 2.11 | Письмо буквы х. | | |
2.12 | Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений. | | 2.12 | Письмо буквы ш. Письмо слогов. Списывание с письменного текста. | | ||
2.13 | Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений. | | | 2.13 | Письмо буквы ш. | | |
| II четверть (21ч) | | | | II четверть (21ч) | | |
2.14 | Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.14 | Письмо буквы л. | | |
2.15 | Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.15 | Письмо буквы л. | | |
2.16 | Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.16 | Письмо буквы ы. | | |
2.17 | Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.17 | Письмо буквы ы. | | |
2.18 | Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.18 | Письмо буквы н. | | |
2.19 | Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.19 | Письмо буквы н. | | |
2.20 | Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.20 | Письмо буквы р. | | |
2.21 | Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.21 | Письмо буквы р. | | |
2.22 | Сопоставление л - р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.22 | Письмо слогов с буквами р-л. | | |
2.23 | Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.23 | Письмо буквы к. | | |
2.24 | Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.24 | Письмо буквы к. | | |
2.25 | Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.25 | Письмо буквы п. Письмо букв и слогов. | | |
2.26 | Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.26 | Письмо буквы п. Письмо букв и слогов. | | |
2.27 | Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.27 | Письмо буквы п. Письмо букв и слогов | | |
2.28 | Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.28 | Письмо изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. | | |
2.29 | Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.29 | Письмо буквы т. Письмо слогов и слов. | | |
2.30 | Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.30 | Письмо буквы т. Списывание с письменного текста. | | |
2.31 | Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов | | | 2.31 | Письмо буквы и. Письмо слогов и слов. | | |
2.32 | Скоро Новый год. | | | 2.32 | Письмо буквы и. Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста. | | |
2.33 | Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.33 | Письмо буквы з. Письмо слогов и слов. | | |
2.34 | Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.34 | Письмо буквы з. Письмо слогов и слов. | | |
| III четверть (27ч) | | | | III четверть(27ч) | | |
2.35 | Сопоставление з-с. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.35 | Письмо слогов с буквами з-с | | |
2.36 | Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.36 | Письмо буквы в. Списывание с письменного и печатного текста. | | |
2.37 | Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.37 | Письмо буквы в. Письмо слогов и слов. | | |
2.38 | Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.38 | Письмо буквы ж. Письмо слогов и слов. Письмо предложений. | | |
2.39 | Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.39 | Письмо буквы ж. Письмо слогов и слов. | | |
2.40 | Правописание сочетания жи. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.40 | Сочетания жи–ши. | | |
2.41 | Сопоставление ж - ш. Чтение слов, предложе-ний. Чтение текстов. | | | 2.41 | Письмо слогов с буквами ж - ш. | | |
2.42 | Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов | | | 2.42 | Письмо буквы б. Письмо слогов и слов. | | |
2.43 | Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов | | | 2.43 | Письмо буквы б. Списывание с письменного и печатного текста. | | |
2.44 | Сопоставление б - п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.44 | Письмо слогов с буквами б-п | | |
2.45 | Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.45 | Письмо буквы г. Письмо слогов и слов. | | |
2.46 | Сопоставление г - к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.46 | Письмо слогов с буквами г-к | | |
