Рабочая программа учебного предмета «География» для 10 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9
«СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР ________________________ «____» ___________ 20 г. | | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ СШ № 9 ________________________ «____» ___________ 20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета: «География»
Ступень обучения (класс) 10 класс
основное общее образование
Количество часов: 68
Уровень: базовый
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИНИЯ «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»
Учитель: Грибова Анна Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа по географии включает шесть разделов.
1. Пояснительная записка. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики географии как учебного предмета. Общая характеристика курса географии, включающая ценностные ориентиры географического образования. Место курса географии в базисном учебном плане.
2. Результаты освоения курса географии — личностные, метапредметные и предметные.
3. Содержание курса географии представляет собой первую ступень конкретизации положений фундаментального ядра содержания основного общего образования. Планируемые результаты изучения курса географии.
4. Критерии контроля и нормы оценочной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является - оценка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
5. Обеспечение образовательного процесса (УМК)
6. Календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «География» в 10-11 классах разработана на основе документов и нормативных актов:
Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов»; Примерная общеобразовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Уставом МБОУ СШ № 9;
Учебным планом МБОУ СШ № 9.
ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МБОУ СШ № 9
примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Программа разработана с учетом Примерной программы по географии Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина, «Просвещение» Москва 2016; Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—11 классы.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 10-11 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
На изучение курса географии 68 ч в 10 классе.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно – культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Одной из важнейших задач курса, является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира
Формы организации образовательного процесса: Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); работа с контурными картами.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ.
В соответствии с ФГОС, личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса географии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ (10 Ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Практические работы:
1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории.
2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).
3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (5 Ч)
Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.
Практическая работа: Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».
ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ (5 Ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых.
Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Практические работы:
1.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.
3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.
ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ (4 Ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.
Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Практическая работа: Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (9 Ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический
баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Практические работы:
1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.
2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).
3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».
4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).
ТЕМА 6. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ (26 Ч)
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка. Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практические работы:
1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека.
2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).
3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).
ТЕМА 7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (5 Ч)
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
Практические работы:
1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.
2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы.
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» не ставится
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» не ставится
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» не ставится
ОЦЕНКА РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ ПО КОНТУРНОЙ КАРТЕ
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ РАБОТ
88-100% - правильных ответов оценка «5»
62-87% - правильных ответов оценка «4»
37- 61% - правильных ответов оценка «3»
0– 36% - правильных ответов оценка «2»
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Пособие УМК:
Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 10–11 классы
Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 10–11 классы
Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы
4. Новый атлас России. Москва ПКО «Картография» 2016
5. Все о странах мира. Санкт-Петербург «Кристалл»; Москва «Оникс» 2015
Интернет ресурсы:
http://nashol.com/tag/testi-po-geografii/ Методические материалы для учителей
http://reshuege.ru/ - Педагогическая планета.
http://school-collection.edu.ru/news/novoe/?page=8 – Цифровые образовательные ресурсы
http://planeta.tspu.ru/ - Центр новых образовательных ресурсов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9
«Рассмотрено» РМО учителей географии ________________________ «____» ___________ 2020г. | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР ________________________ «____» ___________ 2020г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ СШ № 9 ________________________ «____» ___________ 2020 г. |
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного предмета: «География»
Ступень обучения (класс) 10 класс
2 ч в неделю
Всего 68 часов (из них 2 часа резервного времени)
Учитель: Грибова Анна Алексеевна
Дата | № урока | Тема урока | Д/з | Примечание | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК И РЕСУРСЫ ЗЕМЛИ (10 Ч) | ||||||||
| 1 | От древности до наших дней. Современное освоение планеты. Практическая работа. | § 1-2 стр. 7 з. 6-7, стр. 11 з. 7-8 | Практическая работа: Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. | Понятие о географической (окружающей) среде. Познание глубокой связи между человечеством и природой — миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития цивилизации. Возрастание антропогенного давления на Землю в ХХ—XXI вв. | Выявлять масштабы освоения континентов Земли путём анализа географических карт (климатических, плотности населения мира, специализации сельского хозяйства и др.). Объяснять различия в истории заселения, освоения и развития территорий | ||
| 2 | Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа. | § 3 стр. 16 з. 1-7 устно, 8-9 письменно | Практическая работа: Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). | Понятие о ресурсообеспеченности. Виды природных ресурсов. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Минеральные ресурсы. Обеспеченность стран топливными ресурсами — нефтью, газом, углём и рудными ископаемыми. Земельные ресурсы. Структура земельного фонда мира. Изменение площади обрабатываемых земель. Опустынивание. Водные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы и перспективы их использования. Биологические ресурсы. Лесные ресурсы, их размещение по регионам и странам; масштабы обезлесения. Ресурсы Мирового океана и их роль в жизни человечества; марикультура. Климатические и космические ресурсы. Солнечная и ветровая энергия. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы — основа отдыха и туризма | Устанавливать с помощью географических карт страны, располагающие наиболее широким ассортиментом природных ресурсов. Составлять конспективно-справочную таблицу с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран. Определять по формуле ресурсообеспеченность (общую и на душу населения) конкретных стран каким-либо видом природных ресурсов. Оценивать обеспеченность отдельных стран минеральными ресурсами. Составлять картосхему крупнейших нефтегазоносных провинций мира. Определять с помощью почвенной карты мира страны и регионы, обладающие наиболее плодородными почвами. Составлять сравнительную характеристику обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями. Выявлять масштабы опустынивания, используя интернет-ресурсы и космические снимки. Устанавливать с помощью различных источников информации обеспеченность крупных регионов мира ресурсами пресной воды. Составлять сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира. Устанавливать местонахождение (с указанием государственной принадлежности) интенсивно осваиваемых в настоящее время: а) пустынных и полупустынных районов Азии, Африки и Австралии; б) арктических и субарктических территорий; в) предгорных и горных районов мира; г) территорий, занятых влажными тропическими лесами и аваннами; д) шельфовых акваторий Мирового океана. Составлять классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Осуществлять поиск статистической информации в Интернете, оценивать её достоверность. Формулировать выводы о роли природных ресурсов в жизни человечества. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Обсуждать в группах проблемы рационального использования природных ресурсов и применения сберегающих технологий. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | ||
| 3 | Ископаемые ресурсы | § 4 стр. 20 з. 6, 8-9 письменно | |||||
| 4 | Земельные ресурсы | § 5 стр. 24 з. 6-8 устно, 9-10 письменно | |||||
| 5 | Водные ресурсы | § 6 стр. 29 з. 1-6 устно, 7-8 письменно | |||||
| 6 | Лесные ресурсы | § 7 стр. 34 з. 8-9 письменно | |||||
| 7 | Ресурсы Мирового океана | § 8 стр. 39 з. 7-9 письменно | |||||
| 8 | Другие виды ресурсов | § 9 стр. 43 з. 7-9 письменно | |||||
| 9 | Природопользование и устойчивое развитие. Практическая работа | § 10 стр. 46 з. 5 | Практическая работа: Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета. | Загрязнение и охрана окружающей среды. Количественное и качественное загрязнения. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Усилия мирового сообщества по охране окружающей среды Географическое ресурсоведение и область его изучения. Геоэкология | Осуществлять поиск информации в Интернете о загрязнении окружающей среды и путях решения проблем загрязнения почв, вод и атмосферного воздуха, оценивать её достоверность. Формулировать выводы о роли природоохранной деятельности и экологической политики в решении проблем охраны окружающей среды. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Выявлять проблемы взаимодействия общества и природы | ||
