Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (4 класс, вариант 1 АООП)
7
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО учителей предметников
Протокол №__________________2020 года
Руководитель МО
__________________________О.А.Лебедева
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_____________С.А Яценко __________С.В.Рублевская
_____________2020г. _____________2020г
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для обучающихся 4 класса,
вариант 1 АООП
Составитель:
Мартынова Е.В.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2020-2021 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ) и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Основная цель изучения предмета «Изобразительное искусство»: развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Исходя из основной цели, задачами обучения изобразительному искусству являются:
Образовательные:
формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
формировать умение создавать простейшие художественные образы по образцу, представлению и воображению;
раскрывать значение изобразительного искусства в жизни человека;
обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.;
формировать знания элементарных основ реалистического рисунка;
формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Коррекционно-развивающие:
развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции;
совершенствовать умения учащихся правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
формировать умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
развивать ручную моторику; улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования;
развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление, представление и воображение.
развивать умение выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изобразительному искусству;
воспитывать в детях эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство является одним из предметов, приобщающих детей с интеллектуальными нарушениями, к миру художественной культуры; умению замечать прекрасное в окружающей жизни и передавать это посредством изобразительной деятельности.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП «Изобразительное искусство» включают освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по изобразительному искусству определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметные:
Минимальный уровень:
различать и знать названия цветов;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя).
Достаточный уровень:
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.
Личностные результаты:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т. п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т. п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т. д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т. д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т. п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т. д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезани т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем –основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (гжельская, городецкая, жостовская роспись и т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Распределение учебных часов по разделам рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство» осуществляется следующим образом:
№ | Наименование раздела | количество часов |
1 | Подготовительный период обучения | 1 |
| Обучение композиционной деятельности | 9 |
2. | Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 12 |
3. | Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи | 5 |
4. | Обучение восприятию произведений искусства | 7 |
| Итого: | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Изобразительное искусство» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы.
Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке по результатам выполнения практических заданий.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
Начиная со второго полугодия 2 класса учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Критерии оценивания работ учащихся.
Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, работа выполнена аккуратно.
Оценка «4», если в работе допущены незначительные ошибки, допущены небольшие отклонения.
Оценка «3», если в работе допущены значительные ошибки. Работа выполнена небрежно. Ошибки идентичного характера считаются за одну.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф).
Технические средства: компьютер, интерактивная школьная доска, проектор.
Дидактические материалы: изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их изготовлению; комплекты сюжетных и предметных картинок; репродукции картин; книги с иллюстрациями И. Билибина, набор геометрических фигур.
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, таблицы, демонстрационные таблицы, компьютерные презентации, фрагменты аудио- и видеозаписей, муляжи овощей и фруктов, разделочные доски; предметы кухонной утвари с хохломской, городецкой, косовской росписью.
Расходные материалы: кисти, рабочие альбомы, баночки-непроливайки для воды, ножницы, пластилин, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; клей ПВА-роллер, бумага (цветная, картон, цветной ватман и др.), картон (белый, цветной, различной плотности), карандаши (простые, цветные), восковые мелки, фломастеры, краски (акварель, гуашь, пальчиковые краски).
Комплект мультимедийного обучающего оборудования EduQuest.
