Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» (автор О.Л. Гончарова)

3
0
Материал опубликован 3 October 2016

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Политехнический колледж №31

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

Психология общения

Код, профессия/специальность

190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень)

Москва

2013 год

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией социально-экономических дисциплин

 

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень)

     

Протокол №___

от «__»____________20 __ г.

   
     

Председатель предметной (цикловой) комиссии

__________ Козлова О.А.

 

Заместитель директора по учебной (учебно-методической работе)

_______________Денисова О.Ю.

     

Составитель (автор):

Гончарова О.Л., преподаватель ГБОУ СПО Политехнического колледжа №31

   

Рецензент:

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

   
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

____________________ __Психология общения__________________

название дисциплины

1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профилю специальности.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина ОГСЭ.02 Психология общения принадлежит обязательной части и входит в общепрофессиональные дисциплины ОПОП по специальности 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (повышенный уровень)

Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Специалист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Осуществлять технологический процесс изготовления деталей, сборка и испытания изделий автотракторной техники.

ПК 1.2. Обеспечивать технологическую подготовку производства по реализации технологического процесса.

ПК 2.2. Проектировать изделия средней сложности основного и вспомогательного производства.

ПК 2.3. Составлять технические задания на проектирование технологической оснастки.

ПК 2.4. Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

ПК 3.2. Проверять качество выпускаемой продукции и/или выполняемых работ

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники слушания на практике;

- преодолевать коммуникативные барьеры;

- вести деловую беседу;

- вести деловые переговоры;

- вести деловые совещания;

- разрешать конфликты.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- функции общения;

- стороны общения;

- виды общения;

- структуру и средства общения;

- виды и технику слушания;

- психологические типы людей;

- коммуникативные структуры в организации;

- психологические аспекты общения;

- технологии делового общения;

- способы и правила разрешения конфликтов.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП*

п\п

Дополнительные знания, умения

, наименование дисциплины

Количество

часов

Обоснование включения в рабочую программу

         

*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

77

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

 

лабораторные работы

-

практические занятия

8

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

Чтение текста дополнительной литературы, работа с Интернет-ресурсами, работа с конспектом, ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу, индивидуальные задания, подготовка публичного выступления, презентации

25

Итоговая аттестация в форме зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины психология ОБЩЕНИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в психологию общения

 

18

 

Тема 1.

Общение. Функции, стороны, виды общения.

Содержание учебного материала

4

1

Общение. Функции общения: инструментальная, интегративная, трансляционная, экспрессивная, функция самовыражения, функция социализации, функция социального контроля. Стороны общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Взаимосвязь сторон общения. Виды общения: «контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое общение, деловое общение, духовное общение, манипулятивное общение, светское общение. Особенности общения.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Проанализируйте функции общения. Сделайте выводы.

Тема 2.

Структура и средства общения

Содержание учебного материала

4

2

Структура общения. Этапы общения. Вербальные и невербальные средства общения. Классификация невербальных средств общения. Невербальные средства общения: мимика, поза, взгляд, походка, жесты. Группы жестов: жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-эмблемы, жесты-адапторы, жесты-аффекторы. Виды жестов. Вербальные средства общения. Особенности вербальных (словесных) средств общения.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Проанализируйте этапы общения. Сделайте выводы.

Индивидуальное задание.

Тема 3.

Виды и техника слушания

Виды слушания: рефлексивное (активное), нерефлексивное (пассивное), эмпатическое. Техника слушания. Особенности рефлексивного (активного), нерефлексивного (пассивного) слушания. Рефлексивное (активное) слушание: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Типичные ошибки при рефлексивном (активном) слушание: перебивание, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошенные советы. Правила эмпатического слушания. Методика эмпатического слушания.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу.

Раздел 2. Психологические типы людей

 

12

 

Тема 4.

Типология личности

Содержание учебного материала

4

2

Психотипы личностей в коллективе. Классификация в зависимости от характерологических особенностей (типология В.М. Шепеля): коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолированные. Классификация в зависимости от творческого потенциала (типология Р. Гибсона): прометеи, эрудиты, систематизаторы фактов, собиратели и регистраторы фактов, рядовые труженики. Классификация с точки зрения распределения симпатий и антипатий (типология Морено): звезды, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные, отвергнутые. Особенности психотипов.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Проанализируйте особенности психотипов, используя Интернет-ресурсы.

Тема 5.

Личностная типология

Содержание учебного материала

4

3

Личностная типология: темперамент и доминирующий инстинкт. Темперамент. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характеристика и особенности типов темперамента. Инстинкты. Типы людей по доминированию инстинкта: эгофильный тип, генофильный тип, альтруистический тип, исследовательский тип, доминантный тип, либертофильный тип, дигнитофильный тип. Характеристика типов по доминированию инстинкта. Особенности личностной типологии.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу.

Раздел 3.

Психология делового общения и коммуникаций

 

16

 

Тема 6.

Коммуникативные структуры в организации

Содержание учебного материала

4

2

Коммуникация. Виды коммуникаций и их характеристика: формальные, неформальные, горизонтальные, межличностные. Коммуникационный процесс. Типы моделей коммуникационных сетей: централизованные и децентрализованные. Характеристика типов моделей коммуникационных сетей. Коммуникативные роли: «сторож», «лидер мнений», «связной», «пограничник». Особенности коммуникативных ролей. Причины плохой коммуникации. Оптимизация коммуникативной структуры.

