12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Наталия Геннадиевна1434
Россия, Курская обл., Железногорск
 
   


 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочного курса  «Тайны слова»

основного общего образования

Составитель: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Киселева Наталия Геннадиевна

г. Железногорск

2016 г.

Аннотация

Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).

3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4. Основная образовательная программа образовательного учреждения, которая составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя

Цель курса - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «Тайны слова»

Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

 Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно дополнительными учебными курсами по русскому языку, которые должны побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

 Программа «Тайны слова» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов определенного уровня (первого уровня) и реализует общеинтеллектуальное направление.

Курс состоит из трёх частей:

1) «Грамотеи»

2) «Тайны слова»

3) «Слово о словах»

В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Во второй части дети подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся

практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая

Основные методы и технологии:

технология разноуровневого обучения;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:

В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.

Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:

«История одного слова»

«Имена нашего класса»

«Музей одного слова»

«Словарь языка А.С. Пушкина»

«Откуда есть пошли фамилии».

Личностные и метапредметные результаты освоение программы «К тайнам слова: занимательная лексика»

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс, 32 часа, 1 раз в неделю

Тема занятия

Дата

по плану

Дата по факту

Звучащая строка (7 часов)

 

1.

Что такое орфоэпия?

   

2.

Что такое фонография или звукозапись?

   

3.

Звуки не буквы!

   

4.

Звучащая строка.

   

5.

Банты и шарфы.

   

6.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

   

7.

Кое- что о звукоподражаниях.

   

Таинства лексики (24 часа)

 

8.

Имена вещей

   

9.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

   

10.

В царстве смыслов много дорог.

   

11.

Как и почему появляются новые слова?

   

12.

Многозначность слова.

   

13.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

   

14.

Об одном и том же - разными словами.

   

15.

Как возникают названия.

   

16.

Слова – антиподы.

   

17.

Фразеологические обороты.

   

18.

Словари «чужих» слов.

   

19.

«Он весь свободы торжество».

   

20.

Мы говорим его стихами.

   

21.

Слова, придуманные писателями.

   

22.

Неологизмы.

   

23.

Слова уходящие и слова – новички.

   

24.

Словарь языка Пушкина.

   

25.

Словарь языка Пушкина.

   

26-27

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

   

28.

Паронимы.

   

29-30

Ошибка Колумба.

   

31.

«Ложные друзья переводчика».

   

32.

«Ложные друзья переводчика».

   

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку, 6 класс, 32 часа, 1 раз в неделю

       

1.

Какой словарь поможет избежать ошибок?

   

2.

Виды словарей.

   

3.

Словарь - грамотей.

   

3.

Орфографическая зоркость.

   

4.

Словарь – наш друг.

   

5.

Научная этимология.

   

6.

Тайны слова.

   

7.

Тайны слова.

   

8.

Какие бывают имена?

   

9.

Родственные слова.

   

10.

Однокоренные слова.

   

11.

Устаревшие слова.

   

12.

Заимствованные слова.

   

13.

Колесо лексики.

   

14.

Древнерусские слова.

   

15.

Древнерусские имена.

   

16.

Древнерусские имена.

   

17.

Тайны имени.

   

18.

Тайны имени.

   

19.

Отчество и фамилия.

   

20-25.

Тайна фамилии.

   

26.

Времена года.

   

27.

Капитан и капуста.

   

28.

О том, что мы носим

   

29.

Растения – почему их так называют?

   

30.

Птицы и звери – почему их так называют?

   

31.

Топонимы.

   

32.

Итоговое занятие

 

 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку «Слово о словах»,7 класс,32 часа,1 час в неделю

п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

 

Фонетика и орфоэпия

   

1.

Фонетика. Фонетический разбор.

   

2.

Нормы ударения и произношения

   
 

Орфография. Повторение.

   

3.

Правописание безударных гласных

   

4.

Корни с чередованием

   

5.

Правописание приставок

   

6.

Не с существительными, прилагательными, глаголами.

   

7.

Не и ни в местоимениях

   

8.

Гласные о и е после шипящих в разных частях речи

   

9.

Правописание суффиксов существительных

   

10.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

   

11.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

   

12.

Правописание числительных

   

13.

Личные окончания глаголов

   

14.

Наклонения глаголов

   
 

Причастие 5ч

 

 

15.

Склонение причастий

   

16.

Написание действительных причастий

   

17.

Написание страдательных причастий

   

18.

Н и НН в суффиксах причастий

   

19.

Не с причастиями

   
 

Деепричастие 2ч

   

20.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

   

21.

Не с деепричастиями

   
 

Наречие 9 ч

 

 

22.

Степени сравнения наречий

   

23.

Не с наречиями на –о и

   

24.

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

   

25.

Н и НН в наречиях на –о и -е

   

26.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

   

27.

Буквы о и а на конце наречий

   

28.

Дефис в наречиях

   

29.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.

   

30.

Слова категории состояния

   
 

Служебные части речи 4ч

 

 

31.

Предлог

   

32.

Союз

   

33.

Частица

   

34.

Междометие

   

35.

Итоговое обобщение

   


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.