Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса основного общего образования
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Городской округ г.Избербаш
МКОУ "СОШ №8"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР | Директор |
______________Сардарова З.Р. | ______________Багомедова А.К. | ______________Эльмирзаева И.О. |
Протокол №60/2-П | Протокол №60/2-П | Приказ №1 |
от "23" августа2022 г. | от "23" августа 2022 г. | от "23" августа2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2372203)
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год учебный год
Составитель: Насруллаева Альбина Айдемировна
учитель русского языка и литературы
г.Избербаш 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5
классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.
Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).
Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Мифология | ||||||||
1.1. | Мифы народов России и мира | 3 | 0 | 0 | 05.09.2022 07.09.2022 | Выразительно | Устный опрос; | https://resh-shkola.ru |
1.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Сопоставлять мифы разных народов, | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://uchi.ru |
Итого по разделу | 4 | |||||||
Раздел 2. Фольклор |
2.1. | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 | 0 | 0 | 13.09.2022 14.09.2022 | Выразительно | Устный опрос; | https://www.yaklass.ru |
2.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Уметь сочинять и разгадывать | Письменный контроль; | https://edu.skysmart.ru |
2.3. | Сказки народов России и народов мира | 5 | 0 | 0 | 20.09.2022 28.09.2022 | Выразительно | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://education.yandex.ru |
2.4. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Определять | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
Итого по разделу | 9 | |||||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | ||||||||
3.1. | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни»,«Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 4 | 0 | 0 | 04.10.2022 11.10.2022 | Выразительно | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://resh-shkola.ru https://uchi.ru |
3.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Выразительно | Выразительное; | https://www.youtube.com/watch |
3.3. | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 6 | 0 | 0 | 17.10.2022 26.10.2022 | Выразительно | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
3.4. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 2 | 0 | 0 | 08.11.2022 09.11.2022 | стихотворение;; | Устный опрос;; мини-сочинение; ; | https://www.yaklass.ru |
3.5. | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 4 | 0 | 0 | 14.11.2022 21.11.2022 | Читать | Устный опрос; | https://resh-shkola.ru |
3.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книг | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
Итого по разделу | 18 | |||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | ||||||||
4.1. | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 5 | 0 | 0 | 23.11.2022 05.12.2022 | Выразительно | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://edu.skysmart.ru |
4.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Составлять план | Письменный контроль; | https://resh-shkola.ru |
4.3. | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети».«Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 3 | 0 | 0 | 07.12.2022 13.12.2022 | Выразительно | Устный опрос; | https://uchi.ru |
4.4. | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 8 | 1 | 0 | 14.12.2022 11.01.2023 | Выразительно | Устный опрос; Письменный; контроль;; | https://education.yandex.ru |
4.5. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Давать | Самооценка с; | https://edu.skysmart.ru |
Итого по разделу | 18 | |||||||
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков |
5.1. | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова | 5 | 0 | 0 | 17.01.2023 25.01.2023 | Выразительно | Устный опрос;; | https://resh-shkola.ru |
5.2. | Развитие речи | 1 | 00 | 0 | 30.01.2023 | Выявлять | Устный опрос; Письменный; контроль; | https://www.yaklass.ru |
5.3. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. | 2 | 0 | 0 | 31.01.2023 01.02.2023 | Выразительно | Устный опрос; | https://resh-shkola.ru |
5.4. | М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова»,«Встреча» и др. | 2 | 0 | 0 | 06.02.2023 07.02.2023 | Выразительно | Тестирование;; | https://education.yandex.ru |
5.5. | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 4 | 0 | 0 | 08.02.2023 15.02.2023 | Определять сюжет и; | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
5.6. | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. | 2 | 0 | 0 | 20.02.2023 21.02.2023 | Выразительно | Устный опрос; | https://edu.skysmart.ru |
5.7. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Писать отзыв на произведение; | Письменный контроль; | https://education.yandex.ru |
5.8. | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 | 1 | 0 | 27.02.2023 28.02.2023 | Читать | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://uchi.ru |
5.9. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Писать сочинение по | Письменный контроль; | https://www.yaklass.ru |
Итого по разделу | 20 | |||||||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков | ||||||||
6.1. | Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. | 3 | 0 | 0 | 06.03.2023 08.03.2023 | читать | Устный опрос; | https://www.yaklass.ru |
6.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Выражать личное читательское | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
6.3. | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. | 5 | 0 | 0 | 14.03.2023 04.04.2023 | Воспринимать и выразительно | Тестирование;; | https://resh-shkola.ru |
6.4. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Высказывать своё отношение к | Устный опрос;; | https://edu.skysmart.ru |
6.5. | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. | 2 | 1 | 0 | 10.04.2023 11.04.2023 | Воспринимать и | Устный опрос; Контрольная; работа; | https://resh-shkola.ru |
6.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Высказывать своё отношение к | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
Итого по разделу | 13 | |||||||
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации | ||||||||
7.1. | Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Выразительно | Устный опрос; | https://uchi.ru |
7.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Выявить | Устный опрос; Письменный; контроль; | https://www.yaklass.ru |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Раздел 8. Зарубежная литература | ||||||||
