Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы риторики (от мысли к слову)» (5–11 классы)

5
0
Материал опубликован 31 August 2017

 

Пояснительная записка

Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Основы риторики (от мысли к слову)» разработана на основе авторской программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 Т.А. Ладыженской и Н.В. Ладыженской «Риторика» для 5-11 классов, а также и в соответствии с ООП ООО (ФК ГОС) МБОУ «СОШ №1», УП МБОУ «СОШ № 1» на 2016-2017 учебный год.

Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности шестиклассников.

Данная рабочая программа рассчитана на 17 академических часов. Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе, составляет 1 академический час в неделю.

Цели реализации программы:

- формирование коммуникативных (риторических) умений, повышение уровня общей и коммуникативной культуры обучающихся; формирование умений и навыков ведения межкультурного диалога;

- совершенствование умений и навыков риторической деятельности учащихся в разных сферах общения.

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

- воспитание культуры речевого поведения (через обучение этикетным формам обращения, речевым моделям в споре, жанрам комплимента и похвального слова);

- овладение различными видами учебно-речевой деятельности, в том числе умению

редактировать собственный текст;

- воспитание культуры речевого общения, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

- подготовка обучающихся к общению в официальной и неофициальной обстановке;

- развитие творческих способностей, общительности, импровизации.

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

1. традиционная классно-урочная;

2. игровые технологии;

3. элементы проблемного обучения;

4. технологии уровневой дифференциации.

Учебное занятие содержит следующие компоненты:

1. введение теоретических сведений практическим путем через анализ

текстов, живое общение и т. д.;

2. риторическую практику, практику общения.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных учебных действий на межпредметном уровне.

Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Вводное занятие.

Текст как продукт речевой (коммуникативной) деятельности, его признаки и особенности.


 

.

6

1

2

Типологии текстов (повествование, описание, рассуждение)

2

1

3

Жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т. д.

2

1

4

Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи

2

1

5

В чем состоит вежливость. Вежливая речь. Словесная вежливость.

2

1

6

Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

2

1

7

Слушание. Слушать и слышать. Правила для слушающего. Учимся слушать друг друга.

2

1

8

Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов.

2

1

9

Говорение. Голос. Его окраска. Громкость. Темп.

2

1

10

Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка)

2

1

11

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный).

1

1

12

Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

1

1

13

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи.

1

1

14

Этикетные средства в устной и письменной речи

1

1

15

Этикетные речевые жанры.

2

1

16

Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.

2

1

17

Описание предмета.

2

1

Итого

 

34

17

Содержание учебного курса

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность шестиклассникам познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации. Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное - повседневное); общение личное: один – один (два -три). Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Письменная речь. Способы правки текста. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная)

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В курсе риторики изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – обучающие анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые

части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Невыдуманный рассказ (о себе).

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.

Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные)

 

Личностные результаты:

- Понимание значимости владения искусством слова для успешности в

профессиональной деятельности и межличностном общении.

- Стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить

собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать.

Метапредметные результаты:

- Владение всеми видами речевой деятельности;

- Применение приобретенных коммуникативных (риторических) навыков в

повседневной жизни;

- Организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в

процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты:

- Понимание риторики как науки, обеспечивающей успешность

человека в разных сферах жизнедеятельности;

- Владение всеми видами речевой деятельности: слушание и чтение;

говорение и письмо;

- Овладение навыками составления текстов различных жанров;

- Освоение базовых понятий риторики;

- Проведение риторического анализа образца текста;

- Умение общаться в соответствии с речевой ситуацией, в том числе и

импровизировать, соблюдая при этом критерий уместности использования речевого жанра.


 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

  В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

      


 


 


 


 


 


 

Информационное обеспечение учебного курса

1. Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.

2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.

3. Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.

4. Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре

речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

5. Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка,

литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта: Наука, 1998.

6. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.

7. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

8. Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.

9. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.

10. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М.,

1979.

11. Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А. Ладыженской и

В.Н. Мещерякова./ М.: Флинта: Наука, 1998.

12. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство

«Знание», 1995

13. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе.

Самара, 1994.

14. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

15. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.

Календарно-тематическое планирование


 

Календарные сроки

Название раздела. Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Планируемые виды деятельности учащихся

ТЕКСТ КАК ПРОДУКТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

07.09

02.09

1

Вводное занятие.

Текст как продукт речевой (коммуникативной) деятельности, его признаки и особенности.


 

.

1

Беседа

Составление тезисов

Знакомство с программой курса

14.09

09.09

2

Типологии текстов (повествование, описание, рассуждение)

1

Практическое занятие

Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

Оценивать соответствие чтения заданий установке.

Работа с различными источниками информации.

21.09

16.09

3

Жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т. д.

1

Беседа

Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

28.09

23.09

4

Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи

1

Практическое занятие

Выступления с обзором подготовленной информации

05.10

30.09

5

В чем состоит вежливость. Вежливая речь. Словесная вежливость.

1

Практическое занятие

Оформление материалов Выступления с обзором подготовленной информации.

12.10

07.10

6

Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

1

Практическое занятие

Оформление и защита результатов своей работы.

19.10

14.10

7

Слушание. Слушать и слышать. Правила для слушающего. Учимся слушать друг друга.

1

Беседа

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

26.10

21.10

8

Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов.

1

Практическое занятие

Выступления с обзором подготовленной информации.

09.11

28.10

9

Говорение. Голос. Его окраска. Громкость. Темп.

1

Практическое занятие

Оформление материалов в виде диаграмм.

16.11

11.11

10

Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка)

1

Практическое занятие (групповое)

Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Оформление и защита результатов своей работы.

РЕЧЕВЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ

23.11

18.11

11

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный).

1

Беседа, практикум

Оформление записей в тетради. Выступления с обзором подготовленной информации.

30.11

25.11

12

Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

1

Практическое занятие

Работа с рисунками разной предметной направленности.

07.12

02.12

13

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи.

1

Практическое занятие

Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Оформление материалов в виде схем и рисунков.

14.12

09.12

14

Этикетные средства в устной и письменной речи

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

21.12

16.12

15

Этикетные речевые жанры.

1

Практическое занятие

Работа со схемами и рисунками разной предметной направленности.

28.12

23.12

16

Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие.

1

Практическое занятие

Оформление материалов в виде схем и рисунков.

29.12

30.12

17

Описание предмета.

1

Практическое занятие (групповое)

Оформление и защита результатов своей работы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.