Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЛЕГОСАМ» (5 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по легоконструированию
«ЛЕГОСАМ»
По общеинтеллектуальному направлению
для обучающихся ___5___ класса
Составитель:
Учитель информатики Каморко Д.М.
п.г.т. Андра, 2020 год
Содержание:
Пояснительная записка |
3 |
Планируемы результаты освоения программы |
4 |
Основное содержание |
5 |
Тематическое планирование |
8 |
Пояснительная записка
Цель:
1.Организация занятости школьников во внеурочное время.
2.Всестороннее развитие личности учащегося:
-развитие навыков конструирования;
-развитие логического мышления;
-мотивация к изучению наук естественно-научного цикла: физики, в первую очередь, информатики (программирование и автоматизированные системы управления) и математики.
Задачи:
Ознакомление с основными принципами механики;
Ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования Перворобот LEGO WeDo;
Развитие умения работать по предложенным инструкциям;
Развитие умения творчески подходить к решению задачи;
Развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.
Срок реализации и режим занятий: общий объем учебного времени составляет 68 часов на один год обучения детей в возрасте 7-14 лет.
Учебно-методический комплект.
Программное обеспечение Перво Робот LEGO
Конструктор ПервоРобот LEGO WEDO. Комплект учебных проектов
Конструктор LEGO.Ресурсный набор Edukation WeDo
Конструктор ПервоРобот Lego Wedo
Конструктор LEGO Education Machines and Mechanisms 9689 Простые механизмы
Планируемые результаты освоения программы.
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать,применять и преобразовывать модели по схеме для решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся
определять и называть детали конструктора Лего, точно классифицировать их по форме, размеру и цвету;
определятьи называть виды конструкций (плоские, объемные);
использовать в моделях различные способы соединение деталей (неподвижное и подвижное);
самостоятельно или с помощью учителя конструировать модель по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме, по замыслу;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции модели
создавать реально действующие модели роботов;
управлять поведением роботов при помощи простейшего программирования;
применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки.
Обучающиеся получат возможность научиться
реализовывать творческий Лего-проект самостоятельно или в коллективной деятельности;
участвовать в конкурсах и соревнованиях по Легоконструированию.
Основное содержание.
1 полугодие
Раздел 1: Первые шаги. Знакомство с конструктором Лего (3 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с комплектацией и названиями деталей. Линейные и двумерные конструкции ЛЕГО.
Создание конструкции дома по заданной схеме.
Раздел 2: Зубчатые колеса. Принципиальные и основные модели (9 часов)
Трёхмерные конструкции. Зубчатая передача. Направление и скорость вращения двух зубчатых колёс одного размера. Сборка трёхмерной модели по схеме.
Классификация зубчатых колёс. Прямозубое колесо. Ведомое колесо, ведущее колесо. Сборка трёхмерной детали с зубчатыми колёсами по схеме.
Конструкции с тремя зубчатыми колёсами. Зубчатые колёса. Зубчатая передача.
Конструкция, увеличивающая скорость вращения. Конструкция с двумя зубчатыми колёсами разного размера. Подсчет передаточного числа. Создание модели миксера по заданным свойствам.
Уменьшение скорости вращения. Конструкция для уменьшения скорости вращения. Пропорция.
Творческая работа. «Велосипед для езды по горам». Создание конструкции по описанию её свойств.
Коронное зубчатое колесо. Работа крутящего момента под углом 90º. Зацепление под углом 90º. Передаточное число.
Карусель. Уменьшение / Увеличение скорости вращения.
Творческая работа. Тележка для мороженого.
Раздел 3: Колеса и оси. Принципиальные и основные модели (5 часов)
Скользящая модель. Роликовая модель. Пандус. Колёса. Трение скольжения, трение качения.
Модель с одной фиксированной осью и модель с отдельными осями. Машинки. Сравнение маневренности моделей с разными типами осей.
Урок-состязание. Машина для Деда Мороза. Гонки на машинках. Модели с одной фиксированной ось и с отдельными осями.
Создание модели по заданию свойств. Тачка. Угол наклона, скорость, трение качения, трение скольжения.
Раздел 4: Рычаги. Принципиальные и основные модели (5 часа)
Принципиальные модели. Рычаги и оси. Рычаги первого рода. Зависимость силы от длины рычага.
Творческое задание «Шлагбаум»
Рычаг «Катапульта». Рычаги первого рода. Ось вращения, груз, сила.
