Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» (автор О.Л. Гончарова)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Политехнический колледж №31
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины |
Психология общения |
Код, профессия/специальность |
190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень) |
Москва
2013 год
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией социально-экономических дисциплин |
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень) |
|
Протокол №___ от «__»____________20 __ г. |
||
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________ Козлова О.А. |
Заместитель директора по учебной (учебно-методической работе) _______________Денисова О.Ю. |
|
Составитель (автор): |
Гончарова О.Л., преподаватель ГБОУ СПО Политехнического колледжа №31 |
|
Рецензент: |
СОДЕРЖАНИЕ
|
4 |
|
7 |
|
14 |
|
15 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________ __Психология общения__________________
название дисциплины
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профилю специальности.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина ОГСЭ.02 Психология общения принадлежит обязательной части и входит в общепрофессиональные дисциплины ОПОП по специальности 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень)
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Специалист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять технологический процесс изготовления деталей, сборка и испытания изделий автотракторной техники.
ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.
ПК 2.2. Проектировать изделия средней сложности основного и вспомогательного производства.
ПК 2.3. Составлять технические задания на проектирование технологической оснастки.
ПК 2.4. Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
ПК 3.2. Проверять качество выпускаемой продукции и/или выполняемых работ
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники слушания на практике;
- преодолевать коммуникативные барьеры;
- вести деловую беседу;
- вести деловые переговоры;
- вести деловые совещания;
- разрешать конфликты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- функции общения;
- стороны общения;
- виды общения;
- структуру и средства общения;
- виды и технику слушания;
- психологические типы людей;
- коммуникативные структуры в организации;
- психологические аспекты общения;
- технологии делового общения;
- способы и правила разрешения конфликтов.
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП*
№п\п |
Дополнительные знания, умения |
№, наименование дисциплины |
Количество часов |
Обоснование включения в рабочую программу |
*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
77 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
52 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
8 |
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
25 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
- |
Чтение текста дополнительной литературы, работа с Интернет-ресурсами, работа с конспектом, ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу, индивидуальные задания, подготовка публичного выступления, презентации |
25 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины психология ОБЩЕНИЯ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Введение в психологию общения |
18 |
||
Тема 1. Общение. Функции, стороны, виды общения. |
Содержание учебного материала |
4 |
1 |
Общение. Функции общения: инструментальная, интегративная, трансляционная, экспрессивная, функция самовыражения, функция социализации, функция социального контроля. Стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Взаимосвязь сторон общения. Виды общения: «контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое общение, деловое общение, духовное общение, манипулятивное общение, светское общение. Особенности общения. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Проанализируйте функции общения. Сделайте выводы. |
|||
Тема 2. Структура и средства общения |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Структура общения. Этапы общения. Вербальные и невербальные средства общения. Классификация невербальных средств общения. Невербальные средства общения: мимика, поза, взгляд, походка, жесты. Группы жестов: жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-эмблемы, жесты-адапторы, жесты-аффекторы. Виды жестов. Вербальные средства общения. Особенности вербальных (словесных) средств общения. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Проанализируйте этапы общения. Сделайте выводы. Индивидуальное задание. |
|||
Тема 3. Виды и техника слушания |
Виды слушания: рефлексивное (активное), нерефлексивное (пассивное), эмпатическое. Техника слушания. Особенности рефлексивного (активного), нерефлексивного (пассивного) слушания. Рефлексивное (активное) слушание: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Типичные ошибки при рефлексивном (активном) слушание: перебивание, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошенные советы. Правила эмпатического слушания. Методика эмпатического слушания. |
4 |
3 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу. |
|||
Раздел 2. Психологические типы людей |
12 |
||
Тема 4. Типология личности |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Психотипы личностей в коллективе. Классификация в зависимости от характерологических особенностей (типология В.М. Шепеля): коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные. Классификация в зависимости от творческого потенциала (типология Р. Гибсона): прометеи, эрудиты, систематизаторы фактов, собиратели и регистраторы фактов, рядовые труженики. Классификация с точки зрения распределения симпатий и антипатий (типология Морено): звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные, отвергнутые. Особенности психотипов. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Проанализируйте особенности психотипов, используя Интернет-ресурсы. |
|||
Тема 5. Личностная типология |
Содержание учебного материала |
4 |
3 |
Личностная типология: темперамент и доминирующий инстинкт. Темперамент. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характеристика и особенности типов темперамента. Инстинкты. Типы людей по доминированию инстинкта: эгофильный тип, генофильный тип, альтруистический тип, исследовательский тип, доминантный тип, либертофильный тип, дигнитофильный тип. Характеристика типов по доминированию инстинкта. Особенности личностной типологии. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу. |
|||
Раздел 3. Психология делового общения и коммуникаций |
16 |
||
