Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для основного общего образования
«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛÖЗЫМСКÖЙ ФИЛИАЛ
ЛОЗЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей Приказом № _____________
истории и обществознания от « ____»_______ 2017 г.
Протокол № ____ от ______ 2017 г.
Руководитель МО
________ Т.В.Габова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
основное общее образование
Срок реализации программы — 5 лет
Составитель:
Ненев О.С., учитель физической культуры Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО»
г. Сыктывкар
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» (далее РПУП) на уровне основного общего образования для обучения учащихся 5-9 классов Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15);
При определении содержательной составляющей РПУП учитывались рекомендации Письма Министерства образования Республики Коми от 11.03.2014 г. № 03-05/1 «О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования».
Порядок разработки и структура РПУП выдержаны в строгом соответствии с требованиями Положения о рабочей программе учебного предмета Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО».
Реализация РПУП в Лозымском филиале осуществляется на основе учебно-методического комплекса:
-Физическая культура 5-6-7 классы под редакцией М. Я. Виленского (М.: Просвещение, 2014);
- Физическая культура 8-9 классы под редакцией В.И. Ляха (М.: Просвещение, 2014).
Данная РПУП конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета.
РПУП содержит:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Целью изучения учебного предмета физическая культура на уровне основного общего образования является: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели на уровне основного общего образования реализуются следующие задачи изучения предмета:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
- формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности»
Предметом обучения физической культуре в основной школе является теоретические основы двигательной активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этими основами осваиваются определённые знания о двигательной деятельности, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Учебный предмет «Физическая культура» как часть предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах.
Нормативный срок реализации РПУП на уровне основного общего образования составляет 5 лет.
Недельное количество часов, отводимое на изучение физической культуры, определяется учебным планом Лозымского филиала, утверждённым директором ГОУ РК «РЦО» 28.08.2017 г.
Общее количество учебных часов на изучение учебного предмета «Физическая культура» в 5-9 классах составляет 140 уроков (35 часов) группового обучения.
Распределение учебных часов по классам:
Классы |
Недельное распределение учебных часов |
Количество учебных недель |
Количество часов по годам обучения |
5 |
1 урок по 0,25 часа |
35 |
35 уроков 8,75 часов |
6 |
1 урок по 0,25 часа |
35 |
35 уроков 8,75 часов |
7 |
1 урок по 0,25 часа |
35 |
35 уроков 8,75 часов |
8 |
1 урок по 0,25 часа |
35 |
35 уроков 8,75 часов |
Всего: |
140 уроков 35 часов |
РПУП учитывает специфику обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в государственных медицинских организациях РК, предусматривает индивидуальное обучение в 5-9 классах по 0,2 часа в неделю на одного ученика согласно учебному плану Лозымского филиала.
В виду специфики образовательного учреждения, осуществляющего обучение учащихся, находящихся на лечении в медицинских организациях РК, данная РПУП ориентирована на изучение теоретического материала, практические занятия не проводятся.
В целях удобного использования в РПУП использованы общепринятые аббревиатуры:
ЭКС – этнокультурная составляющая;
РК – Республика Коми;
ГТО - готов к труду и обороне.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога какконвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению).
-
-
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
-
Метапредметные результаты.
При изучении предмета «Физическая культура» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета «Физическая культура» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- характеризовать двигательные действия, анализировать особенности их выполнения;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- перечислять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- перечислять и описывать акробатические комбинации;
- характеризовать гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- описывать легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
- характеризовать основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- перечислять способы передвижения на лыжах, технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- описывать занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- характеризовать способы преодоления естественных и искусственных препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- характеризовать нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- характеризовать технико-тактические действия национальных видов спорта;
- характеризовать различные стили плавания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Физическая культура, как область знаний.
История и современной развитие физической культуры. История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.
Современной представление о физической культуре (основные понятия). Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Физическая культура человека Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливания.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Организация досуга средствами физической культуры. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой Самонаблюдение и самоконтроль Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Индивидуальные комплексы адаптивной физкультуры (при нарушении дыхания).
Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика. История возникновения. Виды гимнастики. Организующие команды и приемы. Что такое неопорные прыжки, висы и упоры. Основы акробатики. Баскетбол. История и правила игры. Техника безопасности при игре в баскетбол. Основные приемы игры в баскетбол. Волейбол. История возникновения. Основные правила игры в волейбол. Основные приемы игры в волейбол. Гандбол. История возникновения. Основные приемы и правила игры в гандбол. Футбол. История возникновения. Основные приемы и правила игры в футбол. Лыжная подготовка. История возникновения Правила поведения во время занятий лыжным спортом. Одежда, обувь, инвентарь для занятий лыжным спортом. Техника передвижения на лыжах П.лавание. История возникновения и развития Требования и правила занятий плаванием. Техника основных способов плавания.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность Цели и задачи прикладно-ориентированной физической подготовки. Способы выполнения ходьбы. Элементы техники национальных видов спорта. (ЭКС).
6 класс
Физическая культура, как область знаний.
История и современной развитие физической культуры. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Виды спорта входящих в программу Олимпийских игр. Организация туристических походов.
Современной представление о физической культуре (основные понятия). Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели История возникновения комплекса ГТО.
Физическая культура человека Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Восстановительный массаж. Коррекция осанки и телосложения.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подбор упражнений для самостоятельных занятий по коррекции осанки телосложения. Составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки. Физкультминутки, физкультпаузы.
Оценка эффективности занятий физической культурой Резервы организма. Правила проведение простейших функциональных проб с задержкой дыхания
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Индивидуальные комплексы адаптивной физкультуры при близорукости. Комплексы упражнений для регулирования массы тела.
Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика.. Что такое опорные прыжки. Что такое простые упоры и подъемы. Элементы акробатики. Баскетбол. Защитная стойка. Ведение мяча, остановка в два шага, выравнивание мяча. Волейбол. Передачи и приемы мяча после передвижения Верхняя пряма передача. Гандбол. Передачи, ведения. Броски мяча. Игра вратаря. Футбол. Удар внутренней частью подъема. Основная стойка вратаря. Мини-футбол Лыжная подготовка. Попеременный и одновременный двухшажный ход. Подъем елочкой. Торможение и поворот «упором». Плавание. Правила вхождения в воду.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность Упражнения ориентированные на развитие силы (висы и упор). Способы преодоление препятствий разной сложности. Элементы техники национальных видов спорта. (ЭКС).
7 класс
Физическая культура, как область знаний.
История и современной развитие физической культуры. Развитие физической культуры История зарождения олимпийского движения в России. Правила проведения пеших туристических походов
Современной представление о физической культуре (основные понятия). Физическое развитие человека. Характеристика основных показателей Основные правила развития физических качеств. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Физическая культура человека Утренняя гимнастика и ее влияние на работоспособность человека Первая помощь при вывихе. Характеристика техники выполнения простейших приемов массажа.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Выбор места занятий, инвентаря и одежды. Характеристика занятий подвижными и спортивными играм. Индивидуальный план занятий
Оценка эффективности занятий физической культурой Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела). Самоконтроль изменения чсс (пульса) во время физическими упражнениями
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития координации движений. Лечебная физическая культура при нарушении кровообращения
Спортивно-оздоровительная деятельность Гимнастика. Неопорные и опроные прыжки для девочек. Неопорные и опроные прыжки для мальчиков Связки. Акробатика. Стойка на голове и руках Кувырок назад в полушпагате. Баскетбол. Сочетание способов передвижения. Передачи и броски мяча. Волейбол. Передачи мяча Прямой нападающий удар. Гандбол. Персональная защита Опека игрока с мячом. Броски в прыжке. Футбол. Удар по мячу серединой подъема. Остановка летящего мяча Лыжная подготовка. Одношажный коньковый ход Преодоление бугров и впадин. Техника спуска. Техника плавания кроль на спине Игры и развлечения на воде. Оказание первой помощи утопающему.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность Упражнения ориентированные на развитие быстроты Способы выполнения бега в разных условиях. Элементы техники национальных видов спорта. (ЭКС).
