Рабочая программа учебной дисциплины «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»

1
0
Материал опубликован 17 February 2022

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

1.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины


5


2.

Структура и содержание учебной дисциплины


7

3.

Условия реализации учебной дисциплины


10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


13


































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 01 ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ


    1. Область применения рабочей программы


          Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01 Основы физиологии питания, санитарии и гигиены разработана для профессионального обучения квалифицированных рабочих по профессии 16675 Повар.

          Адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по программе профессиональной подготовки 16675 Повар в соответствии с частью 8 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

          Программа учитывает индивидуальные особенности слушателей (легкой степенью умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования, разработана с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации слушателей с недостатками в умственном развитии.


    1. Место учебной дисциплины в структуре программы профессиональной подготовки 


           Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу. Дисциплина связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в образовательную программу.


    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения программы дисциплины обучающийся  должен:

 уметь:

- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к процессам  приготовления и подготовки к реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;

- определять источники микробиологического загрязнения;

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

- проводить органолептическую оценку безопасности  пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд.

знать:

- основные понятия и термины микробиологии;

- основные группы микроорганизмов,

- правила личной гигиены работников организации питания;

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции;

- методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции;

- пищевые вещества и их значение для организма человека;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения.

    1.  Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 92 часа.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



    1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:


теоретическое обучение

46

практические занятия

46

контрольные работы

*

промежуточная аттестация в форме (указать)

Дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 01 ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы микробиологии в пищевом производстве


24


Тема 1.1. Основы микробиологии

Содержание учебного материала

6

1

Основные группы, классификация микроорганизмов, отличительные признаки бактерий, плесневых грибов, дрожжей и вирусов.

1

2

Роль бактерий, плесневых грибов и дрожжей в пищевом производстве.

1

3

Характеристики микрофлоры почвы, воды и воздуха. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе.

1

4

Влияние температурных факторов на развитие микроорганизмов. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания.

1

Практические занятия

6


Определение микробиологической безопасности пищевых продуктов.

Работа с муляжами.

Работа с консервами.

Контрольные работы

-

Тема 1.2. Пищевые инфекции и пищевые отравления

Содержание учебного материала

6

1

Патогенные микроорганизмы: понятие, биологические особенности

1

2

Пищевые инфекции, пищевые отравления и глистные заболевания. Острые кишечные инфекции: брюшной тиф,  дизентерия, холера, сальмонеллез и др. Возбудители, симптоматика, источники заражения, меры борьбы с инфекцией на предприятиях.  Зоонозы: бруцеллез, туберкулез, сибирская язва, ящур. 

1

3

Пищевые отравления микробного и немикробного происхождения

1

4

Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве, условия их развития

1

5

Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания

1

6

Схема микробиологического контроля

1

Практические занятия

6


Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве, условия их развития.

Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания.

Решение ситуационных задач по определению наличия патогенной микрофлоры в пищевых продуктах

Контрольные работы

-

Раздел 2.

Основы физиологии питания


28

Тема 2.1. Физиология питания. Пищевые вещества

Содержание учебного материала

4

1

Основные пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и витаминоподобные соединения, микроэлементы, вода.

1

2

Физиологическая роль основных пищевых веществ в структуре питания, суточная норма потребности человека в питательных веществах.

1

Практические занятия

4


Сравнение продуктов питания по физиологической ценности.

Сравнение продуктов питания по   энергетической ценности.

Контрольные работы

-

Тема 2.2. Пищеварение и усвояемость пищи

Содержание учебного материала

6

1

Понятие о процессе пищеварения. Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения.

1

2

Общее понятие об обмене веществ.

1

3

Общее понятие об обмене энергии.

1

4

Понятие о калорийности пищи.


5

Суточный расход энергии. Энергетический баланс организма.

1

6

Методика расчёта энергетической ценности блюда.


Практические занятия

6


Схема пищеварительного тракта.

Выполнение расчёта суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека.

Расчет энергетической ценности блюда.

Контрольные работы

-

Тема 2.3.

Режим питания и его значение

Содержание учебного материала

4

1

Режим питания и его значение. Рациональное питание.

1

2

Возрастные особенности питания. Питание детей и подростков

1

3

Понятие о лечебном и лечебно-профилактическом питании.


4

Методики составления рационов питания.

1

Практические занятия

4


Методики составления рационов питания.

Составление рационов питания для различных категорий потребителей.

Контрольные работы

-

Раздел 3.

Санитария и гигиена в пищевом производстве


40

Тема 3.1

Личная и производственная гигиена

Содержание учебного материала

4

1

Правила личной гигиены работников пищевых производств, требования к внешнему виду.

1

2

Требования к содержанию форменной одежды.

1

3

Медицинский контроль: значение и сроки проведения медицинских обследований.

1

4

Влияние факторов внешней среды на здоровье человека.

1

Практические занятия

4


Уход за форменной одеждой.

Решение ситуационных задач о внешнем виде и содержании форменной одежды

Контрольные работы

-

Тема 3.2.

Санитарно-гигиенические требования к помещениям

Содержание учебного материала


1

Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования, инвентаря в организациях питания.

6

1

2

Гигиенические требования к освещению.

1

3

Гигиеническая необходимость маркировки оборудования, инвентаря посуды.

1

4

Требования к материалам.

1

5

Дезинфекция, дезинсекция дератизация, правила проведения.

1

6

Моющие и дезинфицирующие средства, классификация, правила их применения, условия и сроки хранения.

1

Практические занятия

6


Решение ситуационных задач

Решение ситуационных задач по правилам пользования моющими и дезинфицирующими средствами.

Решение ситуационных задач  санитарным требованиям к мытью и обеззараживанию посуды, инвентаря и оборудования

Контрольные работы

-

Тема 3.3.