2.47 | Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.47 | Письмо буквы д. Письмо слогов и слов. | | |
2.48 | Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.48 | Письмо буквы д. Письмо слогов и слов. | | |
2.49 | Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.49 | Письмо буквы й. Письмо слогов и слов. | | |
2.50 | Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.50 | Письмо буквы й. Письмо слогов и слов. | | |
2.51 | Сопоставление й - и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.51 | Письмо слогов с буквами й - и. | | |
2.52 | Буква ь. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.52 | Письмо буквы ь. Письмо слогов и слов. | | |
2.53 | Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.53 | Письмо буквы ь. Письмо слогов и слов. | | |
2.54 | Деление слов на слоги. | | | 2.54 | Списывание с письменного и печатного текста. | | |
2.55 | Буквы Е, е, обозначающие два звука. | | | 2.55 | Письмо буквы е. Письмо слогов и слов. | | |
2.56 | Буквы Е, е, обозначающие два звука. | | | 2.56 | Письмо буквы е. Письмо слогов и слов. Письмо под диктовку. | | |
2.57 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука. | | | 2.57 | Письмо буквы ё. Письмо слогов и слов. | | |
2.58 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука. | | | 2.58 | Письмо буквы ё. Письмо слогов и слов. | | |
2.59 | Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.59 | Письмо буквы я. Письмо слогов и слов. | | |
2.60 | Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.60 | Письмо буквы я. Списывание с письменного текста. | | |
2.61 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.61 | Письмо буквы ю. Письмо слогов и слов. | | |
| IVчетверть (24ч) | | | | IVчетверть (24ч) | | |
2.62 | Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.62 | Письмо буквы ю. Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста. | | |
2.63 | Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.63 | Письмо буквы ц. Письмо под диктовку. | | |
2.64 | Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.64 | Письмо буквы ц. Письмо слогов и слов. | | |
2.65 | Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.65 | Письмо буквы ч. Письмо слогов и слов. | | |
2.66 | Правописание сочетаний ча - чу. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.66 | Письмо слогов .Сочетания ча.-чу | | |
2.67 | Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.67 | Письмо буквы щ. Письмо слогов и слов. | | |
2.68 | Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.68 | Письмо буквы щ. Сочетания ча – ща. | | |
2.69 | Звук и буква Э, э. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.69 | Письмо буквы э. Письмо слогов и слов. | | |
2.70 | Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. | | | 2.70 | Письмо буквы ъ. Письмо слогов и слов. | | |
2.71 | Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов. «Когда это бывает?» | | | 2.71 | Письмо буквы ъ. Письмо слогов и слов. | | |
III. | Послебукварный период 14 часов | | | III. | Послебукварный период 14 часов | | |
3.1 | Стихотворения А.Л.Барто. Чтение текстов. | | | 3.1 | Письмо слогов и слов. Списывание с печатного текста. | | |
3.2 | Л.Н.Толстой «Чиж». | | | 3.2 | Письмо слогов и слов. Списывание с письменного текста. | | |
3.3 | С.Маршак «Праздник леса». | | | 3.3 | Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. | | |
3.4 3.5 | С.Маршак «Праздник леса». Стихи С. Маршака. Заучивание со слов учителя. | | | 3.4 3.5 | Оформление предложений. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. | | |
3.6 | РНС «Три медведя». Чтение текста. | | | 3.6 | Оформление предложений. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. | | |
3.7 | РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .Слушание. | | | 3.7 | Практическое различение при письме гласных и согласных. | | |
3.8 | Стихи С. Михалкова. Заучивание со слов учителя. | | | 3.8 | Практическое различение при письме твердых и глухих (в сильной позиции). | | |
3.9 | Сказки А. С. Пушкина. | | | 3.9 | Практическое различение при письме твердых и мягких. | | |