8 класс
Физическая культура, как область знаний.
История и современной развитие физической культуры. Современные олимпийские игры Выдающиеся достижения отечественных спортсменов в современных Олимпийских играх. Техника безопасности при проведении пеших туристических походов.
Современной представление о физической культуре (основные понятия). Понятие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движения. Осанка как показатель физического развития человека. Нормативы комплекса ГТО.
Физическая культура человека Здоровье и здоровый образ жизни. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья. Проведение банных процедур, их цель и задачи, связь с укреплением здоровья человека.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Составление (совместно с учителем) плана занятий спортивной подготовкой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий. Характеристика занятий подвижными и спортивными играми.
Оценка эффективности занятий физической культурой Ведение дневника наблюдения. Правила проведение простейших функциональных проб при выполнении физической нагрузки.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы дыхательной гимнастики Комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность Баскетбол. Виды двигательных действий: передачи, ведения, броски мяча. Движение игрока с мячом, штрафной бросок. Гандбол. Способы бросков, ловли передачи мяча. Игра вратаря. Нападение и взаимодействие двух игроков. Футбол. Техника удара носком и лбом. Правила ведение мяча в разных направлениях. Комбинация основных элементов Гимнастика. Команда «Прямо», повороты в движении. Висы, упоры и подъемы. Опорные прыжки Кувырки, стойки, «мостики». Легкая атлетика Спринтерский бег. Прыжки в длину согнув ноги, в высоту «перешагиванием». Метания малого мяча в вертикальные и горизонтальные цели. Лыжная подготовка. Скоростной одношажный ход. Коньковый ход. Торможение «плугом». Поворот «плугом». Единоборства. Правила техники безопасности. Стойки, движения стойке. Плавание. История. Правила игры. Правила техники безопасности. Ныряние за тонущим. Способы освобождения от захватов тонущего.
Прикладно-ориентированная физическая деятельность.
Упражнения, ориентированные на развитие координации. Скейтборд. Подготовка, первые шаги. Хоккей. Ведения, пасы, броски. Элементы техники национальных видов спорта. (ЭКС).
9 класс
Физическая культура, как область знаний.
История и современной развитие физической культуры. Развитие физической культуры в обществе. Выдающиеся достижения спортсменов РК в современных Олимпийских играх. ЭКС. Бережное отношение к природе во время туристических походов. Туризм в РК. ЭКС
Современной представление о физической культуре (основные понятия). Место занятий физической подготовкой в режиме дня и недели. Техника движений и ее основные показатели. Развитие комплекса ГТО в РК. ЭКС
Физическая культура человека Характеристика типовых травм при занятиях физической культурой, причины их возникновения. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз
Оценка эффективности занятий физической культурой Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием Измерение функциональных резервов организма.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений при нарушении нервной системы Комплексы упражнений для формирования стройной фигуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность Баскетбол.Виды двигательных действий: броски, штрафной бросок Действие трех нападающих, против двух защитников. Личная защита Гандбол. Взаимодействие игрока с вратарем. Взаимодействие трех игроков. Футбол. Техника удара по летящему мячу, вбрасывание из-за боковой линии. Обманные движения (финты). Комбинации из основных элементов Гимнастика. Переходы и перестроения. Висы для девочек и мальчиков. Акробатика. Кувырки и опорные прыжки Легкая атлетика. Длительный бег. Прыжки в длину «прогнувшись», «ножницы», в высоту «перекидной», «фосбери-флоп». Метания малого мяча в вертикальные и горизонтальные цели Лыжная подготовка. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Преодоление контруклона Единоборства. История развития. Правила игры. Техника безопасности. Захваты рук и туловища. Освобождение от захвата. Борьба за предмет. Плавание. История. Правила техники безопасности Способы транспортировки тонущего на воде.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность Упражнения ориентированные на развитие гибкости и ловкости. (лазание, перелазанье, ползание) Коньки. Посадка, езда, торможение. Бадминтон. Стойки, подачи, удары. Элементы техники национальных видов спорта. (ЭКС).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Групповое обучение - 35 уроков по 0,25 часа в неделю
