Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы физиологии питания, санитарии и гигиены»

0
0
Материал опубликован 19 December 2022

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

​​​​​​​









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОП.02 Основы физиологии питания, санитарии и гигиены




программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии социально-экономического профиля

43.01.01. Официант, бармен
















г. Дзержинск, 2022

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 100114.01 Официант, бармен.


Программа учебной дисциплины может быть использована для базовой подготовки в области реализации процесса обслуживания в организации общественного питания.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

составлять рационы питания для различных категорий потребителей;

осуществлять санитарно-гигиенический контроль качества сырья и кулинарной продукции;

соблюдать санитарно-гигиенические требования реализации готовой продукции;

соблюдать санитарно-гигиенические требования хранения пищевых продуктов;

осуществлять органолептическую оценку качества различных групп продовольственных товаров;

соблюдать правила личной гигиены и выполнять санитарные правила;

готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

должен знать:

состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

понятие суточной нормы потребности человека в питательных веществах;

усвояемость пищи и факторы, влияющие на нее;

нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

правила личной гигиены;

санитарные требования к торговым и производственным помещениям организаций общественного питания, инвентарю, посуде и таре;

санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов и процессу приготовления блюд;

санитарные требования к реализации готовой продукции;

санитарные требования к обслуживанию посетителей;

классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

санитарно-пищевое законодательство;

основные пищевые инфекции, отравления, глистные заболевания.


Вариативная составляющая в количестве 6 часов направлена на углубление подготовки (знаний и умений), определяемой содержанием обязательной части ФГОС СПО.



Содержание дисциплины  ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных  модулей  ППКРС по  профессии  43.01.01. Официант, бармен и овладению  профессиональными  компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Выполнять подготовку залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания.

ПК 1.2. Обслуживать потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов.

ПК 1.3. Обслуживать массовые банкетные мероприятия.

ПК 1.4. Обслуживать потребителей при использовании специальных форм организации питания.

ПК 2.1. Выполнять подготовку бара, буфета к обслуживанию.

ПК 2.3. Эксплуатировать инвентарь, весоизмерительное и торгово-технологическое оборудование в процессе обслуживания.

ПК 2.5. Изготавливать определенный ассортимент кулинарной продукции.

ПК 2.7. Изготавливать смешанные напитки, в том числе коктейли, различными методами, горячие напитки.


В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться личностные результаты (ЛР):


Таблица 1.3.1 – Личностные результаты


Личностные результаты

реализации программы воспитания

Код ЛР

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 2

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные субъектами образовательного процесса

Готовый к профессиональной конкуренции


ЛР 16


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

20

Промежуточная аттестация в форме экзамена






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.02. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект))

Объем часов

Уровень освоения

1. Пищеварение


1-2 Введение в курс. Основные понятия

2

2




3

3-4 Пищеварение: строение пищеварительной системы.

2

5-6 Условия влияющие на процесс пищеварения

2

7-8 Усвояемость пищи

2

Практические занятия:


9-10 Практическая работа № 1 Исследование пищеварительного аппарата. Составление схемы


2


Итого по теме 1

10


2. Роль основных пищевых веществ в жизнедеятельности организма.



11-12 Основные пищевые вещества: физиологическая роль, значение для организма.

2

2



3

13-14 Обмен веществ и энергии.

2

15-16 Микроорганизмы

2

Практические занятия:


17-18 Практическая работа № 2 Определение химического состава и калорийности сырья

2

19-20 Практическая работа № 3 Расчет суточного расхода энергии человека

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работе: Питание микроорганизмов, его типы. Дыхание микроорганизмов. Аэробные окислительные процессы, краткая характеристика микроорганизмов-возбудителей. Роль гнилостных микроорганизмов в природе.

6


Итого по теме 2

10+6 с.р.


3. Рациональное питание и физиологические основы его организации.

21-22 Рациональное питание.

2

2





3

23-24 Принципы нормирования пищевых веществ и калорийности.

2

25-26 Особенности питания различных групп населения.

2

Практические занятия:


27-28 Практическая работа № 4 Составление меню суточного рациона для групп взрослого населения и его физиологическая оценка.

2

29-30 Практическая работа № 5 Определение химического состава и калорийности отдельных блюд и меню в целом.

2


31-32 Практическая работа № 6 Составление меню для школьного питания

2

33-34 Практическая работа № 7 Составление меню для дошкольного питания

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Нормирование пищевых веществ в суточном рационе для разных групп населения. Порядок составления меню.

