Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
формировать мотивацию к урокам математики, выработать умение слушать учителя и выполнять его требования;
формировать элементарные математические знания, умения, навыки, соответствующие индивидуальным особенностям личности обучающихся;
подготовить учащихся к жизни и труду в современном обществе;
способствовать социализации и социальной адаптации учащихся;
формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
формировать умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
формировать умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
2. Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих. Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Программа предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также формирование доступных способов измерения. В течение всего года обучения обучающиеся учатся оперировать предметными множествами; сравнивать объекты по величине, форме, цвету; ориентироваться в пространстве и времени; выполнять простейшие измерения с помощью условных мерок; знакомится с числами.
Основной формой организации учебного процесса является:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- экскурсия.
Адаптированная рабочая программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» представлен в предметной области «Математика» в 5 классе по 2 часа в неделю. Рабочая программа предмета «Математические представления» рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием и составляет 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Предметные результаты обучения. выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; определять положение предметов на плоскости; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; усвоить представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; образовывать, читать и записывать числа первого десятка; считать в прямом и обратном порядке по единице; сравнивать группы предметов; решать примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала; выполнять арифметические действия; образовывать, читать и записывать числа первого десятка, второго десятка; знать устную и письменную нумерацию в пределах 20; иметь представления о днях недели, знать соотношение 1 нед.-7 дней; уметь пользоваться чертежными инструментами. Личностные результаты социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Графическое изображение цифры.
Представление множества двумя другими множествами. Написание цифр. Сложение и вычитание в пределах 10, 20 (с переходом и без перехода через десяток).
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Сравнение предметов по длине.. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг», «овал» шар, куб, призма, брус ).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, за, над, под, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Конструирование предмета из двух и нескольких частей. Составление разрезных картинок из 2-х и более частей. Составление ряда из предметов или изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Тема урока | Виды деятельности | Кол-во часов | ||||
1. | Сравнение по величине однородных и разнородных предметов. Составление картинки из нескольких частей. Штриховка. Виды штриховки. Обводка. | Упражнять в различении, сравнении предметов по величине, строить упорядоченный ряд. Уметь составлять в единое целое плоскостной предмет. Упражнять в штриховке и обводке по инструкции педагога. | 1 | ||||
2. | Ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь; позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. | Упражнять в умении называть и распознавать понятия части суток. Повторить и закрепить понятия: вчера, сегодня, завтра. Развитие ориентировки во времени и пространстве. | 1 | ||||
3. | Различение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Число и цифра 1. | Знать: способы сравнения предметов по величине. Уметь показывать и называть равные и разные по величине предметы, сравнивать предметы способом наложения. Знать число и цифру 1. Уметь соотносить число и цифру один; сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»; читать, записывать число и цифру один. | 1 | ||||
4. | Различение предметов по высоте. Понятие «Высокий- низкий» число и цифра 2. | Знать число и цифру 2 Уметь соотносить число и цифру один; сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»; читать, записывать число и цифру один. | 1 | ||||
5. | Работа с линейкой: проведение линий через одну точку. | Упражнять в работе с линейкой. Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. | 1 | ||||
