Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» по АООП НОО с УО (1 вариант) (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс
Учредитель: Администрация муниципального образования
муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Руководитель ОУ
Протокол № __ от «___» ________ 20___г. __________ Дубняк М.А.
«___» ___________ 20____г.
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
по АООП НОО с УО (1 вариант)
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Программу разработала: Драчева А.И.
с. Зеленец
2020г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Учебный план МБОУ «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец.
Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель учебного предмета: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
движений рук.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности. Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом «Музыка» составляют предметную область «Искусство».
Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Рисование, способствует развитию мелкой моторики, координации рук. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе обучающийся учится различать цвета и оттенки, поймет что такое размер и количество.
Место изучения учебного предмета
В 1-4 классах на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется 1 час в неделю.
Разделы и темы | Количество часов | ||||
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего | |
Обучение композиционной деятельности | 9 ч | 9 ч | 10 ч | 10 ч | 38 ч |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 ч | 10 ч | 10 ч | 10 ч | 40 ч |
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 ч | 10 ч | 10 ч | 10 ч | 40 ч |
Обучение восприятию произведений искусства | 4 ч | 5 ч | 4 ч | 4 ч | 17 ч |
Итого | 33 ч | 34 ч | 34ч | 34 ч | 135 ч |
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 класс | 33 учебные недели | 1 час | 33 |
2 класс | 34 учебные недели | 1 час | 34 |
3 класс | 34 учебные недели | 1 час | 34 |
4 класс | 34 учебные недели | 1 час | 34 |
| | | Всего: 135 |
Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»Личностные результаты
Положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
Умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось,/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
Проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
Стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
Стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
1 класс | 2 класс | 3 класс | класс |
Минимальный уровень знать назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в I классе; названия выразительных средств изобразительного искусства: "линия", "цвет"; названия основных цветов солнечного спектра, цветов ахроматического ряда; названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов, изобразительных действий; элементарные правила работы с краской, пластилином (шиной), клеем, карандашом; строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; порядок расположения одного или нескольких изображений на Достаточный уровень правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками - кисть; ориентироваться на изобразительной плоскости ("середина", "край" листа бумаги); подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место; обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом; проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; соединять линией точки; различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; _- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом; узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; отождествлять свой рисунок с предметом; подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней -до образования "палочки", сплющивания полученного образования, в аппликации использовать приемы: вырезания ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратного наклеивания; узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя. | Минимальный уровень рассказывать о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения); требования к композиции изображения на листе бумаги; некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева (части дерева); речевой материал, изучавшийся в I и II классе; рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклонном к горизонтальному направлению); рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с помощью опорных точек, по шаблону или самостоятельно, от руки); изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение; изображать дома городского и деревенского типа; передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему; выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета; следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании. | Минимальный уровень сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); иметь представление о приемах передачи глубины пространства о существующем в природе явлении осевой симметрии. Достаточный уровень планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком; достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать элементы Городецкой росписи; соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные | Минимальный уровень - сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); иметь представление о приемах передачи глубины пространства о существующем в природе явлении осевой симметрии. Достаточный уровень планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком; достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; изображать элементы Городецкой росписи; соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные |
Содержание учебного предмета
1 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край листа".
Формирование умения учитывать:
горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;
размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При
объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.
Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.
Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе вырезанных силуэтных изображений.
Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.
Примерные задания.
Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Грибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя).
Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек").
Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»
Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо расчлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей умению выделять признаки предметов (особенности формы, величину, пропорции частей, конструкцию предметов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изображения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сходного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - большего и меньшего по величине.
Формирование графического образа дерева (представления и способа изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.
Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).
Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение).
Примерные задания
Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").
Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером).
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто лучше запомнил?").
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения; называть изображенные действия, признаки предметов.
Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Раздел: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»
Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветными карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымково и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.
Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального цвета предметов.
Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных учителем из бумаги.
Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.
Речевой материал
Слова, словосочетания, фразы:
Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;
рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник, картина;
рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать,
(На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить детей различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов.
Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми словами, словосочетаниями и фразами на протяжении обучения детей (1-1V класс).
вымыть, вытереть;
красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине)
туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).
Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.
Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?
Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа. Держи кисть вот так (вертикально) - демонстрация приемов. Скачала, нарисую..., потом нарисую...
Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д.
2 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - страые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, -горизонтальном и наклонном направлении (возможно использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с использованием приема сравнения).
Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке, кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей, соответствующих определенной форме части тела изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных, зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный телевизор" (рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывание ломанными линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и простокваши) - работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или "Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) - по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" , "Серая туча, идет дождь" - сопоставление радостных и мрачных цветов (графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Беседа по плану:
Кто написал картину.
Чем написал художник картину, на чем.
Что художник изобразил на картине.
Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;
круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое время года? Почему?
3 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа бумаги.
Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...", "слева от...".
формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).
Примерные задания.
Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".
Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из растительных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).
Раздел: «Развитие уучащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения; использование метода сравнения в этой работе, определенной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктивных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).
Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему составления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания.
Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит" (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).
Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев";
Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит).
Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".
Развитие: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и формирование уменийпередавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре. Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания
Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)
Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серый), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы).
Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).
Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.
Беседа по плану:
Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать
другие.
Как художник изображает деревья в разные времена года.
Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы:
Художник, природа, красота; белила, палитра;
ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;
уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;
форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности.
приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде;
в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;
Сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.
4 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие уучащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
передавать глубину пространства, используя загораживание одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности | 9 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 11 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 3 |
| За год: | 33 ч. |
2 класс
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности | 10 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 4 |
| За год: | 34 ч. |
3 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности | 10 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 4 |
| За год: | 34 ч. |
4 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Обучение композиционной деятельности | 10 |
2. | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3. | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 4 |
| За год: | 34 ч. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ноутбук
Презентации
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, уголь, кисти разных размеров, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей,ножницы, рамы для оформления работ
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Портреты художников
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования
Коллекция насекомых для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Приложение 1
Тематическое планирование 1 класс
Изобразительное искусство 33 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация. | 1 |
2. | Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование. | 1 |
3. | Фрукты, овощи разного цвета. Рисование. | 1 |
4. | Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование. | 1 |
5. | Линия. Точка. Пятно. Рисование. | 1 |
6. | Изображаем лист сирени. Рисование. | 1 |
7. | Лепим лист сирени. | 1 |
8. | Лепим. Матрешка. | 1 |
9. | Рисуем куклу-неваляшку | 1 |
10. | Деревянный дом в деревне. Лепка | 1 |
11. | Изобрази деревянный дом из бревен. Аппликация. | 1 |
12. | Аппликация «Рыбки в аквариуме». | 1 |
13. | Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка. | 1 |
14. | Новогодняя ёлка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация. | 1 |
15. | Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека. | 1 |
16. | Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй. | 1 |
17. | Рассматривание картин художников. | 1 |
18. | Пирамидка. Рыбка. Аппликация. | 1 |
19. | Ваза с цветами. Аппликация. | 1 |
20. | Колобок. Нарисуй картинку. | 1 |
21. | Дома в городе. Аппликация. | 1 |
22. | Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка. | 1 |
23. | Многоэтажный дом. Аппликация. | 1 |
24. | Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ. | 1 |
25. | Весна. Почки на деревьях. Рисование. | 1 |
26. | Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование | 1 |
27. | Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование | 1 |
