Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рукодельница», 5-7 классы
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей Протокол № __ от «__»____________2017 г Руководитель МО _______ _/Л.М. Шубина/ |
Согласовано Зам. директора по ВР ___________/О.А. Машкова/ подпись, Ф.И.О. Дата « » ____ 2017 г
|
Утверждаю Директор школы __________М.В.Лебедева/ подпись, Ф.И.О. Дата « » ___ 2017 г |
внеурочной деятельности
«Рукодельница»
5-6 классы
Составитель: Гончарова Галина Васильевна
учитель технологии МКОУ «Давыдовская СОШ»,
ВКК
2017-2018уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рукодельница» художественно-эстетической направленности составлена на основе нормативных документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего (основного общего) образования и программы формирования универсальных учебных действий, учебного плана внеурочной деятельности МКОУ «Давыдовская СОШ», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Рабочая программа учитывает материально-техническую оснащённость образовательного процесса, психологические особенности учащихся, специфику ОО.
Технологические аспекты проектирования программы
Уровень |
Показатели |
Специфика реализации |
Групповые программы |
||
Общекультурный (ознакомительный) |
Количество обучающихся |
15 человек |
Возраст обучающихся |
12-13 лет |
|
Срок обучения |
1 год |
|
Режим занятий |
1 час в неделю |
|
Мin объем программы |
35 часов |
|
Особенности состава обучающихся |
Неоднородный ( смешанный); Постоянный; С участием детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. |
|
Форма обучения |
Очная |
|
Особенности организации образовательного процесса |
На основе реализации модульного подхода. |
Проектирование целеполагания и результативности программы
Уровень |
Специфика целеполагания |
Прогнозируемая результативность |
Общекультурный (ознакомительный) |
- формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени (Закон № 273 ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1); - мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей) |
- освоение образовательной программы; - переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся.; - участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся. |
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности «Рукодельница» – это своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Эстетические чувства, художественная культура, учащихся развиваются непосредственно в процессе изготовления ими полезных вещей. Художественная обработка материалов было всегда по преимуществу бытовым, и изучать его приемы, традиции, его своеобразную художественную структуру надо непременно работая над полезными, нужными в быту предметами. Показав тот или иной прием вязания крючком, плетения салфеток на раме, работая с лоскутками ткани, надо сразу же дать задание, выполняя которое они не только закрепят полученные знания, но и создадут вещь, которая найдет свое место в костюме, жилом интерьере.
Такое обучение явится наглядным примером того, как можно и нужно трудиться по законам красоты, и станет важным компонентом духовного, нравственного воспитания.
Оно должно быть направлено прежде всего на формирование и развитие личности учащегося.
Личностный подход в образовании провозглашен ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики. Он рассматривается как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств учащегося.
Личностно ориентированное образование - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций учащегося. Развитие личности - это становление ее индивидуальности.
Отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих: время, выделяемое на раздел «художественная обработка материалов» позволяет лишь познакомить учащихся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов, с целью вызвать интерес к видам народного творчества, организовать досуг. Данная программа дает возможность учащимся выполнять работы, которые требуют больших затрат времени, могут быть выполнены в рамках выполнения проекта. Тем самым закладываются новые возможности для обогащения детей и родителей на качественно ином уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение, доверие, чувство общности жизни и судьбы, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
В нашей мастерской размещена постоянно обновляемая экспозиция творческих работ школьников по вязанию, вышивке, бисероплетению, лоскутной технике шитья, швейных изделий.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Очное обучение, 15 человек обучающихся 5-6-7 классов.
Цель рабочей программы курса внеурочной деятельности «Рукодельница» – формирование разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью; сформировать у учащихся знания и умения по вязанию, художественному шитью, которые пригодятся им в будущей жизни и помогут при выборе будущей профессии.
Задача курса внеурочной деятельности «Рукодельница»:
Личностные: - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
- воспитание качества характера, как творческого отношения к труду;
- умение довести начатое дело до конца.
Метапредметные: - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
Образовательные (предметные): - развитие познавательного интереса к рукоделию, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.