| 10 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (5 Ч) | ||||||||
| 11/1 | Формирование политической карты мира | § 20 стр. 89 з. 6, 8-9 письменно | | Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад СССР (1991 г.) — эпохальное событие на политической карте мира последних десятилетий. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Группировка стран мира. Основные типы стран и критерии их выделения. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны. Экономические и социальные контрасты | Объяснять и оценивать изменения на политической карте мира. Составлять таблицу «Этапы формирования политической карты мира». Наносить на контурную карту страны, образовавшиеся в результате распада СССР и мировой социалистической системы. Объяснять различия в темпах и уровнях экономического развития стран и регионов мира. Характеризовать различные социальноэкономические модели на примере типичных стран мира. Выявлять географические аспекты экономической и социальной неоднородности стран и регионов мира, используя статистические данные и географические карты. Характеризовать типологические группы стран («развитые страны», «развивающиеся страны», «новые индустриальные страны»). Подбирать и систематизировать информацию, осуществлять поисковый запрос по изучаемой теме. Комментировать информацию о центрах экономической мощи в мире в картографической и/или табличной форме | ||
| 12/2 | Государство – главный объект политической карты | § 21 стр. 93 з. 9-10 письменно | Практическая работа: Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления». | Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Территория и границы государства. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы административно-территориального устройства — унитарные и федеративные государства | Систематизировать информацию о территории, границах, формах правления и государственного устройства стран мира. Составлять таблицу «Государственный строй стран мира». Представлять информацию в вербальном и невербальном виде (сообщения, диаграммы, картосхемы, электронные презентации). Наносить на контурную карту крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы | ||
| 13/3 | Типы государств. Практическая работа | § 22 стр. 97 з. 6-9 письменно | |||||
| 14/4 | Политическая география и геополитика | § 23 стр. 102 з. 6-9 письменно | | Понятие о политической географии. Политико-географическое положение стран и регионов. Геополитика. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны. Отношения России со странами Запада | Характеризовать политико-географическое положение стран и регионов. Оценивать текущие геополитические процессы в мире на основе материала учебника, ресурсов Интернета. Характеризовать основные геополитические проблемы, определять причины их возникновения и последствия развития. Отбирать, интерпретировать и представлять информацию в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор) Выявлять влияние международных отношений на политическую карту мира. Устанавливать по разным источникам информации очаги напряжённости и конфликтов в современном мире. Выявлять и обсуждать в группе роль и место России в наиболее значимых геополитических ситуациях современности. Отличать факты от суждений, мнений, оценок. Формулировать собственное мнение, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при выработке общего решения | ||
| 15/5 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
ТЕМА 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ (5 Ч) | ||||||||
| 16/1 | Рост населения Земли | § 11 стр. 52 з. 6-9 письменно | Практическая работа: Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. | Рост численности населения Земли — от медленного до ускоренного. Численность населения в разных регионах и странах мира. Воспроизводство населения и его типы. Депопуляция. Депопуляционные процессы в развитых странах. Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения как комплексное понятие. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс человеческого развития (ИЧР) | Объяснять динамику численности населения мира в разные исторические периоды. Строить столбчатую диаграмму «Рост численности населения Земли от древности до наших дней». Сравнивать процессы воспроизводства населения в разных регионах мира. Прогнозировать на основе анализа статистических данных тенденции и последствия изменения демографической ситуации в отдельных регионах мира. Сравнивать уровень и качество жизни в разных странах и регионах мира. Анализировать на основе статистических данных различия в ИЧР | ||
| 17/2 | Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа | §13 доделать работу, стр. 59 з. 1-9 устно | Практическая работа: Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. | Возрастно-половой состав населения мира. Этнический, языковый и религиозный состав населения мира, крупных стран и регионов. | Определять по статистическим данным возрастной и половой состав населения стран мира. Сравнивать и объяснять различия между возрастно-половыми пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения. Устанавливать с помощью географических карт ареалы проживания крупнейших народов и распространения основных языков. | ||
