Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины «Основы агрономии»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ АГРОНОМИИ
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
По специальности СПО:35.01.11 Механизация сельского хозяйства
Ключи 2017
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» разработана соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства", утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 N 456 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2014 N 32506).
Организация-разработчик: КГБПОУ СПО «Ключевский лицей профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
7 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ |
11 |
5 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
6 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ |
13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» предназначена для
подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства». Основанием для разработки рабочей программы учебной дисциплины являются следующие документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм. внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства", утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 N 456 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2014 N 32506).
Уточнения, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные культурные растения;
их происхождение и одомашнивание;
возможности хозяйственного использования культурных растений;
традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы;
зональные системы земледелия;
технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства);
В результате освоения учебной дисциплины «Основы агрономии» обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.
ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.
ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.
ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.
ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.
ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.
ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 3.5. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию
ПК 4.6. Изучать рынок и конъюнктуру продукции и услуг в области профессиональной деятельности.
ПК 4.7. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов; самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
50 |
в том числе: |
|
практические работы |
17 |
контрольные работы |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов. |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоя тельная работа |
Максима льная учебная нагрузка (часы) |
||
Всего часов * |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
Всего часов В т.ч. индивидуальный проект |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
|
Ведение |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Тема 1. Растение и условия их жизни |
2 |
- |
- |
1 |
3 |
Тема 2. Почва ее состав и свойства |
7 |
3 |
1 |
3 |
10 |
Тема 3. Сорные растения и меры борьбы с ними |
6 |
3 |
1 |
3 |
9 |
Тема 4. Системы обработки почвы |
4 |
2 |
- |
3 |
7 |
Тема 5. Удобрения их свойства и применение |
5 |
2 |
1 |
2 |
7 |
Тема 6. Семена и посев сельскохозяйственных культур |
6 |
2 |
- |
3 |
9 |
Тема 7. Уход за посевами |
4 |
1 |
1 |
3 |
7 |
Тема 8. Защита растений от вредителей и болезней |
3 |
- |
- |
3 |
6 |
Тема 9. Севообороты |
5 |
2 |
1 |
3 |
8 |
Тема 10. Системы земледелия |
3 |
- |
- |
- |
3 |
Тема 11. Охрана окружающей среды |
3 |
2 |
- |
1 |
4 |
Дифференцированный зачет |
1 |
- |
- |
- |
1 |
50 |
17 |
5 |
25 |
75 |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Основы агрономии |
50 |
|
Введение |
Основы агрономии. |
1 |
Тема 1. Растение и условия их жизни |
Строение, размножение, рост и развитие растений. Условия жизни и взаимодействие растений. |
2 |
Тема 2. Почва ее состав и свойства |
Понятие о почве и ее плодородии. Образование и состав почвы. Основные сельскохозяйственные почвы страны. |
7 |
Практические работы |
3 |
|
№1. Состав и свойства почв. |
||
№2. Определение механического состава почвы. |
||
№3. Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы. |
||
Контрольная работа |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Составить схемы роста растений |
||
Тема 3. Сорные растения и меры борьбы с ними |
Группы сорных растений. Классификация мер борьбы с сорняками. |
6 |
Практические работы |
3 |
|
№4. Сорняки, вредители и болезни, меры борьбы с ними |
||
№5. Классификация сорняков. |
||
№6. Определение сорняков по гербариям и семенам. |
||
Контрольная работа |
1 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Способы борьбы с сорными растениями |
||
Тема 4. Системы обработки почвы |
Технологические операции обработки почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы. |
4 |
Практические работы. |
2 |
|
№7. Системы обработки почвы. |
||
№8. Составление системы обработки почвы под озимые и яровые культуры. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Системы обработки почвы в нашей зоне. |
||
Тема 5. Удобрения их свойства и применение |
Влияние условий на питание растений. Минеральные и органические удобрения. |
5 |
Практические работы |
2 |
|
№9. Определение основных удобрений и их применение. |
||
№10. Определение основных видов удобрений, доз их внесения на запланированный урожай. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Виды удобрений и способы их применения. |
||
Контрольная работа |
1 |
|
Тема 6. Семена и посев сельскохозяйственных культур |
Посевные качества семян. Подготовка семян к посеву. Сроки и способы посева. Нормы высева, глубина заделки семян. |
6 |
Практические работы. |
2 |
|
№11. Определение чистоты, всхожести, класс и посевную годность семян. |
||
№12. Освоение методики расчета нормы высева семян. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Определение качества используемых семян для посева. |
||
Тема 7. Уход за посевами |
Уход за зерновыми культурами. Уход за пропашными культурами. |
4 |
Практические работы |
1 |
|
№13. Зональные системы земледелия. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Особенности ухода за посевами. |
||
Контрольная работа |
1 |
|
Тема 8. Защита растений от вредителей и болезней |
Вредители, болезни растений. Агротехнический метод защиты растений. Биологический и химический методы защиты растений. |
3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Методы борьбы с вредителями и болезнями растений |
||
Тема 9. Севообороты |
Понятие о севооборотах и его значение. Классификация севооборотов. |
5 |
Практические работы |
2 |
|
№14. Составление схем севооборотов и ротационных таблиц. |
||
№15. Составление схемы четырехпольного севооборота. |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
Составить севооборот своего приусадебного участка |
||
Контрольная работа |
1 |
|
Тема 10. Системы земледелия |
Мелиорация земель. Виды орошения. Типы современных дождевальных машин. |
3 |
Тема 11. Охрана окружающей среды |
Основные правовые положения, относящиеся к охране окружающей среды. |
3 |
Практические работы |
2 |
|
№16. Мелиорация земель и защита почв от эрозии. |
||
№17. Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды». |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Воздействие тракторов и с/х машин на почву. |
||
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Итого |
75 |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы агрономии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места – 30;
- рабочее место преподавателя;
- лаборантская комната;
- дидактический материал по всем разделам;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету;
- образцы растений, почв, видов удобрений, семян.
- инструкционные карты по выполнению практических работ, справочники, нормативные документы.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Печатные издания
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Основная литература:
Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М. Туликов и другие Основы агрономии: Учеб. для нач. прф. образования.- М: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2000. – 360 с.
Андреев Ю.М. Овощеводство. – М: ПрофОбрИздат, 200.
Верещагин Н.И. и др. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, зачета а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
Определять виды и сорта сельскохозяйственных культур. |
Выполнение практической работы |
Определять чистоту, всхожесть, касс и посевную годность семян. |
Выполнение практической работы, письменный опрос |
Рассчитывать нормы высева семян |
практическая работа |
Применять различные способы воспроизводства плодородия почвы |
Выполнение практической работы, устный опрос |
Соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры |
Выполнение практической работы, |
Проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии |
Выполнение практической работы |
Знания: |
|
Производственно хозяйственные характеристики основных с/х культур |
контрольная работа, устный опрос |
Технологии возделывания основных с/х культур |
контрольная работа, тестирование |
Происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки |
контрольная работа, устный опрос |
Пути и средства повышения плодородия почвы |
контрольная работа |
Основные виды сорняков, вредителей и болезней с/х культур, меры борьбы с ними |
контрольная работа, тестирование |
Классификацию и принцип построения севооборота |
контрольная работа, составление технологических схем |
Основные виды удобрений и способы их применения |
контрольная работа, устный опрос |
Основные виды сорняков, вредителей и болезней с/х культур, методы защиты от ник |
контрольная работа, тестирование |
5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер страницы, дата внесения изменения |
Содержание внесенного изменения |
ФИО лица, внесшего изменение, подпись |