Раздел 5: Шкивы. Принципиальные и основные модели (9 часов)
Принципиальные модели «Шкивы». Ведомый шкив, ведущий шкив. Направление вращения. Сборка конструкции по её схеме.
Изменение направления движения. Прогнозирование направления вращения
Увеличение, уменьшение скорости вращения. Угловая скорость.
Изменение направления движения. Простой закреплённый шкив или блок.
Подъёмный кран. Создание модели по заданию свойств. Творческое задание.
Изменение скорости, направления вращения. Ведущий шкив, ведомый шкив, проскальзывание.
Раздел 6: Итоговые занятия I полугодия (3 часа)
Создание модели с использованием конструктора по собственному замыслу
2 полугодие
Раздел 7: Знакомство с ПервоРоботом WeDo (2 часа)
Составляющие части ПервоРоботом WeDo
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software):
Коммутатор LEGO® USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения;
Устойчивость LEGO моделей.
Раздел 8: Изготовление моделей (24 часа)
Изготовление модели «Танцующие птицы».
Изготовление модели «Голодный аллигатор»
Изготовление модели «Обезьянка – барабанщица»
Изготовление модели «Порхающая птица»
Изготовление модели «Рычащий лев»
Изготовление модели «Умная вертушка»
Изготовление модели «Непотопляемый парусник»
Изготовление модели «Спасение самолета»
Изготовление модели «Спасение от великана»
Изготовление модели «Вратарь»
Изготовление модели «Нападающий»
Изготовление модели «Ликующие болельщики»
Раздел 9: Проект «LEGO и сказки». Защита проектов. (8 часов)
Формы организации занятий
Для поддержания интереса к занятиям начального технического моделирования используются разнообразные формы и методы проведения занятий:
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.
Формы проведения занятий:
урок с использованием игровых технологий;
урок-игра;
урок-исследование;
творческие практикумы;
урок-испытание;
урок-презентация проектов;
урок с использованием тренинговых технологий (работа на редактирование готовой программы в соответствии с поставленной задачей).
Методы обучения:
словесные методы (лекция, объяснение);
демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, таблиц);
исследовательские методы;
работа в парах;
работа в малых группах;
проектные методы (разработка проекта по спирали творчества, моделирование, планирование деятельности)
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения рефлексивных упражнений и практических заданий. Итоговый контроль осуществляется по результатам разработки проектов. Формы подведения итогов: презентация проекта, испытание квеста, игры.
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Первые шаги. Знакомство с конструктором Лего |
3 |
2 |
Зубчатые колеса. Принципиальные и основные модели |
9 |
3 |
Колеса и оси. Принципиальные и основные модели |
5 |
4 |
Рычаги. Принципиальные и основные модели |
5 |
5 |
Шкивы. Принципиальные и основные модели |
9 |
6 |
Итоговые занятия I полугодия |
3 |
7 |
Знакомство с ПервоРоботом WeDo |
2 |
8 |
Изготовление моделей |
24 |
9 |
Проект «LEGO и сказки». Защита проектов |
8 |
|
Итого |
68 |
Положение к рабочей программе «Легосам»
Календарно- тематическое планирование
Раздел (с указанием часов) |
№ п/п |
Тема |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Первые шаги. Знакомство с конструктором Лего (3 часа) |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с комплектацией и названиями деталей. |
1.09 |
|
2 |
Линейные и двумерные конструкции ЛЕГО. |
3.09 |
|
|
3 |
Конструирование по заданным условиям. |
8.09 |
|
|
Зубчатые колеса. Принципиальные и основные модели (9 часов) |
4 |
Трёхмерные конструкции. Зубчатая передача. Направление и скорость вращения двух зубчатых колёс одного размера. Сборка трёхмерной модели по схеме. |
10.09 |
|
5 |
Классификация зубчатых колёс. Прямозубое колесо. Ведомое колесо, ведущее колесо. Сборка трёхмерной детали с зубчатыми колёсами по образцу (по схеме). |