3.10 | Загадки. Стихи А. Барто. Заучивание со слов учителя. | | | 3.10 | Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). | | |
3.11 | Стихи А. Барто. Заучивание со слов учителя. | | | 3.11 | Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. | | |
3.12 | А.Борченко «Разбежались буквы». | | | 3.12 | Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. | | |
3.13 | РНС «Курочка ряба». «Заюшкина избушка». Чтение текста. | | | 3.13 | Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски | | |
3.14 | С.Маршак «Праздник леса». Повторение пройденного за год. | | | 3.14 | Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски Повторение пройденного за год | | |
| ВСЕГО:99 часов | | | | ВСЕГО:99 часов | | |
Тематическое планирование
2 класс
№ урока | ЧТЕНИЕ 2 класс Календарно – тематическое планирование | ||||||
Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | Примечания | |||
План | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| ОСЕНЬ ПРИШЛА - В ШКОЛУ ПОРА (16 час) | ||||||
1 | Кончилось лето | 1 | | | | | |
2 | “Все куда-нибудь идут” По В. Голявкину | 1 | | | | | |
3 | «Первый урок» | 1 | | | | | |
4 | «Мы рисуем» | 1 | | | | | |
5 | Я. Аким «Грибной лес» | 1 | | | | | |
6 | Прочитай. По В. Дурову «Слон Беби» | 1 | | | | | |
7 | Б. Заходер «Птичья школа» | 1 | | | | | |
8 | По Н. Сладкову «Осенние подарки» | 1 | | | | | |
9 | В парке | 1 | | | | | |
10 | Прочитай. М Ивенсен «Падают, падают листья…» | 1 | | | | | |
11 | По В. Корабельникову «Осенний лес» | 1 | | | | | |
12 | По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место» | 1 | | | | | |
13 | Прочитай. Д.Летнева «Хозяин в доме». | 1 | | | | | |
14 | По В. Голявкину «Зачем дети ходят в школу?» | 1 | | | | | |
15 | Прочитай. По А. Тумбасову «Серый вечер» | 1 | | | | | |
16 | Обобщающий урок по теме | 1 | | | | | |
| ПОЧИТАЕМ-ПОИГРАЕМ (9 часов) | ||||||
17 | По А. Шибаеву «Одна буква» | 1 | | | | | |
18 | А. Усачев «Слоги» | 1 | | | | | |
19 | А. Усачев «Слоги» | 1 | | | | | |
20 | К. Чуковский «Черепаха» | 1 | | | | | |
21 | «Шумный Ба-Бах» | 1 | | | | | |
22 | Прочитай. Л. Яхнин «Если плачет кто-то рядом» | 1 | | | | | |
23 | Загадки. Доскажи словечко | 1 | | | | | |
24 | Кто квакает, кто крякает, а кто каркает | 1 | | | | | |
25 | Обобщающий урок по теме | 1 | | | | | |
| «В гостях у сказки»(13 часов) | ||||||
26 | Русская народная сказка «Лиса и волк» | 1 | | | | | |
27 | Русская народная сказка«Гуси и лиса» | 1 | | | | | |
28 | Русская народная сказка«Лиса и козел» | 1 | | | | | |
29 | По Л. Толстому «Мышкавышла гулять» | 1 | | | | | |
30 | Прочитай. Литовская сказка «Волк и баран» | 1 | | | | | |
31 | По С. Прокофьевой «Сказка о том, как зайцыиспугали серого волка» | 1 | | | | | |
32 | Литовская сказка «Рак иворона» | 1 | | | | | |
33 | Казахская сказка «Заяц иЧерепаха» | 1 | | | | | |
34 | Мордовская сказка«Благодарный медведь» | 1 | | | | | |
35 | Прочитай. Якутская сказка «Как белка и заяц друг друга не узнали» | 1 | | | | | |
36 | Армянская сказка «Волк и ягненок» | 1 | | | | | |
37 | Русскаянароднаясказка«Умейобождать!» | 1 | | | | | |
38 | Обобщающийурокпотеме | 1 | | | | | |
| ЖИВОТНЫЕ РЯДОМ С НАМИ (16 часов) | ||||||
39 | Индийская сказка«Умная собака» | 1 | | | | | |
40 | Прочитай: Стихи. | 1 | | | | | |
41 | По Э. Шиму «Я домойпришла» | 1 | | | | | |
42 | Русская народнаяприсказка «Лошадка” | 1 | | | | | |
43 | По Е. Чарушину«Кролики» | 1 | | | | | |
44 | В. Лифшиц «Баран» | 1 | | | | | |
45 | Прочитай. | 1 | | | | | |
46 | По Б. Житкову«Храбрый утенок» | 1 | | | | | |
47 | По Э. Шиму “Все умеют сами” | 1 | | | | | |
48 | М. Бородицкая«Котенок» | 1 | | | | | |
49 | Прочитай. | 1 | | | | | |
50 | По В. Сутееву «Трикотенка» | 1 | | | | | |
51 | По К. Ушинскому«Петушок с семьей» | 1 | | | | | |
52 | Упрямые козлята | 1 | | | | | |
53 | В. Лифшиц «Пес | 1 | | | | | |
54 | Обобщающий урок по теме | 1 | | | | | |
| ОЙ ТЫ, ЗИМУШКА-ЗИМА! (17 часов) | ||||||
55 | Я. Аким «Первый снег» | 1 | | | | | |
