Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения»

2
0
Материал опубликован 26 September 2018 в группе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Психология общения»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

подготовки специалистов среднего звена

специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

2018 г.

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией социально-экономических дисциплин

Протокол №___ от « ___» _______ 2018г.

Председатель ________ Е.Ю.Костоусова

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и результатов опроса работодателей

Заместитель директора по учебной работе

_________________ И.А. Крицына

Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории Е.Ю.Костоусова

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 8

ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 10

ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология общения»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

 

работа тестами

8

подготовка сообщений

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Тема 1. Предмет цели, задачи психологии общения.

Содержание учебного материала

Предмет психологии общения. Коммуникативные действия. Общение деловое (официальное) и неофициальное. Служебное общение. Культура делового общения. Отрасли психологии. Методы психологии.

2

2

Тема 2. Общее и индивиду- альное в психике человека

Содержание учебного материала

Индивидуальность. Личность. Темперамент.

2

2

Тема 3. Характер, акцентуации характера, неврозы

Содержание учебного материала

Характер, черты характера. Воля. Волевой процесс. Волевые качества человека.

Акцентуация характера.

2

2

Изучение особенностей своего характера, выявление акцентуаций. Тест «Общепсихологическая типология личности».

2

3

Тема 4. Эмоции и чувства

Содержание учебного материала

Классификации эмоций. Виды чувств. Мимика, пантомимика.

2

2

Тема 5. Структура общения. Стратегии, тактики, виды общения.

Содержание учебного материала

Субъект и объект общения. Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения.

2

2

Тема 6. Функции общения.

Содержание учебного материала

Механизм обмена информацией. Типы собеседников

2

2

Тема 7. Общение как восприятие

Содержание учебного материала

Факторы восприятия. Типичные искажения при восприятии. Психологические механизмы восприятия. Сущность психологических механизмов

2

2

Тема 8. Общение как коммуникация

Содержание учебного материала

Процесс обмена информацией при коммуникации. Виды коммуникативных барьеров. Вербальные и невербальные средства общения.

2

2

Определение своих коммуникативных навыков общения. Тест «общение как коммуникация»

2

3

Тема 9. Общение как взаимодействие

Содержание учебного материала

Определение понятий «действие» и «взаимодействие». Сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну. Основные формы взаимодействия. Стр29

2

2

Тема 10. Социально-психологические механизмы общения.

Содержание учебного материала

Механизмы общения. Взаимоотношение и взаимодействие механизмов общения.

2

2

Тема 11. Эффективность делового общения.

Содержание учебного материала

Рефлексивное слушание. Приемы рефлексивного слушания. Приемы повышения эффек­тивности общения.

2

2

Тема 12. Межличностные отношения и взаимодействия

Содержание учебного материала

Рабочие группы. Сферы отношений членов рабочей группы. Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива. Типы взаимоотношений в рабочей группе.

2

2

Тема 13 Взаимодействие личности и группы

Содержание учебного материала

Формальные и неформальные группы. Межличностные отношения в коллективах и группах. Варианты деловых и личных взаимоотношений.

2

2

Тема 15 Конфликт

Содержание учебного материала

Конфликт: его сущность и основные характеристики. Основные стадии конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

2

2

Тема 16 Внутриличност ные конфликты

Содержание учебного материала

Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики.

2

2

Тема 17 Межличностные конфликты

Содержание учебного материала

Виды межличностных конфликтов их характеристики. Причины возникновения конфликтов в организации.

2

2

Тема 18 Способы предупреждения и разрешения конфликтов.

Содержание учебного материала

Способы предупреждения и разрешения конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

2

2

Тема 19 Этика профессионального и делового общения

Содержание учебного материала

Деловой этикет. Правила этикета. Имидж.

2

2

Определение своего уровня общительности и стиля делового общения. Тест «ваш уровень общительности»; тест«ваш стиль делового общения»

2

3

 

Работа с контрольными вопросами по дисциплине

2

3

 

Самостоятельная работа

работа с личностными психологическими тестами;

подготовка сообщений

10

 
 

Дифференцированный зачет

2

 
 

ИТОГО

58

 

 

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете № 307 учебного корпуса.

Оборудование учебного кабинета:

нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.

учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы

учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой

комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта

стендовый материал, который носит обучающий характер: - рекомендаций по выполнению домашних работ; - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен) - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц

Комплект инструментов для работы у доски

Технические средства

Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Проектор

Ноутбук

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная

Панфилова А. П. Психология общения. – ОИЦ «Академия», 2014 г.

Дополнительная

Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. - М., 1992.

Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1993.

Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - М., 1989.

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994.

Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. (Социально-психологический практикум). - Л., 1989.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.

Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л., 1990.

Гришина Н.В. Если возникает конфликт: психология и управление. - Л., 1983.

Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично. - М., 1989.

Карнеги: 150 упражнений, которые сделают вас мастером общения- https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-150-uprazhnenij-kotorye-sdelayut-vas-maste/?showpopup=1

Карнеги. Сильнейшие приемы общения: от простого к сложному. 100 отличных упражнений. Книга-тренажер - https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-silnejshie-priemy-obsheniya-ot-prostogo-k/

http://www.5port.ru/contact - электронные книги по психологии общения для скачивания.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Промежуточный контроль: тестирование; оценивание практических работ; оценивание индивидуальных домашних заданий.

Итоговый контроль

1 семестр:

Дифференцированный зачет

Знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.