Рабочая программа по геометрии 8 класс на 2021-2022 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУРИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята « Утверждаю»
педагогическим советом школы Директор МБОУ Туриловская СОШ
протокол от 25.08.2021 г. № 1 _____________/Овчаренко И.П./
председатель педагогического совета Приказ от 25.08.2021 г. № 73
_______________/Овчаренко И.П./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
основное общее образование ( 8 класс )
количество часов –67
учитель – Рыбалкина Ольга Николаевна
2021-2022 учебный год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основании следующих документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Туриловская СОШ на 2021-2022 учебный год (приказ от 25.08.2021 №73).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября2015 года N 81, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 8).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Учебный план МБОУ Туриловская СОШ на 2021-2022 учебный год. (Утвержден приказом по МБОУ Туриловская СОШ от 21.05.2021 г. № 35);
- Устав МБОУ Туриловская СОШ.
Реализация программы в 2021-2022 учебном году будет проводится в штатном режиме с соблюдением требований санитарных правил в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
При организации образовательного процесса рассмотрена возможность использования дистанционных образовательных технологий. Рекомендуемые формы организации образовательной деятельности:
- онлайн видео-урок;
- обмен информацией через мессенджеры, электронную почту между педагогическими работниками и учащимся и/или родителями (законными представителями;
- направление учащимся информации из сети Интернет для самостоятельного ознакомления в соответствии с изучаемым материалом;
- анализ присланных видеозаписей учащегося, консультирование учащегося;
- составление подробного плана урока для каждой группы с указанием домашнего задания;
- другие формы.
В результате внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс:
- увеличивается информационная емкость занятий, глубина подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности;
- активизируется самостоятельная деятельность обучающихся;
- создаются комфортные условия для углубленного изучения предмета, за счет разнообразия в общении становятся более гармоничными отношения в рамках «педагог – обучающийся», психологическая среда – комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение.
На случай ухудшения эпидемиологической ситуации предусмотрена возможность дистанционного обучения по приказу директора учреждения
Данная рабочая программа реализуется с помощью учебника «Геометрия 7-9»: учебник для общеобразовательных организаций/Л.С.Атанасян, И.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др./.-М.:Просвещение, 2018 г.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия Л.С.Атанасяна, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи:
подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе.
Отработать сведения о четырёхугольниках.
Сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой.
Сформировать понятие площади многоугольника.
Развить умение вычислять площади фигур.
Сформировать понятие подобных треугольников.
Выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач.
Сформировать навыки решения прямоугольных треугольников.
Расширить сведения об окружности.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса планиметрии 7 класса.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ Туриловская СОШ на 2021-2022 учебный год отводится для обязательного изучения геометрии в 8 классе основной школы 2 часа в неделю. Фактически будет проведено 67 часов – 1 час приходится на праздничный день ( 23 февраля.) . Программа будет выполнена за счет уплотнения материала на 1 часа по теме: «Повторение по теме: «Площадь».
Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных и контрольных работ.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целец, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символичексие средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий ( ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую доля решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности
( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом ( анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
4.Содержание предмета
Четырехугольники ( 14 ч)
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения и четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления и фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
Площадь ( 14 ч)
Понятие пощади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма., треугольника , трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
Подобные треугольники ( 18 ч )
Понятие подобных треугольников. Признаки подобия
4.Окружность (17 ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательных точки треугольника. Вписанная и описанная окружности,
Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойства, вписанной и описанной окружностях.
5.Итоговое повторение (4 ч)
5.Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Четырехугольники | 14 |
2. | Площадь | 14 |
3 | Подобные треугольники | 18 |
4. | Окружность | 17 |
5. | Итоговое повторение | 4 |
| Всего: | 67 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока |
Гл.V. Четырехугольники ( 14 ч ) | ||
1 | 1.09. | Многоугольник. Выпуклый многоугольник |
2 | 3.09. | Четырехугольник |
3 | 8.09. | Параллелограмм |
4 | 10.09. | Признаки параллелограмма |
5 | 15.09. | Признаки параллелограмма |
6 | 17.09. | Признаки параллелограмма |
7 | 22.09. | Трапеция |
8 | 24.09. | Трапеция |
9 | 29.09. | Прямоугольник |
10 | 1.10. | Ромб и квадрат |
11 | 6.10. | Ромб и квадрат |
12 | 8.10. | Осевая и центральная симметрии |
13 | 13.10. | Решение задач по теме: «Многоугольники» |
14 | 15.10. | Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники» |
Гл. V.Площадь ( 14 ч ) | ||
15 | 20.10. | Понятие площади многоугольника |
16 | 22.10. | Площадь прямоугольника |
17 | 27.10. | Площадь параллелограмма |
18 | 29.10. | Площадь параллелограмма |
19 | 10.11 | Площадь треугольника |
20 | 12.11. | Площадь треугольника |
21 | 17.11. | Площадь трапеции |
22 | 19.11. | Площадь трапеции |
23 | 24.11. | Теорема Пифагора |
24 | 26.11. | Теорема Пифагора |
25 | 1.12. | Теорема Пифагора |
26 | 3.12. | Решение задач по теме: «Площадь» |
27 | 8.12. | Решение задач по теме: «Площадь» |
28 | 10.12. | Контрольная работа №2 по теме: «Площадь» |
Гл.VI. Подобные треугольники ( 18 ч ) | ||
29 | 15.12. | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников |
30 | 17.12. | Определение подобных треугольников |
31 | 22.12. | Первый признак подобия треугольников |
32 | 24.12. | Первый признак подобия треугольников |
33 | 12.01. | Второй признак подобия треугольников |
34 | 14.01. | Второй признак подобия треугольников |
35 | 19.01. | Третий признак подобия треугольников |
36 | 21.01. | Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники»
|
37 | 26.01. | Средняя линия треугольника |
38 | 28.01. | Средняя линия треугольника |
39 | 2.02. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
40 | 4.02. | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
41 | 9.02. | Практические приложения подобия треугольников |
42 | 11.02. | Практические приложения подобия треугольников |
43 | 16.02. | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника |
44 | 18.02. | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 |
45 | 25.02. | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 |
46 | 2.03. | Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников к доказательству теорем и решению задач» |
Гл.VII. Окружность (17 ч ) | ||
47 | 4.03. | Взаимное расположение прямой и окружности |
48 | 9.03. | Касательная к окружности |
49 | 11.03. | Касательная к окружности |
50 | 16.03. | Градусная мера дуги окружности. Центральный угол |
51 | 18.03. | Градусная мера дуги окружности |
52 | 6.04. | Теорема о вписанном угле |
53 | 8.04. | Теорема о вписанном угле |
54 | 13.04. | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы» |
55 | 15.04. | Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы» |
56 | 20.04. | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку |
57 | 22.04. | Теорема о пересечении высот треугольника |
58 | 27.04. | Вписанная окружность |
59 | 29.04. | Вписанная окружность |
60 | 4.05. | Описанная окружность |
61 | 6.05. | Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружности» |
62 | 11.05. | Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружности» |
63 | 13.05. | Контрольная работа №5 по теме: «Окружность» |
Итоговое повторение ( 4 ч) | ||
64 | 18.05. | Повторение по теме: «Четырехугольники» |
65 | 20.05. | Итоговая контрольная работа |
66 | 25.05. | Повторение по теме: «Площадь» |
67 | 27.05. | Повторение по теме: «Подобные треугольники» |
Приложение 2
Система оценивания
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная самостоятельная работа, письменная контрольная работа, устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Согласовано:
заместитель директора
по учебной работе
МБОУ Туриловская СОШ
__________/Чех Г.Н./
25 августа 2021 г.