Учебник М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» (3 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ)
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия. | Методическое обеспечение урока, оборудование | Коррекционная работа |
| Подготовительный период обучения - 1 час | | | |||
Аппликация из обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу». Дорисовывание. | 1 | Беседа о правилах посадки за столом и правильном расположении изобразительной поверхности на столе. Беседа об изменениях в неживой природе с приходом осени, погода летом (сравнить и обосновывать разницу между состоянием природы летом и осенью) Рассматривание образца и обсуждение приёмов и способов предстоящей работы. Пальчиковая гимнастика. Показ на доске последовательности выполнения работы. Практическая работа. Подбор бумаги для аппликации. Дорисовывание стволов и веток деревьев. Обсуждение выполненных работ. | Обрывная аппликация; стволы, ветки деревьев. | Сюжетные картины с изображением осени. Образец выполненной работы. Картины художников по теме. Краски, альбом, карандаши, кисти. | Развитие мышления через планирование предстоящей работы; развитие мелкой моторики пальцев рук через выполнение практической работы (отрывание, рисование) | |
| Обучение восприятию произведений искусства – 1 час | | | | ||
Что видят художники, чем они любуются? | 1 | Беседа о профессии художника. Рассматривание и беседа по картинам: И. Шишкина, К. Моне, В. Сурикова, Рембранта, И. Айвазовского. Беседа «Как и о чем создаются картины». Показ на доске последовательности выполнения рисунка. Практическая работа детей. Рисование картинки глядя на предложенный учителем образец. Рассматривание выполненных работ, отбор лучших работ. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Буйство красок») – задания «Цветные танцы». | Листопад, заморозки, перелетные птицы, клин, журавли. | Презентация картин художников И. Шишкина, К. Моне, В. Сурикова, Рембранта, И. Айвазовского. Краски, альбом, карандаши, кисти. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия при анализе цветов, используемых художниками, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 3 часа | | | | ||
Изображение предметов с натуры и по памяти. Неваляшка. | 1 | Узнавание и называние различных геометрических форм и фигур Беседа о различных способах изображения предметов (с натуры и по памяти). Рассматривание неваляшки, анализ формы фигур и линий. Практическая работа по рисованию неваляшки по памяти. Анализ выполненных работ. | Неваляшка, набор геометрических тел, предмет, форма, фигура, натура, по памяти | Сюжетные картины. Краски, альбом, карандаши, кисти. | Развитие зрительного восприятия, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
Изображай с натуры и по памяти. Дорисовывание картинок. | 1 | Организация рабочего места . Повторение правил ТБ. Игра «Узнай игрушку». Беседа о симметричных предметах Анализ рисунков. Показ на доске последовательности выполнения работы – дорисовывание картинки. Практическая работа по дорисовыванию картинок простым карандашом. Анализ выполненных работ и исправление ошибок. | Ваза, пирамидка, кактус, бабочка, снеговик, кот, ваза с фруктами, симметрия. | Для каждого ученика: половинки картинок. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия через анализ форм и фигур при дорисовывании предметов | |
Листья осенью. Рисование листьев берёзы, дуба и шиповника. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание и обсуждение картин Л. да Винчи и Ф. Толстого. Рассматривание натуральных листьев берёзы, дуба, липы, шиповника. Изучение цвета и формы. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – задания «Деревья и листья». Практическая работа по образцу. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому. Выставка рисунков. | Л. да Винчи, листья, рисование по точкам, раскрашивание «по- сырому». | Презентация картин Л. да Винчи, Ф. Толстого. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти карандаш, ластик Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия цвета и формы предмета через рисование по образцу, самоконтроля и самооценки. | |
| Обучение композиционной деятельности – 1 час | | | | ||
Цвет листьев зеленый — светлый и тёмный. Аппликация с дорисовыванием «Листья берёзы на солнышке и в тени». | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание картины А. Иванова «Ветка», выявление оттенков зелёного цвета. Беседа об основных цветах и их оттенках. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Буйство красок») – задания «Как создается новый цвет». Изготовление аппликации по плану. Анализ выставленных работ. Составление рассказов о выполненной работе. | Цвета, оттенки, светлый, тёмный. | Заготовки с нарисованным деревом. Ножницы, клей Цветные карандаши. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие мышления при выделении этапов работы в соответствии с поставленной целью. Развитие и коррекция мелкой моторики рук через выполнение аппликации | |
| Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 2 часа | | | | ||
Листья теплых цветов. Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание и обсуждение оттенков зелёного цвета. Беседа о свойствах акварельных красок. Определение цветов, необходимых для работы. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Буйство красок») – задания «Как создается новый цвет». Работа кистью и красками, получение новых цветов путём смешивания на палитре основных цветов. Упражнения в смешивании цветов на палитре (Жёлтого и зелёного). Практическая работа по рисованию листьев по заготовке. Анализ выставленных работ. | Тёплый и холодный оттенки зелёного, палитра, смешивание, акварель. | Заготовки с веткой с листьями берёзы. Образец выполненной работы. Мультимедийное оборудование EduQuest Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия через различение оттенков одного цвета, мелкой моторики, пространственной ориентации при работе на листе бумаги | |