Индивидуальное обучение – 35 уроков по 0,2 часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество уроков |
Уроки, реализующие ЭКС |
1. |
Физическая культура как область знаний |
6 |
|
1.1 |
История и современной развитие физической культуры |
2 |
|
1.2 |
Современное представление о физической культуре (основные понятия) |
2 |
|
1.3 |
Физическая культура человека |
2 |
|
2. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
5 |
|
2.1. |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой |
3 |
|
2.2. |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
2 |
|
3. |
Физическое совершенствование |
24 |
|
3.1. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
2 |
|
3.2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
19 |
|
3.3. |
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность |
3 |
1 |
Всего: |
35 |
1 |
6 класс
Групповое обучение - 35 уроков по 0,25 часа в неделю
Индивидуальное обучение – 35 уроков по 0,2 часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество уроков |
Уроки, реализующие ЭКС |
1. |
Физическая культура, как область знаний |
8 |
|
1.1 |
История и современной развитие физической культуры |
3 |
|
1.2 |
Современное представление о физической культуре (основные понятия) |
2 |
|
1.3 |
Физическая культура человека |
3 |
|
2. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
5 |
|
2.1. |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой |
3 |
|
2.2. |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
2 |
|
3. |
Физическое совершенствование |
22 |
|
3.1. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
3 |
|
3.2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
16 |
|
3.3. |
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность |
3 |
1 |
Всего: |
35 |
1 |
7 класс
Групповое обучение - 35 уроков по 0,25 часа в неделю
Индивидуальное обучение – 35 уроков по 0,2 часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество уроков |
Уроки, реализующие ЭКС |
1. |
Физическая культура как область знаний |
9 |
|
1.1 |
История и современной развитие физической культуры |
3 |
|
1.2 |
Современное представление о физической культуре (основные понятия) |
3 |
|
1.3 |
Физическая культура человека. |
3 |
|
2. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
5 |
|
2.1. |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой |
3 |
|
2.2. |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
2 |
|
3. |
Физическое совершенствование |
21 |
|
3.1. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
2 |
|
3.2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
16 |
|
3.3. |
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность |
3 |
1 |
Всего: |
35 |
1 |
8класс
Групповое обучение - 35 уроков по 0,25 часа в неделю
Индивидуальное обучение – 35 уроков по 0,2 часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество уроков |
Уроки, реализующие ЭКС |
1. |
Физическая культура, как область знаний |
9 |
|
1.1 |
История и современной развитие физической культуры |
3 |
|
1.2 |
Современное представление о физической культуре (основные понятия) |
3 |
|
1.3 |
Физическая культура человека. |
3 |
|
2. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
5 |
|
2.1. |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой |
3 |
|
2.2. |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
2 |
|
3. |
Физическое совершенствование |
21 |
|
3.1. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
2 |
|
3.2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
16 |
|
3.3. |
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность |
3 |
1 |
Всего: |
35 |
1 |
9 класс
Индивидуальное обучение – 34 урока по 0,2 часа в неделю
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество уроков |
Уроки, реализующие ЭКС |
1. |
Физическая культура, как область знаний |
8 |
3 |
1.1 |
История и современной развитие физической культуры |
3 |
2 |
1.2 |
Современное представление о физической культуре (основные понятия) |
3 |
1 |
1.3 |
Физическая культура человека |
2 |
|
2. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
5 |
|
2.1. |
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой |
3 |
|
2.2. |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
2 |
|
3. |
Физическое совершенствование. |
21 |
1 |
3.1. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
2 |
|
3.2 |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
16 |
|
3.3. |
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность |
3 |
1 |
Всего: |
34 |
1 |