28. | Что украшают узором? Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация | 1 |
29. | Весна. Праздник. Хоровод. Аппликация | 1 |
30. | Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование. | 1 |
31. | Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация. | 1 |
32. | Придумай свой рисунок. Рисование. Наверху облака. Внизу цветы. Рисование. | 1 |
33. | Обобщающий урок. | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
Изобразительное искусство 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование. | 1 |
2. | Ветка с вишнями. Рисование и лепка | 1 |
3. | Лепка. Корзина с разными съедобными грибами | 1 |
4. | Беседа о художниках и их картинах | 1 |
5. | Фон темный, светлый. Рисунок зайца | 1 |
6. | Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева. | 1 |
7. | Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо | 1 |
8. | Главные и составные цвета. Рисунок. Туча. | 1 |
9. | Рисунок. «Фрукты на столе». «Овощи на столе» | 1 |
10. | Рисование фигуры человека по шаблону | 1 |
11. | Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека | 1 |
12. | Рисунок. «Мама в новом платье» | 1 |
13. | Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе» | 1 |
14. | Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок | 1 |
15. | Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. | 1 |
16. | Весёлый хоровод вокруг ёлки. Аппликация «Хоровод». | 1 |
17. | Разные породы собак. Лепка «Собака». | 1 |
18. | Рисунок «Собака». | 1 |
19. | Разные породы кошек. Лепка «Кошка». | 1 |
20. | Лепка. Мишка. Собачка. | 1 |
21. | Аппликация с дорисовыванием «Мишка». | 1 |
22. | Дымковская игрушка. Лепим «Барыню». | 1 |
23. | Рисунок «Птичка-зарянка». | 1 |
24. | Весна. Скворечники на берёзе. Аппликация «Скворец сидит на ветке и поёт песню». | 1 |
25. | Аппликация «Ваза». | 1 |
26. | Рисунок «Ваза». | 1 |
27. | Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников | 1 |
28. | Рисунок «подснежник» | 1 |
29. | Аппликация. «Подснежник» | 1 |
30. | Рисунок «Ваза с цветами» | 1 |
31. | Аппликация «Ваза с цветами» | 1 |
32. | Рисунок «Кактус» | 1 |
33. | Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» | 1 |
34. | Рисунок по описанию «В парке весной» | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
Изобразительное искусство 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Лепка и рисование на тему «Лето. Осень. Дует сильный ветер.» | 1 |
2. | Рисование на тему «Осень. Птицы улетают на юг. Журавли летят клином». | 1 |
3. | «Бабочка». Аппликация. | 1 |
4. | Рисование бабочек. | 1 |
5. | Бабочка из пластилиновых шариков. | 1 |
6. | Акварельные краски. Поиграй с цветом. | 1 |
7. | Одежда ярких цветов. | 1 |
8. | Рисование акварельными красками разными способами. | 1 |
9. | Превращение пятна в изображение. | 1 |
10. | Рисование акварельными красками по мокрой бумаге. | 1 |
11. | Человек движется. Лепка. | 1 |
12. | Человек движется. Аппликация. | 1 |
13. | Человек в движении. Зимние развлечения. | 1 |
14. | Время года – зима. Способы изображения. | 1 |
15. | Рисование угольком. | 1 |
16. | Лошадка из Каргополя. Лепка | 1 |
17. | Лошадка. | 1 |
18. | Наблюдай, думай потом изображай. | 1 |
19. | Наблюдай, думай потом изображай. | 1 |
20. | Глиняные изделия народных мастеров. Элементы косовской росписи. | 1 |
21. | Орнамент. | 1 |
22. | Орнамент. | 1 |
23. | Иллюстрации к сказкам. | 1 |
24. | Сказочная птица. | 1 |
25. | Укрась узором рамку. | 1 |
26. | До свидания , зима! Весна наступает | 1 |
27. | До свидания , зима! Весна наступает | 1 |
28. | Ритм. | 1 |
29. | Орнамент из картофельного штампа. | 1 |
30. | Украшение посуды орнаментом. | 1 |
31. | Украшение узором яиц к празднику Пасхи. | 1 |
32. | Красота городецкой росписи. | 1 |
33. | Иллюстрации к сказке «Колобок» | 1 |
34. | Летом за грибами! | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
Изобразительное искусство 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Рисование на тему «Как я провел лето». | 1 |
2. | Рисование с натуры листа клена. | 1 |
3. | Рисование с натуры ветка рябины | 1 |
4. | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. | 1 |
5. | Беседа по картинам: А.Пахомов «Мы растем на смену старшим», С. Чуйков «На границе». | 1 |
6. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 |
7. | Составление узоров в квадрате из растительных форм. | 1 |
8. | Рисование на тему «Сказочная избушка». | 1 |
9. | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (Хохломская роспись, игрушки, резьба по дереву). | 1 |
10. | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). | 1 |
11. | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 |
12. | Рисование с натуры игрушки-автобуса. | 1 |
13. | Рисование «Виды транспорта». | 1 |
14. | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 |
15. | Декоративное рисование расписной тарелки (Новогодняя тематика). | 1 |
16. | Рисование с натуры вымпела с изображением ракеты. | 1 |
17. | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 |
18. | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 |
19. | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 |
20. | Беседа по картинам: В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу». | 1 |
21. | Оформление поздравительных открыток к 23 февраля. | 1 |
22. | Оформление поздравительных открыток к 8 марта. | 1 |
23. | Декоративное рисование листка календаря к празднику 8 марта. | 1 |
24. | Рисование нс натуры кормушки для птиц. | 1 |
25. | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин. (И. Левитан «Март», К. Юон «Мартовское солнце»). | 1 |
26. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 |
27. | Декоративное рисование в круге узора из лепестков. | 1 |
28. | Рисование на тему «Наши спутники в космосе». | 1 |
29. | Рисование с натуры бабочки. | 1 |
30. | Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов. | 1 |
31. | Рисование и оформление открыток к Дню Победы. | 1 |
32. | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт). | 1 |
33. | Рисование узора для крышки коробки квадратной формы. | 1 |
34. | Рисование на тему «Здравствуй, лето!». | 1 |