| 18/3 | Этническая и языковая мозаика | § 12 стр. 55 з. 6-7 | |||||
| 19/4 | Расселение: жители городов и деревень. Практическая работа. | § 14 стр. 63 7-11 - письменно | Практическая работа: Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира. | Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Миграции населения: их виды и география. Внутренние и внешние миграции. Современные миграционные процессы в мире. Основные миграционные потоки. Проблема социальной адаптации иммигрантов в разных странах мира и в России. Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Специфика сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Влияние урбанизации на окружающую среду | Выявлять закономерности размещения населения в разных регионах и странах мира. Устанавливать с помощью географических карт регионы с высокой плотностью населения; объяснять причины их возникновения. Выявлять виды экстремальных условий, неблагоприятных для расселения населения. Устанавливать с помощью географических карт и объяснять направления основных миграционных потоков. Характеризовать миграционные процессы примере отдельных стран и регионов. Отбирать и систематизировать информацию о социальной адаптации иммигрантов в разных странах мира и в России. Объяснять влияние миграций на рынок труда. Сравнивать структуру занятости экономически активного населения в крупных странах и регионах мира. Оценивать тенденции изменения структуры занятости населения в экономиках различных стран мира на основе статистических данных. Строить на контурной карте картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира. Составлять таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация». Объяснять различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий. Оценивать влияние урбанизации на окружающую среду. Наносить на контурную карту крупнейшие городские агломерации мира. Составлять словарик новых терминов по изученной теме | ||
| 20/5 | Миграция населения | § 15 стр. стр. 66 з. 1-5 устно, 6 письменно | | ||||
ТЕМА 4. ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ, РЕЛИГИЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ (4 Ч) | ||||||||
| 21/1 | Что изучает география культуры | § 16 стр. 72 з. 8-10 письменно | Практическая работа: Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору). | Мировые и национальные религии. Территориальное распространение христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий | Устанавливать с помощью географических карт ареалы мировых религий. Наносить на контурную карту наиболее известные религиозные центры мира (Ватикан, Мекка, Медина, Сергиев Посад, Лхаса, Вифлеем, Иерусалим, Солт-Лейк-Сити, Пушкар и др.). Отбирать и сравнивать статистические показатели, используя материалы учебника, ресурсы Интернета, оценивать достоверность информации | ||
| 22/2 | География религий | § 17 групповые задания | |||||
| 23/3 | Цивилизации Востока и Запада | Доделать работу | |||||
| 24/4 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
ТЕМА 5. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (9 Ч) | ||||||||
| 25/1 | Научно-техническая революция | Стр. 107 -109 индивидуальные задания | Практические работы: 1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору). | Понятие о научно-технической революции (НТР); её характерные черты и составные части. Наука в эпоху НТР. Техника и технология: два пути развития. Функции техники и технологии. Главные направления развития производства. Роль НТР в создании глобального информационного пространства. Геоинформационные системы (ГИС) | Выявлять основные черты научно-технической революции. Составлять таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР». Находить и систематизировать информацию о влиянии НТР на структуру производства и на самого человека, оценивать её достоверность. Обсуждать использование геоинформационных систем в географической науке | ||
| 26/2 | Мировая экономика: ее состав, динамика, глобализация. | § 24 стр. 109 з. 7-8 | Понятие о мировом хозяйстве. Международное географическое раз деление труда. Отрасль международной специализации — результат географического разделения труда. Международная экономическая интеграция как сотрудничество национальных экономик разных стран. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА, АСЕАН). Понятие о глобализации. Транснациональные корпорации — движущая сила глобализации. Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические и научно-технические. Глобальные города | Выявлять особенности международного географического распределения труда. Характеризовать различные формы мирохозяйственных связей. Объяснять причины возникновения международных отраслевых и региональных союзов. Наносить на контурную карту региональные экономические группировки. Систематизировать информацию о крупнейших мировых фирмах и ТНК в табличной форме. Приводить примеры глобальных городов. Создавать устное или письменное высказывание/текст (тезисы, сообщение, реферат, доклад, обзор) о транснациональных корпорациях. Использовать разные источники информации для получения дополнительных знаний по изучаемой теме | |||
