12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Изъюрова Анастасия Ильинична108
0

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» по АООП НОО с УО (1 вариант) (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс

Учредитель: Администрация муниципального образования

муниципального района «Сыктывдинский»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»





Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

Методическим советом Руководитель ОУ

Протокол № __ от «___» ________ 20___г. __________ Дубняк М.А.

«___» ___________ 20____г.






Рабочая программа учебного предмета

«Изобразительное искусство»

по АООП НОО с УО (1 вариант)

(интеллектуальными нарушениями)

1-4 класс






Срок реализации: 4 года

Программу разработала: Драчева А.И.
















с. Зеленец

2020г.

Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Учебный план МБОУ «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец.

Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Цель учебного предмета: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития  у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.

движений рук.


Общая характеристика учебного предмета


В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».

Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Рисование, способствует развитию мелкой моторики, координации рук. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе обучающийся учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество.


Место изучения учебного предмета


В 1-4 классах на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется 1 час в неделю.


Разделы и темы

Количество часов

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Обучение композиционной деятельности

9 ч

9 ч

10 ч

10 ч

38 ч

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10 ч

10 ч

10 ч

10 ч

40 ч

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10 ч

10 ч

10 ч

10 ч

40 ч

Обучение восприятию произве­дений искусства

4 ч

5 ч

4 ч

4 ч

17 ч

Итого

33 ч

34 ч

34ч

34 ч

135 ч

Класс

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов за год

1 класс

33 учебные недели

1 час

33

2 класс

34 учебные недели

1 час

34

3 класс

34 учебные недели

1 час

34

4 класс

34 учебные недели

1 час

34




Всего: 135

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты


Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

Умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось,/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

Проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

Стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

Стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.


Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала


1 класс

2 класс

3 класс

класс

Минимальный уровень

знать назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в I классе;

названия выразительных средств изобразительного искусства: "линия", "цвет"; названия основных цветов солнечного спектра, цветов ахроматического ряда;

названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов, изобразительных действий;

элементарные правила работы с краской, пластилином (шиной), клеем, карандашом;

строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела че­ловека, части дерева, дома;

порядок расположения одного или нескольких изображений на
листе бумаги.


Достаточный уровень

правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками - кисть;

ориентироваться на изобразительной плоскости ("середина", "край" листа бумаги);

подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; соединять линией точки;

различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

_- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения каранда­шом;

узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; отождествлять свой рисунок с предметом;

подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней

-до образования "палочки", сплющивания полученного образования,
ощипывания и т.д.; примазывать отдельные части при составлении целой формы;

в аппликации использовать приемы: вырезания ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратного наклеивания;

узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.


Минимальный уровень

рассказывать о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения);

требования к композиции изображения на листе бумаги;

некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева (части дерева);

речевой материал, изучавшийся в I и II классе;
Достаточный уровень

рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклон­ном к горизонтальному направлению);

рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с по­мощью опорных точек, по шаблону или самостоятельно, от руки);

изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством
учителя и по памяти, самостоятельно;

рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая от­личительные признаки, учитывая строение;

изображать дома городского и деревенского типа;

передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;

выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.

Минимальный уровень

сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом;

части конструкции изображаемого предмета (строение объектов):
части дерева, дома, тела человека;

названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.);

иметь представление о приемах передачи глубины пространства
(загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении
их по сравнению с расположенными вблизи;

о существующем в природе явлении осевой симметрии.


Достаточный уровень

планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;

достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

изображать элементы Городецкой росписи;

соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на
что похожа форма?);

владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой
или добавлением белил);

рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные
признаки изображенного времени года.


Минимальный уровень

- сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом;

части конструкции изображаемого предмета (строение объектов):
части дерева, дома, тела человека;

названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.);

иметь представление о приемах передачи глубины пространства
(загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении
их по сравнению с расположенными вблизи;

о существующем в природе явлении осевой симметрии.


Достаточный уровень

планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;

достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

изображать элементы Городецкой росписи;

соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на
что похожа форма?);

владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой
или добавлением белил);

рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные
признаки изображенного времени года.




Содержание учебного предмета


1 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»

Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край листа".

Формирование умения учитывать:

горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;

размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При
объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.

Формирование умения организовывать предметы в группы по смыс­лу.

Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (разви­вать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использова­ние в этой работе вырезанных силуэтных изображений.

Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представ­лению.


Примерные задания.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Грибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя).

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек").

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опор­ных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.


Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»


Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их фор­мы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравне­ния при обучении детей умению выделять признаки предметов (осо­бенности формы, величину, пропорции частей, конструкцию предме­тов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составле­ние изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изоб­ражения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сход­ного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - боль­шего и меньшего по величине.

Формирование графического образа дерева (представления и спо­соба изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.

Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Распо­ложение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).

Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графичес­кий диктант", возможно использование точек; самостоятельное изоб­ражение).

Примерные задания

Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свек­ла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.

Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").

Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треуголь­ников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером).

Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной фор­мы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использо­ванием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, ко­лесо велосипеда.

Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппли­каций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).

Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как уп­ражнение в запоминании) с использованием игровой формы прове­дения занятия ("Кто лучше запомнил?").


Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»


Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, живот­ных, растения; называть изображенные действия, признаки предме­тов.

Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.


Раздел: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»


Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветны­ми карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, использу­емыми в народной росписи Дымково и Городца (точки, дужки, штри­хи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.

Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахрома­тического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в уз­навании и назывании локального цвета предметов.

Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмо­циональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисова­нии радуги).

Примерные задания.

Рисование сразу кистью - "Радуга".

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (ово­щи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).

Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразитель­ного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гу­ашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений иг­рушек, вырезанных учителем из бумаги.

Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", исполь­зуемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тыч­ком".

Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромаш­ка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "гра­фический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фри­зом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.


Речевой материал

Слова, словосочетания, фразы:

Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпоч­ка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;

рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; ху­дожник, картина;

рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать,

(На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить детей различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов.

Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми словами, словосочетаниями и фразами на протяжении обучения детей (1-1V класс).

вымыть, вытереть;

красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; чер­ный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине)

туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, вет­ки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).

Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.

Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо ри­совать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?

Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посе­редине листа. Держи кисть вот так (вертикально) - демонстрация при­емов. Скачала, нарисую..., потом нарисую...

Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д.

2 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоско­сти. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).

Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (гори­зонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисун­ка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры ри­сунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - страые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует же­сты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.

Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые свя­зи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в груп­пы по смыслу.

Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметрич­ной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам дости­жения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.

Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в про­цессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декора­тивной работе). Выделение этапов очередности.


Примерные задания.

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").

Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются ка­рандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";

Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.


Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию».

Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опор­ных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных на­правлениях; прямые линии - в вертикальном, -горизонтальном и на­клонном направлении (возможно использование приема дорисовыва­ния).

Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных то­чек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: кру­га, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование при­ема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.

Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).

Формирование представления и развитие умения изображать чело­века в одежде в статической позе (человек стоит).

Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городс­кого типа (с использованием приема сравнения).





Примерные задания.

Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длин­ной юбке, кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".

Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кру­гов, овалов, округлых деталей, соответствующих определенной фор­ме части тела изображаемого объекта).

Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и лома­ных, зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный те­левизор" (рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовыва­ние ломанными линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих раз­ные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и про­стокваши) - работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Жен­щина" или "Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа ка­рандашом) - по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся.


Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»

Обучение приемам получения составных цветов в работе с акваре­лью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершен­ствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.

Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными краска­ми (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бу­маги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).


Примерные задания.

Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искус­ства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. - на то­нированной бумаге).

Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" , "Серая туча, идет дождь" - сопоставление радостных и мрачных цве­тов (графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге).


Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»

Беседа по плану:

Кто написал картину.

Чем написал художник картину, на чем.

Что художник изобразил на картине.

Как нужно смотреть и понимать картину.


Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пони­манию учащихся.


Речевой материал

Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.

Новые слова, словосочетания, фразы:

Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;

круглый, квадратный, треугольный;

Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю крас­ки.

Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что де­лает? Какое время года? Почему?


3 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плос­кости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от со­держания рисунка или особенностей формы изображаемого предме­та; закрепление умения учитывать необходимость соответствия раз­мера рисунка и величины листа бумаги.

Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посе­редине", "справа от...", "слева от...".

формирование умения изображать предметы в рисунке при пере­даче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов други­ми, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с рас­положенными вблизи от наблюдателя.

Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.

Формирование умения самостоятельно планировать свою изобрази­тельную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).


Примерные задания.

Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снего­вика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в де­ревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".

Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из раститель­ных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из по­лосок сложенной вдвое бумаги).

Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).


Раздел: «Развитие уучащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»


Формирование навыков обследования предметов с целью их изоб­ражения; использование метода сравнения в этой работе, определен­ной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем состав­ление аппликации и рисование.

Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).

Формирование представлений о строении тела животных и спосо­бах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опо­рой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).

Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).

Формирование элементарных представлении о явлениях симмет­рии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктив­ных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).