Санитарно-гигиенические требования к обработке пищевых продуктов 

Содержание учебного материала

6

1

Санитарные требования к процессам механической кулинарной обработке продовольственного сырья, способам и режимам тепловой обработки продуктов и полуфабрикатов.

1

2

Блюда и изделия повышенного эпидемиологического риска (студни и заливные, паштеты, салаты и винегреты, омлеты, рубленые изделия, кондитерские изделия с кремом и др.): санитарные требования к их приготовлению.

1

3

Санитарные правила применения пищевых добавок. Перечень разрешенных и запрещенных добавок

1

Практические занятия

6


Санитарные правила применения пищевых добавок.

Органолептическая оценка безопасности  пищевого сырья и продуктов.

Гигиеническая оценка качества готовой пищи (бракераж).

Контрольные работы

-

Тема 3.4.

Санитарно-гигиенические требования к транспортированию, приемке и хранению пищевых продуктов

Содержание учебного материала

4

1

Санитарно-гигиенические требования к транспорту, к приемке и хранению продовольственного сырья, продуктов питания и кулинарной продукции. Сопроводительная документация.

1

2

Санитарные требования к складским помещениям, их планировке, устройству и содержанию.

1

3

Гигиенические требования к таре.

1

4

Запреты и ограничения на приемку некоторых видов сырья и продукции.

1

Практические занятия

4


Решение ситуационных задач по условиям транспортировки   продукции.

Решение ситуационных задач по   условиям хранения продукции

Контрольные работы

-

Всего


92


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  предусмотрены следующие специальные помещения:

Учебный кабинет, оснащенный оборудованием:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

комплект учебно-наглядных пособий по коммуникативному общению (учебных таблиц, плакатов);

шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.;  наглядные пособия (натуральные образцы продуктов, муляжи.

техническими средствами обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением,

мультимедийный проектор, экран, DVD фильмы, мультимедийные пособия.


    1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

Канивец, И. А. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены : учебное пособие / И. А. Канивец. — 2-е изд., стер. — Минск : РИПО, 2019. — 178 с.

Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учеб.для студ. учреждений сред.проф.образования / З.П. Матюхина. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 256

Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве: учебник для нач. проф. образования/ Мармузова Л.В. -3-е перераб. и допол..   - М.:  Изд.центр «Академия», 2016 г.160с

Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиена и санитария. учебник для сред. проф. образования М.: ИРПО; Изд.центр «Академия», 2016г.256 с

Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария : учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / А.Н. Мартинчик, А.А.Королев, Ю.В.Несвижский. – 5-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 352 с.

ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ.  2016-01-01. -  М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с.

ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу. - Введ.  2016-01-01. -  М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с.

ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2016-01-01. -  М.: Стандартинформ, 2016.-III, 10 с.

ГОСТ 30390-2013  Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ. 2016 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2016.- III, 12 с.

ГОСТ 30389 - 2013  Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2016.- III, 12 с.

ГОСТ 31986-2016  Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2016. – III, 11 с.

ГОСТ 31987-2016  Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.- Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2016.- III, 16 с.

ГОСТ 31988-2016  Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания. – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2016. – III, 10 с.

Электронные ресурсы:

Российская Федерация. Законы.  О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой  1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 2016 г.: в ред. на 13.07.2017г. № 213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1

Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 2017 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2017 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html

СанПиН  2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2016 г. № 98. http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/

СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2016 г. № 18 [в редакции СП 1.1.2193-07 «Дополнения № 1»]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/1002/4/0.php-show_art=2758.

СанПиН 2.3.2.1078-01  Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2016 г. № 27 http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/

СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2016 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа:http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/

Вестник индустрии питания [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.pitportal.ru/

Всё о весе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vseovese.ru

Грамотей: электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramotey.com

Каталог бесплатных статей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rusarticles.com

Каталог ГОСТов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gost.prototypes.ru

Либрусек: электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.rus

Медицинский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.meduniver.com

Открытый портал по стандартизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.standard.ru

Центр ресторанного партнёрства для профессионалов HoReCa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

Fictionbook.lib [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fictionbook.ru

Дополнительно:

Малыгина В.Ф., Рубина В.А. Основы физиологии питания, гигиена и санитария, -М.: Экономика, 2016г  376с

Азаров В.Н. Основы микробиологии и санитарии. - М.: Экономика, 2016.,206с

Аношина О.М. и др. Лабораторный практикум по общей и специальной технологии пищевых производств. – М.: КолосС, 2017г .,183с

«Товароведение и экспертиза продовольственных товаров» под.ред. проф. В.И. Криштанович, Лаб. практикум, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017г.,346с.

Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания:  Справочник,  М.: ДеЛи, Агропромиздат, 2017г.,275с.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:

- соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к процессам  приготовления и подготовки к реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;

- определять источники микробиологического загрязнения;

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

- проводить органолептическую оценку безопасности  пищевого сырья и продуктов;

- рассчитывать энергетическую ценность блюд.

Выполнено задание / не выполнено

Успешное профессиональное поведение в смоделированной ситуации

-Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.

- Соответствие требованиям инструкций, регламентов

Текущий контроль

Устный опрос. Результаты и выполнение практических занятий по теме. Наблюдение.

Промежуточная аттестация: выполнение заданий практической части.


Знания:

- основные понятия и термины микробиологии;

- основные группы микроорганизмов,

- правила личной гигиены работников организации питания;

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции;

- методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции;

- пищевые вещества и их значение для организма человека;

- нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения.

Правильность ответов на вопросы

Подтверждение рассуждений примерами

Текущий контроль: устный опрос. Тестирование.

Промежуточная аттестация:

Индивидуальное собеседование по вопросам.


Комментарии
Комментариев пока нет.