| 27/3 | Международное разделение труда | § 25 стр. 113 з. 5-7 | Типы хозяйственной структуры общества: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Отраслевая структура мировой экономики. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Динамика и тенденции её развития в начале XXI в. Пространственные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика | Анализировать динамику отраслевой структуры мировой экономики на протяжении исторического периода. Представлять информацию о структуре мировой экономики в виде схемы или диаграммы. Сравнивать на основе статистических данных отраслевую и территориальную структуры экономик различных стран мира. Наносить на контурную карту главные центры мирового хозяйства. Обсуждать тенденции изменения и перспективы развития мирового хозяйства | |||
| 28/4 | Горнодобывающая промышленность. Энергетика | § 26 стр. 120 з. 6-8 письменно | Отрасли мировой экономики. Промышленность — ведущая отрасль материального производства. Основные сдвиги в отраслевой структуре промышленности в эпоху НТР. Территориальная структура мировой промышленности: размещение крупных промышленных районов. Топливно-энергетическая промыш - ленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Нефтяная, газовая, угольная промышленность — основа мировой энергетики. Нефте добывающие страны и регионы. Электроэнергетика. Структура выработки электроэнергии в мире. Горнодобывающая промышленность и её доля в мировом производстве. Основные горнодобывающие страны. Металлургическая промышленность. География чёрной металлургии. Мировые лидеры по выплавке стали. География цветной металлургии. Крупнейшие районы медной промышленности. Алюминиевая промышленность. Главные страны — производители бокситов. Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Изменения в территориальной структуре мирового машиностроения. Главные машиностроительные регионы. Химическая промышленность. Главные регионы мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География лесной и деревообрабатывающей промышленности. Северный лесной пояс. Основные страны — производители продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности. Южный лесной пояс. Главные ареалы лесной промышленности. Лёгкая промышленность. Изменения в географии лёгкой промышленности. Текстильная промышленность. Главные регионы мировой текстильной промышленности. Промышленность и её влияние на окружающую среду | Характеризовать отрасли мировой экономики, отмечая их специфические черты. Объяснять факторы размещения отраслей, используя географические карты. Сравнивать страны мира по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Выделять первую десятку стран — лидеров по добыче и производству основных видов продукции (добыче нефти и газа, производству электроэнергии, выплавке металла). Составлять характеристику отдельных отраслей, используя типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства, карты атласа, ресурсы Интернета. Составлять таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделять страны — лидеры по производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, используя гео графические карты, статистический материал. Составлять диаграмму «Страны, занимающие первое — третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Выделять основные черты сухопутного, водного и воздушного транспорта мира. Сравнивать страны мира по показателю обеспеченности транспортной сетью. Составлять таблицу, отражающую воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду. Устанавливать зависимость специализации районов (стран) в международном и межрайонном географическом разделении труда от особенностей их природных условий и ресурсов. Выявлять основные мировые промышленные районы и центры; основные районы зернового хозяйства мира; крупнейшие мировые транспортные узлы (железнодорожные, морские, воздушные). Представлять информацию в виде картосхем (наносить на контурную карту) и обоснований в устной или письменной (тезисы, справки) форме. Объяснять последовательность логических операций, аргументируя и оценивая правильность своих действий. Определять страны — экспортёры и импортёры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и главных видов сырья; страны, предоставляющие банковские и другие виды международных услуг; районы международного туризма и отдыха. Использовать материалы учебника, ресурсы Интернета, оценивать достоверность информации | |||
| 29/5 | Обрабатывающая промышленность | § 27 стр. 126 з. 6-8 письменно | |||||
| 30/6 | Сельское хозяйство | § 28 стр. 132 . 6-8 письменно | | Сельское хозяйство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Понятие «зелёная революция». Растениеводство. Зерновое хозяйство. Структура зернового хозяйства мира. Главные мировые житницы. Производство других продовольственных и непродовольственных культур. Животноводство. Ведущие отрасли и география мирового животноводства. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство — важная отрасль мирового хозяйства | |||
| 31/7 | Транспорт и сфера услуг | § 29 стр. 138 з. 10-11 письменно | | Транспорт. Мировая транспортная система. Географические различия в мировой транспортной системе. Сухопутный транспорт и его основные виды: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Водный транспорт: морской и речной. Воздушный транспорт — самый динамичный вид транспорта. Транспорт и окружающая среда | | ||