56 | По Э. Киселевой«Большой Снег» | 1 | | | | | |
57 | По Н. Калининой«Снежный колобок» | 1 | | | | | |
58 | По С. Вангели«Снеговик– новосел» | 1 | | | | | |
59 | По Е. Шведеру«Воробышкин домик» | 1 | | | | | |
60 | Г. Галина «Зимниекартинки» | 1 | | | | | |
61 | Е. Самойлова «Миша иШура» | 1 | | | | | |
62 | Ш. Галлиев «Купилиснег» | 1 | | | | | |
63 | По Г. Юдину«Буратиний нос» | 1 | | | | | |
64 | И. Токмакова «Живи,елочка!» | 1 | | | | | |
65 | По В. Сутееву «Про елки» | 1 | | | | | |
66 | По В. Голявкину«Коньки купили ненапрасно» | 1 | | | | | |
67 | По М. Пляцковскому«Ромашки в январе» | 1 | | | | | |
68 | Русская народная сказка«Мороз и заяц» | 1 | | | | | |
69 | Литовская народная песенка «Вьюга» | 1 | | | | | |
70 | По Г. Скребицкому «Налесной полянке» | 1 | | | | | |
71 | Обобщающий урок по теме | 1 | | | | | |
| «Что такое хорошо и что такое плохо» (18 часов) | ||||||
72 | По А. Митту «Коля заболел» | 1 | | | | | |
73 | Д. Летнева «Подружкирассорились» | 1 | | | | | |
74 | По В. Голявкину«Вязальщик» | 1 | | | | | |
75 | Г.Ладонщиков«Самокат» | 1 | | | | | |
76 | По Э. Киселевой «Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик» | 1 | | | | | |
77 | По Е. Пермяку«Торопливый ножик» | 1 | | | | | |
78 | По В. Сухомлинскому«Вьюга» | 1 | | | | | |
79 | По И. Бутмину «Трус» | 1 | | | | | |
80 | По В. Голявкину «Как япод партой сидел» Б. Заходер «Петя мечтает» | 1 | | | | | |
81 | По В. Витка «Мед в кармане» | 1 | | | | | |
82 | По В. Донниковой«Канавка» | 1 | | | | | |
83 | Узбекская сказка «НазлоСолнцу» | 1 | | | | | |
84 | А. Барто «Мостки» | 1 | | | | | |
85 | По М. Дружининой«Песенка обо всем» | 1 | | | | | |
86 | Л. Квитко «Лемелехозяйничает» | 1 | | | | | |
87 | По И. Туричину«Неряха» | 1 | | | | | |
88 | По И. Туричину«Неряха» | 1 | | | | | |
89 | Обобщающий урок потеме | 1 | | | | | |
| «Весна идёт» (23 часа) | ||||||
90 | Я. Аким «Март» | 1 | | | | | |
91 | По Ю. Ковалю “Невидимка” | 1 | | | | | |
92 | В. Берестов «Праздникмам» | 1 | | | | | |
93 | По В. Драгунскому “Подарок к празднику” | 1 | | | | | |
94 | Бурятская сказка «Снеги заяц» | 1 | | | | | |
95 | Г.Ладонщиков«Помощники весны» | 1 | | | | | |
96 | По М. Пришвину«Лягушонок» | 1 | | | | | |
97 | Г. Ладонщиков «Весна» | 1 | | | | | |
98 | По Е. Чарушину«Барсук» | 1 | | | | | |
99 | С. Маршак «Весенняяпесенка» | 1 | | | | | |
100 | По И. Соколову-Микитову «На краюлеса | 1 | | | | | |
101 | По В. Голявкину«Подходящая вещь» | 1 | | | | | |
102 | М.Пляцковский «Денькистоят погожие» | 1 | | | | | |
103 | По С. Козлову «Ручей икамень» | 1 | | | | | |
104 | Закрепление пройденного материала. Проверка техники чтения. | 1 | | | | | |
105 | Русская народная сказка«Как птицы лисупроучили» | 1 | | | | | |
106 | Русская народная сказка«Как птицы лисупроучили» | 1 | | | | | |
107 | По Т. Шарыгиной«Вкусный урок» | 1 | | | | | |
108 | С. Косенко «Почемускворец веселый» | 1 | | | | | |
109 | Э. Шим «Храбрыйптенец» | 1 | | | | | |
110 | По М. Быкову «Комупригодилась стараяМитина шапка» | 1 | | | | | |
111 | По М. Быкову «Комупригодилась стараяМитина шапка» | 1 | | | | | |
112 | Обобщающий урок потеме. | 1 | | | | | |
| «Чудесное рядом» (14 часов) | ||||||
113 | По Г. Цыферову«Лосенок» | 1 | | | | | |
114 | О. Дриз «Игра» | 1 | | | | | |
115 | Г. Цыферов «Удивлениепервое» | 1 | | | | | |
116 | По Г.Снегиреву «Осьминожек» | 1 | | | | | |
117 | По С. Козлову «Друзья» | 1 | | | | | |
118 | По С. Козлову«Необыкновеннаявесна» | 1 | | | | | |
119 | Э. Мошковская «Непонимаю» | 1 | | | | | |
120 | По г. Скребицкому «КотИваныч» | 1 | | | | | |
121 | По М. Пришвину«Золотой луг» | 1 | | | | | |
122 | По В. Бианки «Нероднойсын» | 1 | | | | | |
123 | Ю. Кушак «Подарок» | 1 | | | | | |
124 | Я. Тайц «Всездесь» | 1 | | | | | |
125 | По В. Бианки «Небесныйслон» | 1 | | | | | |
126 | Обобщающийурокпотеме. | 1 | | | | | |
| «Лето красное» (10 часов) | ||||||
127 | Стих. «Ярко солнцесветит» | 1 | | | | | |
128 | По И. Соколову-Микитову «Светляки» | 1 | | | | | |
129 | По Г. Цыферову«Петушок и солнышко» | 1 | | | | | |