В обучении предметной деятельности декоративно-прикладного характера равно важны и процесс, и результат. Вязание, лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества. Программой предусмотрено выполнение небольших изделий - сувениров (игольница, прихватка, букетик цветов). В конце учебного года проводится выставка работ учащихся, на которой подводятся итоги работы творческого объединения.
Планируемые результаты освоения учащимися рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Рукодельница»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности /неуспешности/ творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Рукодельница»
Раздел 1. Вязание крючком. (10 час)
Теория: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Приходить на занятия надо вовремя, не пропускать занятия без уважительной причины. Учащиеся знакомятся с образцами вязания, Существует много способов и видов вязания. Рельефные, ажурные полотна, которое вяжут обычным крючком, можно связать полотно, напоминающее по фактуре и плотности трикотажное, выполненное машинным способом. Это так называемое тунисское вязание. С помощью шпильки, или «вилки», крючком можно связать ажурную тесьму, из которой выполняют различные изделия: шарфы, покрывала, пелерины, кофточки. Крючком можно также связать полотно с вытянутыми петлями. Набор крючков, как определить толщину крючка (по номеру), какие крючки необходимы для работы, как следует обращаться с крючками и другими инструментами, чтобы не поранить себя и товарищей. Демонстрируя набор (таблицу) различных ниток, учитель дает им краткую характеристику. Вопросы материаловедения будут затрагиваться и в дальнейшем, перед началом вязания каждого изделия.
Выполнение основных приемов вязания: Руководитель показывает всей группе выполнение первой петли, следит за выполнением этого приема, проводит индивидуальный инструктаж. Постановка рук, положение крючка во время работы. Крючок надо держать, как карандаш или ручку. Средний палец правой руки не должен лежать на крючке: это может привести к деформированию руки. Связанные образцы основных приемов вязания наклеивают на листы. На занятиях преподаватель рисует на доске или демонстрирует таблицу с изображением условных обозначений воздушных петель, столбиков и других приемов вязания. Кружковцы карандашом перерисовывают их в тетради, делают ручкой надписи. Этими обозначениями они будут пользоваться на всех последующих занятиях.
Практика: Упражнения в выполнении столбиков и воздушных петель. Вязание квадрата и круга. Вязание узорного полотна. Преподаватель показывает образцы, рассказывает о способах вязания, о расположении и выполнении рядов в узоре (в одном и двух направлениях, смыкании рядов, вязании по кругу). Особое внимание обращается на выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего. Узор можно выполнять, располагая ряды на прямой плоскости (шарф) и по кругу (чулок, берет). Фактура вязаного полотна может меняться в зависимости от того, куда вводят крючок: под петлю, полупетлю, столбик, между ними и т. д. На занятии выполняют три образца из столбиков без накида, вводят крючок: 1) под обе полупетли; 2) под ближнюю полупетлю; 3) под дальнюю полупетлю. Выполнение образцов из столбиков с накидом.
Выполнение образцов в форме круга, квадрата и пятиугольника. Преподаватель показывает смыкание полустолбиком последней петли цепочки с первой, вяжет 1 воздушную петлю и столбики без накида, вводя крючок в кольцо из цепочки. Подготовка к выполнению шарфа. Преподаватель показывает образцы для вязания шарфов, рассказывает о расположении рядов вязания: по ширине, по длине, по косой линии.
Преподаватель проверяет расчеты, сделанные кружковцами, и правильность начала вязания.
Раздел 2. Плетение салфеток на раме. (10 час)
Теория: Плетение салфеток на раме. По старинной технике изготавливают салфетки, скатерти, покрывала, накидки на кресла. Они не только создают уют в доме, но могут служить прекрасным подарком. В качестве материала для плетения используют цветную штопку, нити «Ирис», шерстяную или синтетическую пряжу, как новую, так и бывшую в употреблении.
Для работы нужна шестиугольная рама, скрепленная из планок, вырезанных из толстой фанеры. Начинающие могут воспользоваться рамой, у которой три планки выкрашены в коричневый, оранжевый и зеленый цвета. Размеры зависят от величины изготовляемого изделия. Если оно выполняется из синтетических нитей, то необходимо учесть, что они сильно растягиваются, поэтому рама должна быть в два раза больше изделия. На каждой её стороне на равном расстоянии друг от друга вбивают одинаковое количество маленьких гвоздиков. От их частоты зависит плотность плетения.