Обучение приемам изображения элементов декора Городецких иг­рушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с ис­пользованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему со­ставления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в апп­ликации.

Примерные задания.

Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пи­рамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по ве­личине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит" (преобразо­вание вылепленной из пластилина фигурки человека).

Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев";

Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, круж­ки, кринки и т.п.

Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гу­ашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".

Рисование с натуры вылепленного человечка в положении стати­ки и динамики (стоит, идет, бежит).

Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".


Развитие: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование уменийпередавать его в живописи»


Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основ­ных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричне­вый).

Развитие технических навыков работы красками. Закрепление при­емов получения смешанных цветов на палитре. Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных освет­ленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

Примерные задания

Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.

Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апель­син, цветок и т.п.)

Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (тем­но-серый, серый, светло-серый), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).

Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы).

Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят сне­говика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).


Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства»


Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

Беседа по плану:

Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.

Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать
другие.

Как художник изображает деревья в разные времена года.

Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.


Примерный материал к урокам:

Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Боль­шая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромаш­ки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".

Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.


Речевой материал.

Закрепление речевого материала I и II класса.

Новые слова, словосочетания, фразы:

Художник, природа, красота; белила, палитра;

ритм (в узоре); фон; украшение, движение;

загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;

уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;

идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, вы­сыхать (о краске);

светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;

форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности.

приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде;

в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;

Сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.



4 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с рас­положенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предме­тов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (ис­пользование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной компози­ции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с уче­том центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).


Примерные задания

«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка ми­мозы";

Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята ка­таются с гор".

Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".

Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".


Раздел: «Развитие уучащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»


Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображе­ния. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая пос­ледовательность изображения от общей формы к деталям. (Исполь­зование объяснения фронтального поэтапного показа способа изоб­ражения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в дви­жении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и ри­сунке изгибы и "узор" ветвей.

Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизован­ные формы растительного мира).


Примерные задания

Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошад­ка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Пету­шок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цвет­ных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыва­нием.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо рас­члененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цве­точном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);

передавать глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;

работать акварелью "по-мокрому".













Тематическое планирование


1 класс


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

9

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

11

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

3


За год:

33 ч.


2 класс


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

10

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

4


За год:

34 ч.


3 класс


п/п

Разделы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

10

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

4


За год:

34 ч.





4 класс


п/п

Разделы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

10

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

4


За год:

34 ч.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Ноутбук

Презентации

Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей,ножницы, рамы для оформления работ

Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Портреты художников

Репродукции картин разных художников.

Муляжи для рисования

Коллекция насекомых для рисования

Серии фотографий и иллюстраций природы.

Фотографии и иллюстрации животных.

Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.






















Приложение 1

Тематическое планирование 1 класс

Изобразительное искусство 33 ч


п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация.

1

2.

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование.

1

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование.

1

4.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование.

1

5.

Линия. Точка. Пятно. Рисование.

1

6.

Изображаем лист сирени. Рисование.

1

7.

Лепим лист сирени.

1

8.

Лепим. Матрешка.

1

9.

Рисуем куклу-неваляшку

1

10.

Деревянный дом в деревне. Лепка

1

11.

Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация.

1

12.

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

13.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка.

1

14.

Новогодняя ёлка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация.

1

15.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.

1

16.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй.

1

17.

Рассматривание картин художников.

1

18.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация.

1

19.

Ваза с цветами. Аппликация.

1

20.

Колобок. Нарисуй картинку.

1

21.

Дома в городе. Аппликация.

1

22.

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка.

1

23.

Многоэтажный дом. Аппликация.

1

24.

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ.

1

25.

Весна. Почки на деревьях. Рисование.

1

26.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование

1

27.

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование

1

28.

Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

1

29.

Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация

1

30.

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

1

31.

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация.

1

32.

Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование.

1

33.

Обобщающий урок.

1







Тематическое планирование 2 класс

Изобразительное искусство 34 ч


п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование.

1

2.

Ветка с вишнями. Рисование и лепка

1

3.

Лепка. Корзина с разными съедобными грибами

1

4.

Беседа о художниках и их картинах

1

5.

Фон темный, светлый. Рисунок зайца

1

6.

Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева.

1

7.

Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо

1

8.

Главные и составные цвета. Рисунок. Туча.

1

9.

Рисунок. «Фрукты на столе». «Овощи на столе»

1

10.

Рисование фигуры человека по шаблону

1

11.

Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека

1

12.

Рисунок. «Мама в новом платье»

1

13.

Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе»

1

14.

Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок

1

15.

Весёлый Петрушка на новогоднем празднике.