| 32/8 | Мирохозяйственные связи и интеграция | § 30 стр.144 з. 6, 8, 9, 11 - письменно | | Всемирные экономические отношения — «кровеносная система» мирового хозяйства. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Мировая торговля: основные направления и структура. Изменения в структуре мировой торговли. Главные центры мировой торговли. Мировой рынок капитала и его география. Офшорные зоны. Международный туризм | Характеризовать основные направления и структуру мировой торговли. Наносить на контурную карту главные центры мировой торговли, первые десять стран — лидеров по объёму внешней торговли. Показывать на контурной карте крупнейшие международные двусторонние товарные потоки. Использовать материалы СМИ, Интернета, GPS-навигатора, ГИС для сбора и обобщения информации о мировом рынке капитала. Оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных, информационных систем в мировой экономике. Оценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в мировой торговле. Подготавливать и обсуждать учебные проекты в рамках изучаемой темы. Планировать пути достижения поставленной цели и оценивать необходимый ресурс для этого. Контролировать время и оценивать правильность выполнения своих действий. Аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при выработке общего решения | ||
| 33/9 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
ТЕМА 6. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ (26 Ч) | ||||||||
| 34/1 | Как поделено земное пространство. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности | § 31-32 индивидуальные задания | | Экономические и социальные контрасты мира. | Определять факторы лежащие в основе деления крупных регионов мира. Подсчитывать национальное богатство страны. | ||
| 35/2 | Соединенные Штаты Америки | § 33 стр. 160 з. 12-15 | | Соединённые Штаты Америки: территория, границы, географическое положение. Государственный строй. Население и особенности его размещения по территории страны. Мегалополисы США. Хозяйство США и его ведущее место в мировой экономике. Природно-ресурсные предпосылки развития промышленности. Главные отрасли промышленности и промышленные районы, их география. Сельское хозяйство: природные предпосылки, главные отрасли и районы. География транспорта: главные магистрали и узлы. Внешняя торговля. Главные районы отдыха и туризма. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Макрорегионы США: Северо-Восток, Средний Запад, Юг и Запад. Северо-Восток: исключительная роль в жизни страны. Средний Запад — регион крупной промышленности и сельского хозяйства. Юг: «молочный» и «кукурузный» пояса. Запад — динамично развивающийся макрорегион. Калифорния | Характеризовать географическое положение США и регионов страны. Определять роль США и Канады в мировой политике и экономике. Характеризовать при - родные предпосылки для развития хозяйства США и Канады. Сопоставлять страны по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Наносить на контурную карту раны, специализирующиеся на производстве, добыче и экспорте основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Строить столбчатую и круговую диаграммы, показывающие долю страны в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции; проводить анализ. Составлять таблицу «Главные районы чёрной металлургии США». Наносить на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы и пояса, транспортные магистрали и морские порты США. Разрабатывать маршрут индивидуального путешествия по США и Канаде. Осуществлять поиск информации в Интернете по США и Канаде, анализировать её и представлять в виде презентаций (докладов, сообщений) | ||
| 36/3 | Канада | § 34 стр. 165 з. 5-10 письменно | Канада: территория, границы, географическое положение. Государственный строй. Население и особенности его размещения по территории страны. Особенности хозяйства. Внутренние различия. Канадский Север | ||||
| 37/ 4 | Контроль-обобщающий урок | | |||||
| 38/5 | Латинская Америка | § 35 стр. 171 3. 7-11 письменно | Латинская Америка: территория, границы, географическое положение. Государственный строй. Богатство и разнообразие природных условий и ресурсов. Население и особенности его размещения. Крупнейшие города и городские агломерации Латинской Америки. Хозяйство и его территориальная структура. Охрана окружающей среды и экологические проблемы | Характеризовать географическое положение региона и страны. Определять роль региона и страны в мировой политике и экономике. Сопоставлять страны Латинской Америки по богатству и разнообразию полезных ископаемых, по экономической мощи. Наносить на контурную карту страны Латинской Америки, специализирующиеся на производстве основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Строить столбчатую и круговую диаграммы, показывающие долю страны в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Строить картодиаграмму «Доля индейцев в населении отдельных стран Латинской Америки». Разрабатывать индивидуальный маршрут путешествия на автомашине по Панамериканскому шоссе. Создавать устное или письменное высказывание/текст (тезисы, сообщение, реферат, доклад, обзор) о современных проблемах стран Латинской Америки. Отбирать и представлять информацию о регионах и странах мира в виде электронных презентаций. Отбирать и анализировать статистические показатели, используя мат ериалы учебника, ресурсы Интернета, оценивать достоверность информации | |||
| 39/6 | Регионы Латинской Америки | § 36 стр. 175 з. 8-9 письменно | Регионы Латинской Америки их специфика | Составлять комплексную географическую характеристику регионов, отмечая их специфику, в устной или письменной форме. Характеризовать природные предпосылки для развития хозяйства регионов и стан. Составлять и анализировать таблицу «Черты сходства и различий между Мексикой, Бразилией и Аргентиной». Подготавливать и обсуждать электронные презентации о крупнейших городах. | |||