130 | По Г. Цыферову«Петушок и солнышко» | 1 | | | | | |
131 | И. Гамазкова “Прошлым летом” | 1 | | | | | |
132 | С. Махотин «Поход» | 1 | | | | | |
133 | По Е. Пермяку «Раки» | 1 | | | | | |
134 | В. Викторов «В гости клету» | 1 | | | | | |
135 | И. Мазнин «Отчего такмного света?» | 1 | | | | | |
136 | Обобщающий урок потеме | 1 | | | | |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | примечания | |
По плану | По факту | |||||
Часть 1. Здравствуй, школа! – 9 ч. | | |||||
1 | Стихотворение. М. Садовский «Сентябрь» | 1 | | | | |
2 | По В. Воскобойникову «Веселая улица» | 1 | | | | |
3 | В. Берестов «Первое сентября» | 1 | | | | |
4 | По В. Драгунскому «Завтра в школу» | 1 | | | | |
5 | По Э. Шиму «Пятерки» | | | | | |
6 | Вн чтение «Стихи про школу». Смешинка. В. Берестов «Котенок хочет в школу» | 1 | | | | |
7 | В. Бирюков «Кто лучшим будет».По В. Хомченко «Обида» | 1 | | | | |
8 | А. Аксенова «Наша учительница» | 1 | | | | |
9 | Вн. чтение «Рассказы о школе» | 1 | | | | |
| Осень наступила…- 11 ч. | | ||||
10 | О. Высотская «Осень». По Ю. Ковалю «Последний лист» | 1 | | | | |
11 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» | 1 | | | | |
12 | По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе» | 1 | | | | |
13 | Вн. чтение «Стихи про осень» | 1 | | | | |
14 | В. Степанов «Воробей». По А. Баркову «Лето на веревочке» | 1 | | | | |
15 | Е. Благинина «Улетают, улетели…». Смешинка. По Э. Шиму «Ворона и синица» | 1 | | | | |
16 | Вн. чтение « Рассказы о природе» | 1 | | | | |
17 | Г. Ладонщиков «В октябре» | 1 | | | | |
18 | По Н. Сладкову «Страшный невидимка». А. Плещеев «Осень наступила» | 1 | | | | |
19 | Вн. чтение «Загадки про осень» | 1 | | | | |
20 | По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки) | 1 | | | | |
Учимся трудиться – 15 ч. | | |||||
21 | Ю. Тувим «Все для всех» | 1 | | | | |
22 | По Д. Габе «Работа» | 1 | | | | |
23 | В. Орлов «Мои помощники» | 1 | | | | |
24 | Вн. чтение «Рассказы о труде» | 1 | | | | |
25 | По А. Потаповой «Бабушка и внучка» | 1 | | | | |
26 | Б. Заходер «Повара» | 1 | | | | |
27 | По М. Дружининой «Сюрприз» | 1 | | | | |
28 | О. Высотская «Маргаритка» | 1 | | | | |
29 | Вн. чтение «Пословицы о труде» | 1 | | | | |
30 | По В. Хомченко «Пуговица». Г. Ладонщиков «Портниха» | 1 | | | | |
31 | В.Осеева «Пуговица» | 1 | | | | |
32 | По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» | 1 | | | | |
33 | Вн. чтение «Произведения о занятиях людей» | 1 | | | | |
34 | По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» | 1 | | | | |
35 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | | | | |
Ребятам о зверятах – 17 ч | | |||||
36 | По Е. Чарушину «Лисята» | 1 | | | | |
37 | По Н. Сладкову «Лисица и еж». Е. Тараховская «Заяц» | 1 | | | | |
38 | Вн. чтение «Рассказы о животных» | 1 | | | | |
39 | По М. Пришвину «Еж» | 1 | | | | |
40 | По А. Баркову «Материнская забота» | 1 | | | | |
41 | По Г. Снегиреву «Белек» | 1 | | | | |
42 | В. Приходько «Пин и Гвин» | 1 | | | | |
43 | Вн. чтение «Стихи про животных» | 1 | | | | |
44 | По Б. Житкову «Галка» | 1 | | | | |
45 | По В. Гаранжину «Куринный воспитанник» | 1 | | | | |
46 | По М. Тарловскому «Добрый волк» | 1 | | | | |
47 | Вн.чтение «Загадки про диких животных» | 1 | | | | |
48 | По Н. Носову «Живая шляпа» | 1 | | | | |
49 | По Н. Павловой «Котята». В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | | | | |
50 | По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 1 | | | | |
51 | Вн. чтение «Загадки про домашних животных» | 1 | | | | |
52 | По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 1 | | | | |
Чудесный мир сказок – 13 ч | | |||||
53 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | | | | |
54 | Русская народная сказка«Храбрый баран» | 1 | | | | |
55 | Вн. чтение «В гостях у сказки» | 1 | | | | |
56 | Русская народная сказка«Лиса и тетерев» | 1 | | | | |
57 | Русская народная сказка«Лиса и тетерев» | 1 | | | | |
58 | Башкирская народная сказка«Медведь и пчелы» | 1 | | | | |