6


Итого по теме 3

14+ 6 с.р.


4.


Диетическое и лечебно-профилактическое питание.

35-36 Диетическое и лечебно – профилактическое питание. Назначение и характеристика основных лечебных диет

2

2



3

Практические занятия:


37-38 Практическая работа №8 Составление меню суточного рациона в соответствии с указанной диетой, рекомендуемой при различных заболеваниях.

2

Самостоятельная работа обучающегося: выполнение реферата по заданной тематике. Постепенность расширения рациона питания, степень строгости диет. Дробное питание. Понятие о полноценности диет.

8

Итого по теме 4

4+ 8 с.р.


5.

Санитарные нормы и правила

39-40 Правила личной гигиены. Санитарно - пищевое законодательство.

2

2

41-42 Санитарные требования к пищевым производствами обслуживанию посетителей.

2

43-44 Основные пищевые инфекции, отравления, глистные заболевания.

2

Практические занятия:



45-46 Практическая работа №9 Разработка мероприятия по проведению санитарного режима на современном предприятии общественного питания.

2


47-48 Практическая работа №10 Разработка мероприятий по профилактике глистных заболеваний

2


49-50 Практическая работа № 11 Разработка мероприятий по профилактике пищевых отравлений

2

3

Итого по теме 5

12



Всего:

70 (50+20 с.р.)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «физиологии питания, санитарии и гигиены»

Оборудование кабинета: количество посадочных мест по числу обучающихся;

рабочее место преподавателя,

Технические средства обучения:

- переносной мультимедийный комплекс;

-ноутбук

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии // М: Академия.-2021-– 184 с.

2. Мартничик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.В. Физиология питания, санитария и гигиена // М: Мастерство. – 2019. – 192 с.

3. Основы микробиологии, физиологии питания и санитарии для общепита // сост. Трухина Т.П., Ростов. – Изд-во: Феникс. – 2020.. – 384 с.

Дополнительные источники:

1. Рогов И.А., Антипова Л.В., Дунченко Н.И., Жеребцов Н.А. Химия пищи. Книга 1 // Учеб. для ВУЗов. – М: Колос. – 2019. – 384 с.

5.Физиология человека // под ред. Бабского Е.Б. – М: Медицина.-2020.- т 1,2.- 419с.







4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


осуществлять санитарно-гигиенический контроль качества сырья и кулинарной продукции;

соблюдать санитарно-гигиенические требования реализации готовой продукции;

соблюдать санитарно-гигиенические требования хранения пищевых продуктов;

осуществлять органолептическую оценку качества различных групп продовольственных товаров;

соблюдать правила личной гигиены и выполнять санитарные правила;

готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

Практические занятия:

Изучение условий разложения белковых веществ микроорганизмами.

Составление рациона питания разл

ичных групп населения

Составление рациона питания детей и подростков.

Составление меню суточного рациона в соответствии с указанной диетой, определение химического состава и калорийности.

Знания:


состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;

понятие суточной нормы потребности человека в питательных веществах;

усвояемость пищи и факторы, влияющие на нее;

нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

правила личной гигиены;

санитарные требования к торговым и производственным помещениям организаций общественного питания, инвентарю, посуде и таре;

санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов и процессу приготовления блюд;

санитарные требования к реализации готовой продукции;

санитарные требования к обслуживанию посетителей;

классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

санитарно-пищевое законодательство;

основные пищевые инфекции, отравления, глистные заболевания.


-полнота и точность формулирования процесса усвоения пищи организмом человека, роли основных отделов пищеварительного тракта в процессе пищеварения;

- обоснование факторов, способствующих усвояемости пищи;- определение роли пищевых веществ при расчете энергетической ценности пищи, составление суточного рациона питания;

- соответствие основных принципов питания рациональному норм и сбалансированному питанию;

- обоснование значения режима питания для различных групп населения;

- обоснование цели лечебного и лечебно-профилактического питания;

- точность в определении характерных особенностей пищевых инфекций, отравлений, глистных заболеваний: причин возникновения и меры профилактики;

- соответствие мер оказания неотложной доврачебной помощи при производственных травмах, определение мер профилактики производственного травматизма;

- обоснование значения правил гигиены и санитарии при работе на предприятиях питания;

- точность при указании условий и сроков хранения продукции на предприятиях питания

Промежуточная аттестация

Экзамен

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК


Название ОК

Технология формирования ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Практическое задание


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Практическое задание


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Практическое задание


ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Тестовое задание


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Практическое задание


ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Практическое задание


ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Практическое задание




4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.