Листья холодных цветов. Веточка с листьями в тени. Рисование | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание и обсуждение холодных оттенков зелёного цвета. Беседа о свойствах акварельных красок. Определение цветов, необходимых для работы. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Буйство красок») – задания «Как создается новый цвет». Работа кистью и красками, получение новых цветов путём смешивания на палитре основных цветов (синего и зелёного) Упражнения в смешивании цветов на палитре. Практическая работа по рисованию листьев по заготовке. Анализ выставленных работ. | Тёплый и холодный оттенки зелёного, палитра, смешивание, акварель. | Заготовки с веткой с листьями берёзы. Образец выполненной работы. Мультимедийное оборудование EduQuest. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия через различение оттенков одного цвета. Развитие глазомера через умение воспринимать и передавать форму предметов, пропорции и конструкцию. | |
| Обучение восприятию произведений искусства – 1 час | | | | ||
Картина «Пейзаж». Рисование деревьев, расположенных близко, далеко. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание произведения художников, изобразивших пейзаж: В. Серова, Н. Ромадина, И. Левитана, С. Чуйкова, А. Саврасова, И. Айвазовского, Н. Крымова, И. Шишкина. Беседа о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.) Знакомство с понятием пейзаж. Выделение «лишней» картины. Показ учителем последовательности выполнения работы. Самостоятельная работа детей. | Художник, пейзаж. | Сюжетные картинки по теме. Презентация с картинами художников. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие мышления через сравнение картин и выявление общих и отличительных черт, через объединение картин в группу «пейзаж». | |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 5 часов | | | | ||
Деревья и дома в пейзаже расположенные близко, далеко. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание картин художников-пейзажистов, беседа о способах построения рисунка, настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом. Беседа по созданию рисунка - расположение изображения в с учетом планов (дальний, передний). Рисование. Практическая работа по показу учителя. | Дальний, передний. | Сюжетные картинки по теме. Презентация с картинами художников. Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия при анализе цветов, используемых художниками, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
Картина «Натюрморт». | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа на тему: «Пейзаж, портрет, натюрморт»; Рассматривание картин И. Хруцкого, Ф. Снейдерса, И. Машкова, П. Кончаловского, В. Стожарова (натюрморт). Рассматривание и анализ расположения предметов для рисования. Натюрморт. Упражнения в расположении предметов. Расположение альбомного листа. Разметка расположения предметов на листе. Практическая работа. Придумывание названий своим картинам. | Натюрморт. | Предметы для натюрморта: чашка, лимон. Иллюстрации с пейзажем, портретом, натюрмортом. Иллюстрации натюрмортов. | Развитие мышления через сравнение картин и выявление общих и отличительных черт, через объединение картин в группу «натюрморт». | |
Портрет человека. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание картин О. Кипренского, П. Заболотского, М. Нестерова, В. Серова, Б. Кустодиева, Н. Кузнецова.И. Крамского, И. Репина. Рассказ учителя о работе скульптора с просмотром работ. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Детки-конфетки») – задания «Мое тело» Практические работы детей. Дорисовывание портретов по образцу. Срисовывание картинок с образца. Выставление готовых работ. | Портрет, лицо, нос, губы, глаза, брови, | Презентация с портретами и образцами работ. Заготовки. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие мышления через сравнение картин и выявление общих и отличительных черт, через объединение картин в группу «портрет». | |
Лепка и рисунок портрета. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа на тему: «Материалы, используемые художником (краски, карандаши, глина)». Сравнение работ, выполненных акварелью и пластилином. Анализ образца. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Детки-конфетки») – задания «Мое тело поближе» Расположение альбомного листа. Практическая работа. Сравнение работы, выполненной пластилином с акварелью. | Рисование, лепка. Акварель. пластилин. | Пластилин. Акварель. Образец работы. Иллюстрации картин, выполненных разными материалами. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие и коррекция точности движений через лепку и рисование | |
Автопортрет. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание автопортретов В. Тропинина, И. Левитана, В. Сурикова, В. Ван Гога, З. Серебряковой, А. Пушкина. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Детки-конфетки») – задания «Автопортрет» Показ последовательности выполнения работы. Практические работы детей. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. | Автопортрет. | Презентация с автопортретами. Зеркало. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия через анализ формы, цвета; коррекция глазомера. | |
| Обучение композиционной деятельности – 1 час | | | | ||