1

16.

Весёлый хоровод вокруг ёлки.

Аппликация «Хоровод».

1

17.

Разные породы собак. Лепка «Собака».

1

18.

Рисунок «Собака».

1

19.

Разные породы кошек. Лепка «Кошка».

1

20.

Лепка. Мишка. Собачка.

1

21.

Аппликация с дорисовыванием «Мишка».

1

22.

Дымковская игрушка. Лепим «Барыню».

1

23.

Рисунок «Птичка-зарянка».

1

24.

Весна. Скворечники на берёзе.

Аппликация «Скворец сидит на ветке и поёт песню».

1

25.

Аппликация «Ваза».

1

26.

Рисунок «Ваза».

1

27.

Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников

1

28.

Рисунок «подснежник»

1

29.

Аппликация. «Подснежник»

1

30.

Рисунок «Ваза с цветами»

1

31.

Аппликация «Ваза с цветами»

1

32.

Рисунок «Кактус»

1

33.

Праздники 1 Мая и 9 Мая.

Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику»

1

34.

Рисунок по описанию «В парке весной»

1





Тематическое планирование 3 класс

Изобразительное искусство 34 ч


п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Лепка и рисование на тему «Лето. Осень. Дует сильный ветер.»

1

2.

Рисование на тему «Осень. Птицы улетают на юг. Журавли летят клином».

1

3.

«Бабочка». Аппликация.

1

4.

Рисование бабочек.

1

5.

Бабочка из пластилиновых шариков.

1

6.

Акварельные краски. Поиграй с цветом.

1

7.

Одежда ярких цветов.

1

8.

Рисование акварельными красками разными способами.

1

9.

Превращение пятна в изображение.

1

10.

Рисование акварельными красками по мокрой бумаге.

1

11.

Человек движется. Лепка.

1

12.

Человек движется. Аппликация.

1

13.

Человек в движении. Зимние развлечения.

1

14.

Время года – зима. Способы изображения.

1

15.

Рисование угольком.

1

16.

Лошадка из Каргополя. Лепка

1

17.

Лошадка.

1

18.

Наблюдай, думай потом изображай.

1

19.

Наблюдай, думай потом изображай.

1

20.

Глиняные изделия народных мастеров. Элементы косовской росписи.

1

21.

Орнамент.

1

22.

Орнамент.

1

23.

Иллюстрации к сказкам.

1

24.

Сказочная птица.

1

25.

Укрась узором рамку.

1

26.

До свидания , зима! Весна наступает

1

27.

До свидания , зима! Весна наступает

1

28.

Ритм.

1

29.

Орнамент из картофельного штампа.

1

30.

Украшение посуды орнаментом.

1

31.

Украшение узором яиц к празднику Пасхи.

1

32.

Красота городецкой росписи.

1

33.

Иллюстрации к сказке «Колобок»

1

34.

Летом за грибами!

1











Тематическое планирование 4 класс

Изобразительное искусство 34 ч


п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Рисование на тему «Как я провел лето».

1

2.

Рисование с натуры листа клена.

1

3.

Рисование с натуры ветка рябины

1

4.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.

1

5.

Беседа по картинам: А.Пахомов «Мы растем на смену старшим», С. Чуйков «На границе».

1

6.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

7.

Составление узоров в квадрате из растительных форм.

1

8.

Рисование на тему «Сказочная избушка».

1

9.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (Хохломская роспись, игрушки, резьба по дереву).

1

10.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

1

11.

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

12.

Рисование с натуры игрушки-автобуса.

1

13.

Рисование «Виды транспорта».

1

14.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

15.

Декоративное рисование расписной тарелки (Новогодняя тематика).

1

16.

Рисование с натуры вымпела с изображением ракеты.

1

17.

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

18.

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

1

19.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

20.

Беседа по картинам: В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу».

1

21.

Оформление поздравительных открыток к 23 февраля.

1

22.

Оформление поздравительных открыток к 8 марта.

1

23.

Декоративное рисование листка календаря к празднику 8 марта.

1

24.

Рисование нс натуры кормушки для птиц.

1

25.

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин. (И. Левитан «Март», К. Юон «Мартовское солнце»).

1

26.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

27.

Декоративное рисование в круге узора из лепестков.

1

28.

Рисование на тему «Наши спутники в космосе».

1

29.

Рисование с натуры бабочки.

1

30.

Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов.

1

31.

Рисование и оформление открыток к Дню Победы.

1

32.

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт).

1

33.

Рисование узора для крышки коробки квадратной формы.

1

34.

Рисование на тему «Здравствуй, лето!».

1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.