Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями речи (вариант 2), 5 класс.

4
0
Материал опубликован 31 August в группе


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» составлена на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99-ФЗ, от23.07.2013г. №203-Ф3);

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель учебного предмета «Окружающий социальный мир» заключается в формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

-знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».


2. Общая характеристика учебного предмета

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Продукты питания», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий социальный мир» представлен в предметной области «Окружающий мир» в 5 классе по 1 часу в неделю. Рабочая программа предмета «Окружающий природный мир» рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с расписанием и составляет 34 часа в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она направлена на формирование двух групп результатов: - личностных и предметных.

Личностные результаты освоения программы:

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

формирование уважительного отношения к окружающим;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В соответствии с требованиями ФГОС ООО для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2) предметные результаты по предмету «Окружающий социальный мир» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Предметные результаты освоения программы:

Представления о мире, созданном руками человека:

интерес к объектам созданным человеком;

представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.);

умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:

представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, воспитатель, повар, водитель, врач и др.);

представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.) правила поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

опыт конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.

Развитие межличностных и групповых отношений:

представления о дружбе, товарищах, сверстниках;

умение находить друзей на основе личных симпатий;

умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

умение организовать свободное время с учётом своих и совместных интересов. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. Представления об обязанностях и правах ребёнка:

представление о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. Представление о стране проживания – России:

представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;

представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);

представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Содержание учебного предмета

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

Квартира, дом, двор

Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадкалифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон).

Продукты питания

Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному разделу, систематизировать знания о продуктах питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы). Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Предметы быта

Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать наблюдательность.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть).  Знание назначения предметов интерьера.

Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).

Школа

Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Город

Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.  Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (Адмиралтейство, Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь).

Транспорт

Основные задачи раздела: формировать понятия о видах транспорта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, обобщение знаний по данному разделу.

Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль). Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

Страна

Основные задачи раздела: познакомить с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг). Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео.

Традиции и обычаи

Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели).

Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоили программу по предмету Окружающий социальный мир педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп обучения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

1

Школа. Я – ученик. Представление о себе как о члене коллектива. Внешний вид: девочка, мальчик. Школьные принадлежности. Назначения школьных принадлежностей (тетрадь, карандаш, ручка). Повторение. Помещения школы: классы. Значение зон класса.

1


Работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние атрибутов праздника работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметной картинкой работа с сюжетными картинками: узнавание, различение, называние традиций праздника, соотнесение праздника с временем года работа по индивидуальной карточке изготовление украшения для класса (школы). -работа с предметными картинками: узнавание и различение школьных принадлежностей, школьной одежды работа с сюжетными картинками: различение деятельности школьника утром, составление последовательности действий дидактические упражнения «Кто самый аккуратный», Просмотр видеоролика «Школьные принадлежности» Учить детей беречь школьные принадлежности уметь. Рассказ для чего нужны (тетради, ручки и карандаши) ученику уметь пользоваться ими.. Уметь правильно использовать их (по назначению)

2

Помещения школы: спортивный зал, столовая, туалет. Правила поведения в помещениях школы (класс, спортивный зал, столовая). Правила поведения на уроке, перемене.

1


Беседа, диалог с учителем.

Рассматривание иллюстрации. Составление рассказов на основе иллюстрации.

Обучающие игры.

Просмотр видеоролика.

Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения в школе»

3

Профессии работников школы: библиотекарь, охранник, учитель физической культуры, учитель музыки, повар, уборщица.

1


Работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии работа с фотографиями: соотнесение работника школы с его профессией работа по индивидуальной карточке.

Правила безопасности дорожного движения. Работа со схемой безопасного движения к школе.



4

Школьная территория. Спортивная площадка, сад. Назначение участков школьной территории. Правила поведения на школьной территории. Распорядок школьного дня.

1


Просмотр фрагмента мультфильма «Аркадий Паровозов. Почему нужно соблюдать режим дня?» работа с сюжетными картинками: различение частей суток, составление режима дня работа с пиктограммами: составление режима дня с помощью графического изображения работа с карточками: составление режима дня с помощью напечатанных слов игры «Закончи предложение», «Найди ошибку» работа по индивидуальной карточке.

Экскурсия по школьному двору. Знакомство с участком школьной территории.

5

Дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Типы домов: одноэтажный, многоэтажный. Типы домов: каменный – деревянный, городской – дачный дом.

1


Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение. Составление правил поведения на прогулке.

Работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние типов домов; мест общего пользования в доме называние, узнавание своего домашнего адреса работа с сюжетными картинками: нахождение мест общего пользования по назначению, различение правил культурного поведения в подъезде, на лестничной площадке работа с пиктограммами: называние правил поведения презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

6

Места общего пользования в доме: чердак, подвал. Правила безопасности. Места общего пользования в доме: подъезд. Правила пользования домофоном.