59 | Вн. чтение «Русские народные сказки» | 1 | | | | |
60 | Таджикская народная сказка«Тигр и лиса» | 1 | | | | |
61 | Французская народная сказка«Лиса и куропатка» | 1 | | | | |
62 | Контрольная работа №1 (навык чтения) | 1 | | | | |
63 | Абхазская народная сказка«Куцый хвост» | 1 | | | | |
64 | Вн. чтение «Сказки про животных» | 1 | | | | |
65 | Удмуртская народная сказка«Глупый котенок» | 1 | | | | |
Зимушка – зима – 23 ч | | |||||
66 | Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» | 1 | | | | |
67 | По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | 1 | | | | |
68 | М. Садовский «Декабрь» | 1 | | | | |
69 | Вн. чтение «В гости к зиме» | 1 | | | | |
70 | По Л. Воронковой «Как елку наряжали». С. Попов «В новогоднюю ночь» | 1 | | | | |
71 | По А. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» | 1 | | | | |
72 | Вн. чтение «Стихи про зиму» | 1 | | | | |
73 | По А. Потаповой «Такой вот герой» | 1 | | | | |
Часть 2 | | |||||
74 | С. Есенин «Зима» | 1 | | | | |
75 | С. Суворова «Подарок» | 1 | | | | |
76 | Вн. чтение «Загадки про зиму» | 1 | | | | |
77 | По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» | 1 | | | | |
78 | В. Шевчук «С прогулки» | 1 | | | | |
79 | По М. Быковой «Неудачная находка» | 1 | | | | |
80 | И. Суриков «Детство» | 1 | | | | |
81 | Вн. чтение «Рассказы о зиме» | 1 | | | | |
82 | По Е. Чарушину «Что за зверь?» | 1 | | | | |
83 | По Э. Шиму «Не стучать – все спят» | 1 | | | | |
84 | В Степанов «Зайка» | 1 | | | | |
85 | Вн. чтение «Зимние сказки» | 1 | | | | |
86 | По Н. Сладкову «Еловая каша» | 1 | | | | |
87 | З. Александрова «Снежок» | 1 | | | | |
88 | По Е. Баруздину «Коллективная печка» | 1 | | | | |
Так нельзя, а так можно – 13 ч | | |||||
89 | По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица» | 1 | | | | |
90 | Вн. чтение «Рассказы о птицах» | 1 | | | | |
91 | По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица».По В. Хомченко «Птица-синица» | 1 | | | | |
92 | Г. Ладонщиков «Дельный совет» | 1 | | | | |
93 | Вн. чтение «Стихи про птиц» | 1 | | | | |
94 | По Л. Толстому «Косточка». По С. Георгиеву «Праздничный стол» | 1 | | | | |
95 | В. Берестов «За игрой». С. Баруздин «Бревно» | 1 | | | | |
96 | Вн. чтение «Сказки о птицах» | 1 | | | | |
97 | А. Седугин «Как Артемка котенка спас» | 1 | | | | |
98 | По В. Осеевой «Подвиг» | 1 | | | | |
99 | По В. Бирюкову «Лесные доктора» | 1 | | | | |
100 | Вн. чтение «Загадки про птиц» | 1 | | | | |
101 | По В. Бирюкову «Лесные доктора» | 1 | | | | |
Весна в окно стучится – 17 ч. | | |||||
102 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». По В. Бирюкову «Весенняя песня» | 1 | | | | |
103 | Украинская народная песня «Веснянка» | 1 | | | | |
104 | Вн. чтение «Стихи о весне» | 1 | | | | |
105 | По Э. Шиму «Сосулька». Русская народная песня «Выгляни, солнышко» | 1 | | | | |
106 | С. Вербова «Мамин портрет». П. Синявский «Разноцветный подарок» | 1 | | | | |
107 | А. Седугин «Тихо-тихо» | 1 | | | | |
108 | Р. Сеф «Лицом к весне» | 1 | | | | |
109 | С. Вербова «Ледоход» | 1 | | | | |
110 | По Р. Фархади «Сон медвежонка» | 1 | | | | |
111 | Вн. чтение «Рассказы о весне» | 1 | | | | |
112 | Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» | 1 | | | | |
113 | По В. Бианки «Заяц на дереве» | 1 | | | | |
114 | С. Погореловский «Наши гости» | 1 | | | | |
115 | По Г. Скребицкому «Скворушка» | 1 | | | | |
116 | Вн. чтение «Рассказы о животных» | 1 | | | | |
117 | И. Белоусов «Весенняя гостья» | 1 | | | | |
118 | По К. Ушинскому «Пчелки на разведках». По А. Баркову «Тюльпаны» | 1 | | | | |
Веселые истории – 1ч. | | |||||
119 | Вн. чтение «Весёлые рассказы». Р. Фархади «Перепутаница» | 1 | | | | |
Родина любимая – 8 ч. | | |||||
120 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» | 1 | | | | |
121 | По К. Ушинскому «Наше Отечество» | 1 | | | | |
122 | Вн. чтение «Рассказы о Родине» | 1 | | | | |
123 | По Т. Кудрявцевой «Флаг России». М. Ильин «Главный город страны» | 1 | | | | |