Новогодняя ёлка. Дед Мороз и Снегурочка. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание иллюстраций с изображением Нового года. Беседа по содержанию. Рассказ учителя «Откуда пришла традиция украшать новогоднюю елку?» Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – задания «Сюжеты о временах года» Рассматривание образца елочки и определение, из каких частей она состоит. Объяснение последовательности рисования. Практические работы детей. | Украшение. Праздник. Новый год, ёлка, флажки, снежинки. Хвойные деревья. Ёлка, сосна. | Сюжетные картинки по теме. Гуашь, кисть. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Обучение восприятию произведений искусства – 1 час | | | | ||
Художники - о тех, кто защищает Родину. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о художниках, которые рисуют картины о защитниках Родины; Рассматривание картин художников В. Васнецова, М. Врубеля, П. Корина, И. Билибина. Рассматривание атрибутов богатырей (шлем, копьё, щит). Практическая работа. Рисование богатырской атрибутики. Составление рассказа по картине художника. Выставление работ. | Щит, шлем, копьё, Родина, защитники. | Картинки художников. Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия при анализе и передаче в рисунке формы предметов, глазомера, мелкой моторики рук, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Обучение композиционной деятельности – 3 часа | | | | ||
Рисование добрых героев сказки. | 1 | Беседа о добрых и злых героях сказки с рассматриванием картин И. Билибина, М. Врубеля. Рассматривание и называние частей лица человека (натурщика). Беседа о приёмах передачи эмоций с помощью черт лица человека. Практическая работа по показу учителя. Рисование доброго героя сказки. Самостоятельные работы детей. | Тело человека. Голова, лицо, брови, губы, фигура. | Картинки художников. Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Коррекция и развитие логического мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного. | |
Рисование злых героев сказки. | 1 | Рассматривание картинок с изображением зайца и называние частей тела. Анализ форм тела зайца и сопоставление с геометрическими фигурами. Объяснение последовательности рисования. Практические работы детей. Анализ работ. | Заяц. Туловище, голова, лапы, хвост, уши. | Картинка с изображением зайца. Образец работы. | Развитие зрительного восприятия через передачу цвета в рисунке | |
Рисование и лепка фигуры человека в движении. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание и называние частей тела человека. Рассматривание и анализ картин с изображением человека в движении. Лепка фигурки человека с разным положением частей тела. Выполнение зарисовок вылепленных фигурок. | Человек, фигура, движение, каркас. | Картинки с изображениями видов спорта. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, внимания, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Обучение восприятию произведений искусства – 1 час | | | | ||
Как изображают море. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о художниках-маринистах. Рассматривание и обсуждение их картин. Составление рассказа по картине И. Айвазовского. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Буйство красок») – задания «Заколдованная кисточка» Рисование акварелью по- сырому. | Море, маринист, морской пейзаж, волна, буря, техника по-сырому. | Кусочки поролона. Презентация с картинами Айвазовского. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия путём различения оттенков одного цвета. | |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 2 часа | | | | ||
Как изображают животных. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о художниках-анималистах. Рассматривание скульптур и картин с изображением животных. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – задания «Животные» Зарисовка частей тела животного. Дорисовывание. Рисование по памяти. | Скульптор, анималист, животное. | Скульптуры животных. Презентация с картинами с изображением животных. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительной памяти через изображение фигур животных | |
Рисование и лепка жирафа. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассказ учителя о животных Африки. Рассматривание животного, обсуждение пропорций тела животного. Практическая работа учащихся: лепка, рисование. | Жираф, Африка, шея, рожки, ушки. | Предметные картинки. Презентация. | Развитие мелкой моторики рук, точности движений через лепку и рисование. | |
| Обучение композиционной деятельности – 1 час | | | | ||
Декоративное рисование. Открытка с 23 февраля | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание открыток. Объяснение последовательности в выполнении структуры узора, выбора формы и цвета составных частей; правильном расположении элементов оформления по всему листу бумаги. Объяснение и показ последовательности рисование поздравительной открытки к 23 февраля. Практическая работа. | Открытка. Праздник. 23 февраля | Открытки. Акварельные краски, образцы работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного, развитие пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час | | | | ||
Насекомые. Стрекоза. Лепка, рисование | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассказ учителя о насекомых. Рассматривание и называние различных насекомых и их признаков. Дорисовывание половинок насекомых с соблюдением симметрии рисунков. Раскрашивание картинок. | Насекомые. | Предметные картинки. Презентация. | Развитие мышления через анализ и синтез формы недостающих частей, развитие глазомера через лепку. | |
| Обучение композиционной деятельности – 1 час | | | | ||
Декоративное рисование поздравительной открытки к 8 Марта | 1 | Рассматривание открыток. Объяснение последовательности в выполнении структуры узора, выбора формы и цвета составных частей; правильном расположении элементов оформления по всему листу бумаги. Объяснение и показ последовательности рисование поздравительной открытки к 8 Марта. Практическая работа. | Открытка. Праздник. 8 марта. | Открытки. Акварельные краски, образцы работы. | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного, развитие пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 3 часа | | | | ||
Народное искусство. Части узора гжельской росписи. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о народных художественных промыслах. Беседа на тему «Гжельская роспись». Рассматривание предметов, украшенных Гжельской росписью. Выделение элементов Гжельской росписи. Упражнения в рисовании элементов Гжельской росписи. Практические работы детей. Рисование элементов узоров. Организация выставки работ. | Народный художественный промысел. Городецкая роспись. | Презентация «Народные промыслы». Образец выполненной работы. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, внимания, пространственной ориентации на листе бумаги. | |
Роспись чашки гжельской росписью. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов. Знакомство с изделиями гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек. Закрепление приёмов работы гуашью (смешивание цвета) | Гжель, кайма, гуашь, смешивание. | Силуэты чашек. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия через анализ используемых цветов и различения оттенков цвета | |
Украшение тарелки гжельской росписью. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов. Знакомство с изделиями гжельских мастеров. Обучение расписыванию тарелки, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек. Закрепление приёмов работы гуашью (смешивание цвета) | Гжель, кайма, гуашь, смешивание. | Силуэты тарелок. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного. | |
| Обучение композиционной деятельности – 1 час | | | | ||
Рисование на тему: «Праздник Победы» | 1 | Беседа о праздновании 9 мая Дня Победы. Разучивание стихотворения к празднику. Знакомство с умением соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Показ последовательности выполнения рисования. Практические работы детей. Выставление готовых работ на стенде. | День Победы. Открытка. | Сюжетные картинки по теме. Образец работы. Акварель, кисть, альбом. | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного, развитие пространственной ориентации на листе бумаги. | |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час | | | | ||
Улица города. Люди на улице города. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание картин с изображением городов, улиц, пешеходов, транспорта. Обучение составлению описательного рассказа. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Мир вокруг меня») – задания «Мир транспорта» Повторение правила поведения пешеходов на улице. Практическая работа. Рассказы учащихся по описанию картин. | Город, улица, пешеходы, транспорт, тротуар, светофор, животные. | Презентация с картинами. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие связной речи при построении рассказа по иллюстрации | |
| Обучение композиционной деятельности – 1 час | | | | ||
Рисунок по описанию. Улица города. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Обсуждение картин художников, рассматривание, обсуждение, наблюдение. Составление композиции рисунка. Обсуждение замысла, сюжета. Практическая работа детей по этапам. Выбор цвета. | Сюжетные картинки | Презентация с картинами. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия через построение композиции рисунка | |
| Обучение восприятию произведений искусства – 3 часа | | | | ||
Цвета, краски лета, цветы лета. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о лете. Обсуждение ярких красок лета. Рассматривание картин художников И. Шишкина, Г. Мясоедова, К. Маковского, А. Шилова. Составление рассказов по картинкам. Беседа на тему; «Бережное отношение к природе». Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – задания «Сюжеты о временах года» Подбор красок, смешение с помощью палитры. Рисование цветов. | Рисунки детей на тему «Лето». | Образец работы. Презентация с картинами художников. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Мультимедийное оборудование EduQuest | Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного. | |
Венок из цветов и колосьев. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о цветах лета. Отгадывание загадок о цветах. Называние цветов, используемых художниками, чтобы передать настроение. Показ и объяснение последовательности выполнения работ Практические работы учащихся. Выставка работ детей. | Сюжетные картинки | Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик | Развитие зрительного восприятия через распознавание цветов летней картины, подбор красок, их смешение | |
Рисование. Бабочка на цветке. | 1 | Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа по картинам о лете А.Куинджи «Берёзовая роща», А.Пластов «Летом». Объяснение последовательности изображения объектов природы; правильном расположении предметов оформления по всему листу бумаги. Практическая работа детей. Выставление работ детей и их анализ. | Лето. Пейзаж. | Сюжетные картинки по теме. Альбом, гуашь, мелки, карандаши. Мультимедийное оборудование EduQuest | Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, внимания, художественно-творческого мышления, пространственной ориентации на листе бумаги. |
Кузнецова Татьяна Валериевна