Беседа о назначении мест общего пользования в доме - чердак, его назначение».

Беседа по теме урока. Рассматривание иллюстраций. Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме».

7

Квартира. Помещение квартир: комната (спальная, детская, гостиная). Функциональное назначение комнат. Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение помещений.

1


Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции.

Обучающие игры.

Просмотр видеоролика.







8

Помещения квартиры: кухня, ванная комната, санузел. Функциональное назначение помещений. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире. Отопление: батарея, вентиль, вода. Канализация: вода, унитаз, сливной бачок, трубы.

1


Работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом. Выбор нужной картинки по словесной инструкции.


9



Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и поведения во время аварийных ситуаций в доме. Водоснабжение: вода, кран, трубы (водопровод), раковина. Электроснабжение: розетка, свет, электричество).

1


Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции.

Знакомство с профессиями. Соотнесение названия профессии с иллюстрацией. Стихотворение В. Маяковского «Профессии»

Работа с предметным и сюжетными иллюстрациям.

Работа с плакатом «Электробытовые приборы».

Раскрашивание картинок по выбору детей. Работа с инструктажами в картинках -составление алгоритма работы с бытовыми приборами.

10

Город, в котором я живу. Сообщение своего домашнего адреса. Узнавание на слух, письменно. Написание домашнего адреса.

1


Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг Росси Работа по карточкам с изображением городов. Выбор нужной карточки для сообщения своего адреса (название улицы и номера).

11

Двор. Части территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка). Части территории двора (место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон). Правила безопасности и поведения во дворе. Вредные насекомые, грызуны,  живущие в доме. Представление о вреде, который они приносят

1


Беседа о назначении мест общего пользования в доме - домофоном и кодовым замком. Презентация «Соблюдение правил, поведения в местах общего пользования в доме». Видеофильм (задание для детей и родителей).

12

Посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды.

1


Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции.



13

Часы: механические (ручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Значение Строение часов: циферблат, стрелки (минутная, секундная). Аудио, видеотехника, средства связи (телефон, компьютер,  планшет, магнитофон, видеоплеер). Назначения технического устройства: сотовый телефон, планшет, видеоплеер. Соблюдение последовательностей действий при пользовании телефоном (включение, выключение, использование: связь, игра).

1


Работа с картинками – изображение часов. Нахождение и показ частей часов по образцу. Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками. Выбор нужной картинки и пиктограммы по словесной инструкции.

14

Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен. Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами.

1


Работа с предметными картинками: различение, называние электробытовых приборов работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение электробытовых приборов работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом,

15

Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели. Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная.

1


Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками «Мебель».

Выбор нужной картинки по словесной инструкции и по образцу. Раскрашивание картинок по выбору детей.

16

Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Назначение предметов посуды. Кухонный инвентарь: тёрка, овощерезка, разделочная доска, дуршлаг, половник. Назначение кухонного инвентаря. Техника безопасности при использовании посуды и кухонного инвентаря.



1


работа с предметными картинками: различение, называние посуды, распределение по видам работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение посуды по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Третий лишний», «Чего не стало» презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

15

Предметы интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи. Назначение предметов интерьера. Светильники: люстра, бра, настольная лампа. Узнавание и различение

1


Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками.

Сведения о свойствах стекла, способах ухода за ним.

Дидактическая игра «Третий лишний» презентация к уроку работа по индивидуальной карточке

16

Продукты питания. Напитки. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду. Молочные продукты. Узнавание, различение на вкус. Узнавание упаковок по внешнему виду. Правила хранения молочных продуктов.

1




Работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными картинками: различение мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке; различение молочных продуктов по назначению, правил хранения молочных продуктов Игра «Весёлый молочник» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

17

Мясные продукты. Готовые мясные продукты. Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов.. Правила хранения мясных продуктов

1


Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях,

плакатах. Закрепить знания о правильном питании. Д/И «Полезные продукты». Раскрашивание картинок по выбору детей.

18

Рыбные продукты.  Рыбные продукты готовые к употреблению. Знакомство со способами обработки рыбных продуктов. Правила хранения рыбных продуктов.

1


Нахождение и узнавание на картинках, фотографиях, плакатах. Закрепить знания о правильном питании.

19

Мучные изделия требующие обработки (приготовления). Макароны.  Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Правила хранения мучных изделий.

1


работа с предметными картинками: узнавание, различение и называние мучных изделий отгадывание загадок работа с сюжетными картинками: различение мучных изделий по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с мучным изделием, составление предложений игра «Третий лишний» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

20

Предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для работы с бумагой. Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом. Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла. Правила безопасности при работе с предметами с бумагой, деревом, стеклом.

