ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Психология общения»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
подготовки специалистов среднего звена
специальность 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
2018 г.
ОДОБРЕНА цикловой комиссией социально-экономических дисциплин Протокол №___ от « ___» _______ 2018г. Председатель ________ Е.Ю.Костоусова |
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и результатов опроса работодателей Заместитель директора по учебной работе _________________ И.А. Крицына |
Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический колледж», преподаватель высшей квалификационной категории Е.Ю.Костоусова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 8
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 10
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Психология общения»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
10 |
в том числе: |
|
работа тестами |
8 |
подготовка сообщений |
2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Количество часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. Тема 1. Предмет цели, задачи психологии общения. |
Содержание учебного материала Предмет психологии общения. Коммуникативные действия. Общение деловое (официальное) и неофициальное. Служебное общение. Культура делового общения. Отрасли психологии. Методы психологии. |
2 |
2 |
Тема 2. Общее и индивиду- альное в психике человека |
Содержание учебного материала Индивидуальность. Личность. Темперамент. |
2 |
2 |
Тема 3. Характер, акцентуации характера, неврозы |
Содержание учебного материала Характер, черты характера. Воля. Волевой процесс. Волевые качества человека. Акцентуация характера. |
2 |
2 |
Изучение особенностей своего характера, выявление акцентуаций. Тест «Общепсихологическая типология личности». |
2 |
3 |
|
Тема 4. Эмоции и чувства |
Содержание учебного материала Классификации эмоций. Виды чувств. Мимика, пантомимика. |
2 |
2 |
Тема 5. Структура общения. Стратегии, тактики, виды общения. |
Содержание учебного материала Субъект и объект общения. Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. |
2 |
2 |
Тема 6. Функции общения. |
Содержание учебного материала Механизм обмена информацией. Типы собеседников |
2 |
2 |
Тема 7. Общение как восприятие |
Содержание учебного материала Факторы восприятия. Типичные искажения при восприятии. Психологические механизмы восприятия. Сущность психологических механизмов |
2 |
2 |
Тема 8. Общение как коммуникация |
Содержание учебного материала Процесс обмена информацией при коммуникации. Виды коммуникативных барьеров. Вербальные и невербальные средства общения. |
2 |
2 |
Определение своих коммуникативных навыков общения. Тест «общение как коммуникация» |
2 |
3 |
|
Тема 9. Общение как взаимодействие |
Содержание учебного материала Определение понятий «действие» и «взаимодействие». Сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну. Основные формы взаимодействия. Стр29 |
2 |
2 |
Тема 10. Социально-психологические механизмы общения. |
Содержание учебного материала Механизмы общения. Взаимоотношение и взаимодействие механизмов общения. |
2 |
2 |
Тема 11. Эффективность делового общения. |
Содержание учебного материала Рефлексивное слушание. Приемы рефлексивного слушания. Приемы повышения эффективности общения. |
2 |
2 |
Тема 12. Межличностные отношения и взаимодействия |
Содержание учебного материала Рабочие группы. Сферы отношений членов рабочей группы. Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива. Типы взаимоотношений в рабочей группе. |
2 |
2 |
Тема 13 Взаимодействие личности и группы |
Содержание учебного материала Формальные и неформальные группы. Межличностные отношения в коллективах и группах. Варианты деловых и личных взаимоотношений. |
2 |
2 |
Тема 15 Конфликт |
Содержание учебного материала Конфликт: его сущность и основные характеристики. Основные стадии конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. |
2 |
2 |
Тема 16 Внутриличност ные конфликты |
Содержание учебного материала Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики. |
2 |
2 |
Тема 17 Межличностные конфликты |
Содержание учебного материала Виды межличностных конфликтов их характеристики. Причины возникновения конфликтов в организации. |
2 |
2 |
Тема 18 Способы предупреждения и разрешения конфликтов. |
Содержание учебного материала Способы предупреждения и разрешения конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. |
2 |
2 |
Тема 19 Этика профессионального и делового общения |
Содержание учебного материала Деловой этикет. Правила этикета. Имидж. |
2 |
2 |
Определение своего уровня общительности и стиля делового общения. Тест «ваш уровень общительности»; тест«ваш стиль делового общения» |
2 |
3 |
|
Работа с контрольными вопросами по дисциплине |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа работа с личностными психологическими тестами; подготовка сообщений |
10 |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
||
ИТОГО |
58 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины проходит в кабинете № 307 учебного корпуса.
Оборудование учебного кабинета:
нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.
учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы
учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой
комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта
стендовый материал, который носит обучающий характер: - рекомендаций по выполнению домашних работ; - рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен) - правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
Технические средства обучения:
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц
Комплект инструментов для работы у доски
Технические средства
Экспозиционный экран (на штативе или навесной)
Проектор
Ноутбук
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная
Панфилова А. П. Психология общения. – ОИЦ «Академия», 2014 г.
Дополнительная
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. - М., 1992.
Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1993.
Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - М., 1989.
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994.
Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. (Социально-психологический практикум). - Л., 1989.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.
Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л., 1990.
Гришина Н.В. Если возникает конфликт: психология и управление. - Л., 1983.
Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично. - М., 1989.
Карнеги: 150 упражнений, которые сделают вас мастером общения- https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-150-uprazhnenij-kotorye-sdelayut-vas-maste/?showpopup=1
Карнеги. Сильнейшие приемы общения: от простого к сложному. 100 отличных упражнений. Книга-тренажер - https://mybook.ru/author/aleks-narbut/karnegi-silnejshie-priemy-obsheniya-ot-prostogo-k/
http://www.5port.ru/contact - электронные книги по психологии общения для скачивания.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. |
Промежуточный контроль: тестирование; оценивание практических работ; оценивание индивидуальных домашних заданий. Итоговый контроль 1 семестр: Дифференцированный зачет |
Знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. |