8.1. | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 2 | 0 | 0 | 19.04.2023 24.04.2023 | Читать сказку; | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://education.yandex.ru |
8.2. | Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин.«Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. | 2 | 0 | 0 | 25.04.2023 26.04.2023 | Выразительно | Устный опрос; | https://education.yandex.ru |
8.3. | Зарубежная проза о детях «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. | 4 | 0 | 0 | 01.05.2023 08.05.2023 | Воспринимать и выразительно | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; | https://edu.skysmart.ru |
8.4. | Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. | 3 | 0 | 0 | 09.05.2023 15.05.2023 | Читать | Устный опрос; | https://www.yaklass.ru |
8.5. | Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» | 2 | 0 | 0 | 16.05.2023 17.05.2023 | Воспринимать и выразительно | Устный опрос; | https://edu.skysmart.ru |
8.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Выстраивать с | Устный опрос; | https://resh-shkola.ru |
Итого по разделу | 14 | |||||||
Раздел 9. Итоговый контроль | ||||||||
9.1. | Итоговые контрольные работы | 2 | 0 | 0 | 23.05.2023 24.05.2023 | Использовать | Сочинение;; | https://resh-shkola.ru |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Резервное время | 2 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 3 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Книга-твой друг. Античный миф. Олимп | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Самооценка с |
2. | Античный миф. Гомеровский эпос. «Одиссей на острове | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Гомер. «Одиссея». Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Самооценка с |
4. | Внеклассное чтение. Мифы народов России. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Самооценка с |
5. | Малые жанры фольклора. Загадка как метафора, вид словесной игры. | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Устный опрос; |
6. | Пословицы и поговорки как воплощение житейской | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Тестирование; |
7. | Развитие речи. Литературная игра. | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Игра;; |
8. | Сказка как выражение | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
9. | «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке. Поединок со злой силой и победа. | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
10. | Нравственная проблематика. Сказочные образы. | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
11. | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сюжет и реальная основа бытовых сказок. | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Устный опрос; |
12. | Художественные особенности сказок: зачин, повтор, | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Самооценка с |
13. | Внеклассное чтение. Сказки народов России.«Падчерица». Нравственные уроки сказки. | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
14. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Самооценка с |
15. | И. А. Крылов. Слово о | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
16. | И. А. Крылов «Ворона и Лисица». Понятие об | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Устный опрос; |
17. | Аллегорическое отражение исторических событий в | 1 | 0 | 0 | 11.10.2022 | Устный опрос; |
18. | Развитие речи. Чтение | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Выразительное; |
19. | Краткие сведения о детстве А.С. Пушкина. Стихотворение «Няне»как поэтизация образа Арины | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
20. | Образы природы в | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
21. | В мире художественного | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный опрос; |
22. | А.С.Пушкин. «Сказка о | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; |
23. | А.С.Пушкин. «Сказка о | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Устный опрос; |
24. | А.С.Пушкин. «Сказка о | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный опрос; |
25. | Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Стихотворение«Бородино». Историческая основа и прототипы героев. | 1 | 0 | 0 | 31.10.2022 | Устный опрос; |
26. | Средства художественной выразительности в Лермонтова «Бородино». | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный опрос; |
27. | Н. В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н. В. Гоголя. «Ночь перед | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устный опрос; |
28. | Образы и события в повести Н.В.Гоголя«Ночь перед | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
29. | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
30. | «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Тестирование; |
31. | Внеклассное чтение. Моя | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устный опрос; |
32. | И.С.Тургенев. Слово о | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Самооценка с |
33. | Портрет Герасима. Сравнение, гипербола. | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный опрос; |
34. | История отношений Герасима и Татьяны. | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
35. | Герасим и барыня. | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Устный опрос; |
36. | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос; |
37. | Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
38. | Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Устный опрос; |
39. | Контрольное сочинение по рассказу И.С. Тургенева | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Сочинение;; |
40. | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение«Крестьянские | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Устный опрос; |
41. | Поэма «Мороз, Красный нос»(фрагмент) | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Устный опрос; |
42. | Основная тема и способы ее раскрытия. Любовь поэта к народу. | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный опрос; |
43. | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Самооценка с |
44. | Историко – литературная основа рассказа | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный опрос; Самооценка с; использованием«Оценочного; листа»; |
45. | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный опрос; |
46. | "Кавказский пленник": | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устный опрос; |
47. | "Кавказский пленник". Жилин и Дина. | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный опрос; |
48. | "Кавказский пленник". Сюжет и фабула. | 1 | 0 | 0 | 28.12.2022 | Устный опрос; |
49. | «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Устный опрос; |
50. | Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н.Толстого | 1 | 0 | 0 | 10.01.2023 | Устный опрос; |
51. | Контрольное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Письменный контроль; |
52. | Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Метель». Любовь как высшая | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Самооценка с |
53. | А.П.Чехов. Слово о писателе.«Злоумышленник». Приемы создания характеров и | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Самооценка с |
54. | Рассказ А.П. Чехова«Пересолил». Приемы создания | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Устный опрос; |
55. | Поэзия XIX века о родной природе. Ф. И. Тютчев. | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устный опрос; |
56. | Поэзия XIX века о родной природе. А. А. Фет "Чудная картина". | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Выразительное чтение наизусть;; |
57. | Поэзия XX века о родной | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Устный опрос; |
58. | Поэзия XX века о родной природе.А.А.Блок. "Полный месяц встал над лугом..." | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Выразительное чтение наизусть;; |
59. | Поэзия XX века о родной | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Самооценка с |
60. | Развитие речи. Конкурс чтецов. | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Выразительное чтение наизусть;; |
61. | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Галоша». | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
62. | М. М. Зощенко. Рассказ«Золотые | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Самооценка с |
63. | А. И. Куприн. Слово о | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос; |
64. | Средства художественной выразительности в рассказе "Золотой петух". | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Тестирование; |
65. | М.М.Пришвин. Слово о писателе. Рассказ "Моя родина". | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; |
66. | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. "Тёплый хлеб". Сюжет, композиция, особенность сказки. | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; |
67. | А. П. Платонов. Слово о | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Самооценка с |
68. | Мир глазами ребёнка в | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный опрос; |
69. | Развитие речи. А.П.Платонов. Рассказ "Цветок на земле". | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Письменный контроль; |
70. | В.П. Астафьев. Слово о | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Самооценка с |
71. | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Устный опрос; |
72. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; |
73. | Контрольная работа по литературе 19-20 веков. | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Письменный контроль; |
74. | Подготовка к сочинению по рассказу В.П.Астафьева | 1 | 1 | 0 | 07.03.2023 | Самооценка с |
75. | Развитие речи. Контрольное сочинение по рассказу В.П. Астафьев «Васюткино озеро». | 1 | 0 | 0 | 08.03.2023 | Письменный контроль; |
76. | Человек на войне. Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки». | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
77. | Человек на войне. В. П. Катаев. «Сын полка». | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
78. | Человек на войне. В. П. Катаев. «Сын полка». | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Устный опрос; |
79. | Внеклассное чтение. Ю. Я. Яковлев. «Девочки с | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
80. | Произведения о детстве. Рассказ А. Г. Алексина | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; |
81. | Произведения о детстве. Рассказ В. К. Железникова "Три ветки мимозы". | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устный опрос; |
82. | Развитие речи. Отзыв на | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Письменный контроль; |
83. | Произведения | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Устный опрос; |
84. | Произведения | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
85. | Контрольная работа по литературе 20-21 веков. | 1 | 1 | 0 | 11.04.2023 | Письменный контроль; |
86. | Внеклассное чтение. Произведения | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
87. | Литература народов Р.Г.Гамзатов «Песня соловья». | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос; |
88. | Развитие речи. Конкурс чтецов. | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Устный опрос; Письменный; контроль; |
89. | Зарубежная литература. Х. К. Андерсен «Соловей». | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Самооценка с |
90. | Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
91. | Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы). | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; |
92. | Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы). | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос; |
93. | Зарубежная проза о детях и подростках. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | 1 | 0 | 0 | 01.05.2023 | Самооценка с |
94. | Жизнерадостность, | 1 | 0 | 0 | 02.05.2023 | Устный опрос; |
95. | Дж. Лондон. «Сказание о Кише» | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устный опрос; |
96. | Дж. Лондон. «Сказание о Кише" | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
97. | Зарубежная приключенческая проза. Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ" | 1 | 0 | 0 | 09.05.2023 | Устный опрос; |
98. | Зарубежная приключенческая проза. Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ" | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устный опрос; |
99. | Зарубежная приключенческая проза. Р. Л. Стивенсон. «Чёрная стрела» (главы по выбору). | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
100. | 100. . Зарубежная проза о животных. Дж. Лондон.«Белый Клык ". | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Устный опрос; |
101. | 101. Зарубежная проза о животных. Дж. Лондон.«Белый Клык ". | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Тестирование; |
102. | 102. Внеклассное чтение. Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток» | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях); 5 класс/Меркин Г.С.; ООО "Русское слово - учебник"; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина (автор — Ф.Е. Соловьева).
2. Рабочие тетради для 5—8 классов (автор — Ф.Е. Соловьева).
3. Методические рекомендации для каждого класса (5—8 классы: автор — Ф.Е. Соловьева; 9 класс: авторы — С.А. Зинин, Л.В. Новикова).
4. Тематическое планирование для 5—8 классов (автор — Ф.Е. Соловьева).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://resh-shkola.ru
2. https://uchi.ru
3. https://edu.skysmart.ru
4. https://www.yaklass.ru
5. https://education.yandex.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