1


Работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние и дифференциация предметов, работа с пиктограммами: отработка правил безопасности при обращении со стеклянными предметами работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение предметов по назначению игра «Из чего сделаны предметы?» интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

Определение предметов, изготовленных из дерева: стол, полка, деревянные игрушки, двери и др. Игры «Назови и узнай предметы, изготовленные из дерева». Презентация. Слушание объяснений учителя. Тактильная игра

21

Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины. Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла. Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани.

1


Определение предметов, которые изготовлены из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Просмотр презентации. Нахождение и узнавание на картинках. Работа с раздаточными карточками.

Сведения о свойствах металла, способах ухода за ним.

Сведения о свойствах ткани,

работа с картинками о способах ухода за ним.

22

Страна, в которой я живу  - Россия. Символика России. Президент РФ.

1


Просмотр видеоролика «Президент Российской Федерации» Беседа по теме урока. Проговаривание (фамилию, имя, отчество Президента) Работа по фотографии.

23

Праздник День Победы. История праздника.

1


Работа с дидактическим материалом и сюжетными картинками. Просмотр видеороликов День победы».


24

Праздники в России.

1


Работа с дидактическим материалом и сюжетными картинками.

25

Город.  Москва. Здания в городе и их назначение. Достопримечательности города. (Кремль, вечный огонь, Троицкий собор).



1




Работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние зданий города, профессий людей, людей, столицу и символику России, соблюдать. государства и столицы, флага, герба работа с сюжетными картинками: узнавание и различение зданий по назначению, составление правил поведения отгадывание загадок презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

26

Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение. Правила поведения в общественных местах.



1


Правила безопасности дорожного движения. Работа со схемой безопасного движения к школе. Беседа об основных правилах поведения в школе. Просмотр видеоролика «Правило поведения

27

Профессии в городе. Узнавание и различение профессий.



работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии, соотнесение профессии с транспортом работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение людей, работающих на транспорте по инструкции (указанию) учителя работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Кто управляет?», «Кто чем управляет?», «Кто обслуживает пассажиров?»

28

Транспорт. Виды транспорта.

1


работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, работа по индивидуальной карточке

29

Наземный транспорт. Его назначение. Воздушный транспорт. Его назначение. Водный транспорт. Его назначение.

1




Работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами:

30

Космический транспорт. Его назначение.

1




Работа с предметными картинками: узнавание, различение, называние, дифференциация транспорта работа с сюжетными картинками: различение транспорта по назначению работа с пиктограммами: составление предложений презентация к уроку интерактивная игра работа по индивидуальной карточке

31

Профессии людей, работающих на транспорте.



1


работа с предметными картинками: называние, различение, нахождение людей определенной профессии, соотнесение профессии с транспортом работа с сюжетными картинками: рассматривание, ответы на вопросы учителя, нахождение людей, работающих на транспорте по инструкции (указанию) учителя работа с пиктограммами: соотнесение графического изображения с предметом, составление предложений отгадывание загадок дидактические игры «Кто управляет?», «Кто чем управляет?», «Кто обслуживает пассажиров?» презентация к уроку интерактивная игра

32

Правила поведения в общественном транспорте.



1


Отрабатывать умение различать транспорт по назначению и профессии людей, работающих на транспорте.

33

Специальный транспорт.  Его назначение.

1


Отрабатывать умение различать транспорт по назначению и профессии людей, работающих на транспорте.

34

Повторение пройденного материала. Диагностическая работа

1


Повторение пройденного материала, подготовка к диагностической работе.


Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.

Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.

Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Приложение 1

КИМ

Задание1.Рассмотри картинки. Кто из изображенных на картинке людей, должен доставить письмо по адресу. Обведи.

t1756613388aa.jpgt1756613388ab.jpgt1756613388ac.jpg


Задание2.Рассмотри картинки. Что забыл мальчик положить в портфель. Обведи.


t1756613388ad.jpg

Задание3.Рассмотри предметы. Назови, из какого материала они изготовлены.

t1756613388ae.jpg

Задание4.Рассмотри картинки. Выбери и обведи бытовой прибор - чайник. Зачеркни красным карандашом, что нельзя делать при использовании бытового прибора).

t1756613388af.jpgt1756613388ag.jpg

t1756613388ah.jpgt1756613388ai.jpg

Задание5.Выбери, предмет, который прикалывают на одежду во время празднования 9 мая.

t1756613388aj.jpgt1756613388ak.jpg

Задание6.Закрась на картинке, территорию, где должен идти пешеход.

t1756613388al.jpg

Задание7.Выбери и обведи цифры, которые ты наберешь при пожаре в квартире


01 03 04

Задание8.Соедини картинки.


Молочные продукты Крупа



t1756613388am.jpgt1756613388an.jpg

Задание9.Выбери и обведи наземный транспорт.

t1756613388ao.jpgt1756613388ap.jpg


Оценка сформированности навыка:

0б - Навык или умение отсутствует

1б - Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2б - Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3б - Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4б - Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5б - Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.