Практика: Плетение начинают с натягивания нитей на гвозди в виде сетки, которая будет служить основой. На одном из углов рамы нужно закрепить на гвозде нить. Обогнув два гвоздя и натянуть нити параллельно коричневой стороне, затем точно также заполняют поверхность в другом направлении - параллельно оранжевой стороне, получив второй слой салфетки. Далее натягивают нити третьего слоя - параллельно зеленой стороне). натягивать нити нужно так, чтобы она не провисала. После этого закрепляют конец нити узелком. Получаются "снежинки" с 6-ю ячейками. Для следующих настилов, предназначенных для выполнения узора, нужны нитки другого цвета. Натягивают их точно так же, как сетку-основу, чем больше слоев, тем пышнее получаются цветы. Далее нужно закрепить салфетку в местах, где будут цветы. Нить заправить в английскую булавку, ввести в ячейку 2 и вывести через ячейку 2 и т.д. Таким образом, нить должна быть пропущена через все 6 ячеек снежинки и закреплена с изнаночной стороны узелком. В другую снежинку нить переводят с изнаночной стороны и закрепляют её аналогично. После того как будут закреплены все снежинки, салфетку нужно снять с рамы. При этом нужно с лицевой стороны разрезать нитки с помощью острых маникюрных ножниц и вытащить их. Получились красивые цветы. Салфетка готова.
Раздел 3. Лоскутная техника «Печворк» (12 час)
Теория: Введение. История развития ремесел. Традиционные русские ремесла и их виды. Материалы и инструменты, используемые для изучения ремесел. Организация рабочего места, культура труда. Безопасные приемы труда. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества. Традиции лоскутного шитья России. Термины. Техника безопасности. Основы цветовой грамоты. Цвет. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. Понятие орнамента. Виды орнаментов. Изобразительные и неизобразительные орнаменты. Определение техники. Виды техник. Техника «Полоска», общие правила при работе с «Полоской». Понятие композиции. Понятие пропорции. Все о ритмике и пластике. Техника «Квадрат» и «Треугольник»; способы соединения треугольников и квадратов. Приемы получения разнообразных фактур. Технология изготовления лоскутной техники «Кафедральные окна».
Практика: Практическая работа «Кафедральные окна». Соединение квадратов полосой. Соединение полос. Оформление «Кафедральных окон». Окончательная обработка изделия.
Раздел 4. Изготовление изделий для выставки. (3 час)
Оформление изделий к выставке. Участие в конкурсах. Подведение итогов за год.
Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении основ народного и декоративно-прикладного искусства в младших и средних классах на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки, истории, черчения и других
Занятия предполагают использование различных традиционных методов обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, система домашних заданий, поурочный контроль выполнения домашнего задания, широкое использование фотографий, обмен мнениями. Выставка работ учащихся.
Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития моды, дают возможность занятиям выполнять функцию на только обучения, но и воспитания; помогают сформировать хороший эстетический вкус.
Проблемы, над которыми работает творческое объединение:
Развитие творческих способностей.
Развитие познавательных способностей учащихся в учебных занятиях и массовых мероприятиях.
Умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Умение быть бережливым.