124 | В. Степанов «Песня». А. Усачев «День Победы» | 1 | | | | |
125 | Вн. чтение «Стихи про Родину» | 1 | | | | |
126 | По С. Баруздину «Страшный клад» | 1 | | | | |
127 | По С. Алексееву «Тульские пряники» | 1 | | | | |
Здравствуй, лето! – 9 ч | | |||||
128 | А. Усачев «Что такое лето?». По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» | 1 | | | | |
129 | Вн. чтение «Здравствуй, лето!» | 1 | | | | |
130 | М. Дружинина «Земляника». По В. Хомченко «Куда исчез гриб?» | 1 | | | | |
131 | По В. Бианки «Еж-спаситель» | 1 | | | | |
132 | Р. Фархади «Жарко» | 1 | | | | |
133 | Вн. чтение «Стихи про лето» | 1 | | | | |
134 | По Э. Шиму «Верное время» | 1 | | | | |
135 | Контрольная работа №2 (навык чтения за год) | 1 | | | | |
136 | Итоговый урок: наши любимые стихи и рассказы. | 1 | | | | |
Тематическое планирование 4 класс
Тема урока | | Жизненные компетенции |
1 четверть Листья пожелтелые по ветру летят (20ч) | 20 | Соблюдение правил поведения в школе, умение строить отношения со взрослыми, сверстниками. Воспитывать любовь к природе. Умение правильно вести себя в природе, ценить и беречь ее красоту. Расширение активного и пассивного словарного запаса. Предполагать содержание текста до чтения. Умение отбирать необходимую информацию в тексте и соотносить её с иллюстрацией. |
А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» | 2ч | |
Ф.Тютчев «Листья». | 2ч | |
По Г.Граубину «Как наступает листопад». | 2ч | |
А.Гонтарь «Осень в лесу». | 3ч | |
С.Прокофьева «Подарки Осени» | 2ч | |
По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2х частях) | 3ч | |
Е.Носов «Хитрюга». | 2ч | |
Н.Сладков «Осень». | 2ч | |
Г.Снегирёв «Бурундук». | 2ч | |
I. Раздел «Раз, два – начинается игра!» (15ч) | 15ч | Уметь высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Уметь осуществлять простейшее планирование своей деятельности. Умение участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы. |
Считалки. | 3ч | |
М.Бородицкая «Щиталочка» | 3ч | |
Л.Пантелеев «Карусели». | 2ч | |
Д.Хармс «Игра». (Отрывок) | 3ч | |
В.Левин «Чудеса в авоське». | 2ч | |
Внеклассное чтение. Н.Носов «Затейники». | 2ч | |
III. Раздел «Будем делать хорошо и не будем - плохо» (34ч) | 34ч | Умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами; Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. Ценность красоты и гармонии. Умение правильно строить взаимоотношения между поколениями, представителями различных социальных групп. Уметь задавать вопросы собеседнику. Умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами; Умение правильно строить взаимоотношения между поколениями, представителями различных социальных групп. Уметь задавать вопросы собеседнику. Умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами; |
«Не моё дело!» (Китайская сказка) | 3ч | |
И.Крылов «Чиж и Голубь». | 3ч | |
Л.Толстой «Два товарища». | 3ч | |
Л.Пантелеев «Трус». | 2ч | |
Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». | 3ч | |
В.Сафронов «Подвиг». | 3ч | |
Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части. | 2ч | |
По В.Осеевой «Самое страшное» | 3ч | |
К.Киршина «Вот какая история». Работа над рассказом. | 2ч | |
По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. | 3ч | |
А.Барто «В театре» | 3ч | |
Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо. | 2ч | |
Внеклассное чтение. По М.Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) | 2ч | |
IV. Раздел «Зимние узоры» (9ч.) | 9ч | Умение правильно строить взаимоотношения между поколениями, представителями различных социальных групп. Уметь задавать вопросы собеседнику. Умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. |
Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) Работа над сказкой. | 2ч | |
С.Прокофьева «Подарки Зимы». | 2ч | |
Г.Харлампьев «Жадная сорока». Работа над развитием речи. | 3ч | |
З.Александрова «До свидания, зима!» | 2ч | |
