Авторская программа элективного курса по русскому языку «Тайны забытых слов» (6 класс)
Ширшова Анжела Викторовна, учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей № 8
г. Тынды Амурской области
Амурская область, город Тында
Авторская программа элективного курса
по русскому языку для 6 класса
«Тайны забытых слов»
Курс направлен на развитие коммуникативной компетенции путем обогащения словарного запаса обучающихся устаревшей лексикой и предназначен для учеников 6 класса. Разработка содержит рекомендуемый список литературы, формы контроля для более успешного овладения учащимися темой «Устаревшая лексика».
Программу данного элективного курса можно предложить обучающимся любого профиля. Курс рассчитан на 12 часов, с периодичностью 1 раз в неделю.
Пояснительная записка. Создание курса с углублением знаний устаревшей лексики вызвано необходимостью развития и совершенствования речевой компетентности учащихся. Актуальность курса связана с возросшим интересом к родному языку, с возрождением традиций языковой культуры русского народа. Слова нашей лексики по времени своего появления в языке могут быть разными. Одни из них существуют давно, являются старыми. Другие выступают единицы недавнего времени, имеют ощущаемый нами оттенок свежести, осознаются по сравнению с другими словами новыми. Подавляющее большинство старых слов входит в активный словарный запас, употребляется нами часто и в силу этого старыми не осознаются. Более того, они составляют основу современной актуальной лексики, хотя она пополняется новыми словами весьма интенсивно. Вместе с тем, среди старых по времени появления слов выделяется значительная группа слов, которые употребляются редко, в определенных условиях, достаточно часто встречаются лишь в произведениях классической литературы, иначе говоря, являются устаревшими, не всегда понятными для нас.
В связи с этим в последнее время в научно-методической литературе широко обсуждается проблема, связанная с непониманием школьниками значения многих слов, активно употребляемых в классической литературе XIX века.
Словарный состав любого живого языка находится в постоянном изменении и регулярно дополняется, поэтому появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, искусства, культуры, а также устаревшие, которые помечают как неиспользуемые или малоиспользуемые в речи слова.
Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи: те, которые называют жизненно важные, необходимые понятия, веками не стареют; другие архаизируются довольно быстро, мы перестаём их употреблять, потому что исчезают сами понятия, которые этими словами обозначаются.
Смена социальных отношений, изменения в культуре (как материальной, так и духовной) приводят к смене хронотопа. Этот процесс находит свое отражение в языке, прежде всего в лексике. С течением времени становятся малопонятными слова ушедшей эпохи, увеличиваются «участки» исторического пространства, не освоенные или недостаточно освоенные нашим современником. В связи со сменой хронотопа становится актуальной проблема восприятия и понимания таких слов.
В последнее время интерес к поднятой в нем проблеме только возрос, потому как даже с хорошим кругозором некоторые обучающиеся, например, показавшие себя хорошо на трудных экзаменах по истории, английскому языку и литературе, часто сталкиваются с трудностями в богатом и многообразном мире классической литературы. Учащиеся часто не понимают как особенности описываемой эпохи, ее законы и приметы, так и отдельные слова и понятия, исчезнувшие из обихода или изменившие свой смысл и значение.
Цель данного курса – развитие коммуникативной компетенции путем обогащения словарного состава обучающихся устаревшей лексикой.
Задачи:
- изучить специфику лексики с учетом запаса;
 - способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов
 
в русском языке;
3) сформировать навыки работы с различными словарями;
4) расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся;
5) привить интерес к изучению родного языка;
6) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Учебно-тематический план курса
| 
			 № п/п  | 
			
			 
 Тема занятия  | 
			
			 Количество часов  | 
			
			 Форма контроля  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Вводный урок  | 
			
			 1  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Лексикология как наука  | 
			
			 1  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Активный и пассивный словарный состав  | 
			
			 1  | 
			
			 Интеллект-карта  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Историзмы  | 
			
			 1  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Архаизмы  | 
			
			 1  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Словари редких и забытых слов  | 
			
			 1  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Знакомство с «Иллюстрированным словарем забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков» Л. А. Глинкиной  | 
			
			 1  | 
			
			 Составление рисунков к словарным статьям  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Знакомство с книгой В. Н. Сергеева «Новые значения старых слов»  | 
			
			 1  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Устаревшая лексика в произведении А. С. Пушкина «Дубровский»  | 
			
			 2  | 
			
			 Комментарий к произведению  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Сочинение-описание картины К. Маковского «Боярышня у окна» с использованием устаревшей лексики  | 
			
			 2  | 
			
			 Итоговое сочинение  | 
		
Содержание изучаемого курса
| 
			 № п/п  | 
			
			 
 
 Наименование темы  | 
			
			 
 
 Содержание темы  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Вводный урок  | 
			
			 Знакомство с дисциплиной. Цели и задачи курса. Требования к организации процесса элективного курса. Требования к выполнению творческих работ.  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Лексикология как наука  | 
			
			 Лексикология как наука о языке. Предмет изучения лексикологии. Словарный состав языка.  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Активный и пассивный словарный состав  | 
			
			 Активный словарный состав. Пассивный словарный состав. Устаревшая лексика. Неологизмы.  | 
		
| 
			 4  | 
			
			 Историзмы  | 
			
			 Определение историзмов. Лексические и семантические историзмы. Роль историзмов в тексте.  | 
		
| 
			 5  | 
			
			 Архаизмы  | 
			
			 Определение архаизмов. Роль архаизмов в тексте.  | 
		
| 
			 6  | 
			
			 Словари редких и забытых слов 
  | 
			
			 Словарные статьи в словарях: Глинкина Л. А. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков, Елистратов В. С. Язык старой Москвы, Елистратов В. С. Язык старой Москвы: Лингвоэнциклопедический словарь, Рогожникова Р. П. Редкие слова в произведениях авторов XIX века: Словарь-справочник Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов  | 
		
| 
			 7  | 
			
			 Знакомство с «Иллюстрированным словарем забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков» Л. А. Глинкиной  | 
			
			 Оформление словарной статьи. Отличие словарной статьи устаревших лексем от оформления в толковых словарях.  | 
		
| 
			 8  | 
			
			 Знакомство с книгой В. Н. Сергеева «Новые значения старых слов»  | 
			
			 Знакомство с содержанием книги. Чтение статей. Выявление отличий в новых лексических значениях слов.  | 
		
| 
			 9  | 
			
			 Устаревшая лексика в произведении А. С. Пушкина «Дубровский»  | 
			
			 Чтение произведения А. С. Пушкина «Дубровский» Поиск в произведении устаревших слов. Распределение устаревшей лексики на историзмы и архаизмы.  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Сочинение-описание картин К. Маковского «Боярышня у окна» с использованием устаревшей лексики  | 
			
			 План написания сочинения-описания. Просмотр картины. Составление клише.  | 
		
Планируемые результаты
Предметные:
- знать опознавательные признаки устаревших слов;
 - уметь находить устаревшие слова в тексте;
 - уметь различать архаизмы и историзмы;
 - определять устаревшие слова в текстах художественных произведений;
 - определять по словарю лексическое значение устаревших слов;
 - выяснять роль устаревших слов в художественных произведениях.
 
Метапредметные:
- формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях;
 - способность извлекать информацию из различных источников;
 - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
 - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
 - умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.
 
Личностные:
- развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа;
 - воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений;
 - формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
 - развивать адекватную самооценку, устную речь.
 
Рекомендуемая литература
Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее / К. С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
Ковалевская Е. Г. История слов / Е. Г. Ковалевская. – М: Просвещение, 1968. – 144 с.
Сахарный Л. В. К тайнам мысли и слова / Л. В. Сахарный. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
Сергеев В. Н. Новые значения старых слов / В. Н. Сергеев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
Глинкина Л. А. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII-XIX веков / Л. А. Глинкина. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. – 277 с.
Елистратов В. С. Язык старой Москвы: лингвоэнциклопедический словарь / В. С. Елистратов. – М.: Русские словари, 1997. – 795 с.
Рогожникова Р. П. Редкие слова в произведениях авторов XIX века: словарь-справочник / Р. П. Рогожникова. – М.: Русские словари, 1997. – 572 с.
Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов / В. П. Сомов. – М.: Владос, 1996. – 764 с.
Баско Н. В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики / Н. В. Баско, И. В. Андреева. – АСТ-Пресс, 2018. – 448 с.
Список используемой литературы
- Рахманова Л. И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология.
 
Морфология: учебное пособие / Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 480 с.