Практическое занятие № 1 на тему: «Диагностика коммуникативных потенциалов личности».

2

 

Исследование уровня общительности, коммуникативной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Проанализируйте типы моделей коммуникационных сетей. Укажите, какой из типов моделей коммуникационных сетей способствует лучшему решению простых задач, но препятствует эффективности решения сложных проблем.

Тема 7.

Психологические аспекты общения

Содержание учебного материала

4

3

Общение. Психологические аспекты сторон общения. Коммуникативные барьеры в общении: информационно-дефицитный барьер, замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, сематический барьер, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурный барьер. Управленческое общение. Формы управленческого общения: субординационная, служебно-товарищеская, дружеская. Принципы управленческого общения. Особенности управленческого общения.

Практическое занятие № 2 на тему: «Диагностика коммуникативных барьеров».

2

 

Исследование эмоциональных барьеров в общении.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу.

Подготовьте публичное выступление.

Раздел 4.

Технология делового общения

 

18

 

Тема 8.

Деловая беседа

Содержание учебного материала

4

2

Деловая беседа. Функции деловой беседы. Структура деловой беседы: подготовка к деловой беседе, установление места и времени встречи, начало беседы (вступление в контакт), постановка проблемы и передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта, принятие решения, фиксация договоренности, выход из контакта, анализ результатов беседы. Техники, используемые в деловой беседе.

Практическое занятие № 3 на тему: «Применение на практике техник, используемых в деловой беседе».

2

 

Решение ситуаций с применением техник, используемых в деловой беседе.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы. Составьте план деловой беседы.

Тема 9.

Деловые переговоры

Содержание учебного материала

2

3

Деловые переговоры. Постановка и достижение целей. Размещение участников в ходе переговоров. Основные положения: угловое расположение, позиция делового взаимодействия, конкурирующе-оборонительная позиция, независимая позиция. Тактики ведения переговоров. Национальные переговоры. Стили переговоров: американский стиль, японский стиль, российский стиль. Особенности национальных переговоров.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Составьте план деловых переговоров.

Тема 10.

Деловые совещания

Содержание учебного материала

2

 

Деловые совещания. Классификация совещаний: информативные совещания, совещание с целью принятия решения и координации деятельности, творческие совещания. Этапы делового совещания: постановка вопроса, формирование мнения о путях решения вопроса, принятие решения. Особенности проведения деловых совещаний. Формы поведения участников делового совещания.

Практическое занятие № 4 на тему: «Применение на практике тактик ведения деловых переговоров».

2

 

Решение ситуаций с применением тактик ведения деловых переговоров.

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу.

Раздел 5.

Деловое общение и конфликты

 

13

 

Тема 11.

Природа и социальная роль конфликтов

Содержание учебного материала

4

2

Конфликт. Сущность конфликта. Формула конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Усиление конфликта. Затухание конфликта. Классификация конфликтов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, организационные конфликты, конструктивные конфликты, деструктивные конфликты, горизонтальные, смешанные, вертикальные конфликты. Причины конфликтов. Конфликтная личность. Типы конфликтной личности. Поведенческая характеристика конфликтной личности.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Проанализируйте конфликтную ситуацию. Укажите возможные причины возникновения конфликтной ситуации.

Тема 12.

Разрешение конфликтов

Содержание учебного материала

4

3

Поведение в конфликтах. Стратегии поведения в конфликте: партнерство, напористость. Основные тактики (стили) поведения в конфликте: избежание, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество. Разрешение конфликтов. Стадии разрешения конфликта. Способы предупреждения и разрешения конфликтов. Методы профилактики конфликтов. Средства предупреждения конфликтных ситуаций.

Самостоятельная работа обучающихся

3

 

Работа с конспектом.

Чтение текста дополнительной литературы.

Работа с Интернет-ресурсами.

Ответы на контрольные вопросы по пройденному материалу.

Подготовка презентации.

Всего:

77 часов

 
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения имеется в наличии учебный кабинет «Социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета: учебно-методический комплект по дисциплине «Управленческая психология», учебная, методическая, справочная и дополнительная литература.

Технические средства обучения: компьютер с доступом в сеть Интернет, видеопроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 317 с.

Дополнительные источники:

Антонова Н.В. Психология управления: учебное пособие. – М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2010. – 272 с.

Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учебное пособие. – Изд. 1-е. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 224 с.

Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.

Руденко А.М. Управленческая психология: учебное пособие. – Ростов н/Д Феникс, 2010. – 352 с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности: учебное пособие – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 575 с.

Интернет–ресурсы:

http://vocabulary.ru

http://psycholagy.net.ru

http://www.psychology.ru

http://www.stud-library.ru

http://www.psychology-online.net

http://www.psycho.ru/magazine

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

 

- применять техники слушания на практике;

- преодолевать коммуникативные барьеры;

- вести деловую беседу;

- вести деловые переговоры;

- вести деловые совещания;

- разрешать конфликты.

Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях,   при выполнении самостоятельных работ.

Усвоенные знания:

- функции общения;

- стороны общения;

- виды общения;

- структуру и средства общения;

- виды и технику слушания;

- психологические типы людей;

- коммуникативные структуры в организации;

- психологические аспекты общения;

- технологии делового общения;

- способы и правила разрешения конфликтов.

 

Экспертная оценка и наблюдение результатов деятельности студента в процессе освоения образовательной программы во время устного опроса, на практических занятиях,   при выполнении самостоятельных работ.

Комментарии
Комментариев пока нет.