6. | Различение предметов по ширине. Понятие «Широкий – узкий». Число и цифра 3. | Знать понятия «шире», «уже»; выше – ниже. Знать название и последовательность чисел от одного до трех; конкретный смысл и название действия сложения Уметь соотносить число и цифру3; сравнивать «один» и «много», читать и записывать число и цифру 3 | 1 | ||||
7. | Составление и решение простейших задач на сложение, вычитание в пределах3. | Знать название и последовательность чисел от одного до двух; конкретный смысл и название действия сложения Уметь соотносить число и цифру3; сравнивать «один» и «много», читать и записывать число и цифру 3. Понимать значение знаков «+» и «=»; читать полученные равенства. | 1 | ||||
8. | Сущность понятий: «сложение», «вычитание», «остаток», «равно», Математические знаки. | Уточнить сущность понятий: «сложение», «вычитание», «остаток», «равно». Повторить начертание математических знаков. Развитие пространственной ориентировки. | 1 | ||||
9. | Сравнение предметов по длине. Понятие «Длинный- -короткий». Число и цифра 4. | Знать последовательность чисел от 1до 4; 5; образование числа 4;5; порядковые числительные. Уметь соотносить число 4, 5и его графическую запись-цифру 4; 5; записывать цифру 4 и 5. Упражнять в различении, сравнении предметов по длине, строить упорядоченный ряд. | 1 | ||||
10. | Сравнение предметов по весу. Понятие «Тяжелый легкий». Число и цифра 5. | 1 | |||||
11. | Задача, ее составные части. Решение задач на практическом материале. | Определить понятие «задача», ее составные части. Упражнять в решении задач на практическом материале. Развитие операций анализа и синтеза. | 1 | ||||
12. | Решение задач на нахождение суммы в пределах 5. Письмо чисел от 1 до 5 по трафарету и по точкам. | Уметь решать примеры на сложение и вычитание. Знать понятие «вычитание», составные части задачи. Уметь сравнивать числа, устанавливать отношения больше, меньше, равно. | 1 | ||||
13. | Различение круглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры – круг. Соотнесение круга с шаром. | Знать определение шара, круга. Уметь выделять предметы шарообразной формы, сравнивать предметы по форме, цвету, размеру. Выделять фигур шарообразной формы в окружающей действительности. | 1 | ||||
14. | Проверочная работа. «Решение примеров и задач по рисункам в пределах 5» | Уточнить и повторить пройденный материал. | 1 | ||||
15. | Различение предметов по величине. Понятие «Глубокий – мелкий». Число и цифра 6. | Знать последовательность чисел от 1до 6; образование числа 6; порядковые числительные. Уметь соотносить число6 и его графическую запись-цифру 6; записывать цифру6. | 1 | ||||
16.. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 6. Решение примеров с пропущенными числами. | Упражнять в решении примеров и задач в пределах 6 .Развитие операций анализа и синтеза, сравнения, зрительной памяти. | 1 | ||||
17. | Решение задач по рисункам в пределах 6. Штриховка. Виды штриховки. Обводка. | Уметь составлять задачи по рисунку. Упражнять в штриховке и обводке по инструкции педагога. | 1 | ||||
18. | Геометрическая фигура – прямоугольник и квадрат. Рисование фигур. | Уметь строить с помощью линейки треугольник и квадрат. | |||||
19. | Различение предметов по величине. Понятие «Толстый – тонкий». Число и цифра 7. | Знать понятие «следующий», последовательность чисел от 1до 7; образование числа 7, порядковый счет, образование чисел. Уметь соотносить число 7 и его графическую запись-цифру 7; записывать цифру 7,считать предметы, строить натуральный ряд чисел. | 1 | ||||
20. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 7. | Упражнять в решении примеров и задач в пределах 7. Развитие операций анализа и синтеза, сравнения, зрительной памяти. | 1 | ||||
21. | Геометрическая фигура- треугольник. Построение треугольника по точкам с применением линейки. Штриховка. | Повторить и уточнить понятие: треугольник. Учить строить треугольник по точкам с помощью линейки. Упражнять в штриховке по инструкции педагога. Развитие мелкой моторики пальцев рук, цветовосприятия | 1 | ||||
22. | Различение предметов по величине «Большой – маленький – средний». Число и цифра 8. | Знать число и цифру 8, понятие «следующий», «предыдущий», последовательность чисел от 1до 8; порядковый счет, образование числа 8. Уметь соотносить число 8 и его графическую запись-цифру 8; записывать цифру. | 1 | ||||