Тема 6. Коммуникативные структуры в организации |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Коммуникация. Виды коммуникаций и их характеристика: формальные, неформальные, горизонтальные, межличностные. Коммуникационный процесс. Типы моделей коммуникационных сетей: централизованные и децентрализованные. Характеристика типов моделей коммуникационных сетей. Коммуникативные роли: «сторож», «лидер мнений», «связной», «пограничник». Особенности коммуникативных ролей. Причины плохой коммуникации. Оптимизация коммуникативной структуры. |
|||
Практическое занятие № 1 на тему: «Диагностика коммуникативных потенциалов личности». |
2 |
||
Исследование уровня общительности, коммуникативной деятельности. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Проанализируйте типы моделей коммуникационных сетей. Укажите, какой из типов моделей коммуникационных сетей способствует лучшему решению простых задач, но препятствует эффективности решения сложных проблем. |
|||
Тема 7. Психологические аспекты общения |
Содержание учебного материала |
4 |
3 |
Общение. Психологические аспекты сторон общения. Коммуникативные барьеры в общении: информационно-дефицитный барьер, замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, сематический барьер, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурный барьер. Управленческое общение. Формы управленческого общения: субординационная, служебно-товарищеская, дружеская. Принципы управленческого общения. Особенности управленческого общения. |
|||
Практическое занятие № 2 на тему: «Диагностика коммуникативных барьеров». |
2 |
||
Исследование эмоциональных барьеров в общении. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу. Подготовьте публичное выступление. |
|||
Раздел 4. Технология делового общения |
18 |
||
Тема 8. Деловая беседа |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Деловая беседа. Функции деловой беседы. Структура деловой беседы: подготовка к деловой беседе, установление места и времени встречи, начало беседы (вступление в контакт), постановка проблемы и передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта, принятие решения, фиксация договоренности, выход из контакта, анализ результатов беседы. Техники, используемые в деловой беседе. |
|||
Практическое занятие № 3 на тему: «Применение на практике техник, используемых в деловой беседе». |
2 |
||
Решение ситуаций с применением техник, используемых в деловой беседе. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Составьте план деловой беседы. |
|||
Тема 9. Деловые переговоры |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
Деловые переговоры. Постановка и достижение целей. Размещение участников в ходе переговоров. Основные положения: угловое расположение, позиция делового взаимодействия, конкурирующе-оборонительная позиция, независимая позиция. Тактики ведения переговоров. Национальные переговоры. Стили переговоров: американский стиль, японский стиль, российский стиль. Особенности национальных переговоров. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Составьте план деловых переговоров. |
|||
Тема 10. Деловые совещания |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Деловые совещания. Классификация совещаний: информативные совещания, совещание с целью принятия решения и координации деятельности, творческие совещания. Этапы делового совещания: постановка вопроса, формирование мнения о путях решения вопроса, принятие решения. Особенности проведения деловых совещаний. Формы поведения участников делового совещания. |
|||
Практическое занятие № 4 на тему: «Применение на практике тактик ведения деловых переговоров». |
2 |
||
Решение ситуаций с применением тактик ведения деловых переговоров. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу. |
|||
Раздел 5. Деловое общение и конфликты |
13 |
||
Тема 11. Природа и социальная роль конфликтов |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Конфликт. Сущность конфликта. Формула конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Усиление конфликта. Затухание конфликта. Классификация конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные конфликты, конструктивные конфликты, деструктивные конфликты, горизонтальные, смешанные, вертикальные конфликты. Причины конфликтов. Конфликтная личность. Типы конфликтной личности. Поведенческая характеристика конфликтной личности. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Укажите возможные причины возникновения конфликтной ситуации. |
|||
Тема 12. Разрешение конфликтов |
Содержание учебного материала |
4 |
3 |
Поведение в конфликтах. Стратегии поведения в конфликте: партнерство, напористость. Основные тактики (стили) поведения в конфликте: избежание, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество. Разрешение конфликтов. Стадии разрешения конфликта. Способы предупреждения и разрешения конфликтов. Методы профилактики конфликтов. Средства предупреждения конфликтных ситуаций. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
||
Работа с конспектом. Чтение текста дополнительной литературы. Работа с Интернет-ресурсами. Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу. Подготовка презентации. |
|||
Всего: |
77 часов |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения имеется в наличии учебный кабинет «Социально-экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета: учебно-методический комплект по дисциплине «Управленческая психология», учебная, методическая, справочная и дополнительная литература.
Технические средства обучения: компьютер с доступом в сеть Интернет, видеопроектор.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317 с.
Дополнительные источники:
Антонова Н.В. Психология управления: учебное пособие. – М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.
Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учебное пособие. – Изд. 1-е. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
Руденко А.М. Управленческая психология: учебное пособие. – Ростов н/Д Феникс, 2010. – 352 с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности: учебное пособие – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 575 с.
Интернет–ресурсы:
http://www.psychology-online.net
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: |
|
- применять техники слушания на практике; - преодолевать коммуникативные барьеры; - вести деловую беседу; - вести деловые переговоры; - вести деловые совещания; - разрешать конфликты. |
Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ. |
Усвоенные знания: - функции общения; - стороны общения; - виды общения; - структуру и средства общения; - виды и технику слушания; - психологические типы людей; - коммуникативные структуры в организации; - психологические аспекты общения; - технологии делового общения; - способы и правила разрешения конфликтов.
|
Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения образовательной программы во время устного опроса, на практических занятиях, при выполнении самостоятельных работ. |