15.09 |
|
|
6 |
Конструкции с тремя зубчатыми колёсами. Зубчатые колёса. Зубчатая передача. |
17.09 |
|
|
7 |
Конструкция, увеличивающая скорость вращения. Конструкция с двумя зубчатыми колёсами разного размера. Подсчет передаточного числа. Создание модели миксера по заданным свойствам. |
22.09 |
|
|
8 |
Уменьшение скорости вращения. Конструкция для уменьшения скорости вращения. Пропорция. |
24.09 |
|
|
9 |
Творческая работа. «Велосипед для езды по горам». Создание конструкции по описанию её свойств. |
29.09 |
|
|
10 |
Коронное зубчатое колесо. Работа крутящего момента под углом 90º. Зацепление под углом 90º. Передаточное число. |
1.10 |
|
|
11 |
Карусель. Уменьшение / Увеличение скорости вращения. |
6.10 |
|
|
12 |
Творческая работа. Тележка для мороженого. |
8.10 |
|
|
Рычаги. Принципиальные и основные модели (5 часов) |
13 |
Скользящая модель. Роликовая модель. Пандус. Колёса. Трение скольжения, трение качения. |
13.10 |
|
14 |
Модель с одной фиксированной осью и модель с отдельными осями. Машинки. Сравнение маневренности моделей с разными типами осей. |
15.10 |
|
|
15-16 |
Урок-состязание. Машина для Деда Мороза. Гонки на машинках. Модели с одной фиксированной ось и с отдельными осями. |
20.10 22.10 |
|
|
17 |
Создание модели по заданию свойств. Тачка. Угол наклона, скорость, трение качения, трение скольжения. |
03.11 |
|
|
Принципиальные и основные модели (5 часа) |
18 |
Принципиальные модели. Рычаги и оси. Рычаги первого рода. Зависимость силы от длины рычага. |
05.11 |
|
19 |
Рычаг «Катапульта». Рычаги первого рода. Ось вращения, груз, сила. |
10.11 |
|
|
20-22 |
Творческое задание «Шлагбаум» |
12.11 17.11 |
|
|
Шкивы. Принципиальные и основные модели (9 часов)
|
23 |
Принципиальные модели «Шкивы». Ведомый шкив, ведущий шкив. Направление вращения. Сборка конструкции по её схеме. |
24.11 |
|
24 |
Изменение направления движения. Прогнозирование направления вращения |
26.11 |
|
|
25 |
Увеличение, уменьшение скорости вращения. Угловая скорость. |
01.12 |
|
|
26-27 |
Изменение направления движения. Простой закреплённый шкив или блок. |
03.12 08.12 |
|
|
28-29 |
Подъёмный кран. Создание модели по заданию свойств. Творческое задание. |
10.12 15.12 |
|
|
30-31 |
Изменение скорости, направления вращения. Ведущий шкив, ведомый шкив, проскальзывание. |
17.12 22.12 |
|
|
Итоговые занятия I полугодия |
32-34 |
Создание модели с использованием конструктора по собственному замыслу
|
24.12 29.12 12.01 |
|
Знакомство с ПервоРоботом WeDo (2 часа) |
35 |
Составляющие части ПервоРоботом WeDo |
14.01 |
|
36 |
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software) Коммутатор LEGO® USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения; Устойчивость LEGO моделей. |
19.01
|
|
|
Изготовление моделей (24 часа)
|
37-38 |
Изготовление модели «Танцующие птицы». |
21.01 26.01 |
|
39-40 |
Изготовление модели «Голодный аллигатор» |
28.01 02.02 |
|
|
41-42 |
Изготовление модели «Обезьянка – барабанщица» |
04.02 09.02 |
|
|
43-44 |
Изготовление модели «Порхающая птица» |
11.02 16.02 |
|
|
45-46 |
Изготовление модели «Рычащий лев»
|
18.02 25.02 |
|
|
47-48 |
Изготовление модели «Умная вертушка» |
02.03 04.03 |
|
|
49-50 |
Изготовление модели «Непотопляемый парусник» |
09.03 11.03 |
|
|
51-52 |
Изготовление модели «Спасение самолета» |
16.03 18.03 |
|
|
53-54 |
Изготовление модели «Спасение от великана» |
23.03 01.04 |
|
|
55-56 |
Изготовление модели «Вратарь» |
06.04 08.04 |
|
|
57-58 |
Изготовление модели «Нападающий» |
13.04 15.04 |
|
|
59-60 |
Изготовление модели «Ликующие болельщики» |
20.04 22.04 |
|
|
Проект «LEGO и сказки». Защита проектов |
61-68 |
Проект «LEGO и сказки». Защита проектов
|
27.04 29.04 04.05 06.05 11.05 13.05 18.05 20.05 |
|