23. | Построение прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. | Знать понятие «отрезок», «мерка», названия линий. Уметь пользоваться меркой, измерять длину отрезков с помощью мерки, чертить отрезок, называть и показывать линии, сравнивать. Знать понятие «прямая линия», «точка», «отрезок». Уметь чертить прямую, проходящую через 1,2 точки; чертить прямую с помощью линейки; измерять отрезки по клеткам. | 1 | ||||
24. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8 на наглядном материале «Вставь пропущенные числа». | Уметь сравнивать числовые множества, правильно выбирать арифметические знаки, записывать предыдущее и следующее число. | 1 | ||||
25. | Ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь; вчера, сегодня, завтра. | Упражнять в умении называть и распознавать понятия позавчера, послезавтра. Повторить и закрепить понятия: вчера, сегодня, завтра. Развитие ориентировки во времени и пространстве. | 1 | ||||
26. | Временные представления . понятие «Рано - поздно», «Вчера – сегодня – завтра» . число и цифра 9. | Знать число и цифру 9, понятие «следующий», «предыдущий», последовательность чисел от 1до 9; порядковый счет, образование чисел. Уметь соотносить число 9 и его графическую запись-цифру 9. | 1 | ||||
27. | Составление узоров из геометрических фигур. Дидактическая игра «Цветные фигурки». | Развитие мелкой моторики пальцев рук, цветовосприятия | 1 | ||||
28. | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9. | Записывать цифру 9, считать предметы, строить натуральный ряд чисел, решать примеры на сложение и вычитание. | 1 | ||||
29. | Понятия «следующее» число, «предыдущее» число. Решение примеров на …+1=… и …-1=… | Последовательность смысловых звеньев Уметь сравнивать числовые множества, правильно выбирать арифметические знаки, записывать предыдущее и следующее число. | 1 | ||||
30. | Различение предметов по величине. Понятие «Много – мало». Число и цифра 0. | Знать способ образования пустого множества; число и цифру 0. Уметь писать цифру 0; сравнивать число 0 с однозначными числами, пользоваться речевыми высказываниями. | 1 | ||||
31. | Различение предметов по весу. Измерение с помощью мерных инструментов. Составление упорядоченного ряда | Упражнять в различении, сравнении предметов по весу, строить упорядоченный ряд. | 1 | ||||
32. | Сравнение предметов по величине, длине, ширине, весу, количеству. Число и цифра 10. | Знать понятие десяток; состав числа 10; все числа первого десятка; состав чисел. Уметь писать число 10; правильно писать цифры. | 1 | ||||
33. | Геометрическая фигура – овал. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. | Знать определение овала. Уметь: сравнивать предметы по форме: овальный; находить предметы овальной формы в окружающей действительности | 1 | ||||
34. | Прямой и обратный счет в пределах 10. Сравнение чисел в пределах 10. | Решать примеры на сложение и вычитание. Упражнять в решении примеров и задач в пределах 10. Развитие операций анализа и синтеза. | 1 | ||||
35. | Решение примеров в пределах 10. Решение задач в пределах 10. | | 1 | ||||
36-38. | Определение времени по часам. Временные представления «Ходят стрелочки по кругу». | Учить определять время по часам (целый час) | 3 | ||||
39-40. | Представление о денежном знаке. Монета 1 рубль. Обводка. Понятие много и мало монет. Пересчет монет. | Уметь разменивать крупные монеты более мелкими, заменять несколько мелких монет одной крупной монетой (купюрой). | 2 | ||||
41-42. | Мера длины – сантиметр. Сравнение числовых множеств. | Знать единицы длины -сантиметр. Уметь чертить отрезки разной длины; записывать результат в сантиметрах | 2 | ||||
43. | Составление и решение простейших примеров, задач на сложение, вычитание в пределах 10. | Уметь решать примеры на сложение и вычитание. Знать понятие «вычитание», составные части задачи. Уметь сравнивать числа, устанавливать отношения больше, меньше, равно. | 1 | ||||
44. | Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятие «Справа – слева». «Вверху – внизу – в середине». | Формирование умения ориентации на плоскости. | 1 | ||||
45. | Временные понятия: неделя. Число дней, последовательность. | Повторить и уточнить название и последовательность дней недели. | 1 | ||||
46. | Определение месторасположения предметов в ряду. Понятие «Первый – последний» | Формирование умения ориентации в ряду. | 1 | ||||
47. | Второй десяток. Счет 20. | Уметь считать в прямом счете в пределах 20. | 1 | ||||
48. | Нумерация. Число 11. Числовой ряд. Письмо числа 11. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 11. | 1 | ||||
49. | Число 12. Числовой ряд. Письмо числа 12. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 12 | 1 | ||||