V. Раздел «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! »(15ч.) | 15ч | Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами; Осознание красоты русского языка, его выразительных возможностей. Умение ценить и беречь красоту природы. Воспитывать любовь к природе, умение ценить и беречь ее красоту. Умение правильно строить взаимоотношения между поколениями, представителями различных социальных групп. Уметь задавать вопросы собеседнику. Умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию. Воспитывать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим. Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами; |
«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. | 3ч | |
Г.Сапгир «Рабочие руки». | 3ч | |
Н.Носов «Заплатка». 1,2 части. | 3ч | |
А.Барто «Я лишний».С. Погореловский «Маленькое и большое». | 3ч | |
Г.Виеру «Хлеб с росою». | 3ч | |
VI. Раздел «В окно повеяло весною…» (16ч.) | 16ч | Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе спомощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так , как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Умение выделить правильный аспект поведения. Умение правильно строить взаимоотношения между поколениями, представителями различных социальных групп. Уметь задавать вопросы собеседнику. |
А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка примчалась» | 3ч | |
К.Ушинский «Ласточка». | 2ч | |
А.Н.Толстой «Весенние ручьи». | 2ч | |
В.Сафронова «Весна». | 3ч | |
С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам». | 3ч | |
Внеклассное чтение. | 3ч | |
VII. Раздел «На пользу и славу Отечества»(12ч) | 12ч | Роль труда в жизни человека Умение отбирать необходимую информацию в тексте и соотносить её с иллюстрацией. Ценность гражданственности и патриотизма. Осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Уважение к истории своей страны, к старшим, их нравственным идеалам. |
«Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. | | |
3ч | ||
Л.Толстой «Как боролся русский богатырь». | 3ч | |
По О.Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части. | 3ч | |
По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец» | 3ч | |
VIII. Раздел «Видно не напрасно называют лето красным» (15ч) | 15ч | Умение отбирать необходимую информацию в учебнике и соотносить её с иллюстрацией. Умение правильно вести себя в природе, ценить и беречь ее красоту. Умение понимать эмоции и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать.в котором люди соединеныбесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность труда и творчества. Умение выделить правильный аспект поведения. |
Г.Греков «Летом». | 3ч | |
С.Прокофьева «Подарки лета». | 3ч | |
По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». | 2ч | |
Внеклассное чтение. По А.Смирнову «Малина». | 1ч | |
По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. | 2ч | |
По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. | 3ч | |
Вс.Рождественский «Одуванчик». | 1ч |
8. Материально-техническое обеспечение
Комплекты учебников:
1 класс – Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
2 класс – Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М., Шишкова М. И. Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
3 класс – Ильина С. Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
4 класс – Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
Детская справочная литература.
Наборы книг для внеклассного чтения.
Методические пособия для учителя:
Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод. рекомендации для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы – М.: Просвещение, 201 г.
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы»-М.: Просвещение, 1988.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: Просвещение, 1990.
Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс./ авт.-сост. Рудченко Л.И.-Волгоград: Учитель, 2007.
Печатные пособия:
наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
словари по русскому языку;
репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.
Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения;
игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.