| 40/7 | Контрольно-обобщающий урок | | |||||
| 41/8 | Западная Европа | § 37 стр. 181 з. 10 индивидуальные задания (кроссенс) | Зарубежная Европа: территория, границы, географическое положение, природные условия и ресурсы, население. Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности зарубежной Европы. Сельское хозяйство и его основные типы. Транспорт: главные магистрали и узлы. Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры. Отдых и туризм. Охрана окружающей среды и экологические проблемы | Определять различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. Устанавливать по картам географическое положение, особенности природных условий и ресурсов зарубежной Европы. Анализировать (по картам атласа) экономическую специализацию конкретных стран зарубежной Европы в мировой экономике, обосновывая её предпосылки. Сопоставлять по экономической мощи (общий объём ВВП) страны зарубежной Европы, представляя информацию в виде столбчатой диаграммы. Выявлять экономические и социальные контрасты стран зарубежной Европы. Составлять комплексную географическую характеристику стран разных типов и крупных регионов мира, отмечая их географическую специфику, в устной или письменной (тезисы, справки) форме. Готовить проект «Двухнедельные каникулы в зарубежной Европе». Создавать устное или письменное высказывание/текст (тезисы, сообщение, реферат, доклад, обзор) о современных проблемах зарубежной Европы. Отбирать и представлять информацию о регионах и странах мира в виде электронных презентаций. Отбирать и анализировать статистические показатели, используя материалы учебника, ресурсы Интернета, оценивать достоверность информации | |||
| 42/9 | Германия | § 38 стр. 185 з. 8-10 письменно | | Субрегионы и страны зарубежной Европы. Основные принципы выделения субрегионов. Германия: географическое положение, административно-территориальное устройство, население и его размещение по территории страны, хозяйство и его территориальная структура, внешние экономические связи Географический рисунок расселения и хозяйства. Высокоразвитые районы Лондона и Парижа. Старопромышленные и аграрные районы зарубежной Европы. Районы нового освоения. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства | Определять специфические и типологические черты субрегионов и стран зарубежной Европы. Объяснять критерии выделения географических регионов. Определять по картам и другим источникам информации географическое положение, административно-территориальное устройство, особенности размещения населения, крупные промышленные центр. Выявлять и анализировать внешние экономические связи. Осуществлять поиск информации в Интернете по изучаемой теме, оценивать её достоверность и актуальностьВыявлять по картам особенности расселения и хозяйства зарубежной Европы. Характеризовать культурно-исторические регионы мира (Лондон, Париж и др.). Создавать ментальные карты стран и регионов мира. Представлять информацию в табличной или картографической форме | ||
| 43/10 | Великобритания, Франция | § 39 стр. 189 з. 7-8 письменно § 40 стр. 193 з. 8-11 письменно | |||||
| 44/11 | Южная Европа. Италия. | § 41 стр. 197 з.5-7 | | ||||
| 45/12 | Централь-Восточная Европа. Постсоветский регион. | § 42-43. Индивидуальные задания | | ||||
| 46/13 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
| 47/14 | Зарубежная Азия | § 44 стр.212 з. 8-9, индивидуальные задания | | Зарубежная Азия: территория, границы, географическое положение, природные условия и ресурсы, население, хозяйство. Страны — центры экономической мощи зарубежной Азии: Китай, Япония и Индия, новые индустриальные страны Азии, нефтеэкспортирующие страны Персидского залива, их роль в мировом хозяйстве. Экономические и социальные различия между странами зарубежной Азии. Сельское хозяйство: районы различной специализации. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китай: территория, границы, географическое положение, административно-территориальное устройство, население и его размещение по территории страны. Хозяйство: китайское «экономическое чудо». Отраслевая структура хозяйства. Внутренние различия и города | Определять различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. Устанавливать по картам географическое положение, особенности природных условий и ресурсов зарубежной Азии. Анализировать (по картам атласа) экономическую специализацию конкретных стран зарубежной Азии в мировой экономике, обосновывая её предпосылки. Сопоставлять по экономической мощи (общий объём ВВП) страны зарубежной Азии, представляя информацию в виде столбчатой диаграммы. Составлять комплексную географическую характеристику стран разных типов и крупных регионов мира, отмечая их географическую специфику, в устной или письменной (тезисы, справки) форме. Выявлять экономические и социальные контрасты стран зарубежной Азии. Составлять таблицу «Уровень урбанизации в странах зарубежной Азии». Отбирать и представлять информацию о регионах и странах мира в виде электронных презентаций. Отбирать и анализировать статистические показатели, используя материалы учебника, ресурсы Интернета, оценивать достоверность информации | ||