Учебно – тематический план рабочей программы курса внеурочной деятельности «Рукодельница»
№ п.п. |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации /контроля/ |
||
Всего |
Тео рия |
Практика |
|||
I Раздел Вязание крючком. |
10 |
||||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основные приемы вязания крючком. |
1 |
Журнал посещаемости |
||
2. |
Практические упражнения. Вязание квадрата и круга. - Вязание салфетки по кругу. «Радуга» |
4 |
Готовая работа |
||
3 |
Шарф. Шапочка. Работа с изделием. |
0,5 |
4,5 |
Готовая работа |
|
II Раздел Плетение салфеток на раме. |
10 |
||||
4 |
Из истории старинной техники плетения салфеток на раме. |
1 |
Журнал посещаемости |
||
5 |
Подготовка рамы для работы. - Натягивания нитей 1 –го слоя на гвозди в виде сетки. - Натягивания нитей 2 –го слоя на гвозди в виде сетки. |
3 |
Готовая работа |
||
6 |
Закрепление салфетки в местах, где будут цветы 1-го слоя. |
6 |
Готовая работа |
||
III Раздел Лоскутная техника «Печворк» |
12 |
||||
7. |
Введение. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества. Традиции лоскутного шитья России. Термины. Техника безопасности. |
1 |
Журнал посещаемости |
||
9 |
Основы цветовой грамоты. Цвет. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. |
1 |
Готовая работа |
||
10 |
Орнамент. Виды орнамента. Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника «Полоска». |
1 |
Готовая работа |
||
11 |
Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья. |
9 |
Отзывы родителей |
||
VI Раздел Изготовление изделий для выставки. |
3 |
||||
12 |
Оформление изделий к выставке. |
3 |
Конкурс |
||
Итого |
35 |
7,5 |
27,5 |
Календарно тематический план рабочей программы курса внеурочной деятельности «Рукодельница»
№ п.п. |
Месяц |
Число |
Фор ма за ня тия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
I Раздел Вязание крючком. |
|||||||
1. |
09 |
02 |
Беседа, инструктаж |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основные приемы вязания крючком. |
Класс |
Журнал посещаемости |
2. |
09 |
09 |
Практическое занятие |
1 |
Цепочка, столбики без накида. Столбики с накидом. |
Творческая мастерская |
Тесты |
3. |
09 |
16 |
Практическое занятие |
1 |
Практические упражнения. Вязание квадрата и круга. |
Творческая мастерская |
Тесты |
4. |
09 |
23 |
Практическое занятие |
1 |
Вязание салфетки по кругу. «Радуга» |
Творческая мастерская |
Тесты |
5. |
10 |
30 |
Практическое занятие |
1 |
Вязание узорного полотна. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
6. |
10 |
07 |
Практическое занятие |
1 |
Шарф. Шапочка. Работа с изделием. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
7. |
10 |
14 |
Практическое занятие |
1 |
Воротники и манжеты. Работа с изделием. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
8. |
10 |
21 |
Конкурс |
1 |
Практическая работа. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
9. |
10 |
28 |
Конкурс |
1 |
Оформление изделий к выставке. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
10 |
11 |
11 |
Конкурс |
1 |
Оформление изделий к выставке. |
Творческая мастерская |
Конкурсы |
II Раздел Плетение салфеток на раме. |
|||||||
11. |
11 |
18 |
Лекция |
1 |
Из истории старинной техники плетения салфеток на раме. |
Творческая мастерская |
|
12. |
11 |
25 |
Практика |
1 |
Подготовка рамы для работы. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
13. |
12 |
2 |
инструктаж |
1 |
Натягивания нитей 1 –го слоя на гвозди в виде сетки. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
14. |
12 |
9 |
Практика |
1 |
Натягивания нитей 2 –го слоя на гвозди в виде сетки. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
15. |
12 |
16 |
Практика, инструктаж |
1 |
Закрепление салфетки в местах, где будут цветы 1-го слоя. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
16. |
12 |
23 |
Практика |
1 |
Разрезание нитки с лицевой стороны. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
17. |
12 17 |
30 |
Практика |
1 |
Закрепление салфетки в местах 2-го слоя. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
18. |
01. 18г. |
20 |
Практика |
1 |
Практическая работа с изделием. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
19. |
01 |
27 |
Практика |
1 |
Практическая работа с изделием. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
20. |
02 |
3 |
Практика |
1 |
Снятие салфетки с рамы и окончательная обработка изделия. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
III Раздел Лоскутная техника «Печворк» |
|||||||
21. |
02 |
10 |
Беседа, инструктаж |
1 |
Введение. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества. Традиции лоскутного шитья России. Термины. Техника безопасности. |
Творческая мастерская |
Журнал посещаемости |
22. |
02 |
17 |
Лекция |
1 |
Основы цветовой грамоты. Цвет. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
23. |
02 |
24 |
Практика |
1 |
Орнамент. Виды орнамента. Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника «Полоска». |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
24. |
03 |
03 |
Практика |
1 |
Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья. |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
25. |
03 |
10 |
Практика |
1 |
Закономерности орнаментальных построений. Техники «Квадрат» и Треугольник». |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
26. |
03 |
17 |
Презентация |
1 |
Художественно-технологическая характеристика, приемы получения разнообразных фактур «Кафедральные окна». |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
27. |
03 |
24 |
Практика |
1 |
Технология изготовления лоскутной техники «Кафедральные окна». |
Творческая мастерская |
Инструкционные карты |
28. |
04 |
7 |
Практика |
1 |
Практическая работа «Кафедральные окна». Соединение квадратов полосой. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
29. |
04 |
14 |
Практика |
1 |
Практическая работа «Кафедральные окна». Соединение полос. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
30 |
04 |
21 |
Практика |
1 |
Практическая работа «Кафедральные окна». Оформление «Кафедральных окон». |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
31. |
04 |
28 |
Конкурс |
1 |
Окончательная обработка изделия. |
Творческая мастерская |
Творческие работы |
32. |
05 |
5 |
Конкурс |
1 |
Оформление изделия. |
Творческая мастерская |
Конкурсы |
VI Раздел Изготовление изделий для выставки. |
|||||||
33. |
05 |
12 |
Конкурс |
1 |
Оформление изделий к выставке. |
Творческая мастерская |
Конкурсы |
34. |
05 |
19 |
Конкурс |
1 |
Оформление изделий к выставке. |
Творческая мастерская |
Конкурсы |
35. |
05 |
26 |
Конкурс |
1 |
Выставка. |
Актовый зал. Выставка |
Конкурсы |
Всего 35 |
Условия реализации программы.
Общая характеристика творческой мастерской.
Занятия проводятся на базе творческой мастерской.
Мастерская размещается на 2 этаже школьного здания. Рабочие места учащихся укомплектованы соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в мастерской есть умывальник и полотенце. Температуру в мастерских в холодное время года не ниже 18 °С при относительной влажности 40—60%.
Кабинет оборудован классной доской, изготовленной из оргстекла. В кабинете пять окон. Окна оборудованы двойными рамами, застеклены, занавешены тюлем. Потолок покрашен меловой краской. Стены оклеены обоями. Для освещения кабинета используются лампы, в количестве 8 шт. Для включения освещения используются три выключателя. Для электропитания ТСО используется две электророзетки.
Кабинет оборудован учебными столами: один стол учителя и 9 ученических столов. В кабинете имеется 24 стула. Ученические столы расположены в два ряда по длине класса. Стол учителя находится возле окна недалеко от классной доски.
Обогрев кабинета производится с использованием батарей централизованного отопления. В кабинете имеется кран холодной проточной воды. Пол кабинета, деревянный, выкрашен в темно-коричневый цвет. В классе имеется урна для мусора. Кабинет оборудован медицинской аптечкой по технике безопасности (каб.№21)
В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет.
Компакт-диск (CD-ROM), учебное электронное издание «Технология» (5-1) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.
Издание подготовлено в соответствии с проектом Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования по Технологии.
Электронное издание является органической частью комплекса средств обучения, разработанных для образовательной области Технология, учебники, таблицы, видео фильмы, слайды, транспаранты и т.д.
Большое внимание при работе в мастерских обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.
Формы аттестации
Учебный план
№ п.п. |
Наименование раздела, темы |
Формы аттестации /контроля/ |
I Раздел Вязание крючком. |
||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Основные приемы вязания крючком. |
Журнал посещаемости |
2. |
Практические упражнения. Вязание квадрата и круга. - Вязание салфетки по кругу. «Радуга» |
Творческая работа |
3 |
Шарф. Шапочка. Работа с изделием. |
Готовая работа |
II Раздел Плетение салфеток на раме. |
||
4 |
Из истории старинной техники плетения салфеток на раме. |
Журнал посещаемости |
5 |
Подготовка рамы для работы. - Натягивания нитей 1 –го слоя на гвозди в виде сетки. - Натягивания нитей 2 –го слоя на гвозди в виде сетки. |
Готовая работа |
6 |
Закрепление салфетки в местах, где будут цветы 1-го слоя. |
Готовая работа. Конкурсы |
III Раздел Лоскутная техника «Печворк» |
||
7. |
Введение. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества. Традиции лоскутного шитья России. Термины. Техника безопасности. |
Журнал посещаемости |
9 |
Основы цветовой грамоты. Цвет. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. |
Готовая работа |
10 |
Орнамент. Виды орнамента. Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника «Полоска». |
Готовая работа |
11 |
Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья. |
Отзывы родителей Готовое изделие |
VI Раздел. Изготовление изделий для выставки. |
||
12 |
Оформление изделий к выставке. |
Отзывы родителей Конкурс |
Уровень достижений каждого ученика нужно фиксировать и отслеживать динамику роста год от года, что является важным показателем развития личности.
