12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ларина Екатерина Михайловна705
Россия, Рязанская обл., р.п. Ухолово
2

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология души»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ухоловская средняя школа Рязанской области

 

Рассмотрено на заседании

методического совета школы

(протокол № 01 от 25.08.2017 года)

 

Утверждено приказом

директора школы

от 26.08.2017 года № 110

Рабочая программа внеурочной деятельности

для 6а класса на 2017-2018 учебный год

«Экология души»

Составитель: Е. М. Ларина,

Классный руководитель 6а класса

Ухолово

2017

Пояснительная записка


 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка (прежде всего к разным видам искусства – изобразительного, музыкального, хореографического), развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный эффект.
Учащиеся, которые посещают кружки и секции, прекрасно адаптируются в среде сверстников, глубже изучают материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, художественные, хореографические, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии школьников среднего звена.

Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

Программа «Экология души» разработана для занятий с учащимися 5-6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник, «круглые столы».

Программа внеурочной деятельности социального направления в 5-6 классах разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Приказ об утверждении ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2016 года №1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2016 года №19644).
2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2015 № 03296).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2016 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2016 № МД1552/03).

Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

Познавательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  • формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;

    организация информационной поддержки учащихся;

    предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;

    совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.

    воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;

    воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;

    воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам,  здоровый образ жизни.

    формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

    создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

    развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;

    развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Экология души» позволит сформировать у обучающихся   следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные:

формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;

формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.

развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;

активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, страны.

Регулятивные:

адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;

сличать собственные действия с заданным эталоном;

планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.


 


 


 


 

Содержание тем курса 6 класса (34 часа).

Тема 1: Ухолово - мой родной посёлок.

Маршрут по местам исторической и боевой славы Ухолова. Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок». Викторина «Знаю ли я свой посёлок?»

Тема 2: Мы – шестиклассники

Час знакомства. Каким я представляю свой класс год назад, сегодня, через год.

Тема 3: Правила на всю жизнь.

Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.

Тема 4: Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки.

День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. (Выставка семейных фотографий и конкурс рассказов, посвященные дню пожилого человека).

Тема 5: Мои таланты и увлечения

Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Представление музыкальных и танцевальных номеров. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»

Тема 6: Символы России

Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».

Тема 7: Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни.

Тема 8: Действия в случае возникновения ЧС.

Природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС, экологические ЧС. Конкурс «Опасная ситуация».

Тема 9: Единством славится Россия

История праздника «День народного единства». Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?

Тема 10: Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».

Тема 11: Мама- это слово святое.

День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).

Тема 12: Историческая хроника. Битва под Москвой.

“Запомните: От этого порога
В лавине дыма, крови и невзгод,
Здесь в сорок первом началась дорога
В победоносный Сорок пятый год.”

Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место — историческая хроника. Победа русских войск под Москвой - коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.

Тема 13: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»

Политинформация. Представление обсуждение основных мировых новостей и событий, происходящих в России.

Тема 14: Зимняя фантазия – зимняя тематика в живописи и поэзии.

Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах.

Тема 15: На пороге Новый год.

Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.

Тема 16: Быть воспитанным - что это значит?

Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.

Тема 17: Мы в ответе за нашу планету.

Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Экологические проблемы Одинцово. Вторая жизнь мусора.

Тема 18: Нравственные ценности жизни.

Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).

Тема 19: Компьютер в жизни школьника.

Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».

Тема 20: Друг – это тот, кто всегда рядом.

Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».

Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!

История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Названия дней на масленичной неделе. Делимся рецептами блинов.

Тема 22: Сыны Отечества!

Тематический устный журнал «России верные сыны». Поздравление пап, дедушек, мальчиков

Тема 23: Праздник Солнца.

«Мы гордимся Вами…» (Образ русской женщины в литературе), поздравление мам, бабушек, девочек

Тема 24: История улиц моего посёлка

Исторические сведения, достопримечательности улиц нашего посёлка. Чьи имена носят улицы посёлка?

Тема 25: Круглый стол «Речь и этикет».

В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.

Тема 26: Моя любимая школа!

Школа – наш второй дом. Конкурс детских стихов и сочинений о школе. Викторина: «Я знаю о школе все»

Тема 27: Птицы - наши друзья (1 апреля – День птиц)

Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Фотовыставка и выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»

Тема 28: День космонавтики.

Первый человек в космосе. Викторина, посвященная Дню космонавтики

Тема 29: Земля - наш общий дом.

Экологическая игра: «Загадки природы»

 

Тема 30: «В вихре танца».

История танца. Танцевальные стили и направления. Знаменитые танцоры. Танец – красота тела и души.

Тема 31: Строки, опаленные войной

Классный час, посвященный 70-летию победы в ВОВ. Стихи, песни, фильмы о войне. Рассказы о детях военного времени. Встреча с ветеранами. Поздравление ветеранов ВОВ. Возложение цветов к Вечному огню.

Тема 32: Моя семья.

Классный час, посвященный Международному Дню семьи (15 мая). Рассказываем о своей семье, о семейных праздниках и традициях. Моя семья в фотографиях, рисунках, презентациях.

 

Тема 33: «Поляна народных игрищ».

История русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Викторины, конкурсы, игры.

Тема 34: Год прошел, мы повзрослели

Подведение итогов учебного года. Награждение победителей конкурсов. Благодарственные письма родителям и учащимся, активно участвовавшим в жизни класса и школы.

Календарно – тематическое планирование 6 класс (34 часа)

Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Ухолово - посёлок мой родной.

Совершают пеший поход по местам исторической и боевой славы, формулируют и задают вопросы, делятся впечатлениями. Конкурс рисунков «Мой любимый посёлок». Викторина «Знаю ли я свой посёлок?»

8.09

8.09

2

Мы - шестиклассники

Рассказывают о своем классе, выбирают актив класса, аргументируют свое мнение, анализируют прошедший учебный год и формулируют цели на текущий учебный год. Обсуждают и принимают устав класса.

15.09

15.09

3

Правила на всю жизнь.

Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД.

22.09

22.09

4

Наши бабушки, бабулечки, бабуленьки. Наши дедушки, дедулечки, дедуленьки.

Представляют семейные фотографии, готовят устный рассказ или презентацию о бабушках и дедушках, приводят примеры литературных произведений о мудрости пожилых людей, об уважительном к ним отношении.

29.09

29.09

5

Мои таланты и увлечения

Рассказывают о своих хобби и увлечениях, представляют фотографии, рисунки, поделки, характеризующие увлечения учащихся. Создают рекламу своему хобби с целью привлечь единомышленников.

6.10

6.10

6

Символы России

Знакомятся с историей государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость. Участвуют в викторине: «Символика России»

13.10

13.10

7

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках.

20.10

20.10

8

Действия в случае возникновения ЧС.

Готовят устные или письменные сообщение о крупных пожарах и причинах их возникновения. Приводят примеры причин, приводящих к пожарам. Формулируют памятку о правилах поведения и первой помощи пострадавшим при пожаре.

27.10

27.10

9

Единством славится Россия

Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника».

10.11

10.11

10

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Знакомятся с текстом конвенции, цитируют статьи, которые заинтересовали. Объясняют собственное понимание смысла статей конвенции. Приводят примеры из литературных произведений, в которых присутствует тема прав и обязанностей литературных героев. Формулируют и корректируют список своих обязанностей.

17.11

17.11

11

Мама- это слово святое.

Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам.

24.11

24.11

12

Историческая хроника. Битва под Москвой.

Выполняют поиск информации о битве под Москвой и ее значении в ходе второй мировой войны. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства.

1.12

1.12

13

Что происходит в стране и в мире

Обсуждают политические события, произошедшие в России и в мире за первое полугодие учебного года. Анализируют причины и последствия событий, высказывают собственное отношение.

8.12

8.12

14

Зимняя фантазия – зимняя тематика в живописи и поэзии.

.

Читают стихи и отрывки из художественных произведений про зиму. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков на зимнюю тематику. Представляют свои работы. Пишут короткое сочинение: «Я люблю зиму за...»

15.12

15.12

15

На пороге Новый год.

Проводят генеральную уборку в классе. Украшают класс к новогоднему празднику. Готовят сообщения и презентации о новогодних традициях народов мира. Демонстрируют танцевальные и вокальные праздничные номера, оформляют новогодние открытки — пожелания для друзей и членов семьи.

22.12

22.12

16

Быть воспитанным - что это значит?

Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с этикетом в гостях, транспорте, в театре, на работе. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. Составляют памятку о правилах этикета в различных ситуациях.

29.12

29.12

17

Мы в ответе за нашу планету.

Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку города Одинцово. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств.

12.01

12.01

18

Нравственные ценности жизни.

Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным.

19.01

19.01

19

Компьютер в жизни школьника.

Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. Моделируют ситуацию: чего лишилось бы человечество, если бы не было книг. Приводят свои аргументы на тему: «Хорошая книга воспитывает в человеке...»

26.01

26.01

20

Друг – это тот, кто всегда рядом.

Дискутируют на тему: «Нужны ли человеку друзья?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации: как поступают и не поступают настоящие друзья. Составляют и представляют словесный портрет своего друга/ подруги.

2.02

2.02

21

Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!

Знакомятся с информацией об истоках, традициях и значении Масленицы на Руси. Участвуют в игровых конкурсах, связанных с масленичными традициями. Делятся домашними рецептами блинов.

9.02

9.02

22

Сыны Отечества!

Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. Девочки оформляют поздравительные открытки для мальчиков.

16.02

16.02

23

Праздник Солнца.

Выпускают стенгазету к празднику 8 марта. Работают в группах. Готовят праздничные номера для учителей, мам, бабушек. Читают стихи о весне. Мальчики оформляют поздравительные открытки для девочек.

2.03

2.03

24

История улиц моего посёлка

Готовят и защищают проектные работы, посвященные улицам посёлка Ухолово: их истории, достопримечательностям, названиям.

9.03

9.03

25

Круглый стол «Речь и этикет».

Отвечают на вопросы: «В чем ценность общения»? «Нужно ли общение человеку»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения.

16.03

16.03

26

Мой любимая Школа!

Готовят сообщения, стихи, песни, осуществляют поиск информации об истории Школы. Участвую в викторине, посвященной школе.

23.03

23.03

27

Птицы - наши друзья

(1 апреля – День птиц).

Готовят сообщения о птицах, их повадках и поведении. Рассуждают о роли птиц в природе и жизни человека. Вместе с родителями мастерят и вешают скворечники. Организут выставку фотографий и рисунков о жизни птиц.

6.04

6.04

28

День космонавтики.

Осуществляют поиск информации, работают в командах, отвечают на вопросы викторины, посвященной Дню космонавтики, аргументируют свои ответы.

13.04

13.04

29

Земля - наш общий дом.

Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение.

20.04

20.04

30

«В вихре танца».

Осуществляют поиск информации об истории танца и о выдающихся танцорах. Называют танцевальные стили и жанры. Представляют танцевальные номера. Участвуют в дискуссии: «Танец — красота тела и души».

27.04

27.04

31

Строки, опаленные войной

Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Поздравляют ветеранов ВОВ. Возлагают цветы к Вечному Огню.

4.05

4.05

32

Моя семья.

Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». Собирают игрушки, книги, средства гигиены для воспитанников детского дома.

11.05

11.05

33

«Поляна народных игрищ».

Изучают историю русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Организуют и участвуют в викторинах, конкурсах, играх.

18.05

18.05

34

Год прошел, мы повзрослели

Подводят итоги прошедшего учебного года, анализируют успехи и неудачи. Принимают поздравления и похвальные листы за свои достижения в учебном году. Обсуждают планы на следующий учебный год.

25.05

25.05

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.