| 48/15 | Япония | § 46 стр. 223 з. 7-8, индивидуальные задания | | Япония: территория, границы, географическое положение, население и его размещение по территории страны. Япония — высокоурбанизированная страна. Токио — крупнейший город мира. Городские агломерации Японии. Хозяйство и его территориальная структура. Рыболовство — традиционная отрасль японского хозяйства | Составлять социально-экономическую характеристику отдельной страны. Определять роль страны в функциональном механизме мировой политики и экономики. Сопоставлять страны по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Наносить на контурную карту страны, специализирующиеся на производстве, добыче и экспорте основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Составлять характеристику природных предпосылок для развития промышленности конкретной страны. Строить столбчатую и круговую диаграммы, показывающие долю страны в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции; проводить анализ. Разрабатывать индивидуальные проекты путешествий по Китаю, Японии, Индии, и (по выбору учащегося). Осуществлять поиск информации в Интернете по конкретным странам и анализировать её достоверность | ||
| 49/16 | Юго-Восточная Азия | § 47 стр. 227 з. 8-10 | | Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. | |||
| 50/17 | Южная Азия | § 48 стр. 231 з.8-10 | | Индия: территория, границы, географическое положение, административно-территориальное устройство, население и его размещение по территории страны. Общая характеристика хозяйства: страна контрастов. Отраслевая структура и география хозяйства. Сельское хозяйство: главные земледельческие зоны. Географический рисунок хозяйства и расселения Индии: центры и коридоры развития | |||
| 51/18 | Юго-Западная Азия и Северная Африка | § 49 стр. 236 з. 9-11 письменно | | Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия. | Определять роль страны (региона) в мировой экономике. Составлять характеристику природных предпосылок для развития хозяйства конкретной страны (региона). Составлять таблицу «Классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми». Осуществлять поиск информации в Интернете по странам Северной и Тропической Африки, анализировать её и представлять в виде презентаций (докладов, сообщений) | ||
| 52/19 | Тропическая Африка и ЮАР | § 50 стр. 242 з. 10-11 письменно | |||||
| 53/20 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
| 53/20 | Австралия и Океания | § 51 стр. 248 з. 9-11 | | Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. | Определять роль страны (региона) в мировой экономике. Составлять характеристику природных предпосылок для развития хозяйства региона. Осуществлять поиск информации в Интернете анализировать её и представлять в виде презентаций (докладов, сообщений) | ||
| 54/21 | Австралия и Океания | Индивидуальные проекты | | ||||
| 55/22 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
| 56/23 | Практикум 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. | Доделать работу | | | | ||
| 57/24 | Практикум 2. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору). | Доделать работу | | | | ||
| 58/25 | Обобщение | | | ||||
| 60/26 | Контрольный урок | | | ||||
| 61/1 | Глобальные проблемы | § 52 стр. 252 з. 4-7 письменно | | Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Проблемы разоружения и сохранения мира на Земле, международного терроризма, экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная, преодоления отсталости стран, охраны здоровья людей, освоения Мирового океана, освоения космического пространства и пути их решения. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении («смягчении») отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества | Систематизировать информацию о проявлении глобальных процессов разного уровня. Объяснять критерии выделения и причины возникновения глобальных проблем человечества. Характеризовать масштабы и остроту приоритетных глобальных проблем. Составлять описание географических аспектов глобальных проблем человечества и конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Составлять графическую схему взаимосвязей глобальных проблем человечества с письменным/устным объяснением их характера. Выявлять взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества. Обсуждать в группах разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию, сотрудничать при выработке общего решения. Применять полученные знания для подготовки и проведения диспута на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека». Формулировать и обосновывать полученные выводы. Сравнивать остроту продовольственной проблемы в разных странах мира на основе данных о калорийности питательного рациона населения отдельных стран. Создавать устное или письменное высказывание/текст (тезисы, сообщение, реферат, доклад, обзор) об общих и специфических экологических проблемах разных регионов Земли. Отмечать социально-экономические аспекты экологических проблем. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения; составлять графический конспект темы | ||
| 62/2 | Отсталость, голод, болезни | § 53 стр. 256 з. 5-7 письменно | | ||||
| 63/3 | Энергетическая и сырьевая проблемы | § 54 стр. 259 з. 7-9 письменно | | ||||
| 64/4 | Экологическая проблема | § 55 стр. 263 з. 7-9 письменно | | ||||
| 65/5 | Глобальные прогнозы. Практикум | Доделать работу | Практические работы: 1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества. | Глобальные прогнозы. Стратегия устойчивого развития: понятие, главные компоненты. Устойчивое развитие и география | |||
| 66/6 | Контрольно-обобщающий урок | | | ||||
| 67-68 | Резервное время | | |