Способы определения результативности работы по программе
Опрос
Наблюдение
Диагностика создаваемых проектов
Внешняя оценка - выставки и конкурсное движение
- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс.
- Методическая литература, художественная литература.
- Внешние: участие в конкурсах школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, проведение выставок, дизайнерство своего жилья, изготовление подарков на праздники.
Оценочные материалы
Процесс модернизации школьного образования означает и пересмотр подходов к традиционному школьному оцениванию знаний учащихся. К современным видам контроля относятся: тестовый контроль, рейтинг, портфолио и др.
Тестовый контроль
Тестирование является одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний и умений учащихся. Используя тестовый контроль, учитель имеет возможность за короткий промежуток времени получить информацию о том, достигнуты ли учебные цели в достаточной мере на отдельном периоде обучения. Тестирование выполняется, в основном, на компьютерах.
Учащимся следует объяснить, как оценивать по тому или иному критерию. Так, сложность оценивается следующим образом: если изделие соответствует требованиям программы - средняя сложность (5-6 баллов); ниже требований программы - низкая сложность (2-4 балла); выше требований программы - высокая сложность (7-10 баллов). Уровень творчества оценивается по соотношению продуктивных и репродуктивных элементов в изделии. Но нужно помнить, что деятельность учащегося является творческой, если ее результат обладает субъективной новизной, т.е. является новой только для этого учащегося.
В каждом конкретном случае нужно подходить сугубо индивидуально. В процессе выполнения надо учитывать старание ребенка, его отношение к работе, соблюдение трудовой дисциплины, самостоятельность, время, затраченное на работу, деловые и волевые качества. Обоснованность каждой оценки надо аргументировано объяснить, чтобы ученик согласился с доводами учителя. Желательно пользоваться личностным способом оценивания в сочетании с нормативным в развернутом, содержательном виде и доброжелательной форме.
Уровень достижений каждого ученика нужно фиксировать и отслеживать динамику роста год от года, что является важным показателем развития личности.
Литература
«Кружок. Вязание крючком.» Т.И. Еременко. Пособие для учителя. М. «Просвещение» 2006г.
Журнал мод «Бурда» 2007 №5, 6, 7, 10; 2008 №3, 4; 2010 №5.
Журнал «Свяжите сами. Мир женщины2 2009г.
Журнал вязание 2008г.
Журнал «Школа и производство» 2007г. №6, 2008г. №5, 7; 2009г.№12.
Популярное издание «Новый стиль. Плетение для девочек» 2008г.
7. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. Учебно-методическое пособие для учителя. - Москва. Школа-Пресс 2000.
8. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани». 5-9. Книга для учителя Москва. Просвещение 2002.
9. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать. Пособие для учителей технологии. - Воронеж 2000.
10. Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. - Москва. Мода и рукоделие 2001.
11. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж. Центрально-Черноземное книжное изд. 1994.
12. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. Книга для учителя. - Москва. Просвещение. 1983.
Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/
Использованы ресурсы: http:// www. it – n. ru/ http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=469&PN=2&TPN=1
http://museum.trecom.tomsk.ru/win/sashko/sashko.htm
Содержание
1. Программа………………………………………………………….
2. Технологические аспекты проектирования
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы…………………………………………………………2
3. Проектирование целеполагания и результативности
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы………………………………………………………………3
4. Пояснительная записка……………………………………………...3
5. Цель и задачи программы…………………………………………...3
6. Учебный план……………………………………………………….4.
7. Содержание программы …………………………………………….5
8. Планируемые результаты……………………………………………7
9. Календарный учебный график………………………………………9
10. Условия реализации программы.
Методические материалы…………………………………………….12
11. Формы аттестации …………………………………………………13
12 Оценочный материал………………………………………………..14
12. Список литературы…………………………………………………15
13 Содержание…………………………………………………………16
17