50. | Число 13. Письмо числа 13. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 13. | 1 | ||||
51. | Число14. Письмо числа 14. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 14. | 1 | ||||
52. | Число15. Письмо числа 15. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 15. | 1 | ||||
53. | Число16. Письмо числа 16. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа16. | 1 | ||||
54-55. | Решение задач, используя краткую запись. | Уметь решать задачи по краткой записи. | 2 | ||||
56.. | Число17. Письмо числа 17. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 17. | 1 | ||||
57. | Число18. Письмо числа 18. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 18. | 1 | ||||
58. | Число19. Письмо числа 19. Место в числовом ряду. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 19. | 1 | ||||
59. | Число 20. Письмо числа 20. Получение числа 20. | Уметь представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Знать состав числа 20. | 1 | ||||
60. | Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел. | Знать понятие «однозначное», «двузначное» числа. Уметь сравнивать. | 1 | ||||
61-62. | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. (..15+1=….), (14-1=…) | Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | 2 | ||||
63-64. | Решение задач с недостающими данными. | Уметь решать простые задачи на сложение и вычитание. | 2 | ||||
65-66. | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток | Освоить приёмы сложения до 20 без перехода через десяток, развивать умение решать простые задачи. | 2 | ||||
67-68. | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | Освоить приёмы вычитания до 20 без перехода через десяток, развивать умение решать простые задачи. | 2 |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
• Алышева Т.В. Математика. Учебник. 1, 2,3 4 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
• Дидактический материал: различные по форме, величине, цвету наборы материала; наборы предметов для занятий; пазлы; мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков, монет; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Демонстрационный материал - измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников, макеты циферблата часов.
Настольные развивающие игры
Приложение№ 1
КИМ. Текущий контроль.
Задание 1
Составь числовой ряд 1-10.
| | | | | | | | | | | | |
Задание 2
Сосчитай, сколько предметов на картинках. Соедините их количество с числом.
Задание 3.
Раскрасьте первую собаку – коричневым цветом, а последнюю – черным.
Задание 4.
Обведите птицу, которая находится в середине
Критериально-оценочная часть
Оценка | Критерии |
0 – 1 балла | недостаточный уровень – оценка не ставится, обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем. |
1 – 2 баллов | низкий уровень – ставится оценка «3», предложенное задание выполняет действием по подражанию, показу, образцу, с частичной физической помощью. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
2 – 4 баллов | достаточный уровень – ставится оценка «4», обучающийся способен выполнить задание (иногда только в определенных условиях, по образцу, по пооперациональной инструкции), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
4 – 5 баллов | оптимальный уровень – ставится оценка «5», обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание или выполняет действие по инструкции ( вербальной или невербальной). Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
КИМ. Промежуточный контроль
Контрольные задания
Задание 1
Составь числовой ряд 1-10.
| | | | | | | | | | | | |
Задание 2.
Соедини цифры с нужным количеством предметов.
Задание 3.
Соотнеси предмет с геометрической фигурой.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7.
Критериально-оценочная часть
Оценка | Критерии |
0 – 1 балла | недостаточный уровень – оценка не ставится, обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем. |
1 – 2 баллов | низкий уровень – ставится оценка «3», предложенное задание выполняет действием по подражанию, показу, образцу, с частичной физической помощью. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
2 – 4 баллов | достаточный уровень – ставится оценка «4», обучающийся способен выполнить задание (иногда только в определенных условиях, по образцу, по пооперациональной инструкции), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
4 – 5 баллов | оптимальный уровень – ставится оценка «5», обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание или выполняет действие по инструкции ( вербальной или невербальной). Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |