Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования (УМК Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новонукутская СОШ
МБОУ Новонукутская СОШ
РАССМОТРЕНО МО учителей русского языка, литературы, музыки Руководитель МО Уданова Т.А. (Протокол №______от "____" ___________20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Балханова Л.С. "____" _____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________ Николаева Р.Г. Приказ №______от "___ " ______________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 5 класса основного общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Шедикова Анна Ивановна,
учитель музыки
п. Новонукутский, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровень основного общего образования для обучающихся 5-х классов МБОУ Новонукутская СОШ разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287) (далее – ФГОС ООО);
2. Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы. Опубликована на портале Министерства просвещения РФ 30 декабря 2018г.;
3. Примерной рабочей программы по истории на уровне основного общего образования (одобрена решением ФУМО от 27.09.2021 г.);
4. Примерной программы воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.);
5. Положения о рабочих программах по ФГОС-2021 МБОУ Новонукутская СОШ, утвержденного приказом №41 от 11.02.2022 г.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой — глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми.
Музыка развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребенка, формирование всей системы ценностей.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Музыка»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия .
Реализация учебных целей осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Новонукутская СОШ общее количество времени на учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Искусство. Музыка. 5 класс : учебник / Т.И.Науменко, В.В. Алеев,- Москва: Просвещение, 2022. ;
2. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено четырьмя модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
Модуль № 1 «Музыка моего края»;
Модуль № 2 «Русская классическая музыка»;
Модуль № 3 «Европейская классическая музыка»;
Модуль № 4 «Связь музыки с другими видами искусства».
МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя).
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи- причитания
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края, Гимн округа. Земляки- композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И.Глинки, С. В.Рахманинова, В. А.Гаврилина и др.).
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)
Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
. Музыка — зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л.Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения.
Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л. Бетховена, Ф. Шу-
берта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Музыкальная драматургия
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма — строение музыкального произведения
Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси и др.)
СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА
Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма- оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
- смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Возможность использования ЭОР и ЦОР | Воспитательный компонент урока |
1 четверть | ||||
Модуль 1. Музыка моего края | | |||
1.1. | Фольклор- народное творчество | 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/ Единая коллекция ЦОР 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудио-фрагмент: «Баба-Яга». Картинка к русской народной сказке, соч. 56 (N 21454); «Кикимора». Народное сказание, соч. 63 (N 21453); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). А. Лядов. Кикимора, народное сказание для оркестра. | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; Побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и учителем, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы. Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр. |
1.2. | Календарный фольклор | 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/main/255283/ Единая коллекция ЦОР Аудио-фрагмент «Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Плясовая» (N 21462); Аудио-фрагмент «Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Хороводная» (N 21463); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). Г. Свиридов, слова народные. Коляда . | Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. |
1.3. | Семейный фольклор | 1 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-semeynobitovoy-folklor-3817834.html | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. |
1.4. | Наш край сегодня | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://infourok.ru/prezentaciya-k-vystupleniyu-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-4157448.html | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
Итого по модулю | 9 | | | |
| 2 четверть | |||
Модуль 2. Русская классическая музыка | | |||
2.1. | Образы родной земли | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/469/ Презентация: http://www.myshared.ru/slide/58020/ Аудио-фрагмент: М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке" (N 165255); Аудио-фрагмент «Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". Тройка» (N 204291); Видеофрагмент «Русская народная песня "Во поле берёзка стояла". Аудио-фрагмент «Опера "Снегурочка". Пролог» Аудио-фрагмент «Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс снежных хлопьев» (N 22186); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). П. И. Чайковский. Вальс снежных хлопьев из 1-го действия; Г. Свиридов. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». | Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композитором- классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. |
2.2. | Золотой век русской культуры | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://infourok.ru/material.html?mid=87518 | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. |
2.3. | История страны и народа в музыке русских композиторов | 1 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
2.4. | Русский балет | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/ | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
2.5. | Русская исполнительская школа | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/469/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Аудио-фрагмент «Опера "Руслан и Людмила". Действие 5. Романс Ратмира» (N 21405); Аудио-фрагмент «Опера "Руслан и Людмила". Действие 1. Каватина Людмилы» (N 21383); Аудио-фрагмент «Опера "Руслан и Людмила". Действие 2. Сцена с Головой» (N 21390); | Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым музыкальным произведениям. Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися |
Итого по модулю | 8 | | | |
3 четверть | ||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка | | |||
3.1. | Национальные истоки классической музыки | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410 РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/
1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями «Дебюсси Клод» (1862-1918), (N 168361); 2.Аудиофрагмент «Лунный свет» (N 207220); 3.Аудиофрагмент «Шаги на снегу» (N 207217); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). И.-С. Бах. Органная прелюдия соль минор; К. Дебюсси. Море, симфоническая сюита в трех частях; Диалог ветра с морем (№ 3); Бергамасская сюита для фортепиано; Лунный свет (№ 3); Лунный свет, электронная версия И. Томиты; Прелюдии для фортепиано, 1-я тетрадь; Детский уголок, сюита для фортепиано; М. Чюрлёнис. Море, симфоническая поэма. | Знакомство с образцами музыки разных жанров. Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
3.2. | Музыкант и публика | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923 Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями «Людвиг ван Бетховен» (1770-1827), (N 168461); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). Л. ван Бетховен. Симфония № 5 до минор: Первая часть (экспозиция). Allegro con brio, Вторая часть. Andante con moto, Четвертая часть. Allegro; Н. Паганини. Каприс № 24 для скрипки соло. Рок- обработка; С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков. |
3.3. | Музыка — зеркало эпохи | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://urok.1sept.ru/articles/661097 | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
3.4. | Музыкальный образ | 1 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b085fcfe-a220-48ae-a610-83a807e7c123/117380 | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
3.5. | Музыкальная драматургия | 2 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://infourok.ru/prezentaciya-muzikalnaya-dramaturgiya-razvitie-muziki-2230626.html | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
3.6. | Музыкальный стиль | 1 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/muzykalnyi_stil | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. |
3.7. | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | | |
Итого по модулю | 10 | | | |
4 четверть | ||||
Модуль 4. Связь музыка с другими видами искусства | | |||
4.1. | Музыка и литература | 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/ Культура.рф: https://www.culture.ru/materials/254490/muzyka-v- russkoi-literature Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудио-фрагмент «Романс "Островок" соч. 14 N 2» (N 21836); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). С. Рахманинов. Островок, стихи К. Бальмонта (по П. Б. Шелли); Весенние воды, стихи Ф. Тютчева; Ф. Шуберт. Лесной царь. Форель. | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно- изобразительного характера. Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым музыкальным и художественным произведениям. Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. |
4.2. | Музыка и живопись | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/ Аудио -фрагмент «Опера "Садко". Вступление. Океан Море синее» (N 21859); Аудио-фрагмент «М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке"» (N 165255); Аудио-фрагмент «"Жаворонок" М. Глинка» (N 210742); Аудио-фрагмент «"Времена года". Апрель. "Подснежник"» (N 22307); Аудио-фрагмент «Ave Maria » (N 207210); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок; Ф. Шуберт, слова В. Скотта. Аве Мария Лучано Паваротти, тенор | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым музыкальным и произведениям изобразительного искусства. Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности |
4.3. | Музыка и театр | 1 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://infourok.ru/material.html?mid=16257 | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
4.4 | Музыка кино и телевидения | 1 | Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru) https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/30/5-klass-muzyka-v-teatre-kino-na-televidenii | Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе. |
Итого по модулю | 7 | | | |
Общее количество часов по программе | 34 | | |
11